Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 00:15, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – определение роли организационного климата на предприятии, важности управления им, и анализ влияния организационного климата на развитие организации в целом.
Поставленная цель реализуется решением следующих задач:
• Проанализировать литературу по проблемам организационного климата;
• Исследовать понятие организационного климата в организации;
• Рассмотреть сущность организационного климата, его составляющие компоненты и классификации;
Введение 3
1 Понятие организационного климата 6
2 Управление организационным климатом 20
Заключение 29
Глоссарий 31
Список использованной литературы: 34
Приложение 1 36
Приложение 2 37
Приложение 3 38
Организационный климат – это целостная социально-психологическая обстановка в организации, которая создается на основе объективных и субъективных взаимосвязей между членами коллектива и отражает реальную ситуацию трудовой деятельности и характер взаимосвязей между сотрудниками организации.
Кроме того, чтобы более полно раскрыть определение организационного климата были рассмотрены основные факторы, влияющие на социально-психологическую обстановку в организации.
Таким образом, можно
сделать вывод о том, что организационный
климат тесно взаимосвязан с организацией,
и чтобы достичь наиболее высокой
эффективности предприятия
Говоря о социально-психологическом климате, необходимо учитывать, что речь идет об относительно устойчивой системе отношений, сложившейся в течение определенного времени, но имеющей возможность изменения и развития. О проблемах управления организационным климатом, его изменениях и взаимосвязях с организацией более подробно речь пойдет в следующей главе.
Как уже говорилось в предыдущей главе, организационный климат является одной из важнейших составляющих организации. От него зависит, прежде всего, её эффективность и успех. Ведь единство организации проявляется именно в присутствии организационного климата как общего ощущения единства и взаимопонимания. Неблагоприятный социально-психологический климат часто является следствием социальной некомпетентности руководителя, либо существования в группе неформального лидера, дезориентирующего работников, и разрушающего единство. [16]
Часто перед руководителями организации встает вопрос: можно ли управлять организационным климатом? Стиль управления организацией всегда сильно влияет на корпоративную культуру, что сказывается на социально-психологическом климате. Также и наоборот, организационный климат влияет на корпоративную культуру, а вот влияние на управление организацией может оказаться нарушено. Примеры таких ситуаций связаны с тем, что руководство декларирует высокие идеи, но на практике не поддерживает их, часто не предоставляет обратной связи. В таких ситуациях возможен кризис доверия к руководству. Также возникает ситуация, когда сотрудники начинают увольняться из-за «плохих отношений на работе», «некомфортной обстановки». Это – признаки нарушений в организационном климате. [7] Цель руководителя пытаться устранить эти нарушения, постоянно стараться сделать организационный климат как можно более благоприятным и творческим для своих работников.
Для развития организации всегда очень важны творчество и инновации, позволяющие занимать организации лидирующее место на рынке товаров и услуг, быть достойным конкурентом. Руководитель организации должен понимать, что здесь организационный климат будет играть одну из доминирующих ролей, ведь развитие и эффективное использование творческого и инновационного потенциала компании невозможны без создания соответствующих социально-психологических, организационных и экономических условий. Успех многих известных компаний связан с осуществляемой ими стратегией «непрерывного творчества», когда стимулируются и культивируются не только «серьезные», но и любые «интересные» идеи. Именно такие идеи, по мнению руководителей ведущих компаний, являются основным ресурсом конкурентоспособности. [4]
Так, например, поступившая к рабочим информация о вознаграждении инновационных идей, наличии спонсоров, готовых поддерживать эти идеи, и поддержка руководством инноваций создадут благоприятное организационно-психологическое поле для взращивания творческих новаторских идей и успешного формирования адхократической организационной культуры – культуры инноваций и творчества.
Для дальнейшего улучшения и развития такого творческого благоприятного организационного климата можно предложить следующие меры:
1. Поддержка управляющими
новых продуктивных идей. При
этом неудачи не рассматриваютс
2. Постоянное апробирование предлагаемых идей, экспериментирование. Оно необходимо, поскольку создание новых видов продуктов и услуг происходит не одномоментно, а является результатом серии проб и ошибок. Поэтому в организации необходимо создать атмосферу терпимости к ошибкам и неудачам;
3. Организационные гарантии возможности свободного творческого решения проблем, не стесненного ведомственными барьерами, т.е. инициаторы инноваций должны быть уверены в возможности творить, не огладываясь на так называемые сферы интересов тех или иных подразделений организации;
4. Наличие у фирмы
достаточных людских и
5. Непрерывное формирование малых междисциплинарных рабочих групп (или команд), «взламывающих» своими инициативами традиционные, часто закосневшие корпоративные структуры. В таких группах царит неформальная атмосфера, непринужденная обстановка;
6. Понимание, что новаторство,
творчество нельзя насадить
7. Справедливое вознаграждение новаторских усилий;
8. Наличие людей, сторонников, спонсоров, не только поддерживающих новаторов, но и гибко подходящих к вопросам выдвижения новых целей и ориентиров;
9. Полное принятие
и поддержка высшим
Чтобы организация эффективнее функционировала необходимо проводить диагностику организационного климата на предприятии: