Организация рабочего места

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 08:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение принципов организации рабочего места персонала.
Для достижение поставленной цели необходимо решение следующих задач:
определить понятия «рабочее место» и «рабочая зона»;
выявить элементы рабочего места;
рассмотреть этапы и принципы эргономической организации рабочих мест на предприятии;
определить пути совершенствования организации рабочих мест;
рассмотреть основные требования к организации рабочего места;

Содержание работы

Введение ..................................................................................................................3
1. Организация рабочего пространства.................................................................5
1.1 Рабочее место и рабочая зона. Элементы рабочего места.............................5
1.2 Этапы и принципы эргономической организации рабочих мест на предприятии.............................................................................................................7
1.3 Пути совершенствования организации рабочих мест..................................11
2. Современное предприятие: оборудование и работа в нем............................14
2.1 Основные требования к организации рабочего места ................................14
2.2 Оснащение и обслуживание рабочего места................................................19
Заключение.............................................................................................................29
Список использованных источников...................................................................31

Файлы: 1 файл

Организация рабочего места.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

При смешанной (комбинированной) системе одни функции обслуживания выполняются централизованно, другие – децентрализовано.

Значительными организационными и экономическими преимуществами обладает централизованное обслуживание. Оно  позволяет более рационально  использовать работников обслуживающих  служб, концентрировать их усилия в необходимый период на определенных участках обслуживания, механизировать труд и т.д. При этом улучшаются возможности для организации внутрипроизводственного планирования работ по обслуживанию, что повышает их качество, надежность, своевременность, экономичность. При децентрализованной системе каждый руководитель цеха имеет в своем подчинении вспомогательных рабочих, которые выполняют весь комплекс необходимых работ. Это обеспечивает своевременность и оперативность их выполнения. Однако, при этой системе сложно обеспечить нормальную и стабильную занятость вспомогательного персонала, рациональное его использование в соответствии с квалификацией. Наибольшее распространение на предприятиях получила смешанная (комбинированная) система обслуживания, при которой часть функций обслуживания осуществляется централизованно, а другая часть – децентрализовано.11

На выбор системы обслуживания влияют масштаб и тип производства, производственная структура предприятия, качественный уровень имеющегося оборудования, сложность выпускаемой продукции, требования к ее качеству, планировка производственных площадей и др. Однако, во всех случаях, критерием выбора оптимальной системы обслуживания является минимум затрат рабочего времени и материальных ресурсов на обслуживание при высоком качестве последнего.

С этой точки зрения в  основу построения любой из перечисленных  систем должны быть заложены следующие  принципы:

- планово-предупредительный,  профилактический характер;

- гибкость;

- комплексность;

- высокое качество обслуживания;

- экономичность.

Планово-предупредительный, профилактический характер обслуживания означает согласование системы обслуживания с оперативно-календарным планированием  хода основного производства, предварительную  подготовку и доставку всего необходимого для эффективного функционирования рабочего места.

Гибкость системы означает возможность ее оперативной перестройки  в связи с возможными отклонениями от нормального хода процесса обслуживания.

Комплексность системы предполагает согласование и увязку между собой всех функций обслуживания, выполняемых различными службами предприятия в течение одного и того же промежутка времени и на одних объектах.

Высокое качество и экономичность  обеспечиваются соответствующей квалификацией  вспомогательных рабочих при оптимальной их численности, четкой организацией труда, обеспечением всем необходимым для выполнения своих функций.

Конкретное обслуживание рабочих мест может осуществляться в виде одной из трех основных форм: стандартной, планово-предупредительной и дежурной.

Стандартное (регламентированное) обслуживание позволяет строго увязать  работу обслуживающего персонала с  графиком работы основного производства и тем самым сводит к минимуму простои основных рабочих и оборудования. К достоинствам данной формы обслуживания относятся обеспеченность полной загрузки вспомогательных рабочих, сокращение затрат времени на обслуживание, высокое качество работ. Эта система наиболее целесообразна в условиях массового и крупносерийного производства.

В серийном производстве, где существует большая вероятность возможных отклонений от нормального течения производственного процесса, целесообразно использовать планово-предупредительное обслуживание. Эта форма носит предупредительный характер, который находит выражение в предварительном комплектовании рабочей документации, инструментов и приспособлений, заготовок, проведении ремонтов, наладок и других работ. Таким образом, обеспечивается четкая и ритмичная работа обслуживающего персонала и минимальная вероятность возникновения простоев у основных рабочих.

