Организация внутришкольного контроля в условиях реализации новых образовательных стандартов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 02:11, реферат

Описание работы

Система внутришкольного контроля (далее – ВШК) – "инструмент" управления, роль которого с каждым годом возрастает. При этом скорость пересмотра и развития теоретических основ проектирования этого "инструмента" существенно ниже скорости возникновения новых практических целей его реализации.
Семантический анализ самого названия этого управленческого инструмента выявляет некую недосказанность. Внутришкольный контроль… чего? До последнего времени отсутствие дополнения к слову "контроль" не ощущалось участниками как смысловая необходимость.

Файлы: 1 файл

organizacija_vshk_v_uslovijakh_realizacii_fgos.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)
  • требования к качеству результатов: оценка образовательных результатов, достигаемых школой;
  • требования к качеству процесса: оценка качества условий образовательной деятельности;
  • требования к структуре образовательных программ: оценка качества управленческой деятельности всех субъектов образовательной деятельности по принципу "распределенной ответственности".

При проектировании ВШК в каждой школе должен быть реализован следующий алгоритм:

  • Сначала операционально и диагностично прописываются цели ВШК как результаты деятельности всех субъектов, определяющих качество школьного образования.
  • Определяется содержание по целям (объекты контроля и критериальный аппарат оценки качества этих объектов).
  • Для данного содержания выбирается диагностический инструментарий (формы, методы и технологии измерений).
  • Определяются условия реализации каждой процедуры ВШК.
  • Определяется формат получаемых продуктов (справки, обобщения, аналитические документы).
  • Определяются механизмы обратной связи – кому и зачем нужны данные полученных продуктов (управление по результатам ВШК).

На основании полученной на предыдущих этапах информации проектируется подробный  регламент ВШК с определением функций каждого субъекта на основе системно-деятельностного подхода и по принципу "распределенной ответственности".

Все составляющие представляемой рабочей  структуры ВШК апробированы полностью  или частично в школах экспериментальных  площадок МПГУ "Специалисты методической службы школы как субъекты управления качеством образовательного процесса (компетентностный подход)" и "Технология ИСУД как дидактический и управленческий ресурс качества школьного образования". Некоторые составляющие ВШК, такие как "Мониторинг компетентности учителя", "Уровень общих учебно-познавательных возможностей (обучаемости) учащихся", "Мониторинг качества кабинетной системы", имеют стаж успешной апробации более 10 лет.

Грамотному  управленцу очевидно, что если начинать реализовывать алгоритм с конца, т. е. с 7-го пункта, то сформировать эффективную систему ВШК, выполняющую все функции управленческого инструмента, невозможно. Тем не менее, на практике в большинстве школ пп. 1–6 не обновляются и не обсуждаются годами, не соотносятся с нормативными документами, что приводит к формализации ВШК и, в конечном счете, к дискредитации управленческих процедур для учителя ("замучили проверками…", "опять этот мониторинг…").

В приложениях 1–3 представлена рабочая  структура системы ВШК, разработанная и скорректированная в соответствии с приведенным выше алгоритмом на занятиях курсов повышения квалификации заместителей директоров по УВР в МПГУ и МЦКО. Эта рабочая структура может быть использована как матрица для сопоставления с реальной структурой и содержанием ВШК в конкретной школе.

Особенности содержания ВШК в соответствии с ФГОС

В приложении 1 представлен раздел ВШК, который обязательно присутствует в каждой школе: "Качество результатов". В этом разделе собирается и анализируется  информация об уровне реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (с. 1 ФГОС). Мы предлагаем начать этот раздел с оценки такого критерия результативности, как уровень здоровья обучающихся, – это отражает не только требования государственных документов, но и чаяния социума. Никакие достижения не могут компенсировать отрицательную динамику уровня здоровья детей.

Три последующие составляющие этого  раздела ВШК отражают структуру  и содержание требований ФГОС к образовательным результатам. Именно здесь необходимо пересмотреть всю систему оценки качества образования в школе на основе принципов критериального оценивания и компетентностного подхода.

Для оценки личностных образовательных результатов обязательными, отражающими требования ФГОС, должны стать, как минимум, три показателя:

  • уровень социализированности и уровень воспитанности (сложные показатели, требующие выделения составных элементов показателей в соответствии с описанием в ФГОС);
  • уровень учебно-познавательной мотивации каждого ученика по отношению к каждому предмету;
  • уровень сформированности ценностей семьи, здорового образа жизни обучающегося, навыков организации досуга.

Метапредметные образовательные результаты, представленные в ФГОС начального общего образования в 12 требованиях, а во ФГОС основного общего образования – в 16 требованиях, необходимо оценивать минимум по четырем позициям в ВШК:

  • уровень реализации регулятивных УУД (организация и самоуправление, навыки системного, экологического мышления и т. д.);
  • уровень реализации познавательных УУД (мыслительные ОУУ, логические умения и т. д.);
  • уровень реализации коммуникативных УУД (смысловое чтение, работа в группе, монологическая речь и т. д.);
  • уровень развития ИКТ-компетентности (преобразование информации, владение ПК, навыки грамотного использования Интернета).

Качество и динамика обученности – это единственный показатель, который в школах всегда входит в состав предметных образовательных результатов ВШК. Однако в соответствии с требованиями средосообразности необходимо включить в ВШК такие показатели:

  • подтверждение обученности по результатам внешней, независимой оценки;
  • уровень обучаемости (уровень учебно-познавательных возможностей);
  • участие и победы в предметных конкурсах, олимпиадах.

