Организация труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 16:44, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение организации труда и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Предмет дипломной работы – организация труда.
Объектом практического исследования послужило предприятие ООО «А2»
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты организации труда;
- проанализировать организацию труда ООО «А2»
- разработать мероприятия по совершенствованию организации труда.

Файлы: 1 файл

Совершенствование организации труда на предприятии на примере ООО.doc

— 683.50 Кб (Скачать файл)

Производительность управленческого труда находится в прямой зависимости от состояния рабочих мест и условий, в которых трудится менеджер. Значение рассматриваемой проблемы усиливается в связи с появлением новых организаций рыночного типа, когда происходят существенные качественные изменения в·системе управления экономическими и социальными процессами14.

Рациональная организация  рабочего места менеджера обеспечивает создание в управленческой деятельности максимальных удобств и благоприятных условий труда, повышает содержательность работы. В настоящее время разработано более 5 тыс. типовых проектов организации рабочих мест для различных категорий административно-управленческого персонала. В основе любой планировки рабочего места менеджера лежит деление его кабинета на рабочую зону и зону совещаний (переговоров).

Система обслуживания рабочего места менеджера в данном случае должна иметь различные средства связи и aвтоматизированную систему информации (АСИ). В практику управления широко внедряется автоматизированное рабочее место руководителя (АРМ). В своем составе АРМ, как правило, имеет ПЭВМ, календарь, диалоговые устройства, электронный дневник, мощный калькулятор с большой емкостью памяти, средство для создания и хранения личной и служебной корреспонденции, систему контроля за исполнением поручений.

Кроме принципов организации  рабочих мест аппарата управления необходимо соблюдать ряд экономических, эргономических и эстетических требований к нему (рис. 1.4).

рис 1.4 Требования, предъявляемые к организации  рабочих мест менеджера15

 

Менеджер должен сформировать систему мотивов, побуждающих сотрудников систематически улучшать режим и условия их труда.

Удобство мебели. Задача состоит в том, чтобы выбрать габариты и форму мебели с учетом антропометрических данных личности и удобно разместить ее на рабочем месте.

Наличие средств  оргтехники. Рабочее место должно быть оборудовано соответствующей оргтехникой, а следовательно, создана технология эффективного ее использования.

Благоприятные санитарно-гигиенические и эстетические условия труда. В помещении должны быть оптимальными температурный режим, освещение, влажность воздуха, цвет стен, мебели и т.п.

Рациональный  режим труда и отдыха. Ненормированный рабочий день менеджера делает необходимым установление ему гибкою графика выхода на работу с учетом утомляемости человека.

Наиболее ответственным  моментом в работе по рационализации управленческого труда является планирование

Мероприятий по созданию блaгoприятных условий труда руководителей и специалистов организации. Они могут разрабатываться на различных уровнях управления (низшем, среднем и высшем). На основе изучения различных аспектов трудового процесс а составляется комплексный план рациональной организации труда. В этом плане отражают мероприятия в соответствий с основными направлениями рациональной организации труда, принятой в фирме.

1.3 Факторы,  оказывающие влияние на производительность  труда

 

Производительность труда  – количественная характеристика выполняемой персоналом работы, которая связана с уровнем эффективности труда.16

Основная проблема организаторов  производства в настоящее время, вне зависимости от форм собственности, - тенденции к снижению эффективности производства. В связи с этим главными целями деятельности служб управления персоналом в этом направлении, являются:

Сокращение производственных издержек и увеличение прибыльности;

Повышение гибкости производства;

Совершенствование процессов  технологического и технического контроля.

Общий уровень производительности труда определяют два типа факторов:17

  1. краткосрочные – объективные ( например, изменение номенклатуры сырья и видов энергии в связи с авариями, цикличные колебания качества сырья); субъективные ( например, колебание уровня трудоспособности в течении дня, недели, года);
  2. долгосрочные ( например. Цены на материалы, энергию, качество оборудования).

          На рис. 1.1 представлены основные  компоненты оценки производительности.

Рис.1.5 Основные компоненты оценки производительности

 

Как видно, производительность связана с количеством (количеством часов, трудозатратами) и качеством труда (особенностями технологии, объемом капитальных вложений, качеством персонала).