Дежурное обслуживание используется в единичном и мелкосерийном  производстве и характеризуется  отсутствием заранее разработанных  графиков и расписаний. Оно осуществляется по вызовам основных рабочих по мере необходимости. Обязательным условием для этой системы является наличие оперативной связи рабочих мест со вспомогательными службами и диспетчерским пунктом.12

Говоря о целесообразности той или иной формы обслуживания основного производства, было бы неправильно рекомендовать в чистом виде ту или иную.  Любому типу производства свойственны не только закономерные процессы, но и случайные отклонения от них. Поэтому каждую систему регламентированного обслуживания, предупреждающую большую часть возможных отклонений от нормального хода производственного процесса, но не исключающую их возникновения, должна дополнять другая система, быстро реагирующая на различные отклонения и устраняющая их.

Таким образом, речь идет о  смешанной системе, при которой  часть функций обслуживания производства осуществляется по заранее разработанному регламенту, а часть – по мере возникновения тех или иных отклонений от регламента. Оптимальное соотношение между объемами регламентированного и нерегламентированного обслуживания зависит от многих факторов. Необходимо оценивать преимущества и недостатки каждой системы и находить оптимальные в экономическом отношении решения.

В общем виде разработка системы обслуживания рабочих мест, включает:

- выбор форм ее организации;

- определение профессионального состава обслуживающего персонала;

- установление ее регламентации;

- обеспечение обслуживающего  персонала соответствующей технической  и инструктивной документацией;

- расчет норм обслуживания;

- организацию труда и оснащение рабочих мест вспомогательных рабочих;

- организацию регулярной  и надежной связи между рабочими  местами основного производства  и обслуживающим персоналом.

Проектирование осуществляется в несколько этапов, выполняемых  в следующей последовательности.

На первом этапе выявляются состав и объем работ по видам обслуживания для каждого рабочего места основных рабочих и устанавливается функциональное содержание системы обслуживания.

На втором этапе по всем функциям обслуживания на основании  соответствующих нормативов формируются группы вспомогательных рабочих.

На третьем этапе определяются форма обслуживания, зоны обслуживания, связи между основными и обслуживающими рабочими.

На четвертом этапе  разрабатывается регламент обслуживания, составляются графики-регламенты, рассчитываются маршруты и расписания перемещения вспомогательных рабочих, проектируется организация рабочих мест вспомогательных рабочих.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для эффективного функционирования современного производства, основанного на применении сложной техники и технологии, характеризуемого большим количеством внутрипроизводственных связей, необходимы четкая организация рабочего места. На данном этапе развития экономики страны (рыночная экономика) очень важно рационально, точно организовать рабочее место, гармонично увязать все элементы организации, т.е. планировку, оснащение, обслуживание и конечно предоставить работнику благоприятные и комфортные условия для эффективного осуществления трудового процесса с максимально высокой производительностью.

Рабочее место должно быть в максимальной степени приспособлено для высокопроизводительной, эффективной работы с минимальными затратами времени и усилий.

Под организацией рабочего места понимается технологическая  и организационная их оснастка, планировка и обслуживание. Работа по организации рабочего места зависит от типа производства и содержания трудового процесса.

Технологическая оснастка рабочих  мест, включает приспособления, инструменты, приборы для ведения и контроля технологического процесса.

К организационной оснастке относятся производственная мебель для размещения и хранения инструментов, вспомогательные приспособления для ухода за оборудованием и площадью, средства механизации вспомогательных операций.

Совершенствование обслуживания рабочих мест предусматривает разработку наиболее рациональных форм разделения и кооперации труда рабочих. При больших объемах операции обслуживания целесообразно выделять их отдельной функцией со специализацией определенных работников.  При этом каждому работнику устанавливают оптимальную зону или участок, режим, график и маршрут обслуживания.

Существует три метода технического обслуживания рабочих  мест:

- вызывное (в случае неполадок  вызывается специалист);

- дежурное (ожидание появления  и устранения неполадок);

-планово-предупредительное  (активное предупреждение возможных неполадок).

