Организация как открытая система преобразующая ресурсы в полезную продукцию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Цельюданной работы является анализ организации как открытой социальной системы преобразующей входные ресурсы в полезную продукцию.
В работе поставлены следующие задачи:
1)Дать понятие организации и рассмотреть ее характерные черты.
2)Рассмотреть основные элементы организации как системы.
3)Провести анализ системы организацией на примере корпорации Microsoft
Предметом изучения организации как открытой системы являются все отношения, возникающие при взаимодействии организации с различными субъектами, а также все операции, совершаемые субъектами при взаимодействии друг с другом.

Файлы: 1 файл

курсовая по теории организации.docx

— 223.24 Кб (Скачать файл)

Жизненный цикл организации  непосредственно и теснейшим  образом связан с жизненным циклом продукции — временным интервалом, включающим в себя несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения объема производства во времени. Следует различать: полный жизненный цикл продукции; жизненный цикл продукции в сфере производства; жизненный цикл продукции в сфере потребления. Полный жизненный цикл продукции включает время создания, продолжительность выпуска и время эксплуатации изделий потребителями. Это понятие используется для планирования маркетинга и снабженческо-сбытовой деятельности, организации послепродажного обслуживания изделий, выбора адекватных форм управления и создания необходимых структурных звеньев.[15]

Концепции жизненного цикла  уделяется большое внимание в литературе по изучению рынков. Жизненный цикл используется для объяснения того, как продукт проходит через этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка.

В жизненном цикле организации  выделяются пять этапов ( рис.2):

1. Предпринимательский этап  – период становления организации,  осознания своих целей, творческого  подъема.

2. Этап коллегиальности  – период быстрого роста организации,  осознание своей миссии и формирование  стратегии развития (неформальные  коммуникации, высокие обязательства).

3. Этап формализации деятельности  – период стабилизации развития: стабилизация структуры с акцентом  на эффективность.

                                                 Рис1.1

Миссия и цели организации

Миссия отражает главное  предназначение организации, смысл  ее существования, принципиальные отличия  от других, имидж, философию, взгляды  высшего руководства на долгосрочное развитие фирмы, ценности, культуру, социальную ответственность перед обществом  и своими работниками, позиции в  отношении разных социальных групп. Она может формулироваться также  и для ключевых подразделений.

Миссия обеспечивает гармонию взаимодействия организации с внешней  средой, обеспечивает ее рекламу, описывая то, как та собирается выполнять  свои обещания перед клиентами, является основой принятия основных плановых решений -- постановки целей и задач, выбора стратегий в области производства товаров и услуг, завоевания рынков, внедрения новых технологий, обеспечения  устойчивости, конкурентоспособности, прибыльности, экономического роста, распределения  ресурсов, ориентации текущей деятельности с учетом внутренних и внешних условий.

Каждая организация определяет свою миссию (предназначение). Значение определения миссии организации  состоит в том, что она представляет собой базис для всех плановых решений организации. Осуществляя  свою миссию, организация добивается достижения определенных целей.

В любой организации складывается иерархия целей, представляющая собой  декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Специфика иерархического построения целей в организации обусловлена тем, что:

цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной  интервал достижения;

цели более низкого  уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.

В зависимости от значимости целей они подразделяются на генеральную (главную) цель и цели, обеспечивающие достижение главной цели. Дальнейшее деление может быть продолжено до уровня задач. Как правило, они объединяются в иерархическую модель, называемую «деревом целей».

Структура целей компании, по степени их важности, может быть отражена следующим рисунком.

                      Рис1.2. Структура целей компании

Различают долгосрочные и  краткосрочные цели. В основе такого разделения лежит временной период, связанный с продолжительностью производственного цикла. Долгосрочные - цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла. Разделение на краткосрочные и долгосрочные цели имеет принципиальное значение, так как эти цели различаются  по содержанию. Это различие заключается в том, что для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в таких вопросах, как кто, что и когда должен выполнять. Бывают ситуации, когда возникает необходимость установления между долгосрочными и краткосрочными целями среднесрочных целей.

Такое представление структуры  целей компании показывает, в какой  степени цели, стоящие на более  высоком уровне оказывают влияние  на цели более низкого уровня. [8]

Цели предприятия подразделяются на экономические и неэкономические. Неэкономические цели -это, например, улучшение условий труда, формирование имиджа предприятия и т. п. Экономические цели выражаются в показателях хозяйственной деятельности и подразделяются на количественные (например, увеличение доходов) и качественные (например, достижение технологического превосходства).

Для успешного функционирования и развития предприятия цели можно  сгруппировать в важнейшие группы.

Материальные цели (цели достижения определенных материальных результатов). К ним относится  будущая продуктово-рыночная программа предприятия, которую чаще называют просто «продуктовой программой». Материальные цели могут иметь также и стоимостное выражение.

Социальные цели. Это так  называемые гуманитарные цели - желаемые в будущем взаимоотношения между  людьми как на самом предприятии, так и с общественностью вне предприятия. Социальные цели обуславливают модель поведения по отношению к персоналу, лицам и общественным группам в подсистемах самого предприятия и во внешней среде. Частично это поведение закреплено законодательно. Социальные цели могут быть как денежными, так и неденежными. Например, уровень доходов персонала, интересная работа, культура предприятия, идентификация работников с предприятием и его целями, имидж предприятия, защита окружающей среды и т.п. Группы целей представлены на (рис1.3.)