Можно выделить два основных подхода к оценке производительности труда. 18

1) Определение прямых трудозатрат (путем оценки соотношения прямых трудозатрат к нормо-часам определяется фактическая интенсивность).

2) Оценка отношения  объема продаж к затратам на  стоимость контроля качества и гарантированного ремонта, которая включает:

  • численность производственных рабочих и всего персонала;
  • дополнительные показатели: время наладки/оплаченные часы, число принятых изделий / число проверенных изделий, запланированные изделия/произведенные изделия, все производственное время/фактически отработанное время, вспомогательные расходы/прямые расходы, численность производственных рабочих/численность работников управления, количество часов по не принятым нарядам/количество отработанных часов, фактическая доля накладных расходов/запланированные накладные расходы.

Люди являются самым важным ресурсом организации. Они обеспечивают увязку в единое целое финансовых, производственных и других ресурсов так, чтобы организация функционировала. Дальновидные руководители, если они стремятся повысить производительность, не опираются исключительно на финансовое вознаграждение персонала. Они рассматривают потребности своих работников целостно и дают возможность людям руководствоваться также другими мотивами. Поиск соответствующих неденежных мотивов, которые побуждают работников эффективно использовать свои умения и таланты, — нелегкая задача. Она обусловлена динамичной окружающей средой, в которой функционируют сегодня организации.

Все организации функционируют в изменяющейся внешней и внутренней среде. Внешняя среда выставляет ограничения на ресурсы организации: возрастающие потребности граждан становятся более сложными, люди требуют больше услуг и более высокого качества обслуживания, но при этом более дешевых. Эти требования в сочетании с ограниченными ресурсами организации часто приводят к тому, что ей приходится добиваться больших результатов с меньшими затратами. Совсем не обязательно, что финансовые мотивы приведут к удовлетворению ожиданий граждан получить больше услуг и более высокого качества, а также к удовлетворению потребностей персонала, которому приходится увеличивать объем работы. Ценности и интересы многих работников изменяются. Люди могут быть больше заинтересованы в своем здоровье и благополучии. Они могут также ожидать, что качество трудовой жизни обеспечит им комфортные условия в соответствии с их запросами, здоровье и безопасность

Работники могут уделять  много времени работе, но при этом быть более заинтересованными в поддержании баланса между их личной и трудовой жизнью. Талантливые и квалифицированные люди могут рассчитывать на уменьшение рутины, на творческую работу, которая способствует росту и развитию и позволяет достигать, наряду с организационными, также и личных целей. Организациям, для того чтобы удовлетворять все или большинство из этих потребностей, не нужно полностью полагаться на финансовые инструменты, нужно также опираться на неденежные мотивы

Использование неденежных мотивов для стимулирования персонала учреждений желательно по ряду обстоятельств.

Внешняя среда организаций  изменяется. У персонала, так же как  и у всего населения, отношения  и ожидания изменяются. Динамический характер среды требует от руководителей организаций использования инновационных подходов, которые позволят работникам увеличивать производительность

Оперативное реагирование руководителей  на личные потребности и ожидания работников является решающим для успешной реализации программ повышения производительности. Продолжающиеся исследования наводят на мысль, что существует явная взаимосвязь между удовлетворением потребностей человеческого капитала организации и повышением производительности. Когда руководители демонстрируют заинтересованность в людях, работающих в их организациях, и понимают, что удовлетворение потребностей персонала означает повышение продуктивности, то, скорее всего, они придут к выводу, что нужно не только платить работникам заработную плату, равную стоимости их знаний и навыков на рынке труда. Необходимо также реагировать на индивидуальные потребности человека

Более ранние исследования показывают, что как характер труда работника, так и окружающая среда влияют на его поведение: работники, не удовлетворенные условиями труда, скорее всего, будут не удовлетворены своей работой в целом. Неудовлетворенность трудом может привести к снижению его производительности

Социальные связи, которые  формируются у людей в рабочей  группе, могут внести свой вклад  в повышение производительности. Данные группы могут играть роль связующего звена, усиливать командный дух и групповую мораль. Попытки руководителей «разбить» рабочие группы могут оказать негативное воздействие на уровень производительности в них.

