Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:42, контрольная работа
Целью настоящей работы является описание организации управленческого контроллинга. Исходя, из поставленной цели сформулированы следующие задачи:
Раскрыть экономическое содержание понятия «контроллинг»;
Выявить особенности функционирования контроллинга;
Рассмотреть особенности процесса создания службы контроллинга.
Ведение
Глава 1. Сущность контроллинга
1.1. Предмет и содержание контроллинга. Функции и задачи контроллинга
1.2. Разновидности контроллинга
Глава 2. Организация управленческого контроллинга
2.1. Организация службы контроллинга
2.2. Оценка эффективности работы подразделения контроллинга
Заключение
Введение
В обстановке информационного
общества, глобализации мировой экономики
существенно усложнилось
Система контроллинга интегрирует учет, планирование, маркетинг в единую самоуправляемую систему, в которой четко определяются цели предприятия, принципы управления и способы их реализации. На этой основе существенно улучшается качество менеджмента. Контроллинг выступает важным фактором обеспечения конкурентоспособности предприятия, поскольку позволяет решать в совокупности целый ряд вопросов: стабильность бизнеса и его финансов, выявление и приведение в действие имеющихся внутренних резервов, оперативное и эффективное внедрение инноваций, воплощение в жизнь миссии, стратегии развития предприятия и многие другие.
Актуальность изучения контроллинга связана с рядом причин. Одними из основных специалисты называют: усиление внимания руководства предприятий к вопросам стратегического планирования и управления, потребность в непрерывном отслеживании изменений, происходящих как во внешней, так и внутренней среде; организацию продуманной системы действий, которая сможет обеспечить выживаемость предприятия и поможет избежать кризисных ситуаций.
Целью настоящей работы является описание организации управленческого контроллинга. Исходя, из поставленной цели сформулированы следующие задачи:
Информационной базой для написания данной работы явились учебные пособия, статьи периодических изданий по теме исследования, электронные библиотеки.
Глава 1. Сущность контроллинга
1.1. Предмет и содержание контроллинга. Функции и задачи контроллинга
Контроллинг как процесс управления предприятием, включает в себя установление целей, формирование стратегии, разработку стратегических и оперативных планов и бюджетов, мониторинг текущих событий, контроль и анализ отклонений фактических результатов от намеченных целей.
Изначально под контроллингом понималась совокупность задач, решаемых в сфере учета и финансов, а контролером выступал главный бухгалтер.
В дальнейшем это понятие стало трактоваться шире. К функциям контроллинга стали относить финансовый контроль и оптимизацию использования финансовых средств и источников для достижения конечных целей и результатов деятельности предприятия (в экономическом смысле контроллинг – это система управления прибылью предприятия).
В немецком издании «Экономический словарь предприятия» понятие контроллинга определено как «концепция информации и управления». Наиболее полно система контроллинга была впервые описана и применена в США, поэтому термин контролер-руководитель службы контроллинга происходит от английского «controlling»
В общем смысле слова, контроллинг – это система управления учетно-аналитическими специалистами.
Слово «контроллинг» ассоциируется со словом «контроль», но это отличное и даже противоположное по смыслу понятие. Контроль направлен в прошлое, на выяснение времени ошибок и просчетов, а контроллинг – это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных единиц.
Система контроллинга стремится
так управлять процессом
В деятельности фирмы контроллинг – это целостная концепция управления предприятием, направленная на выявление шансов и рисков, связанных с получением прибыли.
Особенности контроллинга:
Контроллинг – это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.
Основная цель контроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение целей, стоящих перед предприятием.
Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций:
Сервисная функция – это информационное обслуживание контроллинга, которое обеспечивается при помощи систем планирования, нормирования, учета и контроля.
Все эти системы ориентированы на достижение цели, конечного результата деятельности предприятия. Информация должна содержать заданные показатели (плановые, нормативные) и фактические, в том числе сведения об отклонениях, выявленных в ходе учета.
Управляющая функция контроллинга реализуется с использованием данных анализа отклонений, величины покрытия и общих результатов деятельности предприятия. Эта информация необходима для принятия тактических (оперативных) и стратегических решений.
