Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 13:47, реферат
Целью данной работы является рассмотрение слияний и поглощений компаний с точки зрения процессов организации.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи работы:
1. выявить сущность процессов слияний и поглощений, дать определение;
2. классифицировать слияния и поглощения по основным признакам;
3. выявить мотивы, т.е. причины, побуждающие участников рынка к осуществлению интеграции;
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Процессы организации…………………………………………………3
1.1 Процессы структурного преобразования организаций…………………….3
1.1.1 Сущность структурного преобразования…………………………………3
1.1.2 Элементарные процессы структурных преобразований…………………4
1.2 Дифференциация и интеграция……………………………………………..13
1.2.1 Дифференциация…………………………………………………………...13
1.2.2 Интеграция………………………………………………………………….15
1.3 Отбор как важный элемент процессов организации……………………….18
1.4 Процессы самоорганизации………………………………………………….20
Глава 2. Слияния и поглощения компаний как процесс организации………...23
2.1 Сущность процесса слияний и поглощений компаний…………………….23
2.2 Классификация слияний и поглощений……………………………………..24
2.3 Мотивы осуществления слияний и поглощений……………………………27
2.4 Сравнение стратегий развития компаний: слияний и поглощений и стратегии органического роста …………………………………………………..28
2.5 Методы оценки эффективности слияний и поглощений компаний………..31
Глава 3. Анализ слияния «Русала», СУАЛа и Glencore………………………....33
3.1 Общие сведения о сделке……………………………………………………...33
3.2 Мотивы слияния………………………………………………………………..36
Заключение…………………………………………………………………………38
Список использованных источников и литературы……………………………...41
Самоорганизация в
синергетическом понимании –
это процесс спонтанного
Понятие самоорганизации
тесно связано с более
Проблема порядок-беспорядок привлекает внимание исследователей самых различных областей современной науки. Эти понятия впервые возникшие в физике, используются для изучения широкого круга явлений не только в естественных, технических, но и в общественных науках, что говорит о необходимости последовательно развивать и уточнять представление о порядке и беспорядке в структуре материи.
Понятия «порядок»
и «беспорядок» наряду с
Глава 2. Слияния и поглощения компаний как процесс организации
2.1 Сущность процесса слияний и поглощений компаний
Слияния и поглощения компаний — один из самых распространенных путей развития, к которому прибегают в настоящее время большинство даже самых успешных компаний. Этот процесс в современных условиях становится явлением обычным, практически повседневным [2].
В экономической
литературе существуют
Слияния и поглощения
традиционно понимаются как
Большинство сделок
слияний и поглощений не
У компаний зачастую
не бывает лучшей альтернативы,
чем искать долгосрочного
2.2 Классификация слияний и поглощений
Подход к идентификации процессов слияния и поглощения базируется на появлении новой компании в результате интеграции либо осуществлении процессов в рамках существующих форм. В этом случае можно рассмотреть два основных вида интеграционных процессов с некоторой степенью их детализации до подвидов. Под приобретением мы будем понимать процесс приобретения прав корпоративного контроля в одностороннем порядке и в рамках существующих организационных форм. Если же речь идет об интеграции на базе вновь создаваемых компаний, мы говорим о слиянии.
Подвиды процесса приобретения:
1. В качестве присоединения рассматривается процесс, в результате которого присоединяемая компания становится частью компании-покупателя.
2. При полном приобретении происходит принятие прав единственного участника уставного капитала, полного контроля над участником с сохранением его юридической самостоятельности. Число юрлиц в момент и после процесса не меняется.
3. Частичное приобретение характеризуется принятием прав на участие в уставном капитале, частичного контроля через участие в составе совета директоров. Число участников в результате процесса не меняется. Отличительной особенностью частичного приобретения является непостоянство степени корпоративного контроля. Здесь имеется в виду не только смена владельцев в результате сделки купли-продажи акций, но и снижение степени контроля в результате увеличения размера уставного капитала компании, например путем проведения дополнительной эмиссии акций в форме открытой подписки среди неограниченного круга лиц или в форме закрытой подписки среди части существующих акционеров.
