Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 02:11, реферат
Система внутришкольного контроля (далее – ВШК) – "инструмент" управления, роль которого с каждым годом возрастает. При этом скорость пересмотра и развития теоретических основ проектирования этого "инструмента" существенно ниже скорости возникновения новых практических целей его реализации.
Семантический анализ самого названия этого управленческого инструмента выявляет некую недосказанность. Внутришкольный контроль… чего? До последнего времени отсутствие дополнения к слову "контроль" не ощущалось участниками как смысловая необходимость.
Система внутришкольного контроля (далее – ВШК) – "инструмент" управления, роль которого с каждым годом возрастает. При этом скорость пересмотра и развития теоретических основ проектирования этого "инструмента" существенно ниже скорости возникновения новых практических целей его реализации.
Семантический анализ самого названия
этого управленческого
После того как в теории внутришкольного управления стало активно разрабатываться новое направление, основанное на принципах управления качеством, стало очевидно, что система внутришкольного контроля, являясь подсистемой общей системы управления школой, имеет существенные резервы для развития как инструмент управления качеством образовательного процесса. Резервы выявляются при более подробном осмыслении понятия "качество" применительно к образовательному процессу.
В самом деле, дополнив привычное словосочетание "внутришкольный контроль" понятием "качество", мы не просто удовлетворяем языковые требования: "внутришкольный контроль качества образовательного процесса", но и выдвигаем принципиально новые требования к самому ВШК.
Понятие "качество" имеет два перекрывающихся смысловых поля.
Одно из них определено в энциклопедических и философских словарях как "существенный признак, свойство, отличающее один предмет или одно лицо от другого". В этом случае под качеством понимается характеристика объекта или субъекта, позволяющая отличить одно от другого, похожего: цвет, вкус, форма, температура, вес, скорость, характер, способности, ценности, умения…
В теории социального управления качество социальной системы определяется как "степень достоинства, ценности, пригодности вещи, действия, продукта, результата, соответствия того, какими они должны быть".
Очевидно, что первое смысловое поле является частью второго. Проще говоря, степень ценности и пригодности сначала определяется наличием необходимых характеристик вообще, а затем – уровнем их реализации.
Вводя понятие "качество" как ключевой критерий для оценки образовательного процесса и всех его составляющих, мы обязуемся:
И первая, и вторая позиции отражают необходимость изменений в ныне существующем ВШК и указывают их направления.
Если в составе объектов ВШК будут отражены все перечисленные в новых стандартах образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные), если в ВШК будут включены все условия, названные в стандартах, если сама система управления, наконец, станет объектом управления, только в этом случае ВШК будет действенным инструментом, реализующим принципы философии управления, ориентированной на результат.
Причины необходимости изменений
в системе внутришкольного
Подавляющее большинство учителей воспринимает процедуры ВШК как оценку деятельности одного человека другим (а зачастую и просто как оценку одного человека другим). Тогда как грамотно спроектированный ВШК ни что иное, как управляющая система, выстроенная по принципу гипертекстного пространства, кластерной сети, где в каждом узле происходит накопление, переработка, осмысление и выдача информации, необходимой для поддержания высокого уровня качества всего образовательного процесса.
Сегодня модернизации ВШК как инструмента
управления образовательным процессом
в школе требуют (одновременно этому
способствуя) не только ФГОС и НСОТ,
но и документы, определяющие направления
совершенствования
Для реализации требований государственных
документов в системе ВШК должен
выполняться принцип критериаль
За годы практической работы нам удалось выявить ресурсы ВШК в решении описанных выше проблем:
В рамках микроисследований на семинарах очных курсов повышения квалификации и в рамках дистанционного курса повышения квалификации (всего более 1300 респондентов) нами было выявлено отношение учителей и заместителей директоров школ к критериальному оцениванию образовательных результатов учащихся. Оказалось, что около 73% респондентов понимают смысл критериев и показателей качества образовательных результатов (обученность, обучаемость, воспитанность, социализированность), 26,5% умеют педагогическими методами определить уровень каждого показателя у своих учащихся, но только 8,9% умеют проектировать образовательный процесс по предмету на основании полученных данных. Из этих 118 человек 96 оказались учителями и завучами школ коррекционно-развивающего обучения (далее – КРО), еще 6 человек имели два образования, одно из которых – дефектологическое.