Практика показала, что наличие  перечисленных выше показателей  отражает результативность образования  в школе, выявляет те подсистемы в  школьной образовательной системе, которые требуют коррекции и/или  развития. Так, уровень обучаемости  как объект мониторинга позволяет управлять качеством образовательного процесса на разных уровнях:

  • в системе "учитель – ученик" уровень обучаемости ученика определяет для учителя уровень педагогической помощи;
  • в системе "методическое объединение (далее – МО) – учитель – ученик" уровень обучаемости ученика определяет выбор учебных программ и при необходимости основы для их адаптации и модификации;
  • в системе "ЗУВР – МО – учитель – ученик" уровень обучаемости ученика позволяет оценить и скорректировать вклад учителя, МО в увеличение зон актуального и ближайшего развития ученика.

В приложении 2 представлен раздел "ВШК качества процесса", спроектированный на основе ресурсного и компетентностно-деятельностного  подходов, а также с учетом принципов  критериального оценивания. В этом разделе ВШК определяется уровень созданных условий реализации основной образовательной программы, в т. ч. кадровых, психолого-педагогических, информационно-методических, материально-технических и иных условий. В ФГОС цели этого раздела ВШК определены как "…обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения".

Первый раздел ВШК качества процесса называется "Качество обучающей  предметной деятельности". Именно содержание этого раздела становится сегодня предметом обсуждения на проблемных педагогических советах, обучающих семинарах. Предлагаемая структура этого раздела, включающая 10 направлений анализа, на наш взгляд, выстроена также по принципу необходимости и достаточности. Направления анализа могут быть расширены, уточнены. Но все описанные направления раздела должны быть реализованы в ВШК:

  • качество деятельности по реализации требований по сохранению здоровья обучающихся в учебном процессе;
  • качество планирования и организации уроков по предмету;
  • качество деятельности по развитию метапредметных умений (УУД);
  • качество деятельности по обучению и развитию обучающихся на основе использования ИКТ;
  • качество деятельности по проектированию и реализации индивидуальных учебных программ для отдельных учащихся;
  • качество деятельности по организации и проведению предметных событий в школе;
  • качество деятельности по организации и проведению внешкольной предметной деятельности обучающихся: экскурсий, экспедиций и др.;
  • качество реализации деятельности по обучению детей с ОВЗ;
  • качество деятельности учителей по развитию и обустройству предметного кабинета и образовательного пространства школы;
  • качество деятельности педагогического коллектива по реализации внеурочной деятельности как ресурса реализации требований к "портрету выпускника".

В разделе "качество воспитательной работы" необходимо предусмотреть  отслеживание трех составляющих:

  • содержание и структура системы воспитательной работы, отражающие и/или акцентирующие требования к содержанию и структуре программы воспитательной работы (духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни);
  • качество реализации программы воспитательной работы;
  • качество работы с родителями.

Одним из важнейших ресурсов качества образовательного процесса является научно-методическая система школы. В роли показателей  качества методической системы школы чаще всего выступают цифровые данные о количестве проведенных заседаний МО, при этом темы заседаний могут быть не связаны с данными ВШК образовательных результатов. Очевидно, что в таком случае невозможно сделать выводы о связи методической работы с положительной или отрицательной динамикой обученности по предметам.

Очень эффективно в формате ВШК "работает" мониторинг уровня профессиональной компетентности учителя, не только реализующий  интегративную функцию ВШК, но и  обеспечивающий отсутствие сложностей при переходе к новой системе оплаты труда. В этом разделе необходимо наличие таких направлений ВШК:

  • динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя;
  • качество деятельности МО, предметных кафедр;
  • качество реализации программы педагогического эксперимента;
  • качество работы библиотеки, медиатеки, ресурсных центров школы;
  • качество деятельности социально-психологической службы, службы тьюторов.

Раздел "Контроль качества управления" (приложение 3) редко присутствует в  ВШК школ. В то же время именно в системе управления часто находятся ресурсы для инновационных изменений в школе. Минимальный объем показателей качества управления:

  • оптимальность состава и структуры ВШК;
  • качество управления реализацией требований государственных документов (СанПиН, ГОСТ и т. д.);
  • качество выполнения Положения о документообороте образовательного процесса (полнота, своевременность и правильность ведения школьной документации всеми участниками образовательного процесса);
  • качество управления материально-технической базой образовательного процесса (достаточность и качество оснащения образовательной среды школы);
  • качество управления профессиональным ростом педагогов школы (наличие и реализация в ВШК необходимой совокупности показателей качества профессиональной деятельности учителя для установления размера стимулирующей части зарплаты);
  • компетентность субъектов управления (уровень управленческой компетентности администраторов школы, специалистов, возглавляющих структурные подразделения).

В специальном разделе ВШК необходимо отслеживать здоровье и психологическое состояние членов педагогического коллектива, их отношение к работе. Эти данные, представленные как обобщение анкет, включенного наблюдения, также определяют для школьного управленца цели и необходимые ресурсы для изменения качества образовательной среды.

Представленная выше система реализации ВШК как ресурса управления качеством, несомненно, требует адаптации к  реальным условиям школы. Однако, несмотря на разнообразие условий, в которых  может происходить адаптация, есть главное правило, основанное на принципах опережающего управления: прежде чем вводить в режим функционирования любой новый параметр качества, необходимо убедиться, что все субъекты его реализации понимают и принимают смысл требования и согласны со способами его измерения.

Информация о работе Организация внутришкольного контроля в условиях реализации новых образовательных стандартов