Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 18:34, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть сущность понятия риск- менеджмента, рассмотреть его организацию и приёмы. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты риск- менеджмента;
- рассмотреть анализ кредитоспособности юридических лиц;
- изучить практику риск- менеджмента в российских банках.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты риск- менеджмента…………………………….4
Сущность и содержание риск- менеджмента……………………………...4
Организация риск- менеджмента…………………………………………..8
Приёмы риск- менеджмента………………………………………………..13
Глава 2. Анализ кредитоспособности юридического лица, как инструмент риск- менеджмента………………………………………………………………………………...15
Глава 3. Практика риск- менеджмента в российских банках…………………….23
Заключение…………………………………………………………………………..30
Библиографический список……………………
Следующим важным моментом в организации риск- менеджмента является получение информации об окружающей обстановке, которая необходима для принятия решения в пользу того или иного действия. На основе анализа такой информации и с учётом целей риска можно правильно определить вероятность наступления события, в том числе страхового события, выявить степень риска и оценить его стоимость. Под стоимостью риска следует понимать фактические убытки банка, затраты на снижение величины этих убытков или затраты по возмещению таких убытков и их последствий. Правильная оценка финансовым менеджером действительной стоимости риска позволяет ему объективно представлять объём возможных убытков и наметить пути к их предотвращению или уменьшению, а в случае невозможности предотвращения убытков обеспечить их возмещение. На основе имеющейся информации об окружающей среде, вероятности, степени и величине риска разрабатываются различные варианты рискового вложения капитала и приводится оценка их оптимальности путём сопоставления ожидаемой прибыли и величины риска. Это позволяет правильно выбрать стратегию и приёмы управления риском, а также способы снижения степени риска. На этом этапе организации риск- менеджмента главная роль принадлежит финансовому менеджеру, его психологическим качествам. Финансовый менеджер, занимающийся вопросами риска( менеджер по риску), должен иметь два права: право выбора и право ответственности за него.
Для управления риском могут создаваться специализированные группы людей. Данные группы могут подготовить предварительное коллективное решение и принять его простым или квалифицированным большинством голосов. Однако окончательное решение о выборе варианта принятия риска и рискового вложения капитала должен принять один человек, так как он одновременно принимает на себя и ответственность за данное решение. Ответственность указывает на заинтересованность принимающего рисковое решение в достижении поставленной им цели.
В риск- менеджменте готовых рецептов нет и быть не может. Он учит тому, как, зная методы, приёмы, способы решения тех или иных задач, добиться ощутимого успеха в конкретной ситуации, сделав её для себя более менее определённой. Особую роль в решении рисковых задач играют интуиция менеджера и инсайт.
Интуиция представляет собой способность непосредственно, как бы внезапно, без логического продумывания находить правильное решение проблемы. Интуитивное решение возникает как внутреннее озарение, просветление мысли, раскрывающее суть изучаемого вопроса. Психология рассматривает интуицию во взаимосвязи с чувственным и логическим познанием и практической деятельностью как непосредственное знание в его единстве со знанием опосредованным, ранее приобретённым.
Инсайт- осознание решения некоторой проблемы. Субъективно инсайт переживает как неожиданное озарение, постижение. В момент самого инсайта решение осознаётся очень ясно , однако эта ясность часто носит кратковременный характер и нуждается в сознательной фиксации решения.
В случаях, когда рассчитать риск невозможно, принятие рисковых решений происходит с помощью эвристики. Она представляет собой совокупность логических приёмов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины. Иными словами, это правила и приёмы решения особо сложных задач. Конечно, эвристика менее надёжна и менее определённа, чем математические расчёты. Однако она даёт возможность получить вполне определённое решение.
Риск- менеджмент имеет свою систему эвристических правил и приёмов для принятия решения в условиях риска.
Основными правилами риск- менеджмента являются:
Реализация первого правила означает, что прежде, чем принять решение о рисковом вложении капитала финансовым менеджер должен:
- определить максимально
- сопоставить его с объёмом вкладываемого капитала;
- сопоставить его со всеми
собственными финансовыми
Объём убытка от вложения капитала может быть равен объёму данного капитала, быть меньше или больше его. При прямых инвестициях объём убытка, как правило, равен объёму венчурного капитала.
Реализация второго правила требует, чтобы финансовый менеджер, зная максимально возможную величину убытка, определил бы, к чему она может привести, какова вероятность риска, и принял решение об отказе от риска( т.е. от мероприятия), принятии риска на свою ответственность или передаче риска на ответственность другому лицу.
Действие третьего правила ярко проявляется при передаче риска, т.е. при страховании. В этом случае он означает, что финансовый менеджер должен определить и выбрать приемлемое для него соотношение между страховым взносом и страховой суммой. Страховой взнос- это плата страхователя страховщику за страховой риск. Страховая сумма- это денежная сумма, на которую застрахованы материальные ценности, ответственность, жизнь и здоровье страхователя. Риск не должен быть удержан, т.е. инвестор не должен принимать на себя риск, если размер убытка относительно велик по сравнению с экономией в страховом взносе.
