Организация компании в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: показать предназначение, и какую роль он играет в организации компании в современном мире.
Задачи исследования:
Рассмотреть основные функции.
Рассмотреть требуемы компетенции менеджера.
Наглядно показать на примере видео роликов, функции и компетенции менеджера в современном мире.

Файлы: 1 файл

kursach_po_menedzhmentu_dodelan.docx

— 107.93 Кб (Скачать файл)

Без создания ценностной основы деятельности компании невозможно сформировать ее корпоративную культуру. Это очевидно, поскольку корпоративная культура и представляет собой систему  ценностей и проявлений, присущих сообществу компании, которая отражает его индивидуальность и восприятие себя и других в рыночной и социальной среде и проявляется в поведении  и взаимодействии с заинтересованными  сторонами рынка. Смысл корпоративной  культуры заключается в том, чтобы  ценности компании и ее сотрудников  совпадали. Это не является самоцелью, и в этом нет ничего возвышенного. Но это высший пилотаж менеджмента, поскольку, если цели и ценности совпадают, сотрудник для достижения своих  целей и во имя своих ценностей  «потащит» вперед всю компанию. В  свою очередь, компания для достижения своих рыночных целей создаст  все условия для профессионального  развития и личностного роста  сотрудника.

Целью корпоративной культуры является обеспечение конкурентоспособности  компании на рынке, высокой прибыльности ее деятельности за счет формирования имиджа и доброй репутации, с одной  стороны, и совершенствования управления человеческими ресурсами для  обеспечения лояльности сотрудников  к руководству и его решениям, воспитания у работников отношения  к компании как к своему дому —  с другой. От чего зависит корпоративная культура? Очевидно, в первую очередь — от руководства. Недаром известная русская поговорка гласит: «Каков поп, таков и приход».

Таким образом, первой ключевой компетентностью топ-менеджера является умение работать с целями и ценностями компании.

Коммуникативная компетентность и работа с ключевыми сотрудниками

- Второй ключевой компетентностью является коммуникативная компетентность. Анализ повседневной деятельности топ-менеджеров крупных корпораций выявил любопытный факт: от 70 до 90% рабочего времени они проводят во взаимодействии с другими людьми как внутри организации, так и за ее пределами. Появился даже специальный термин: «прогуливающийся менеджмент». Таким образом, профессиональная деятельность топ-менеджера осуществляется посредством коммуникаций. В связи с этим возникают две ключевые проблемы повышения эффективности коммуникативной деятельности руководителя. Первая связана с обеспечением полноты коммуникаций, их системности и управляемости. Вторая зависит непосредственно от коммуникабельности топ-менеджера, его способности к деловому общению как таковому, от знаний коммуникативных технологий и умения их применять в нужном контексте.

Таким образом, коммуникативная  компетентность топ-менеджера формируется  двояко: с одной стороны, это повышение  эффективности управления коммуникациями как бизнес-процессом взаимодействия компании с заинтересованными сторонами  рынка; с другой стороны, это развитие персональной коммуникабельности, умения слушать, убеждать и воздействовать на собеседника. У руководителя должно быть четкое понимание структуры  собственных деловых коммуникаций: с кем ему необходимо общаться, для чего и как. Как это ни странно, именно эти, казалось бы, самые простые  вопросы заставляют слушателей-руководителей  на бизнес-тренингах задуматься, помогают сформировать персональную систему  управления внешними и внутренними коммуникациями. Коммуникативная компетентность предполагает наличие у руководителя психологических знаний в объеме, необходимом и достаточном для правильного понимания собеседника, обеспечения своего влияния на него и, что немаловажно, для противостояния чужому влиянию.

На практике отношение  руководителя к выполнению коммуникативных, в том числе представительских, функций весьма неоднозначно — от замыкания деловых контактов  на себя до делегирования этих функций  заместителям. Это неудивительно, поскольку  руководители, как и остальные  сотрудники, относятся к разным психологическим  типам, и то, что для одних в  удовольствие, у других вызывает сильный  дискомфорт. В последнем случае человек, желая минимизировать (если не избежать вовсе) негативные ощущения, склонен  преуменьшать роль коммуникаций как  таковых (во всяком случае, роль персональных коммуникаций). В силу того что в  рыночной среде процессы и сотрудничества, и соперничества реализуются  посредством коммуникаций, топ-менеджер, который пытается минимизировать бизнес-коммуникации в своей деятельности, ставит под  удар конкурентоспособность своей  компании. В этом плане заслуживает  внимания подход, при котором скрупулезно  прорабатываются стратегия и  тактика всех коммуникаций компании, выявляются объекты коммуникационного  воздействия, назначаются ответственные  исполнители. Формируется пул контактов, за который отвечает непосредственно  топ-менеджер, остальные делегируются, но находятся на контроле. Определяется также перечень коммуникационных мероприятий  при участии топ-менеджера.

Как известно, коммуникации условно разделяются на внешние  и внутренние. К внешним относятся  коммуникации топ-менеджера с заинтересованными  сторонами рынка — партнерами, конкурентами, клиентами, органами государственной  власти и управления. Данные коммуникации в первую очередь должны являться объектами стратегического целеполагания. Внутренние (внутрифирменные) коммуникации отражают вертикальные и горизонтальные процессы взаимодействия топ-менеджера с коллегами и подчиненными. Для того, чтобы они были максимально эффективными и при этом отнимали минимальное время у руководителя, коммуникативные процессы желательно регламентировать. Для этого в компании должны быть вначале достигнуты договоренности в части коммуникаций, а затем на их основе уже разработаны корпоративные регламенты (стандарты) коммуникаций. Стандартизации могут подлежать формы и способы назначения поручений подчиненным, формулировки задач, задание сроков исполнения поручения и дат промежуточного контроля. Например, на тренингах мы нередко слышим «глас вопиющего в пустыне», что срочная задача регулярно «спускается» руководителем непосредственно перед окончанием рабочего дня.

Огромное количество времени  и самого руководителя, и его подчиненных  тратится впустую из-за неэффективной  подготовки и проведения совещаний. Четкая типологизация совещаний, выработка  и последующее соблюдение соответствующих  стандартов подготовки и проведения, в том числе, с использованием новых информационно-коммуникационных технологий, например, программного продукта Skype, способны значительно повысить эффективность внутрифирменных  коммуникаций топ-менеджера.

С коммуникативной компетентностью  тесно связана третья, чисто управленческая, компетентность — умение точно подбирать  ключевых сотрудников компании и  использовать в бизнесе их наиболее сильные стороны. Особую актуальность данная компетентность приобретает  при адхократической корпоративной  культуре, предполагающей формирование мобильных команд и активную проектную  деятельность. При этом вновь возникает  вопрос: насколько данная компетентность должна быть свойственна топ-менеджеру, если существует служба управления персоналом? Однако успешные топ-менеджеры, на наш  взгляд, должны быть подобны театральному или кинорежиссеру: чем тщательнее осуществляется поиск исполнителей на главные роли, тем точнее потом игра и больше кассовый сбор. Поэтому целесообразно, чтобы руководитель уделял большое внимание процессу подбора кадров на ключевые посты, что отнюдь не исключает серьезной подготовительной работы специалистов службы управления персоналом.

- Персональный и корпоративный тайм-менеджмент

Четвертой ключевой компетенцией руководителя является эффективная  организация собственного времени  и времени сотрудников компании, т.е. персональный и корпоративный  тайм-менеджмент. Умение планировать  свое время таким образом, чтобы  успевать решать наиболее важные, приоритетные для компании задачи, умение систематизировать  и структурировать работу, мотивировать себя на выполнение сложных, объемных, порой весьма неприятных задач —  это далеко не полный перечень результатов  освоения технологий персонального  тайм-менеджмента. Он представляет собой  отличный инструмент повышения личной эффективности, однако его недостаточно для обеспечения конкурентоспособности  компании. Дело в том, что топ-менеджеры  могут пытаться оптимизировать свое время сколь угодно долго. Но эффективность  использования нашего времени, к  сожалению, зависит не только от нас  самих. Если мы работаем с людьми, не умеющими или не желающими относиться к своему и чужому времени как  важнейшему невосполнимому ресурсу, все  наши усилия будут тщетны. Поэтому  необходим не только персональный, но и корпоративный тайм-менеджмент. А это весьма непростая задача, ибо еще в 1920 г. директор Центрального института труда А.К. Гастев убедительно  доказал, что заставить людей  повышать свою личную эффективность  практически невозможно. Но... их можно  воодушевить, «заразить» этой идеей, и  тогда люди сами, без какого бы то ни было принуждения начнут оптимизировать затраты своего времени. А.К. Гастев даже ввел термин «организационно-трудовая бацилла»6, который спустя 80 лет был  взят на вооружение создателями российского тайм-менеджерского сообщества и преобразован в «тайм-менеджерскую бациллу».

Умение грамотно и «бескровно»  внедрить в компании «правила игры», оптимизирующие затраты времени  всех сотрудников компании, составляет еще одну важную компетентность топ-менеджера. Однако тайм-менеджмент не является панацеей. В нашей тренинговой практике нередки случаи, когда руководители убеждены в том, что сотрудники неправильно  организуют рабочее время, а в  процессе тренинга выясняется, что  проблема заключается не в тайм-менеджменте, а в неэффективной организации  бизнес-процессов или хаотичных  коммуникациях. Однако заметим, что  такая проблема, по крайней мере, легко выявляется с помощью техник тайм-менеджмента.

-Умение отдыхать и  способность творить

Да-да, именно отдых. И с  этим связана шестая ключевая компетенция  — способность к управленческому  ортобиозу. Ортобиоз (гр. orthos — прямой, правильный + bios — жизнь) — здоровый, разумный образ жизни. Не секрет, что в связи с ростом профессиональных нагрузок, увеличением числа решаемых задач, постоянными переработками и переутомлением, стрессами и недосыпанием профессия менеджера стала одной из наиболее рискованных и опасных для здоровья. В конце XX в. в японском языке даже появился новый термин «синдром Кароши»10 обозначающий смерть от переутомления на рабочем месте. А пару лет назад появился еще один термин — «дауншифтинг» (downshifting) — переход с высокооплачиваемой работы, но связанной с постоянными стрессами и выгоранием, на низкооплачиваемую работу, но спокойную, не требующую колоссального напряжения сил. По сути, это выбор между, с одной стороны, доходом и стрессом, а с другой — душевным комфортом за меньшее вознаграждение. Дауншифтер — это человек, дошедший «до ручки» (нервные срывы, депрессия, обострение хронических болезней, когда не помогают медикаменты и не в радость сама жизнь). Отметим, что дауншифтинг не появляется в компании в одночасье, а, по сути, провоцируется установками топ-менеджмента. В качестве примера приведем тренинг, посвященный теме переработок. Мы высказали достаточно твердую позицию о неэффективности для компании постоянных переработок сотрудников, поскольку они не успевают восстанавливаться, постепенно выходят из ресурсного состояния, и эффективность их работы неуклонно снижается. Мы предложили организовывать рабочее время таким образом, чтобы уходить с работы вовремя и полноценно отдыхать. Во время кофе-брейка к нам подошел топ-менеджер, присутствовавший на тренинге, и попросил изменить акценты: «Вместо того чтобы рассматривать оптимизацию работы с точки зрения ее выполнения в более короткие сроки, давайте будем акцентировать многократное увеличение доходов при таком же многократном увеличении временных затрат». Вот и весь управленческий ортобиоз!

 

Однако, надо сказать, в настоящее  время в бизнесе наблюдаются  весьма серьезные позитивные сдвиги. Так, в ряде компаний приняты корпоративные  стандарты, регламентирующие время  задержки на работе: для менеджеров — не более одного часа, для рядовых  сотрудников — не более получаса. Даже (правда, это пока, скорее, исключение из правил) вводятся физкультпаузы  подобно производственной гимнастике, которая была в советское время  и, увы, которую в основном игнорировали работники.

 

Как отмечалось ранее, все  в компании зависит от топ-менеджера, поэтому мы акцентируем внимание на формировании у него способности  не только правильно и эффективно отдыхать самому, но и интегрировать  грамотный отдых в систему  корпоративной культуры. В противном случае — «загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?»

 

Наконец, седьмой, важнейшей  компетенцией является способность  топ-менеджера к поиску нестандартных, нетривиальных решений. Сегодня  эта черта отнюдь не обязательно должна быть врожденной. Существуют технологии поиска новых, необычных решений. Например, это широко известные в кругу технических специалистов, но малоизвестные в управленческих кругах технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), а также ТРТЛ (теории развития творческой личности)11. На самом деле, способность к поиску новых решений неразрывно связана со способностью к обучению и переобучению вообще. А последняя еще в начале 90-х годов прошлого века была признана американскими специалистами наиболее важной компетенцией любого современного человека.

Таким образом, к числу  ключевых компетенций топ-менеджера  мы относим:

  • умение работать с целями и ценностями компании;
  • способность к эффективным внешним и внутренним коммуникациям;
  • умение точно подбирать ключевых сотрудников компании и использовать в бизнесе их наиболее сильные стороны.

 
Важнейшими компетенциями руководителя, которые напрямую связаны с вопросами  обеспечения конкурентоспособности  компании, сегодня становятся умение эффективно организовать собственное  время и время сотрудников  компании, т.е. персональный и корпоративный  тайм-менеджмент. Очевидно, что длительная плодотворная и результативная работа невозможна без умения отдыхать, а  инновационность крайне проблематична  без способности топ-менеджера  к поиску нетривиальных решений. 
Завершая рассмотрение ключевых компетенций топ-менеджера, способствующих повышению конкурентоспособности компании, отметим, что давным-давно в советском фильме «Чародеи» была сформулирована главная из них — способность проходить сквозь стену. И даже рекомендации были даны — точные, действенные и лихие: «Для того чтобы пройти сквозь стену, надо видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий!» Весьма актуально, не правда ли?

Информация о работе Организация компании в современном мире