Организация управленческого контроллинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:42, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является описание организации управленческого контроллинга. Исходя, из поставленной цели сформулированы следующие задачи:
Раскрыть экономическое содержание понятия «контроллинг»;
Выявить особенности функционирования контроллинга;
Рассмотреть особенности процесса создания службы контроллинга.

Содержание работы

Ведение
Глава 1. Сущность контроллинга
1.1. Предмет и содержание контроллинга. Функции и задачи контроллинга
1.2. Разновидности контроллинга
Глава 2. Организация управленческого контроллинга
2.1. Организация службы контроллинга
2.2. Оценка эффективности работы подразделения контроллинга
Заключение

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В обстановке информационного  общества, глобализации мировой экономики  существенно усложнилось управление бизнесом, что естественно, резко  сокращает период времени, необходимый  для выбора правильного управленческого  решения. Менеджерам для принятия оптимального решения необходимо располагать точными данными на момент его принятия, причем подобные материалы должны быть не разрозненными, а обработанными и систематизированными. Технические возможности информационного общества помогают решить подобную проблему, что нашло свое отражение в практике контроллинга, представляющего механизм информационного и аналитического обеспечения руководителей и менеджеров компании необходимыми сведениями.

Система контроллинга интегрирует  учет, планирование, маркетинг в единую самоуправляемую систему, в которой четко определяются цели предприятия, принципы управления и способы их реализации. На этой основе существенно улучшается качество менеджмента. Контроллинг выступает важным фактором обеспечения конкурентоспособности предприятия, поскольку позволяет решать в совокупности целый ряд вопросов: стабильность бизнеса и его финансов, выявление и приведение в действие имеющихся внутренних резервов, оперативное и эффективное внедрение инноваций, воплощение в жизнь миссии, стратегии развития предприятия и многие другие.

Актуальность изучения контроллинга связана с рядом причин. Одними из основных специалисты называют: усиление внимания руководства предприятий  к вопросам стратегического планирования и управления, потребность в непрерывном отслеживании изменений, происходящих как во внешней, так и внутренней среде; организацию продуманной системы действий, которая сможет обеспечить выживаемость предприятия и поможет избежать кризисных ситуаций.

Целью настоящей работы является описание организации управленческого контроллинга. Исходя, из поставленной цели сформулированы следующие задачи:

    1. Раскрыть экономическое содержание понятия «контроллинг»;
    2. Выявить особенности функционирования контроллинга;
    3. Рассмотреть особенности процесса создания службы контроллинга.

 Информационной базой для написания данной работы явились учебные пособия, статьи периодических изданий по теме исследования, электронные библиотеки.

 

 

 

Глава 1. Сущность контроллинга

1.1. Предмет и содержание контроллинга. Функции и задачи контроллинга

Контроллинг как процесс  управления предприятием, включает в  себя установление целей, формирование стратегии, разработку стратегических и оперативных планов и бюджетов, мониторинг текущих событий, контроль и анализ отклонений фактических результатов от намеченных целей.

Изначально под контроллингом  понималась совокупность задач, решаемых в сфере учета и финансов, а  контролером выступал главный бухгалтер.

В дальнейшем это понятие  стало трактоваться шире. К функциям контроллинга стали относить финансовый контроль и оптимизацию использования финансовых средств и источников для достижения конечных целей и результатов деятельности предприятия (в экономическом смысле контроллинг – это система управления прибылью предприятия).

В немецком издании «Экономический словарь предприятия» понятие контроллинга определено как «концепция информации и управления». Наиболее полно система контроллинга была впервые описана и применена в США, поэтому термин контролер-руководитель службы контроллинга происходит от английского «controlling»

В общем смысле слова, контроллинг  – это система управления учетно-аналитическими специалистами.

Слово «контроллинг» ассоциируется  со словом «контроль», но это отличное и даже противоположное по смыслу понятие. Контроль направлен в прошлое, на выяснение времени ошибок и просчетов, а контроллинг – это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных единиц.

Система контроллинга стремится  так управлять процессом текущего анализа плановых и фактических показателей, чтобы исключить ошибки и отклонения как в настоящем, так и в будущем. Система контроллинга целесообразна в тех случаях, когда функции управления предприятием возложены на отделы и службы. На начальном этапе внедрения контроллинга он выступает как система, которая оповещает о возникновении негативных отклонений в деятельности фирмы для своевременного принятия противодействующих мер.

В деятельности фирмы контроллинг  – это целостная концепция  управления предприятием, направленная на выявление шансов и рисков, связанных с получением прибыли.

Особенности контроллинга:

  1. увязка оперативных финансово-экономических расчетов и стратегических решений;
  2. ориентация финансово-экономических расчетов на принятие экономически обоснованных решений;
  3. новое содержание таких традиционных функций управления, как планирование, контроль, информационное обеспечение, которые составляют ядро контроллинга;
  4. новое психологическое содержание роли планово-экономических служб (служб контроллинга на предприятии).

 

Контроллинг – это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.

Основная  цель контроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение целей, стоящих перед предприятием.

Для этого контроллинг  обеспечивает выполнение следующих функций:

  1. сервисная (предоставление необходимой информации для управления);
  2. функция принятия решений (управляющая функция);
  3. внутренний контроль на предприятии.

Сервисная функция – это информационное обслуживание контроллинга, которое обеспечивается при помощи систем планирования, нормирования, учета и контроля.

Все эти системы ориентированы на достижение цели, конечного результата деятельности предприятия. Информация должна содержать заданные показатели (плановые, нормативные) и фактические, в том числе сведения об отклонениях, выявленных в ходе учета.