Таким образом,лишь каждый четвертый педагог может "увидеть" своего ученика как субъекта учения, при этом только учителя системы КРО могут использовать эти данные в реальном процессе.
Может ли ВШК стать инструментом при решении этих проблем? Да, если в нем будут четко прописаны критерии, показатели и уровневые дескрипторы оценки каждого образовательного результата.
Отношение педагогов школ к критериальному оцениванию качества их собственной деятельности выявляет причины, способные дискредитировать саму идею оплаты за качество работы по НСОТ. В той же группе респондентов были выявлены такие проблемы: лишь каждый третий респондент понимал критерии оценки своего труда, при этом только одна шестая часть принимала механизмы осуществления этого оценивания (критиковалось отсутствие должной объективности из-за непонятности или закрытости самих процедур оценивания). Половина респондентов продемонстрировала понимание принципов критериального оценивания качества образовательного процесса на основе компетентностного подхода и умение управлять на основе данных мониторинга динамики показателей указанных критериев.
Результаты нашего исследования позволяют сделать вывод: для обеспечения эффективности реализации инноваций такого масштаба, как ФГОС и НСОТ, необходимы анализ и совершенствование существующей в каждой школе системы ВШК с учетом новых требований как к результатам, так и к процессу их получения.
Современными школьными
Но такой ВШК не может соответствовать требованиям, предъявляемым сегодня к инструментарию введения и реализации потенциала таких инноваций, как ФГОС и НСОТ.
Структура ВШК в соответствии с требованиями ФГОС
Чтобы ВШК был средосообразным, его цели и содержание должны отражать требования ФГОС как документа, описывающего условия и ресурсы реализации конечного результата общественного договора между школой и государством.
Проанализировав первые страницы ФГОС общего образования, находим следующий текст, обосновывающий дальнейшее использование данного документа как законодательного акта, определяющего обязательную, инвариантную часть ВШК:
"7. Стандарт должен быть положен в основу деятельности:
руководителей образовательных учреждений, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы основного общего образования…".
На рисунке представлена структура ВШК, в которой качество управления входит в раздел "качество процесса" наряду с качеством других ресурсов – организационных (уроки, события, экскурсии и др.), кадровых (компетентность учителей, методистов, специалистов), материальных (учебные кабинеты и т. п.). Именно эти ресурсы и условия прописаны в ФГОС как носители качества реализации основной образовательной программы.
Структура ВШК, отражающая совокупность требований ФГОС
Современные требования к качеству образования в первую очередь определяют введение в реалии школьного образования новых качеств как новых характеристик процесса.
Осмысление требований стандарта именно с этих позиций требует обязательного, определенного законом введения в ВШК мониторинга личностного роста обучающегося, социализированности, воспитанности, мониторинга уровня развития над- и метапредметных общеучебных умений (по терминологии ФГОС: универсальных учебных действий – УУД).
ПРИМЕР
При этом реализуется консолидирующий, интегративный характер ВШК, обеспечивая согласованность в пространстве и времени функционирования и развития всех образовательных и инновационных процессов:
если во всех тематических контрольных
работах по всем предметам будут
присутствовать разделы, проверяющие
уровень сформированности регулятивных
и коммуникативных учебных
если в уровневых дескрипторах
каждого критерия качества будут
прописаны валеологические
Зачастую вся информация, собираемая
в школе, оказывается разрозненной,
логически не связанной. Получается
не система контроля качества, а
механическая сумма данных. Это не
дает возможности выявить причинно-
Таким образом, при совершенствовании ВШК необходимо сначала пересмотреть состав и структуру системы контроля образовательного процесса, определив набор критериев по принципу необходимости и достаточности.
При
этом стандарт образования можно
рассматривать как основу для
выделения качеств как существе