Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 14:20, курсовая работа
Используя предложенную преподавателем литературу и другие источники информации, практически закрепить полученные на занятиях навыки по организации торговых процессов на примере конкретного предприятия розничной торговли.
При этом будут решены следующие задачи:
- Определение теоретических аспектов организации торговых процессов на магазинах розничной торговли
- проанализировать схему технологического процесса обслуживания (методом самообслуживания покупателей);
- рассмотреть возможные пути совершенствования торгового обслуживания покупателей.
Объектом исследования выбран магазин «Инта» (в дальнейшем по тексту работы - предприятие, магазин самообслуживания), занимающийся продажей продовольственных и сопутствующих товаров населению пгт Афанасьево.
Введение
Значение метода продажи
Торгово-технологический процесс в магазине
Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров в магазине
Организация и технология хранения подготовки товаров к продаже
Размещение и выкладка товаров в торговом зале
Особенности метода самообслуживания
Организация и технология продаж методом самообслуживания в магазине «Инта»
Организационно - экономическая характеристика
Организация и технология продажи группы товаров методом самообслуживания в магазине
Расчет показателей
Выводы и предложения
Список используемой литературы
Для оснащения магазинов используются кассовые аппараты, позволяющие вести не только расчеты с покупателями, изучать покупательский спрос, учитывать число покупателей, но и обрабатывать магнитные карты.
Расчеты с покупателями осуществляется путем приема денег непосредственно продавцом или кассиром и одновременного учета поступившей суммы с помощью кассовой машины. Контрольно-кассовые машины обеспечивают наглядность, простоту и правильность расчета, контроль за ведением расчетно-кассовых операций, точность учета денежных поступлений. При этом значительно ускоряется процесс расчетов с покупателями.
Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций и оказании услуг продавцы и кассиры проводят с применением кассовых аппаратов. Все применяемые кассовые аппараты зарегистрированы в государственной налоговой инспекции, как и книги кассира-операциониста. Приходные кассовые ордера при использовании их для приема денежных средств за реализованную продукцию (товары, работы, услуги) перед применением зарегистрированы в налоговых органах, после чего они учитываются как бланки строгой отчетности. Они пронумерованы, прошнурованы и опечатаны сургучной печатью или же на концы шпагата наклеивается плотный четырехугольник и по его углам поставлена чернильная печать, а на последней странице написано прописью количество листов и ставятся подписи директора и главного бухгалтера. Каждый лист книги складывается пополам и под копировальную бумагу записи ведутся в двух экземплярах - первый остается в книге, а второй отрывается и передается в бухгалтерию в качестве кассового отчета со всеми документами.
Исправления в кассовой книге оговорены («Исправлено») и подписаны кассиром и бухгалтером. Ежедневно в кассовой книге подсчитываются обороты за день и остаток денег на конец дня.
Проанализировала наличие и правильность заполнения сертификатов или деклараций соответствия на товары, подлежащие обязательной сертификации или декларированию соответствия, а также удостоверение качества. Приложила по возможности копии сертификатов, деклараций на 2-3 наименования товара. Установила наличие сертификатов добровольной сертификации на пищевые продукты.
Санитарное состояние предприятия торговли соответствует установленным нормам и правилам. Все помещения содержаться в чистоте, для чего производится ежедневная тщательная их уборка. Для проведения текущей уборки используется, в первую очередь, время обеденного перерыва. По окончании работы магазина все помещения оставляться только в полном санитарном порядке. Во время исполнения своих служебных обязанностей работники опрятно одеты, соблюдают правила личной гигиены, содержат рабочие места, торговое оборудование, инвентарь и санитарную одежду в чистоте, предохраняют товары от загрязнения и порчи. Работникам запрещается находиться на рабочих местах без санитарной одежды, фирменных головных уборов.
Важным дополнением торгово-технологического оборудования магазинов является торговый инвентарь, к которому относятся различные инструменты, приборы, приспособления, устройства, применяемые для показа и обработки товаров в процессе обслуживания покупателей, а также для различных вспомогательных и хозяйственных операций. Рациональное использование инвентаря способствует:
* ускорению торгово-оперативного процесса;
* повышению культуры обслуживания покупателей;
* улучшению условий труда торговых работников;
* сокращению издержек обращения и др.
