Организация государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
Условия и порядок прохождения государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации существенным образом отличаются от условий службы в иных государственных органах.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Министерство внутренних дел Российской Федерации как объект исследования……………………………………………………………………..5
1.1. Основные задачи Министерства внутренних дел………………………..5
1.2. Структура центрального аппарата Министерства внутренних дел…….8
Глава 2. Организация государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации ……………………………………………………..…..10
2.1. Правовое регулирование и принципы службы в органах внутренних……………………………………………………………………….10
2.2. Права и обязанности сотрудника органов внутренних дел…………….17
2.3.Требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел………………………………………………………………………………..21
2.4. Условия прохождения службы в полиции…………………………..….22
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………….....29

Файлы: 1 файл

Особенности службы в органах МВД.docx

— 101.86 Кб (Скачать файл)

Принципы службы в органах внутренних дел

Принципы государственной службы в ОВД обусловлены существованием принципов функционирования государства, органов внутренних дел и государственного управления. Принципы государственной службы в ОВД, являясь научной категорией, отражают наиболее существенные стороны организации и функционирования не только самой государственной службы в ОВД, но и системы органов внутренних дел, определяют содержание сложных взаимоотношений внутри системы.

При классификации принципов государственной службы в ОВД целесообразно, как и при изучении принципов государственного управления, выделить конституционные и организационные принципы. Конституционные принципы обусловлены Конституцией РФ и конкретизируются в соответствующих законодательных актах. Организационные принципы отражают механизм построения и функционирования органов внутренних дел, аппарата ОВД и его подразделений, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной административной деятельности в ОВД. Конституционные принципы государственной службы в ОВД можно различать и по их нормативному закреплению (по источникам правового регулирования). В этом случае они устанавливаются конституционно-правовыми нормами и являются конституционно-правовыми основами государственной службы в ОВД.

Конституционные принципы государственной службы в ОВД

В юридической литературе справедливо отмечается, что конституционные принципы должны составлять основу государственной службы. Они включают в себя: во-первых, политические принципы (например, права и свободы граждан, разделение властей, федерализм), во-вторых, принципы управления, интегрирующие в себе сплав науки, интеллекта, опыта и искусства и эффективного воздействия на субъектно-объектные отношения (например, публичность), в-третьих, принципы, определяющие структуру правовых явлений, правовых норм, задающих права и обязанности государственных служащих и самого государства (например, законность).

Основными из этих принципов обычно называют следующие:

Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями является основополагающим при исполнении сотрудниками ОВД должностных обязанностей и обеспечении их прав.

Принцип законности означает, что организация и деятельность аппарата ОВД регулируется правовыми нормами и осуществляется в целях реализации предписаний закона при неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан, прав и законных интересов всех участников управленческих отношений. 

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью. Обладание правами и свободами обеспечивает индивиду возможность быть самостоятельным субъектом, способным самоутверждаться в качестве достойного члена общества.

Принцип равного доступа к государственной службе в ОВД означает равное право гражданина на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, без какой-либо дискриминации.2

Особенности прохождения службы в органах внутренних дел

Служба в органах внутренних дел имеет свою специфику, определяемую задачами, которые они выполняют в процессе осуществления своей деятельности.

Прохождение службы в органах внутренних дел включает прием на службу, перемещение по службе, присвоения специальных званий, условия службы, прекращение службы и т.д.

Все сотрудники, состоящие в кадрах органов внутренних дел, делятся на составы и им присваиваются соответствующие специальные звания:

1. Рядовой состав: рядовой  полиции, рядовой внутренней службы, рядовой юстиции.

2. Младший начальствующий  состав: младший сержант, сержант, старший сержант, старшина, прапорщик, старший прапорщик полиции, внутренней службы, юстиции;

3. Средний начальствующий  состав: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан полиции, внутренней службы, юстиции;

4. Старший начальствующий  состав: майор, подполковник, полковник полиции, внутренней службы, юстиции.

5. Высший начальствующий  состав: генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник полиции, внутренней службы, юстиции.3

При приеме на службу в органы внутренних дел должен соблюдаться ряд условий и требований. Прежде всего на службу принимаются в добровольном порядке граждане Российской федерации в возрасте от 18 до 40 лет (в полицию — до 35 лет). При этом для поступления на службу не является препятствием национальность, пол, социальное происхождение, имущественное и должностное положение, отношение к религии, убеждения, принадлежность к общественным объединениям.

Однако должно учитываться такое требование, как: способность по деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на сотрудников служебные обязанности.

Положение предусматривает ряд ограничений в приеме на службу. К ним относятся: возраст гражданина, состояние его здоровья, признание в силу решения суда гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, наличие имевшийся или имеющейся судимости. Запрещено также прохождение службы в одном органе внутренних дел сотрудников, состоящих между собой в близком родстве или свойстве, если их работа связана либо с непосредственной подчиненностью, либо подконтрольностью одного из них другому.

Прием на службу осуществляется путем заключения контракта между гражданином и соответствующим начальником органа внутренних дел, на основе которого последний издает приказ о приеме на службу.

Прием на службу может сопровождаться установлением испытательного срока для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, продолжительность которого колеблется от трех месяцев до одного года.

Поступая на службу сотрудники принимают Присягу, которая является клятвой на верность служения народу и государству. Учитывая важность Присяги, ее текст был утвержден постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года. 
Одним из требований службы в органах внутренних дел является то, что их сотрудникам запрещается работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях (независимо от форм собственности), не входящих в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации; запрещается заниматься предпринимательской деятельность, за исключением творческой, научной и преподавательской работы. Такое требование обусловлено особенностью службы в органах внутренних дел и преследует цель, суть которой состоит в том, чтобы сотрудники были независимы от должностных лиц данных предприятий, учреждений, организаций при исполнении своих служебных обязанностей и не использовали в связи с этим свое служебное положение в корыстных целях.