Функция внутреннего контроля сводится к контролю экономической работы как организации в целом, так и ее структурных подразделений.
В отличие от ревизии, контроллинг ориентирован на текущие и будущие результаты деятельности и не связан с документальной проверкой на местах совершения хозяйственных операций.
Выделяют три основные
задачи контроллинга: планирование, контроль,
регулирование посредством
Таким образом, контроллинг, являясь целостной концепцией управления предприятием, выполняя сервисную, управляющую функции и функцию внутреннего контроля, а также решая основные задачи планирования и контроля, направлен на выявление шансов и рисков, связанных с получением прибыли.
1.2 Разновидности контроллинга
Стратегический контроллинг – вскрытие возможностей и рисков с целью обеспечения долгосрочного существования предприятия.
Для этих двух сфер могут использоваться различные инструменты, которым должна оказываться эффективная поддержка со стороны руководящих работников предприятия.
Оперативный и стратегический
контроллинг находятся в
Информация – фундамент контроллинга. Успех предприятия зависит от способности его руководящих работников своевременно выявлять и анализировать производственные проблемы.
Оперативный контроллинг
Для своевременного принятия необходимых управленческих решений, информация должна быть вовремя подготовлена и предоставлена в распоряжение руководящих работников. Это возможно только при эффективном контроллинге. Сотрудники отдела контроллинга должны регулярно проводить анализ и применять инструменты контроллинга, чтобы обеспечить руководство предприятия необходимой информацией.
К основным задачам оперативного контроллинга относятся составление планов на будущий хозяйственный год и проведение текущих проверок. При этом отклонения от курса предприятия должны выявляться своевременно.
Таким образом, менеджмент должен получить возможность начать проведение мероприятий корректировки на отдельных участках предприятия, чтобы добиться намеченных целей.
К основным задачам оперативного контроллинга относятся:
1. Посредством планирования определяется курс на следующий хозяйственный год.
2. Информативная система
отчетности дает возможность
для проведения более точного
контроля в течение текущего
хозяйственного года. В случае
отклонений от плана
3. Управление необходимо для соблюдения установленного курса. Все три задачи – планирование, контроль и управление – постоянно связаны друг с другом посредством системы автоматического регулирования.
Оперативные инструменты контроллинга должны систематически применяться в течение хозяйственного года. На многих мелких и средних предприятиях необходимо создать предпосылки для того, чтобы руководство могло овладеть инструментами контроллинга.
Использование оперативных
инструментов контроллинга позволяет
руководству предприятия
При оперативном планировании, контроле и управлении контроллинг использует имеющиеся на предприятии ресурсы (возможности). К ним относятся:
Поскольку оперативный контроллинг направлен на краткосрочное планирование, т.е. на операции, связанные с будущим хозяйственным годом, необходимо использовать все имеющиеся структуры или ресурсы. При этом управление процессами предполагает постоянное сравнение фактических показателей с заданными. Запланированные показатели сравниваются с реальными показателями каждый месяц, чтобы можно было быстро обнаружить отклонения. Такой подход позволяет своевременно начинать целенаправленные мероприятия корректировки.
Основная задача оперативного контроллинга заключается в управлении прибылью.
Это значит, что, прежде всего, необходимо повысить рентабельность и обеспечить ликвидность. Поэтому эти цели предприятия являются самыми важными для управления.
Эти оперативные цели должны быть сформулированы по возможности с указанием количественной оценки. Когда цели определены и доведены до всех сотрудников предприятия, последние могут принять участие в их последовательной реализации.
Способы (методы) оперативного анализа и инструменты являются важными компонентами концепции контроллинга. Эти инструменты подходят для решения возникающих проблем.
Способы оперативного анализа
и инструменты являются основой
оперативной системы
Рассмотренные далее виды анализа и инструменты используются на предприятиях с целью решения проблем. Благодаря разнообразию возможностей применения отдельных инструментов можно улучшить работу на всех участках предприятия. Внедрение инструментов контроллинга должно производиться постепенно.
Информация о работе Организация управленческого контроллинга