Организация управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы следует считать закрепление полученных знаний по организации управления предприятием, получение дополнительных знаний.
На основе поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
изучение сущности, значения и содержания управленческой деятельности на предприятии;
рассмотрение организационно-экономической характеристики выбранного предприятия;
изучение общих знаний по организационной структуре предприятия и основных функций аппарата управления;

Файлы: 1 файл

Работа.docx

— 41.39 Кб (Скачать файл)
    1. Введение

Управленческая деятельность на предприятии  является не менее значимой, чем, например, само производство товаров и услуг. Этим объясняется актуальность выбранной  темы курсовой работы. Знание  сущности и принципов управленческой деятельности на предприятии является важным аспектом успешного управления предприятием.

Целью курсовой работы следует считать  закрепление полученных знаний по организации управления предприятием, получение дополнительных знаний.

На основе поставленной цели, можно  выделить следующие задачи:

  • изучение сущности, значения и содержания управленческой деятельности на предприятии;
  • рассмотрение организационно-экономической характеристики выбранного предприятия;
  • изучение общих знаний по организационной структуре предприятия и основных функций аппарата управления;
  • изучение разделения прав, обязанностей и ответственности между подразделениями аппарата управления;
  • рассмотрение стратегического и тактического управления и их взаимосвязи.

 

1.1. Сущность, значение и содержание управленческой деятельности на предприятии.

Управленческая деятельность –  сложная интеллектуальная деятельность человека, требующая определенных знаний и опыта.

К качествам эффективного управляющего относятся:

• знание теории;

• обладание энергией, здоровой психикой;

• умения применять знания;

• желание эффективно управлять.

Менеджмент – управление в условиях рыночной экономики – означает:

1. ориентацию предприятия на спрос и потребности рынка;

2. стремление к повышению эффективности производства;

3. хозяйственную самостоятельность, свободу в принятии решений;

4. постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;

5. конечный результат деятельности, который выявляется на рынке в процессе обмена;

6.  необходимость использования современной техники в процессе принятия решений.

Сущность управления заключается  в установлении и поддержании  согласованности взаимодействия людей, участвующих в едином процессе.

Управление – это процесс  планирования, организации, мотивации  и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь  целей организации.

Управление любым предприятием осуществляется в соответствии с  его уставом. Предприятие является юридическим лицом, пользуется правами, выполняет обязанности, связанные  с его деятельностью.

Управление предприятием осуществляется на базе определенной организационной  структуры. Структура предприятия  и его подразделений определяется предприятием самостоятельно. При разработке организационной структуры управления, прежде всего, необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям. Структура управления может меняться во времени в соответствии с динамикой масштабов и содержания функций управления.

Между отдельными подразделениями  могут быть вертикальные и горизонтальные связи. Вертикальные связи – это  связи руководства и подчинения, например связь между директором предприятия и начальником цеха. Горизонтальные связи – это связи  коопераций равноправных элементов, например, связи между начальниками цехов. В основу структуры управления положена определенная система.

Управление предприятием в современных  условиях должно осуществляться на основе сочетания принципов самоуправления трудового коллектива и прав собственника на использование своего имущества.

Собственник может реализовать  свои права по управлению предприятием непосредственно или через уполномоченный им орган. Таким органом в соответствии с Уставом предприятия может  служить совет или правление  предприятия.

Совет предприятия состоит из равного  числа представителей, назначаемых  собственником имущества предприятия  и избираемых трудовым коллективом. Численность совета предприятия  и срок его полномочий определяются уставом предприятия.

Совет предприятия вырабатывает общее  направление экономического и социального  развития предприятия, устанавливает  порядок распределения чистой прибыли, принимает решения о выпуске  ценных бумаг по представлению руководителя предприятия, о покупке ценных бумаг  других предприятий, решает вопросы  создания и прекращения деятельности филиалов, дочерних предприятий и  других обособленных подразделений. На совете решаются вопросы ассоциации и объединения, устанавливается  направление внешнеэкономической  деятельности, рассматриваются и  разрешаются конфликтные ситуации, возникающие между администрацией и трудовым коллективом предприятия, а также другие хозяйственно-экономические вопросы, предусмотренные уставом предприятия.

Назначение руководителя предприятия  является правом собственника имущества  предприятия и реализуется им либо непосредственно, либо через совет  предприятия. При назначении руководителя на должность с ним заключается  контракт, в котором оговариваются  все права, полномочия, обязанности  и ответственность руководителя, условия его материального обеспечения  и возможного освобождения от должности  с учетом определенных гарантий.

Решения по социально-экономическим  вопросам деятельности предприятия  вырабатываются и принимаются органами управления с участием трудового  коллектива на общем собрании или  конференции.

Таким образом, аппарат управления предприятием должен быть построен так, чтобы обеспечить в техническом, экономическом и организационном  отношениях взаимосвязанное единство всех частей предприятия, а также  наилучшим образом использовать материальные и трудовые ресурсы.

 

1.2. Организационно-экономическая характеристика предприятия

ЗАО «СТД» является юридическим  лицом и имеет самостоятельный  баланс. Действует на основе Уставного  договора и Статуса. Права и обязанности  юридического лица приобретает со дня  его регистрации. Общество также  имеет расчетные счета в банках, печать со своим наименованием, товарный знак фирмы, марку. Несет ответственность  по своим обязательствам в границах имущества, которое ему принадлежит.

Имущество ЗАО «СТД» состоит  из основных и оборотных средств, а также ценностей, собственность  которых отражена на самостоятельном  балансе предприятия. Целью деятельности общества является содействие развитию в Украине рыночных отношений, получение  прибыли, которые обеспечивают реализацию экономических и социальных интересов  акционеров и работников. Предметом  деятельности является: торговля товарами, оборудованием, материалами, оптовая  и розничная торговля, производство, реализация и переработка сельхозпродукции, маркетинг, заключение и реализация договоров с предприятиями на поставку материально-технических  ресурсов народного пользования, а  также коммерческая деятельность. Уставный фонд предприятия составляет 140 тыс. грн. и разделен на 140 тыс. штук простых  именных акций номинальной стоимостью одна гривна.

Оплата труда работников производится в зависимости от количества и  качества произведенной продукции, прибыли, полученной от реализации товаров, затраченного труда с учетом вклада работников в конечный результат.

Прибыль общества создается при  получении от хозяйственной деятельности после покрытия затрат на оплату труда. От балансовой прибыли ЗАО «СТД»  выплачивается процент по кредитам в банке и облигациям. Общество осуществляет оперативный и бухгалтерский  учет результатов своей деятельности, а также ведет статистическую отчетность и подает ее в установленном  порядке в объеме органам государственной  статистики. Целью любого производства является удовлетворение потребностей граждан. Рыночная среда, в которой действуют предприятия, превращает все компоненты предприятия в разнообразные формы о различной направленности, обуславливает необходимость их денежной оценки и сопоставления с результатами. Так ресурсы, которые поступают на предприятие, имеют денежное выражение. Результаты деятельности предприятия также выступают в денежной форме. Рыночные принципы деятельности - рациональность, экономичность, эффективность - находят на уровне предприятия первоначальную сферу своего осуществления.

Успех маркетинговой деятельности опирается на создание и поддержание  тесной зависимости между маркетинговой  средой, стратегией фирмы и её организационной  компетентностью в реализации этой стратегии. Организация маркетинговой  деятельности имеет множество направлений, включая проблемы процесса, структуры, лидерства, функциональной координации. Эффективность маркетинговой службы на предприятии зависит от того, как распределяется ответственность  за планирование маркетинговых задач  и их выполнение. ЗАО «СТД» имеет  специализированный отдел. Численность  персонала отдела составляет 5 человек, которые имеют чётко разграниченные обязанности в сфере сбыта, поставок, соглашения договоров, а также в  рекламной сфере. Основной целью  маркетингового отдела являются разработка задач, постановка целей и принятие оперативных решений. В данном отделе решаются вопросы поставки и реализации произведенной продукции, проводя  определенные соглашения с клиентами; поиск возможных путей на рынке  потребителя; достижения наивысших  результатов в рекламной деятельности; изучение конкурентно способной  продукции на рынке товаров и  услуг. Главным средством продвижения  товара на рынок является реклама. От того, как она будет организована и направлена, во многом зависит  дальнейший успех признания товара потребителями. ЗАО «СТД» значительно  много времени уделяет рекламной  деятельности, проводя многочисленное анкетирование среди населения, а также конкурсы в сети магазинов города. С этой целью ЗАО «СТД» пытается стимулировать объём продаж и привлечение интереса потребителей к данной продукции, то есть сделать свою продукцию конкурентно способной на товарном рынке. Эффективность деятельности отдела маркетинга обеспечивает быстроту и качество выполняемых работ, контроль за их выполнением. Этому способствует коммуникабельность персонала и энергичность в принятии оперативных решений. Для изучения потребительского рынка отдел маркетинга ориентируется на глубоком изучении рынка, основанного на маркетинговых исследованиях стратегического характера, которые должны готовить необходимую информацию для стратегического планирования на уровне предприятия. Также важным понятием для отдела является конкурентно способность, то есть, возможность производить и предлагать рынку товары, которые удовлетворяют нужды его потребителей. Конкурентные преимущества позволяют правильно выработать стратегию позиционирования товаров и услуг на рынке, выбрав целевые рыночные сегменты и сконцентрировав там финансовые ресурсы предприятия.

Структура молокозавода - внутренний устрой, который характеризует состояние  подразделений, отраслей как систему  связей, последовательность и взаимодействие между ними.

Административно-правовые методы управления предусматривают юридическое (правовое) и административное влияние на отношения  людей в процессе производства, поскольку  они регулируются правовыми нормами: законодательными актами, инструкциями, положениями и распоряжениями.

Краснодонский молокозавод имеет  линейно-штабную структуру управления.

Так, как любое предприятие является индивидуальной структурой организации, то не существует единой модели управления. Факторами, которые определяют её выбор  являются: размер фирмы; продукция, которая выпускается; характер среды. Система управления должна быть простой и гибкой, обеспечивать эффективность и конкурентоспособность функционирования предприятия.

Она должна иметь небольшое количество уровней управления, наличие немногочисленных подразделений, которые имеют высококвалифицированных  работников; качество продукции и  все процедуры работы должны быть ориентированы на потребителя.

Особое внимание здесь занимает управляющий, который имеет возможность  сконцентрировать внимание на текущем  управлении. Как видно, из структуры управления основными связующими звеньями являются:

1. Отдел по производству, где  особое внимание уделяется контролю  за основным производственным  цехом по производству творога,  казеина и масла; 

2. Отдел бухгалтерии, который  занимается учетом и отчетностью  имеющихся оборотных и основных  средств предприятия, денежных  средств; 

3. Главный инженер, основная  задача которого состоит в  обеспечении соблюдения техники  безопасности на заводе, разработке  и осуществлении мероприятий  по механизации и автоматизации,  направленные на ликвидацию ручного  труда на тяжелых работах, а  также внедрение более современных  конструкций оградительной техники  и предохранительных сооружений;

4. Охрана, целью которой является  обеспечение неприкосновенности  молокозавода;

5. Главный экономист, отвечающий  за основным производством по  заготовкам, заключение определенных  договоров с поставщиками, контроль  за механизированной службой; 

6. Лаборатория, задача которой  состоит в проведении анализа  и проб произведенной молочной  продукции, выявление недостатков  и повышения качества данной  продукции.

 

2. Организация управления предприятием и направления её совершенствования

2.1. Организационная структура предприятия и основные функции аппарата управления

Процесс управления производством  на предприятии осуществляется коллективом  работников, организованных в аппарат управления. Важнейшей характеристикой аппарата управления является его структура. Структура управления — это организационная фор­ма построения аппарата управления, которая характеризует состав и соподчиненность подразделений управления и должностных лиц, сформулированных исходя из целей функционирования предприятия.

Под функцией управления понимают конкретный целенаправленный вид управленческой деятельности, обусловленный разделением труда в аппарате управления. Иногда в связи с большим объемом работы функция управления реализуется не одним, а не­сколькими структурными подразделениями.

Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками  аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру.

Под организационной структурой управления предприятием понимается состав (перечень) отделов, служб и подразделений  в аппарате управления, системная  их организация, характер соподчиненности  и подотчетности друг другу и  высшему органу управления фирмы, а  также набор координационных  и информационных связей, порядок  распределения функций управления по различным уровням и подразделениям управленческой иерархии.

Базой для построения организационной  структуры управления предприятием является организационная структура  производства.

Многообразие функциональных связей и возможных способов их распределения  между подразделениями и работниками  определяет разнообразие возможных видов организационных структур управления производством. Все эти виды сводятся в основном к четырем типам организационных структур: линейным, функциональным, дивизиональным и адаптивным.

Линейная структура управления.

Сущность линейной (иерархической) структуры управления состоит в  том, что управляющие воздействия  на объект могут передаваться только одним доминантным лицом —  руководителем, который получает официальную  информацию только от сво­их, непосредственно  ему подчиненных лиц, принимает  решения по всем вопросам, относящимся  к руководимой им части объек­та, и несет ответственность за его  работу перед вышестоящим руководителем.

Данный тип организационной  структуры управления применяется  в условиях функционирования мелких предприятий с несложным производством  при отсутствии у них разветвленных  коопери­рованных связей с поставщиками, потребителями, научными и проектными организациями и т.д. В настоящее  время такая структура используется в системе управления производственными  участок; отдельными небольшими цехами, а также небольшими фирм; однородной и несложной технологии.

Информация о работе Организация управления предприятием