Большое значение в формировании высокопрофессионального личного состава органов внутренних дел является аттестация их сотрудников. В процессе ее проведения определяется служебное соответствие каждого сотрудника предъявляемым законом к нему требованиям. Если сотрудник при поступлении на службу заключил контракт на определенный срок, то аттестация проводится при его продлении. При заключении контрактов на неопределенный срок аттестация проводится через каждые пять лет. Аттестация проводится также при переводе на вышестоящую должность, при перемещении на нижестоящую должность, в другую службу или подразделение, а также при увольнении сотрудника по служебному несоответствию, за грубое нарушение или систематическое нарушение дисциплины, за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел.

Служба в органах внутренних дел предполагает присвоение специальных званий. Они присваиваются персонально сотрудникам с учетом их квалификации, образования, отношения к служебным обязанностям, с учетом выслуги лет и занимаемой должности. Специальные звания присваиваются последовательно, одно за другим, что позволяет их подразделить на первые и очередные. Порядок и условия присвоения первых и очередных званий установлены Положением о службе в органах внутренних дел.

Специфика задач, стоящих перед органами внутренних дел, предполагает высокую степень их организованности, дисциплинированности и ответственности в выполнении сотрудниками своих обязанностей. Соблюдение этих требований должно объективно сказываться и на эффективности работы органов внутренних дел.

Сохранение и укрепление высокой служебной дисциплины достигается в процессе воспитательной работы с кадрами, организации переподготовки сотрудников, позволяющей повышать и совершенствовать их профессионализм. Важную роль при этом играют меры поощрения и взыскания, применяемые к сотрудникам.

Меры поощрения применяются к сотрудникам за добросовестное выполнение ими своих служебных обязанностей и за успехи, достигнутые по службе. К ним относятся: объявление благодарности, денежная премия, награждение ценным подарком, Почетной грамотой, нагрудным знаком, именным оружием, государственными наградами и др.

За нарушение служебной дисциплины на сотрудников налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, снижение в специальном звании на одну ступень, лишение нагрудного знака, увольнение.

Для сотрудников органов внутренних дел определен предельный возраст пребывания на службе, который связан с соответствующим специальным званием. Для рядового и младшего начальствующего состава, а также начальствующего состава от младшего лейтенанта до подполковника, предельный возраст установлен в 45 лет, для полковников — в 50 лет, для генерал-майора и генерал-лейтенанта — в 55 лет, генерал-полковника — в 60 лет. Вместе с тем, Положением предусмотрены случаи, когда сотрудники могут служить свыше установленного срока.

Прохождение службы может прекратиться по различным основаниям. Основаниями для прекращения службы являются: увольнение сотрудника; прекращение им гражданства Российской Федерации; признание сотрудника в установленном порядке безвестно отсутствующим; смерть (гибель) сотрудника.

Увольнение сотрудника осуществляется по следующим причинам и основаниям: по собственному желанию; по достижении предельного возраста; по выслуге лет, дающей право на пенсию; нарушение условий контракта; по сокращению штатов; по болезни; по ограниченному состоянию здоровья; по служебному несоответствию; за грубое нарушение либо систематическое нарушение дисциплины; за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника; в связи с осуждением судом за преступление.

В случае несогласия сотрудника с решением об увольнении его из органов внутренних дел он имеет право на обжалование такого решения. Положением предусмотрен административный и судебный порядок обжалования решения об увольнении.

 

2.2. Права и обязанности сотрудника органов внутренних дел

Правовое положение сотрудников органов внутренних дел есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности этих лиц, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.     

Анализ Конституции РФ, законов и иных нормативных актов, регулирующих деятельность персонала системы ОВД, позволяет выделить общие служебные обязанности и права сотрудника; конкретные права сотрудника.4

Общие служебные обязанности сотрудника ОВД

Сотрудник ОВД выполняет обязанности и пользуется правами в пределах своей компетенции по занимаемой должности в соответствии с действующими нормативными актами, присягой, контрактом.

Служебные обязанности по каждой должностной категории разрабатываются непосредственными начальниками и утверждаются соответствующими прямыми начальниками ОВД.

Ответственность за своевременное и полное доведение до сотрудников их прав и обязанностей возлагается на непосредственных начальников.

Сотрудник ОВД в своей служебной деятельности руководствуется требованиями законов и не может быть ограничен решениям политических партий, общественных объединений и массовых общественных движений, преследующих политические цели.

Права сотрудника ОВД

Ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критериями и показателями оценки качества работы, условиями продвижения по службе, а также получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей.

Посещение в установленном порядке предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в случае необходимости в порядке, определяемом действующим законодательством - жилых и иных помещений граждан.

Принятие решений, участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями, внесение предложений по совершенствованию службы в любые инстанции РФ.

Продвижение по службе, участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности, переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации.

Ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело в порядке, определенном МВД России, а также приобщение к личному делу своих объяснений.

Проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих честь и достоинство сотрудника; объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов.

Сотрудник вправе обратиться в вышестоящие ОВД или в суд для разрешения споров, связанных со службой в ОВД, в т.ч. по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, прохождения службы, реализации прав сотрудника, перемещения по службе либо на службу в другую местность, дисциплинарной ответственности сотрудника, его правовой и социальной защиты, увольнения со службы в ОВД.

Информация о работе Организация государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации