Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 02:11, реферат
Система внутришкольного контроля (далее – ВШК) – "инструмент" управления, роль которого с каждым годом возрастает. При этом скорость пересмотра и развития теоретических основ проектирования этого "инструмента" существенно ниже скорости возникновения новых практических целей его реализации.
Семантический анализ самого названия этого управленческого инструмента выявляет некую недосказанность. Внутришкольный контроль… чего? До последнего времени отсутствие дополнения к слову "контроль" не ощущалось участниками как смысловая необходимость.
Только в таких условиях "прозрачности" оценивания и осознанности смысла каждого критерия будут эффективно реализованы контролирующая функция ВШК, а также остальные функции управления: мотивирующая, организационная, регулятивная, плановая. При этом ВШК качества школьного образования сыграет роль не только инструмента реализации требований ФГОС и НСОТ, но и инструмента их внедрения.
Приложение 1
ВШК КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ
на
основе компетентностно-
Критерий |
Показатель |
Формат |
Методы, технологии |
Субъекты реализации ВШК |
Здоровье обучающихся |
Уровень здоровья обучающихся |
Мониторинг |
Включенное наблюдение, анкетирование, специальные обследования |
Медицинские работники, педагоги-психологи, заместитель директора по УВР, классные руководители |
Личностные образовательные |
Уровень социализированности и уровень воспитанности |
Включенное наблюдение, анкетирование |
Заместители директора по УВР и ВР, классные руководители | |
Уровень учебно-познавательной мотивации (базовый, познавательный, социальный, социально-духовный) |
Включенное наблюдение, анкетирование |
Заместитель директора по УВР, председатели МО | ||
Уровень сформированности ценностей ЗОЖ |
Микроисследования |
Включенное наблюдение, анкетирование, тестирование |
Социолог, педагог-психолог, учителя биологии | |
Метапредметные образовательные результаты |
Уровень реализации регулятивных УУД (организация и управление, навыки системного, экологического мышления) |
Мониторинг |
Специальные контрольно-методические срезы (КМС) |
Заместитель директора по УВР, председатели МО |
Уровень реализации познавательных УУД (мыслительные ОУУ, логические умения) |
Специальные КМС | |||
Уровень реализации коммуникативных УУД (смысловое чтение, работа в группе, монологическая речь) |
Специальные КМС, включенное наблюдение | |||
Уровень развития ИКТ-компетентности (преобразование информации, владение ПК, навыки грамотного использования Интернета) |
Специальные КМС, эффективность использования ИКТ | |||
Предметные образовательные |
Качество и динамика обученности |
Мониторинг |
Итоговые контрольные работы, оценки за полугодие, год |
Заместитель директора по УВР, председатели МО |
Подтверждение обученности по результатам внешней, независимой оценки |
В соответствии с режимом внешнего мониторинга |
КМС внешней экспертизы | ||
Уровень обучаемости |
Мониторинг |
Специальные КМС |
Заместитель директора по УВР, председатели МО, учителя-предметники | |
Участие и победы в предметных конкурсах, олимпиадах |
По факту |
Портфолио ученика |
Приложение 2
ВШК КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА
на основе
ресурсного и компетентностно-
(уровень созданных условий реализации основной образовательной программы
общего образования, в т. ч. кадровых, психолого-педагогических,
информационно-методических, материально-технических и иных условий)
Критерий |
Показатель |
Формат |
Методы, технологии |
Субъекты реализации ВШК |
Качество обучающей предметной деятельности |
Качество планирования и организации уроков по предмету |
Мониторинг |
Единая система оценки, принятая на педагогическом совете, с уровневыми дескрипторами качества уроков |
Заместитель директора по УВР, председатели МО, методисты, учителя-предметники |
Микроисследования |
Разработанная для каждого микроисследования критериальная система оценки качества (в рамках методических недель, ОЭР) | |||
Качество деятельности по развитию метапредметных умений (УУД) |
Мониторинг |
Единая система оценки, принятая на педагогическом совете, с уровневыми дескрипторами качества уроков | ||
Качество деятельности по реализации
требований по сохранению здоровья |
Единая система оценки, принятая на педагогическом совете, с уровневыми дескрипторами качества уроков. Изучение психологического состояния ученика, степени удовлетворения его познавательных потребностей | |||
Качество деятельности по обучению и развитию обучающихся на основе использования ИКТ |
Единая система оценки, принятая на педагогическом совете, с уровневыми дескрипторами качества уроков | |||
Качество деятельности по проектированию и реализации индивидуальных учебных программ для отдельных учащихся | ||||
Качество деятельности по организации и проведению предметных событий в школе |
Критериальная система оценивания предметных внутришкольных событий в рамках образовательных программ школы | |||
Качество деятельности по организации внешкольной предметной занятости обучающихся: экскурсий, экспедиций и др. |
Критериальная система оценивания внешкольной предметной деятельности обучающихся: экскурсий, экспедиций и др. | |||
Качество реализации требований Закона "Об образовании" к организации деятельности по обучению детей с ОВЗ |
Критериальная система оценивания качества условий обучения детей с ОВЗ |
Заместители директора по УВР и ВР, медицинские работники, педагоги-психологи | ||
Качество деятельности учителей по развитию и обустройству предметного кабинета и образовательного пространства школы |
Мониторинг, микроисследования |
Критериальная система оценивания качества предметного кабинета и образовательного пространства школы |
Заместители директора по УВР и ВР, председатели МО, методисты | |
Качество деятельности педагогического коллектива по организации внеурочной деятельности как ресурса реализации требований к "портрету выпускника" |
Мониторинг, тематические микроисследования |
Критериальная система оценивания качества внеурочной деятельности (кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. п.) |
Заместители директора по УВР и ВР, председатели МО, члены Управляющего Совета | |
Качество реализации системы воспитательной работы |
Содержание и структура |
Микроисследования |
Периодическое сопоставление сетевого графика и/или "дорожной карты" программы воспитательной работы с реальным ходом выполнения программы с целью коррекции |
Заместитель директора по ВР, председатели МО, методисты, члены Управляющего Совета |
Качество реализации программы воспитательной работы |
Мониторинг |
Критериальная система оценивания событий, объектов воспитательной программы |
Заместитель директора по ВР | |
Качество работы с родителями |
Микроисследования |
Критериальная система оценивания совместной деятельности школы и родителей по реализации образовательной программы |
Заместители директора по УВР и ВР, члены Управляющего Совета | |
Качество научно-методической системы школы |
Динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя |
Мониторинг |
Критериальная система оценивания уровня компетентности учителя для определения направления профессионального развития |
Заместители директора по УВР и ВР, председатели МО, методисты, члены Управляющего Совета |
Психологическое состояние членов педколлектива, их отношение к работе |
Критериальная система оценки наличия профессионального выгорания | |||
Качество методической деятельности МО, предметных кафедр |
Критериальная система оценки качества методической деятельности МО, кафедр | |||
Качество реализации программы педагогического эксперимента |
Критериальная система оценки ОЭР в школе | |||
Качество работы библиотеки, медиатеки, ресурсных центров школы |
Критериальная система оценки процесса и результатов деятельности подразделений школы | |||
Качество деятельности социально-психологической службы |
Приложение 3
ВШК КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ
(реализация требований к структуре основной
образовательной программы общего образования)
Критерий |
Показатель |
Формат |
Методы, технологии |
Субъекты реализации ВШК |
Качество образовательной |
Структура программы, содержание |
Мониторинг |
Периодическое сопоставление сетевого графика и/или "дорожной карты" с реальным ходом выполнения образовательной программы с целью коррекции |
Директор, руководитель Управляющего Совета, заместитель директора по УВР, члены НМС |
Качество управления образовательным процессом |
Состав и структура ВШК |
Микроисследования |
Критериальная система оценивания состава и структуры ВШК |
Заместитель директора по УВР, члены НМС |
Качество процесса реализации ВШК |
Критериальная система оценивания качества ВШК как ресурса управления | |||
Качество управления реализацией требований государственных документов |
Выполнение СанПиН, ГОСТ и т. д. |
Мониторинг |
Оценка отклонений от нормы с целью коррекции |
Заместители директора по УВР, по безопасности, по АХЧ, медицинские работники |
Качество соблюдения Положения о документообороте ОУ |
Полнота, своевременность и правильность ведения школьной документации всеми участниками образовательного процесса |
Заместитель директора по УВР | ||
Качество управления материально-технической базой образовательного процесса |
Достаточность и качество оснащения образовательной среды школы |
Микроисследования |
Оценка объема и качества выполнения программы развития школы по данному разделу |
Заместители директора по УВР и АХЧ, председатели МО |
Качество управления профессиональным ростом педагогов школы |
Наличие и реализация в ВШК необходимой совокупности показателей качества профессиональной деятельности учителя для установления размера стимулирующей части зарплаты |
Микроисследования в режиме выплат стимулирующей части зарплаты |
Оценка соответствия и коррекция
состава показателей в |
Директор, руководитель Управляющего
Совета, заместитель директора по
УВР, |
Компетентность субъектов управления |
Уровень управленческой компетентности
администраторов школы, специалистов,
возглавляющих структурные |
Мониторинг |
Критериальная система оценивания (мониторинг профессиональной компетентности субъектов управления качеством ОП) |
Н.Л. Галеева,
канд.
биол. наук, доц., проф. каф. управления
образовательными системами Московского
педагогического государственного университета