Управляющая функция контроллинга реализуется с использованием данных анализа отклонений, величины покрытия и общих результатов деятельности предприятия. Эта информация необходима для принятия тактических (оперативных) и стратегических решений.

Функция внутреннего контроля сводится к контролю экономической работы как организации в целом, так и ее структурных подразделений.

В отличие от ревизии, контроллинг  ориентирован на текущие и будущие  результаты деятельности и не связан с документальной проверкой на местах совершения хозяйственных операций.

Выделяют три основные задачи контроллинга: планирование, контроль, регулирование посредством планирования (определения курса на следующий  финансовый год). Оперативность позволяет  осуществлять более точный контроль в течение года и проводить анализ причин отклонений. Регулирование направлено на поддержание принятого решения.

Таким образом, контроллинг, являясь целостной концепцией управления предприятием, выполняя сервисную, управляющую  функции и функцию внутреннего  контроля, а также решая основные задачи планирования и контроля, направлен на выявление шансов и рисков, связанных с получением прибыли.

 

1.2 Разновидности контроллинга

Стратегический  контроллинг – вскрытие возможностей и рисков с целью обеспечения долгосрочного существования предприятия.

Для этих двух сфер могут  использоваться различные инструменты, которым должна оказываться эффективная  поддержка со стороны руководящих  работников предприятия.

Оперативный и стратегический контроллинг находятся в постоянном взаимодействии. Оперативное планирование зависит от стратегического. И наоборот, оперативные решения дают важные импульсы для стратегической стабилизации предприятия. Итак, между оперативным и стратегическим контроллингом существует система автоматического регулирования.

Информация – фундамент  контроллинга. Успех предприятия  зависит от способности его руководящих  работников своевременно выявлять и  анализировать производственные проблемы.

Оперативный контроллинг 

Для своевременного принятия необходимых управленческих решений, информация должна быть вовремя подготовлена и предоставлена в распоряжение руководящих работников. Это возможно только при эффективном контроллинге. Сотрудники отдела контроллинга должны регулярно проводить анализ и применять инструменты контроллинга, чтобы обеспечить руководство предприятия необходимой информацией.

К основным задачам оперативного контроллинга относятся составление  планов на будущий хозяйственный  год и проведение текущих проверок. При этом отклонения от курса предприятия  должны выявляться своевременно.

Таким образом, менеджмент должен получить возможность начать проведение мероприятий корректировки на отдельных  участках предприятия, чтобы добиться намеченных целей.

К основным задачам оперативного контроллинга относятся:

  • планирование – согласование целей предприятия;
  • контроль – сравнение фактических показателей с заданными, анализ отклонений;
  • управление – проведение мероприятий корректировки.

1. Посредством планирования определяется курс на следующий хозяйственный год.

2. Информативная система  отчетности дает возможность  для проведения более точного  контроля в течение текущего  хозяйственного года. В случае  отклонений от плана производится  анализ их причин. После этого  должны быть найдены решения  во избежание отклонений в будущем. Следует принять решение о соответствующих мерах и провести исследования их последствий.

3. Управление необходимо  для соблюдения установленного  курса. Все три задачи –  планирование, контроль и управление  – постоянно связаны друг с  другом посредством системы автоматического регулирования.

Оперативные инструменты  контроллинга должны систематически применяться  в течение хозяйственного года. На многих мелких и средних предприятиях необходимо создать предпосылки  для того, чтобы руководство могло  овладеть инструментами контроллинга.

Использование оперативных  инструментов контроллинга позволяет  руководству предприятия принимать  эффективные решения. Кроме того, оно помогает руководству предприятия  не потерять из виду и намеченные краткосрочные  цели.

При оперативном планировании, контроле и управлении контроллинг  использует имеющиеся на предприятии  ресурсы (возможности). К ним относятся:

  • программы производства и сбыта;
  • машинное оборудование;
  • квалификация сотрудников;
  • капиталовооруженность.

Поскольку оперативный контроллинг направлен на краткосрочное планирование, т.е. на операции, связанные с будущим хозяйственным годом, необходимо использовать все имеющиеся структуры или ресурсы. При этом управление процессами предполагает постоянное сравнение фактических показателей с заданными. Запланированные показатели сравниваются с реальными показателями каждый месяц, чтобы можно было быстро обнаружить отклонения. Такой подход позволяет своевременно начинать целенаправленные мероприятия корректировки.

Основная задача оперативного контроллинга заключается в управлении прибылью.

Это значит, что, прежде всего, необходимо повысить рентабельность и  обеспечить ликвидность. Поэтому эти  цели предприятия являются самыми важными  для управления.

Эти оперативные цели должны быть сформулированы по возможности с указанием количественной оценки. Когда цели определены и доведены до всех сотрудников предприятия, последние могут принять участие в их последовательной реализации.

Способы (методы) оперативного анализа и инструменты являются важными компонентами концепции контроллинга. Эти инструменты подходят для решения возникающих проблем.

Способы оперативного анализа  и инструменты являются основой  оперативной системы контроллинга. Чем лучше и последовательнее используются отдельные инструменты, тем эффективнее контроллинг. Эффективный контроллинг снимает с руководителей часть нагрузки и освобождает время, которое можно использовать для разработки стратегии.

Рассмотренные далее виды анализа и инструменты  используются на предприятиях с целью решения проблем. Благодаря разнообразию возможностей применения отдельных инструментов можно улучшить работу на всех участках предприятия. Внедрение инструментов контроллинга должно производиться постепенно.

Информация о работе Организация управленческого контроллинга