3.2 ОГРАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДАЖИ ГРУППЫ ТОВАРОВ МЕТОДОМ САМООБСЛУЖИВАНИЯ В МАГАЗИНЕ
Продажа товаров на основе самообслуживания - один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца. Оплата за отобранные товары осуществляется в контрольно-кассовом узле расчета магазина. При самообслуживании изменяются технологическая планировка торгового зала и других помещений магазина, организация материальной ответственности, товароснабжение, а также функции работников магазина. Этот метод применяется при продаже большинства продовольственных и непродовольственных товаров. Товары, требующие нарезки, упаковки и т.д., продают в магазинах самообслуживания через прилавок индивидуального обслуживания. В магазинах самообслуживания функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Торговый персонал должен обеспечивать строгое соблюдение установленных правил торговли. Так, не разрешается требовать от покупателей, входящих в торговый зал магазина самообслуживания, предъявления приобретенных ими в других магазинах товаров, ставить на них штампы или какие-либо отметки, а также обязывать оставлять личные вещи. При желании покупатель может оставить у входа в торговый зал хозяйственную сумку, портфель и т.д., при этом магазин обязан обеспечить их сохранность. Отобранные товары покупатели укладывают в инвентарную корзину или тележку и доставляют в контрольно-кассовый узел. Здесь происходит расчет как за товары, отобранные покупателем, так и за товары, отпущенные ему через прилавок обслуживания (в магазинах, где не все товары продают по методу самообслуживания). В контрольно - кассовом узле покупателю вручают кассовые чеки, служащие подтверждением правильности расчетов, и, в случае необходимости, основанием для обмена товаров. Запрещено устраивать двойной контроль при расчетах с покупателями. Администрация магазина имеет право проводить лишь выборочную проверку правильности оплаты и контролировать работу кассира.
Перед продажей товара проверяют с накладной наименование товара а так же его количество, сортировку товара по градациям. Формирование необходимого количества товаров, предназначенного для продажи покупателям, производится путем его фасования и упаковывания либо разупаковывания, а именно придание привлекательного внешнего вида, а также удобных для покупателей уже фасованного товара. Если товарная партия представляет собой смесь сортов, То ее разбраковывают по сортам. Сортировка одна из важнейших операций товарной обработки. Моют товары от поверхностного загрязнения, тем самым улучшается товарный вид и безопасность товаров. Мойку заменяют сухой очисткой или протиранием тряпками. Фасовка осуществляется путем разрезания или отделения товаров необходимой массы или длины с последующим их измерением (взвешивание, отмеривание). Фасованные товары упаковывают в потребительскую тару или упаковочные материалы и чаще всего маркируют путем наклеивания этикетки с указанием наименования товара и продавца, массы (или длины) фасовки, цены. Рабочее место продавца всегда готово, наличие необходимого запаса товаров, весы в порядке, упаковочный материал подготовлен. Место продавца находится в надлежащем порядке. Осуществление выкладки товаров проводится за 20 минут до открытия магазина, либо в свободное время продавцов.
3.3 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
Расчет торговой площади.
Отношение торговой площади к общей: K= Sm / Sо,
где Sm - торговая площадь; Sо - общая площадь.
Этот коэффициент показывает, какую часть общей площади магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь здания магазина.
Общая площадь магазина «Инта» составляет 160 м2, из них 130 м2 - торговая площадь. Находим коэффициент соотношения торговой площади к общей площади магазина:
К = 130/160 ≈ 0,8 %
Следовательно, торговая площадь магазина составляет 80% общей площади, а неторговая площадь - 20%. На основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется эффективно, так как значительная ее часть предназначена для обслуживания покупателей, а не для выполнения функций складского звена.
Показатель рациональности расстановки оборудования (эффективности использования торговой площади) - установочный коэффициент (К), который показывает отношение площади, занятой торговым оборудованием (установочная площадь), к общей площади торгового зала:
Kуст. = SТ.ОБ. / SТ.З,
где SТ.ОБ - площадь, занятая торговым оборудованием; SТ.З. - общая площадь торгового зала. Оптимальное значение этого коэффициента должно составлять 0,3-0,75.
В магазине установочная площадь различных видов торгового оборудования (стационарного, немеханического, контейнеров, холодильников и др.) - 180 м2. Находим установочный коэффициент:
Куст = 40/160 = 0,25%.