При рассмотрении
процессов слияния мы имеем
дело с появлением нового
Процесс слияния
активов характерен
В зависимости от
целей и способов (перекупка, выкуп
контрольного пакета акций)
В зависимости от
национальной принадлежности
В зависимости от
характера интеграционных
· горизонтальные слияния и поглощения — объединение компаний одной отрасли, производящих одно и то же изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства;
· вертикальные слияния и поглощения — объединение компаний разных отраслей, связанных технологическим процессом производства готового продукта, т.е. расширение компанией-покупателем своей деятельности либо на предыдущие производственные стадии, вплоть до источников сырья, либо на последующие — до конечного потребителя;
конгломератные слияния и поглощения — объединение компаний различных отраслей без наличия производственной общности, т.е. слияние такого типа — это слияние фирмы одной отрасли с фирмой другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни клиентом, ни конкурентом. В рамках конгломерата объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Профилирующее производство в такого вида объединениях принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе [2].
2.3 Мотивы осуществления слияний и поглощений
Одним из основополагающих
направлений анализа процессов
слияния и поглощения является
лежащая в их основе мотивация,
Учёные выделяют 9 групп мотивов:
1. Стратегические: быстрое достижение стратегических целей.
2. Технологические; получение и широкое внедрение «ноу-хау», новых технологий, необходимых патентов и лицензий; повышение потенциала и увеличение отдачи от НИОКР за счет объединения и расширения сферы НИОКР.
3. Производственные: балансировка производственных мощностей в рамках технологической цепи; загрузка избыточных производственных мощностей; объединение взаимодополняющих ресурсов; снижение зависимости от ключевых поставщиков и клиентов.
4. Отраслевые: преодоление входного барьера и быстрое проникновение в новые для компании отрасли; диверсификация отраслевых рисков; получение дополнительных преимуществ в новой отрасли на начальном этапе ее жизненного цикла.
5. Товарные (рыночные): быстрый выход на новый рынок с основным товаром; быстрый выход нового товара на традиционный для компании рынок; увеличение рыночной доли на медленно растущем рынке, рост, опережающий отраслевой.
6. Продуктовые: расширение / диверсификация продуктовой линии; реализация стратегии «всё в одном месте»; производство взаимодополняющих товаров и услуг.
7. Экономические: экономия на масштабах производства (сокращение операционных расходов, снижение производственных, транспортных, логистических затрат); повышение точности планирования производства о оптимизации производственной программы; снижение трансакционных издержек (контракция, поиск и отбор поставщика).
8. Инвестиционные и финансовые: стабилизация денежных потоков за счет формирования портфеля активов с разными жизненными циклами и циклами колебания спроса на продукцию4 повышение привлекательности компании для привлечения дополнительного инвестиционного капитала; налоговая оптимизация; спекулятивные надежды.
9. Политические: увеличение политического влияния компании в регионе/стране для отстаивания своих интересов; снижение национальных рисков за счет международной диверсификации; преодоление законодательных барьеров и ограничений; препятствование укреплению позиций конкурентов за счёт приобретения «свободных» активов [7].
2.4 Сравнение стратегий
развития компаний: слияний и
поглощений и стратегии
Стремление к расширению
масштабов деятельности
На протяжении своего
существования компании
Органический рост
является наиболее
Для стратегии органического
роста компаний можно отметить
следующие положительные
· меньшая степень риска при расширении бизнеса;
· органический рост имеет своей основой знания, опыт и ресурсы, уже накопленные внутри компании;
· если рассматривать органический рост как расширение действующего бизнеса, то он представляет собой более дешевый способ развития по сравнению со стратегией слияния и поглощения компаний.
В то же время
можно отметить и ряд
· требует намного больше затрат времени для достижения результатов, которые при использовании иных стратегий роста могут быть достигнуты значительно быстрее;
· представляет ограниченные возможности при диверсификации бизнеса и новые перспективные сферы деятельности ввиду отсутствия необходимых знаний и опыта внутри компании;
· при диверсификации деятельности в новые, не связанные с основной, сферы требуется очень длительный период времени (от восьми до десяти лет), чтобы была достигнута точка безубыточности и инвестиции стали приносить прибыль;
· получение таких стратегически важных активов, как результаты НИОКР, ноу-хау, патенты путем органического роста может потребовать значительных затрат финансовых ресурсов и длительного времени.