Организация как система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 13:47, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение слияний и поглощений компаний с точки зрения процессов организации.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи работы:
1. выявить сущность процессов слияний и поглощений, дать определение;
2. классифицировать слияния и поглощения по основным признакам;
3. выявить мотивы, т.е. причины, побуждающие участников рынка к осуществлению интеграции;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Процессы организации…………………………………………………3
1.1 Процессы структурного преобразования организаций…………………….3
1.1.1 Сущность структурного преобразования…………………………………3
1.1.2 Элементарные процессы структурных преобразований…………………4
1.2 Дифференциация и интеграция……………………………………………..13
1.2.1 Дифференциация…………………………………………………………...13
1.2.2 Интеграция………………………………………………………………….15
1.3 Отбор как важный элемент процессов организации……………………….18
1.4 Процессы самоорганизации………………………………………………….20
Глава 2. Слияния и поглощения компаний как процесс организации………...23
2.1 Сущность процесса слияний и поглощений компаний…………………….23
2.2 Классификация слияний и поглощений……………………………………..24
2.3 Мотивы осуществления слияний и поглощений……………………………27
2.4 Сравнение стратегий развития компаний: слияний и поглощений и стратегии органического роста …………………………………………………..28
2.5 Методы оценки эффективности слияний и поглощений компаний………..31
Глава 3. Анализ слияния «Русала», СУАЛа и Glencore………………………....33
3.1 Общие сведения о сделке……………………………………………………...33
3.2 Мотивы слияния………………………………………………………………..36
Заключение…………………………………………………………………………38
Список использованных источников и литературы……………………………...41

Файлы: 1 файл

курсовик - organizatsia_kak_sistema.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

 Самоорганизация в  синергетическом понимании –  это процесс спонтанного образования  высокоупорядоченных по времени  и (или) в пространстве устойчивых  структур в гетерогенных открытых  неравновесных динамических системах любой природы вследствие внутрисистемных закономерностей при индуцировании внешними воздействиями.

 Понятие самоорганизации  тесно связано с более фундаментальными  понятиями порядка и беспорядка.

 Проблема порядок-беспорядок  привлекает внимание исследователей самых различных областей современной науки. Эти понятия впервые возникшие в физике, используются для изучения широкого круга явлений не только в естественных, технических, но и в общественных науках, что говорит о необходимости последовательно развивать и уточнять представление о порядке и беспорядке в структуре материи.

 Понятия «порядок»  и «беспорядок» наряду с понятием  самоорганизации являются ключевыми  в синергетике, исследующей не  только процессы образования  устойчивых макроскопических структур в сложных неравновесных открытых динамических системах любой природы как во времени, так и в пространстве, но и обратное явление – переход от упорядоченного состояния к хаосу. Самоорганизация и хаос или, в более общем смысле, порядок и беспорядок – это основные структурные характеристики материи [19].

 

 

Глава 2. Слияния и поглощения компаний как процесс организации 

2.1 Сущность процесса  слияний и поглощений компаний 

 Слияния и поглощения  компаний — один из самых  распространенных путей развития, к которому прибегают в настоящее время большинство даже самых успешных компаний. Этот процесс в современных условиях становится явлением обычным, практически повседневным [2].

 В экономической  литературе существуют различные  подходы к определению и классификации сделок слияния и поглощения. В узком понимании под слиянием понимается передача всех прав и обязанностей двух или более компаний новому юридическому лицу в процессе реорганизации. Соответственно, поглощением считается прекращение деятельности одного или нескольких обществ передачей всех их прав и обязанностей другому юридическому лицу. В широком понимании слияние и поглощение связано с переходом контроля над деятельностью компаний, который может носить как формальный, так и неформальный характер [12].

 Слияния и поглощения  традиционно понимаются как передача  корпоративного контроля во всех  формах, включая покупку и обмен  акциями. В слияния и поглощения  включают сами слияния (соединения  двух или более компаний в  одну), поглощения, приобретение компаний, а в широкой трактовке – выкуп акций заёмными средствами, враждебные поглощения, рекапитализацию, изменение структуры собственности, выделение и продажу бизнес-единицы.

 Большинство сделок  слияний и поглощений не случайно  приходятся на периоды промышленных кризисов и резких подъемов, усиления инфляции и пиков технологических революций, то есть на периоды явных структурных изменений. Именно сейчас мировая экономика (включая отечественную) переживает такой период, когда слияния и поглощения наряду с другими интеграционными методами становятся важнейшими из инструментов конкурентной стратегии.

 У компаний зачастую  не бывает лучшей альтернативы, чем искать долгосрочного союзника  или партнера. Сильные игроки  на рынке могут себе позволить отказаться от получения прямой выгоды при слиянии и рассчитать отсроченный эффект от реструктуризации даже в прогнозируемый кризисный период; в любом случае проведённая сделка приведет к росту их бизнеса [15].

2.2 Классификация слияний  и поглощений 

 Подход к идентификации процессов слияния и поглощения базируется на появлении новой компании в результате интеграции либо осуществлении процессов в рамках существующих форм. В этом случае можно рассмотреть два основных вида интеграционных процессов с некоторой степенью их детализации до подвидов. Под приобретением мы будем понимать процесс приобретения прав корпоративного контроля в одностороннем порядке и в рамках существующих организационных форм. Если же речь идет об интеграции на базе вновь создаваемых компаний, мы говорим о слиянии.

 Подвиды процесса  приобретения:

1. В качестве присоединения рассматривается процесс, в результате которого присоединяемая компания становится частью компании-покупателя.

2. При полном приобретении происходит принятие прав единственного участника уставного капитала, полного контроля над участником с сохранением его юридической самостоятельности. Число юрлиц в момент и после процесса не меняется.

3. Частичное приобретение характеризуется принятием прав на участие в уставном капитале, частичного контроля через участие в составе совета директоров. Число участников в результате процесса не меняется. Отличительной особенностью частичного приобретения является непостоянство степени корпоративного контроля. Здесь имеется в виду не только смена владельцев в результате сделки купли-продажи акций, но и снижение степени контроля в результате увеличения размера уставного капитала компании, например путем проведения дополнительной эмиссии акций в форме открытой подписки среди неограниченного круга лиц или в форме закрытой подписки среди части существующих акционеров.

 При рассмотрении  процессов слияния мы имеем  дело с появлением нового участника  (нового юридического лица); если  при слиянии форм мы имеем  дело с процессом, установленным  в законодательстве, то при слиянии активов имеет место несколько иная картина.

 Процесс слияния  активов характерен осуществлением  процесса на базе вновь организуемой  компании (основной в терминах  российского законодательства) с  передачей собственникам компаний-участниц в качестве вклада в уставный капитал прав контроля над своими компаниями и сохранением деятельности и организационно-правовой формы последних. Еще раз отметим, что это один из вариантов процесса создания компании, но вкладом в данном случае могут быть исключительно права контроля над компанией [5].

 В зависимости от  целей и способов (перекупка, выкуп  контрольного пакета акций) приобретения  бывают: дружественные, на основе  официального предложения, поддерживаемого  руководством поглощаемой компании, например, стратегические поглощения, или слияния, основанные на анализе выгод от объединения; враждебные, когда компания-поглотитель делает тендерное предложение о скупке обычно 95-100% акций за наличные деньги акционерам приобретаемой компании, с которым ее руководство и совет директоров не согласны, но акционеры могут поддерживать такую меру. Основными разновидностями враждебного приобретения являются: постепенная скупка акций, направленная на смену совета директоров; обмен акций, когда акционерам приобретаемой компании предлагается обменять их акции на акции компании-поглотителя [17].

 В зависимости от  национальной принадлежности объединяемых  компаний можно выделить два  вида слияний и поглощений: национальные  — объединение компаний, находящихся  в рамках одного государства, и транснациональные (трансграничные) слияния и поглощения — слияния и поглощения компаний, находящихся в разных странах, приобретение компаний в других странах [2].

 В зависимости от  характера интеграционных процессов  на уровне компаний выделяются следующие виды сделок по слияниям и поглощениям компаний:

 · горизонтальные слияния и поглощения — объединение компаний одной отрасли, производящих одно и то же изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства;

 · вертикальные слияния и поглощения — объединение компаний разных отраслей, связанных технологическим процессом производства готового продукта, т.е. расширение компанией-покупателем своей деятельности либо на предыдущие производственные стадии, вплоть до источников сырья, либо на последующие — до конечного потребителя;

конгломератные слияния  и поглощения — объединение компаний различных отраслей без наличия  производственной общности, т.е. слияние  такого типа — это слияние фирмы  одной отрасли с фирмой другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни клиентом, ни конкурентом. В рамках конгломерата объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Профилирующее производство в такого вида объединениях принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе [2].