Реализация остальных правил означает, что в ситуации, для которой имеется только одно решение( положительное или отрицательное), надо сначала попытаться найти другие решения. Возможно, они действительно существуют. Если же анализ показывает, что других решений нет, то действуют по правилу «в расчёте на худшее», т.е. если сомневаешься, то принимай отрицательное решение.
Неотъемлемым этапом организации риск- менеджмента является организация мероприятий по выполнению намеченной программы действия, т.е. определение отдельных видов мероприятий, объёмов и источников финансирования этих работ, конкретных исполнителей, сроков выполнения и т.п.
Важным этапом организации риск- менеджмента являются контроль за выполнением намеченной программы, анализ и оценка результатов выполнения выбранного варианта рискового решения. Органом управления риском может быть финансовый менеджер, менеджер по риску или соответствующий аппарат управления: сектор страховых операций, сектор венчурных операций, отдел рисковых сложений капитала и т.п. Эти секторы или отделы являются структурными подразделениями финансовой службы хозяйствующего субъекта.
Отдел рисковых вложений капитала в соответствии с уставом банка может осуществлять следующие функции:
1.3. Приёмы риск- менеджмента
Приёмы риск- менеджмента представляют собой приёмы управления риском. Они состоят из средств разрешения рисков и приёмов снижения степени риска. Средствами разрешения рисков являются избежание их, удержание, передача, снижение степени.
Избежание риска означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском. Однако избежание риска для банка зачастую означает отказ от прибыли.
Удержание риска- это оставление риска за банком, т.е. на его ответственности. Так, банк, вкладывая венчурный капитал, заранее уверен, что он может за счёт собственных покрыть возможную потерю венчурного капитала.
Передача риска означает, что банк передаёт ответственность за риск кому- то другому, например страховой компании.
Снижение степени риска- это сокращение вероятности и объёма потерь. Для снижения степени риска применяются различные приёмы. Наиболее распространёнными являются: 1. диверсификация, 2. приобретение дополнительной информации о выборе и результатах, 3. лимитирование, 4. самострахование, 5. страхование.
Диверсификация представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала, которые непосредственно не связаны между собой, с целью снижения степени риска и потерь доходов. Диверсификация позволяет избежать риска при распределении капитала между различными видами деятельности.
Информация играет важную роль в риск- менеджменте. Финансовому менеджеру часто приходится принимать рисковые решения, когда результаты вложения капитала не определены и основаны на ограниченной информации. Если бы у него была более полная информация, то он мог бы сделать более точный прогноз и снизить риск. Это делает информацию товаром, причём очень ценным. Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого- либо приобретения или вложения капитала, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.
Лимитирование- это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является важным приёмом снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд, заключении договора на овердрафт и т.п.
Самострахование означает, что банк предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхованию. Самострахование представляет собой децентрализованную форму создания натуральных и денежных страховых( резервных) фондов непосредственно в банке. Создание банком обособленного фонда возмещения возможных убытков в процессе его деятельности выражает сущность самострахования. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных затруднений финансово- коммерческой деятельности. В процессе самострахования создаются различные страховые и резервные фонды.
Глава 2. Анализ кредитоспособности юридического лица, как инструмент риск- менеджмента
Кредитоспособность клиента коммерческого банка — способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам). В отличие от его платежеспособности она не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-то дату, а прогнозирует способность к погашению долга на ближайшую перспективу. Уровень кредитоспособности клиента определяет степень риска банка, связанного с выдачей ссуды конкретному заемщику.
Критерии кредитоспособности клиента.
Мировая и отечественная банковская практика позволила выделить критерии оценки кредитного риска и кредитоспособности клиента:
Под характером клиента понимается его репутация как юридического лица, степень ответственности за погашение долга, четкость его представления о цели кредита, соответствие этой цели кредитной политике банка.
Способность заимствовать средства означает наличие у клиента права подать заявку на кредит, подписать кредитный договор или вести переговоры, дееспособность заемщика — физического лица.
Способность зарабатывать средства для погашения долга в ходе текущей деятельности определяется ликвидностью баланса, прибыльностью деятельности заемщика, его денежными потоками.
Для такого критерия кредитоспособности клиента, как капитал, наиболее важны два аспекта оценки: достаточность капитала (анализируется на основе требований к минимальному уровню капитала и коэффициентов финансового левериджа); степень вложения собственного капитала в кредитуемую операцию (свидетельствует о распределении риска между банком и заемщиком).
Под обеспечением кредита понимается стоимость активов заемщика и конкретный вторичный источник погашения долга (залог, гарантия, поручительство, страхование), предусмотренный в кредитном договоре. Если соотношение стоимости активов и долговых обязательств имеет значение для погашения ссуды в банке в случае объявления заемщика банкротом, то качество конкретного вторичного источника гарантирует выполнение заемщиком его обязательств в срок при финансовых затруднениях.
Условия, в которых совершается кредитная операция (текущая или прогнозная экономическая ситуация в стране, регионе и отрасли, политические факторы), определяют степень внешнего риска банка.
Последний критерий — контроль, т.е. законодательная основа деятельности заемщика, соответствие характера кредита стандартам банка и органов надзора.