Проанализировав каждый элемент  организации рабочего места мастера  цеха можно выявить, что в результате совершенствования его организации  возникает резерв повышения производительности труда, а, следовательно, и экономия по фонду заработной платы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Зудина Л. Н. Организация управленческого труда: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М – Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.

2. Ивановская Л.В., Свистунов  В.М. Обеспечение системы управления  персоналом на предприятии. – М.: ГАУ, 1995.

3. Квалификационный справочник  должностей руководителей, специалистов  и других служащих/ Минтруд РФ. – М.: Экономические новости, 1998.

4. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом. – М.: ГАУ, 2003.

5. Кибанов А.Я., Ивановская  Л.В. Стратегическое управление  персоналом: Учебно-практическое пособие  для студентов заочного образования.  – М.: ИНФРА-М, 2005.

6. Липатов Б. С. Управление  персоналом предприятий и организаций:  Учебник. – М.: ТОО "Люкс-арт", 2006.

7. Кибанов А.Я. Оценка  экономической эффективности совершенствования  управления машиностроительным  предприятием. – М.: МИУ, 2009.

8. Кибанов А.Я., Захаров  Д.К. Организация управления персоналом  на предприятии. – М.: ГАУ, 1994.

9. Книга для работника кадровой службы. – М.: Экономика, 1998.

10. Ниссинен И. Время  руководителя: Эффективность использования.  – М., 2003.

11. Научная организация  труда в управлении производственным  коллективом: Общеотраслевые научно-методические  рекомендации. – М.: НИИ труда, 1994.

12.Уотерман, Р., Питере, Т.В  поисках эффективного управления (Опыт лучших компаний): Пер. с  англ./ Под ред. В.Н. Барринова. -М.: Дело, 2003.

13. СергинА.М., Половинке В.  С., Апенько С.Н. Рабочее место  в банке: проблемы дисциплинированности и трудовой активности личности. –Л.: Высшая школа, 1987.

14. Социология труда / Под  ред. Н.Ч. Дряхлова, А.И. Кравченко,  В.В. Щербины. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

15. Спивак В.А. Основы  управления персоналом. – СПб., 2000.

16. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия.–М.: Дело, 2003.

17. Управление персоналом  организации: Практикум: Учеб. пособие  / Под. ред. А.Я. Кибанова. – 2-е  изд. – М.: ИНФРА-М, 2004.

18. Шекшня С.В. Управление  персоналом современной организации.  – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2000.

19. Шкатулла В.И. Настольная  книга менеджера по кадрам. –  М.: ИНФРА-М, 2002.

20. Шур Д.Л., Труханоеич  Л.В. Кадры предприятия. 300 образцов  должностных инструкций: Практическое  пособие. – М.: Дело и сервис, 2001.

21. Шур Д.Л., Труханоеич  Л.В. Кадры предприятия. 60 образцов  положений об отделах и службах:  Практическое пособие. – М.: Дело  и сервис, 2001.

22. Экономика и социология  труда: Учебник / В.В. Адамчук,  Ю.П. Кокин, Р.А. Яковлев; Под  ред. В.В. Адамчука. – М.: Финстатинформ, 1999.

1 Ивановская Л.В., Свистунов В.М. Обеспечение системы управления персоналом на предприятии. – М.: ГАУ, 1995.

2 Зудина Л. Н. Организация управленческого труда: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М – Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.

3 Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом. – М.: ГАУ, 2003.

4 Ниссинен И. Время руководителя: Эффективность использования. – М., 2003.

5 Управление персоналом организации: Практикум: Учеб. пособие / Под. ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2004.

6 Уотерман, Р., Питере, Т.В поисках эффективного управления (Опыт лучших компаний): Пер. с англ./ Под ред. В.Н. Барринова. -М.: Дело, 2003.

7 Ниссинен И. Время руководителя: Эффективность использования. – М., 2003.

8 Кибанов А.Я. Оценка экономической эффективности совершенствования управления машиностроительным предприятием. – М.: МИУ, 2009.

9 Кибанов А.Я., Ивановская Л.В. Стратегическое управление персоналом: Учебно-практическое пособие для студентов заочного образования. – М.: ИНФРА-М, 2005.

10 Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2000.

11 Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2000.

Информация о работе Организация рабочего места