 

2.3 Мотивы осуществления  слияний и поглощений 

 Одним из основополагающих  направлений анализа процессов  слияния и поглощения является  лежащая в их основе мотивация,  т.е. причины, побуждающие участников рынка к осуществлению интеграции.

 Учёные выделяют 9 групп мотивов: 

1. Стратегические: быстрое достижение стратегических целей.

2. Технологические; получение и широкое внедрение «ноу-хау», новых технологий, необходимых патентов и лицензий; повышение потенциала и увеличение отдачи от НИОКР за счет объединения и расширения сферы НИОКР.

3. Производственные: балансировка производственных мощностей в рамках технологической цепи; загрузка избыточных производственных мощностей; объединение взаимодополняющих ресурсов; снижение зависимости от ключевых поставщиков и клиентов.

4. Отраслевые: преодоление входного барьера и быстрое проникновение в новые для компании отрасли; диверсификация отраслевых рисков; получение дополнительных преимуществ в новой отрасли на начальном этапе ее жизненного цикла.

5. Товарные (рыночные): быстрый выход на новый рынок с основным товаром; быстрый выход нового товара на традиционный для компании рынок; увеличение рыночной доли на медленно растущем рынке, рост, опережающий отраслевой.

6. Продуктовые: расширение / диверсификация продуктовой линии; реализация стратегии «всё в одном месте»; производство взаимодополняющих товаров и услуг.

7. Экономические: экономия на масштабах производства (сокращение операционных расходов, снижение производственных, транспортных, логистических затрат); повышение точности планирования производства о оптимизации производственной программы; снижение трансакционных издержек (контракция, поиск и отбор поставщика).

8. Инвестиционные и финансовые: стабилизация денежных потоков за счет формирования портфеля активов с разными жизненными циклами и циклами колебания спроса на продукцию4 повышение привлекательности компании для привлечения дополнительного инвестиционного капитала; налоговая оптимизация; спекулятивные надежды.

9. Политические: увеличение политического влияния компании в регионе/стране для отстаивания своих интересов; снижение национальных рисков за счет международной диверсификации; преодоление законодательных барьеров и ограничений; препятствование укреплению позиций конкурентов за счёт приобретения «свободных» активов [7].

2.4 Сравнение стратегий  развития компаний: слияний и  поглощений и стратегии органического  роста 

 Стремление к расширению  масштабов деятельности является  неотъемлемой чертой любого бизнеса. Однако, чтобы такое расширение происходило тем или иным путем, необходимо, чтобы этот путь был более эффективным по сравнению с возможными альтернативами.

 На протяжении своего  существования компании используют  различные стратегии развития: от органического роста до сделок по слияниям и поглощениям. В текущем десятилетии интернациональное производство росло преимущественно на основе транснациональных слияний и поглощений, а не путем инвестиций в создание новых филиалов, предприятий, в осуществление новых проектов («инвестиции на зеленой лужайке»). Рассмотрим, почему же компании отдают предпочтение именно этому пути развития, и сравним его со стратегией органического роста

 Органический рост  является наиболее распространенным  способом корпоративного развития, все компании используют эту стратегию на том или ином этапе развития. Сущность его состоит в том, что накопленная прибыль прошлых лет, а также заемные средства инвестируются в существующий бизнес. Таким способом достигается наращивание производственных мощностей, увеличение числа работающих и соответственно объема реализации продукции и услуг.

 Для стратегии органического  роста компаний можно отметить  следующие положительные стороны: 

 · меньшая степень риска при расширении бизнеса;

 · органический рост имеет своей основой знания, опыт и ресурсы, уже накопленные внутри компании;

 · если рассматривать органический рост как расширение действующего бизнеса, то он представляет собой более дешевый способ развития по сравнению со стратегией слияния и поглощения компаний.

 В то же время  можно отметить и ряд отрицательных  моментов органического роста  как стратегии развития компании:

 · требует намного больше затрат времени для достижения результатов, которые при использовании иных стратегий роста могут быть достигнуты значительно быстрее;

 · представляет ограниченные возможности при диверсификации бизнеса и новые перспективные сферы деятельности ввиду отсутствия необходимых знаний и опыта внутри компании;

 · при диверсификации деятельности в новые, не связанные с основной, сферы требуется очень длительный период времени (от восьми до десяти лет), чтобы была достигнута точка безубыточности и инвестиции стали приносить прибыль;

 · получение таких стратегически важных активов, как результаты НИОКР, ноу-хау, патенты путем органического роста может потребовать значительных затрат финансовых ресурсов и длительного времени.

Информация о работе Организация как система