Следовательно, 25% торговой площади, занято установленным торговым оборудованием, а 75% торговой площади - это проходы для покупателей и продавцов, размещения мест дополнительного обслуживания покупателей, продвижения товаров.
Рассчитаем эффективность коммерческой деятельности.
где П - прибыль торгового предприятия за определенный период (в сумме); Р - расходы торгового предприятия (в сумме).
19870/16560*100% ≈120 %
Этот показатель позволяет судить об эффективности коммерческой деятельности, так как показывает, какова доля прибыли на каждый рубль расходов по ведению коммерции.
Товарооборачиваемость - это скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются товарные запасы.
Товарооборачиваемость в днях к обороту рассчитывается путем деления среднего запаса товаров на среднедневной оборот за какой-то период по формуле:
где О - Товарооборачиваемость в днях (продолжительность одного оборота); Зс - средний запас товаров за определенный период; Тс/д - среднедневной товарооборот за тот же период.
на 01.01 - 840 000 руб.
на 01.03 - 850 000 руб.
руб.
Товарооборачиваемость, выражаемая числом оборотов среднего запаса за какой-то период времени (обычно за год), рассчитываются по следующим формулам:
где К - количество оборотов товарной массы за отчетный период; П - объем продажи товаров за тот же период; Зс - средний запас товаров за указанный период; Ч - число дней в отчетном периоде; О - Товарооборачиваемость в днях (продолжительность одного оборота).
К=211250/840000=0,25
К=211250/850000=0,24
К=365/211250=0,17
Рассчитанная Товарооборачиваемость по торговой организации отражает среднее время, в течение которого товары находились в данной организации с момента получения их от поставщика до момента их продажи.
Конечным результатом деятельности торгового предприятия является стоимость реализованных товаров и услуг. Поэтому эффективность коммерческой деятельности торгового предприятия может быть выражена обобщающим показателем, рассматриваемым как отношение стоимости реализованных товаров и услуг к затратам на их реализацию по формуле
Эффективность=345000/289000=1,
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы организации и технологии работы методом самообслуживания магазина «Инта»,
Ассортиментным магазина является продовольственная и сопутствующая продукция отечественных производителей. Ассортимент разбит на товарные группы с совокупным ассортиментным объемом 8000 наименований. Форма продажи товаров - розничная реализация методом самообслуживания. Общая площадь магазина - 160 кв. м., торговая площадь предприятия - 130 кв. м., здание построено по типовому проекту, расположение - в торговом ряде магазинов. Как видно, торговая площадь магазина составляет лишь 80% общей площади, а неторговая площадь - 20%. На основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется эффективно, так как значительная ее часть предназначена для обслуживания покупателей, а не для выполнения функций складского звена. Численность работников магазина - 8 человек. Это профессиональный кадровый состав с опытом работы на предприятиях розничной торговой сети.
В рыночных условиях розничная торговля России ориентирована на развитие торговой отрасли в соответствии передовым зарубежном опытом, где доля торговли в общем числе занятых превышает 20% общего числа работающих. В этом отношении магазин «Инта» не представляет исключения - на предприятии требуются решения ряда ключевых задач, главный из которых, несомненно, повышение товарооборота и прибыли. Для этого необходимо организовать работу магазина в соответствии с мировыми стандартами: эффективно организованная продажа товаров способствует росту товарооборота магазина, лучшему удовлетворению спроса населения и обеспечивает рентабельную работу предприятия. торговая площадь магазина составляет 80% общей площади, а неторговая площадь - 20%. На основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется эффективно, так как значительная ее часть предназначена для обслуживания покупателей, а не для выполнения функций складского звена.
Показатель рациональности расстановки оборудования. Следовательно, 25% торговой площади, занято установленным торговым оборудованием, а 75% торговой площади - это проходы для покупателей и продавцов, размещения мест дополнительного обслуживания покупателей, продвижения товаров.
Эффективность коммерческой деятельности. Этот показатель позволяет судить об эффективности коммерческой деятельности, так как показывает, какова доля прибыли на каждый рубль расходов по ведению коммерции.
Рассчитанная Товарооборачиваемость по торговой организации отражает среднее время, в течение которого товары находились в данной организации с момента получения их от поставщика до момента их продажи.
Информация о работе Организация и технология продажи товаров методом самообслуживания