Развитие организации  описывается кривой жизненного цикла, характер и протяженность которого определяются конкретными условиями  функционирования организации, ее особенностями  приспособления к возникающим изменениям

                                    Рис1.3.группа целей

Положение о миссии предприятия является первой ступенью переосмысления бизнеса. Положение о миссии - выражение видения своего бизнеса, своей компании. Миссия помогает достичь ясности цели внутри компании, служит фундаментом для принятия всех важных решений, вносит элемент обязательности при достижении целей предприятия, приводит к пониманию и поддержке компании во внешней среде в достижении ее целей.[9]

Особое значение миссии для  деятельности предприятия заключается  в том, что миссия является базисом, точкой опоры для всех плановых решений  предприятия, дальнейшего определения  ее целей и задач. Миссия создает  уверенность, что предприятие преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые  цели; помогает сосредоточить все  усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия; создает понимание и поддержку среди внешних участников предприятия (акционеров, государства, финансовых фирм и т.д.) и всех, кто заинтересован в ее успехе.

1.3.Системный подход к организации классификация систем и их свойства,внутрення и внешняя среда организации.

Основным инструментарием  изучения организаций в рамкахтеории организации является теория систем. Причины этого очевидны— признаки и свойства любой организации и любой системы,по сути, идентичны.

К признакам системы относят: множество элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, структуру и иерархичность, относительную самостоятельность, четко выраженное управление.

Основными свойствами любой системы принято считать: стремление сохранить свою структуру (основано на объективном законе организации — законе самосохранения); потребность в управлении (существует набор потребностей у человека, у животного, у общества, у стада животных, у большого социума); наличие сложной зависимости от свойств входящих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и может не иметь свойств этих элементов).

Каждая система имеет  входное воздействие, технологию ее обработки, конечные результаты и обратную связь. Классификация систем может быть проведена по различным признакам. Основной является группировка по трем категориям: естественно-научной, технической и социально-экономической. В технических системах место и функции каждого механизма, узла и детали предопределены конструктором (технологом), который в процессе эксплуатации совершенствует их. Техническая система включает оборудование и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя. Набор решений в технической подсистеме ограничен и последствия всех решений, как правило, предопределены. Решения носят четко формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке. В естественных (биологических) системах место и функции каждого элемента, их взаимодействие и взаимосвязь предопределены природой, а совершенствование этой организации происходит по законам эволюции. Биологическая система включает флору и фауну планеты, в т.ч. человеческий организм. Набор решений также ограничен вследствие медленного эволюционного развития живых организмов. Последствия решений могут быть непредсказуемыми вследствие наличия субъективных факторов и огромного многообразия вариантов.

В социально-экономических  системах место, функции и взаимосвязь элементов предопределяются управляющим (менеджером), им же корректируются и поддерживаются. Социальная система характеризуется наличием человека как субъекта и объекта управления в совокупности взаимосвязанных элементов. Социальная система может включать биологическую и техническую подсистемы, а биологическая — техническую подсистему. В зависимости от решаемой задачи можно выбрать разные принципы классификации.[10]

Системы также можно классифицировать следующим образом:

• материальные и знаковые;

• простые и сложные;

• естественные и искусственные;

• активные и пассивные;

• открытые и закрытые;

• детерминированные (жесткие) и стохастические (мягкие).

Простые системы, не имеющие цели и внешнего действия (атом, молекула, кристалл, механически соединенные тела, часовой механизм, термостат и т.п.), — это неживые системы. Сложные системы, имеющие цель и «выполняющие заданную функцию», — это живые системы, или системы, созданные живым: вирус, бактерия, нервная система, многоклеточный организм, сообщество организмов, экологическая система, биосфера, человек

и материальные системы, созданные  человеком, — механизмы, машины, компьютеры, Интернет, производственные комплексы, хозяйственные системы, глобальная техносфера и, конечно, различные организации.

Искусственные и естественные системы. Искусственные системы  создаются человеком для реализации заданных целей. Естественные – природой или человеком для реализации целей мирового существования.

Открытая система для  достижения целей существенным образом взаимодействует с другими системами. Понятие открытой системы ввел Л. фон Берталанфи. Открытые системы способны обмениваться с внешней средой веществом, энергией и информацией, закрытые системы лишены этой способности. Любая социально-экономическая система принадлежит к классу открытых динамических систем. Именно к открытым динамическим

системам применимо понятие  самоорганизации.

Понятие закрытой системы  порождено физическими науками. Здесь понимается, что система  является самосдерживаемой. Закрытая система, как это становиться  по названию - отграничена от окружающего  мира. Взаимодействие происходит только внутри системы между ее структурными компонентами.  Ее главная характеристика в том, что она существенно  игнорирует эффект внешнего воздействия. Совершенной системой закрытого  типа была бы та, которая не принимает  энергии от внешних источников и  не дает энергию своему внешнему окружению. Закрытая организационная система  имеет малую применяемость. Степень  разграничения открытой или закрытой систем меняется в рамках систем. Открытая система может стать более  закрытой, если контакты с окружением уменьшаются со временем. В принципе возможна и обратная ситуация.

Детерминированные и стохастические системы. Детерминированные системы  функционируют по заранее заданным правилам, с заранее определенными  результатами. Стохастические характеризуются  трудно предсказуемыми входными воздействиями  внешней или внутренней среды  и выходными результатами.

Мягкие и жесткие системы. Мягкие системы характеризуются  высокой чувствительностью и  слабой устойчивостью к внешним  воздействиям.

Жесткие системы основаны на высоком профессионализме небольшой  группы руководителей. Они обладают большей устойчивостью к внешним  действиям.

Системные свойства организации:[12]

1.Свойтсво связанности 

2.Свойство эмржентности (оперативная мобилизация новых качеств.Эффект молниеносного целенаправленного формирования и применения новых качеств организации, являющийся основным инновационным ресурсом индивидуума, определяется как эмерджентность).

Информация о работе Организация как открытая система преобразующая ресурсы в полезную продукцию