Отношение руководителей  к персоналу организации может  также повлиять на уровень продуктивности работников. Результаты исследований показывают, что, когда руководители относятся к сотрудникам как к трудолюбивым и способным работать самостоятельно, тогда производительность труда, скорее всего, будет расти. И наоборот, если менеджер относится к работнику как к ленивому, то такое отношение будет неблагоприятно отражаться на производительности. Подход руководителя к оценке производительности труда работников также может повлиять на нее. Руководители должны проводить оценку деятельности персонала эффективно для того, чтобы адекватно оценивать потребности работников. У каждого человека есть свои особенные потребности. Постоянная оценка производительности вместе с регулярной и тщательной обратной связью и необходимым обучением и развитием существенно влияет на повышение производительности

Исследования показали, что  потребности человека не только разнообразны, но и сложны. Государственные и частные организации используют все больше и больше неденежные мотивы, чтобы реагировать как на индивидуальные, так и на коллективные нужды работников организации

Существует и успешно  используется множество неденежных мотивов. Некоторые из них представлены ниже. Они связаны с удовлетворением  потребностей наемных работников в признании, участии в принятии решений, их самих касающихся, а также с необходимостью находить баланс между временем, проводимым на работе, и посвященным заботе о близких, об их благополучии

Все работники нуждаются  в позитивной оценке своего труда  и рассчитывают на это. Вручение поздравительных писем или просто одобрение работников может способствовать лучшей производительности. Производительность тех работников, которые стремятся к успеху, может быть повышена путем расширения круга выполняемых задач или их обогащения. Включение работников в программы комплексного управления качеством положительно сказывается на приверженности сотрудников своей работе.19

Все большую озабоченность, особенно среди женщин, вызывает потребность в согласовании семейной и личной жизни. К неденежным мотивам, значимым для сотрудниц с маленькими детьми, относится создание в организации специальной службы по уходу за детьми. Возможность воспользоваться ее услугами экономит время родителей, которое обычно тратится на дорогу, когда детские учреждения находятся на значительном удалении от организации. Это также уменьшает беспокойство родителей о своих чадах

Использование гибкого графика  рабочего времени является другим мотивом, способным повысить производительность труда персонала. Такая мера будет  работать только в том случае, если индивиды, работающие по гибкому графику, заслуживают доверия и ответственны

К потребности ощущать  себя здоровыми можно подойти  творчески, обеспечивая работников абонементами в спортивные залы, организуя  мониторинг состояния их здоровья и направляя в соответствующие медицинские учреждения

Все организации сталкиваются с острой проблемой сохранения талантливых  и квалифицированных работников. Используя неденежные мотивы, организация демонстрирует свою заинтересованность в удовлетворении потребностей и интересов работников. Персонал такой компании скорее всего отреагирует на неденежное стимулирование повышением производительности труда20.

Выводы по главе :

Организация труда - это организационная система, имеющая своей целью достижение наилучших результатов использования живого труда в процессе производства. Организация труда как система включает совокупность элементов, находящихся в определенной связи друг с другом и образующих единое целое. Элементы организации труда раскрывают ее содержание.

Рациональная организация  рабочего места занимает ведущее положение в комплексе мероприятий по НОТ, обеспечивающих наиболее целесообразное использование рабочего времени, производственных навыков и творческих способностей работников. Основной задачей совершенствования организации и обслуживания рабочих мест является создание благоприятных условий для качественного и своевременного выполнения производственных заданий при эффективном использовании оборудования и фонда рабочего времени, минимальных физических усилиях работника и его полной безопасности.

Организация рабочих мест неразрывно связана с формами  и методами организации труда. Рационально  организовать рабочее место - это  значит обеспечить его основным оборудованием, комплектом необходимого инструмента и приспособлений, технической и инструктивной документацией, удобной производственной мебелью; наладить бесперебойное обслуживание рабочего места вспомогательными службами; создать благоприятные условия труда

Информация о работе Организация труда