Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 02:11, реферат
Система внутришкольного контроля (далее – ВШК) – "инструмент" управления, роль которого с каждым годом возрастает. При этом скорость пересмотра и развития теоретических основ проектирования этого "инструмента" существенно ниже скорости возникновения новых практических целей его реализации.
Семантический анализ самого названия этого управленческого инструмента выявляет некую недосказанность. Внутришкольный контроль… чего? До последнего времени отсутствие дополнения к слову "контроль" не ощущалось участниками как смысловая необходимость.
При проектировании ВШК в каждой школе должен быть реализован следующий алгоритм:
На основании полученной на предыдущих этапах информации проектируется подробный регламент ВШК с определением функций каждого субъекта на основе системно-деятельностного подхода и по принципу "распределенной ответственности".
Все составляющие представляемой рабочей структуры ВШК апробированы полностью или частично в школах экспериментальных площадок МПГУ "Специалисты методической службы школы как субъекты управления качеством образовательного процесса (компетентностный подход)" и "Технология ИСУД как дидактический и управленческий ресурс качества школьного образования". Некоторые составляющие ВШК, такие как "Мониторинг компетентности учителя", "Уровень общих учебно-познавательных возможностей (обучаемости) учащихся", "Мониторинг качества кабинетной системы", имеют стаж успешной апробации более 10 лет.
Грамотному управленцу очевидно, что если начинать реализовывать алгоритм с конца, т. е. с 7-го пункта, то сформировать эффективную систему ВШК, выполняющую все функции управленческого инструмента, невозможно. Тем не менее, на практике в большинстве школ пп. 1–6 не обновляются и не обсуждаются годами, не соотносятся с нормативными документами, что приводит к формализации ВШК и, в конечном счете, к дискредитации управленческих процедур для учителя ("замучили проверками…", "опять этот мониторинг…").
В приложениях 1–3 представлена рабочая структура системы ВШК, разработанная и скорректированная в соответствии с приведенным выше алгоритмом на занятиях курсов повышения квалификации заместителей директоров по УВР в МПГУ и МЦКО. Эта рабочая структура может быть использована как матрица для сопоставления с реальной структурой и содержанием ВШК в конкретной школе.
Особенности содержания ВШК в соответствии с ФГОС
В приложении 1 представлен раздел
ВШК, который обязательно
Три последующие составляющие этого раздела ВШК отражают структуру и содержание требований ФГОС к образовательным результатам. Именно здесь необходимо пересмотреть всю систему оценки качества образования в школе на основе принципов критериального оценивания и компетентностного подхода.
Для оценки личностных образовательных результатов обязательными, отражающими требования ФГОС, должны стать, как минимум, три показателя:
Метапредметные образовательные результаты, представленные в ФГОС начального общего образования в 12 требованиях, а во ФГОС основного общего образования – в 16 требованиях, необходимо оценивать минимум по четырем позициям в ВШК:
Качество и динамика обученности – это единственный показатель, который в школах всегда входит в состав предметных образовательных результатов ВШК. Однако в соответствии с требованиями средосообразности необходимо включить в ВШК такие показатели:
Практика показала, что наличие
перечисленных выше показателей
отражает результативность образования
в школе, выявляет те подсистемы в
школьной образовательной системе,
которые требуют коррекции и/
В приложении 2 представлен раздел
"ВШК качества процесса", спроектированный
на основе ресурсного и компетентностно-
Первый раздел ВШК качества процесса называется "Качество обучающей предметной деятельности". Именно содержание этого раздела становится сегодня предметом обсуждения на проблемных педагогических советах, обучающих семинарах. Предлагаемая структура этого раздела, включающая 10 направлений анализа, на наш взгляд, выстроена также по принципу необходимости и достаточности. Направления анализа могут быть расширены, уточнены. Но все описанные направления раздела должны быть реализованы в ВШК:
В разделе "качество воспитательной работы" необходимо предусмотреть отслеживание трех составляющих:
Одним из важнейших ресурсов качества образовательного процесса является научно-методическая система школы. В роли показателей качества методической системы школы чаще всего выступают цифровые данные о количестве проведенных заседаний МО, при этом темы заседаний могут быть не связаны с данными ВШК образовательных результатов. Очевидно, что в таком случае невозможно сделать выводы о связи методической работы с положительной или отрицательной динамикой обученности по предметам.
Очень эффективно в формате ВШК "работает" мониторинг уровня профессиональной компетентности учителя, не только реализующий интегративную функцию ВШК, но и обеспечивающий отсутствие сложностей при переходе к новой системе оплаты труда. В этом разделе необходимо наличие таких направлений ВШК:
Раздел "Контроль качества управления" (приложение 3) редко присутствует в ВШК школ. В то же время именно в системе управления часто находятся ресурсы для инновационных изменений в школе. Минимальный объем показателей качества управления:
В специальном разделе ВШК
Представленная выше система реализации ВШК как ресурса управления качеством, несомненно, требует адаптации к реальным условиям школы. Однако, несмотря на разнообразие условий, в которых может происходить адаптация, есть главное правило, основанное на принципах опережающего управления: прежде чем вводить в режим функционирования любой новый параметр качества, необходимо убедиться, что все субъекты его реализации понимают и принимают смысл требования и согласны со способами его измерения.