Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 03:50, реферат
Внутришкольный контроль является одной из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функциями анализа и целеполагания: данные без анализа мертвы, а при отсутствии цели нечего контролировать (Ю.А. Конаржевский).
Управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. А средством получения такой информации может служить диагностика как прием, при помощи которого определяются характер и сущность явления. Организация процесса управления на диагностической основе ведет к личностной ориентации, в соответствии с которой весь пед. процесс строится от личности педагога и ребенка, их опыта, знаний, умений, склонностей и интересов, «а не от образовательной системы, существующей как внеличностная структура» (М.В. Кларин).
Департамент образования Сахалинской области
Сахалинский областной институт переподготовки
и повышения квалификации кадров
Кафедра развития образовательных систем
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ –
ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ.
Выполнила: Крахмалёва Ольга Васильевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «СОШ села Соловьёвка» Корсаковского округа. |
Южно-Сахалинск, 2009
СОДЕРЖАНИЕ:
стр. | |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
7 |
|
8 |
|
11 |
|
13 |
|
14 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. |
15 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. |
16 |
ПРИЛОЖЕНИЕ. |
17 |
-3-
1. Введение.
Внутришкольный контроль является одной из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функциями анализа и целеполагания: данные без анализа мертвы, а при отсутствии цели нечего контролировать (Ю.А. Конаржевский).
Управление современным
образовательным учреждением
Понятие анализ, самоанализ, изучение личности – это и есть диагностика.
Педагогическая диагностика - это определение сущности явлений в сфере педагогической деятельности, процессов на основе их всестороннего изучения, наглядное отражение комплексного действия педагогических факторов.
Диагностика всегда представляет собой научно практическую деятельность, а постановка диагноза – практическое действие, основанное на использовании определенных научных знаний. Задача руководителя как диагноста оказать конкретную помощь, обеспечить надежное функционирование и развитие исследуемого объекта, увидеть в частном общее, типичное.
-4-
2. Основные функции диагностики.
Информационная функция - это постоянная информация всех участников педагогического учебно-воспитательного процесса о позитивных результатах педагогической диагностики.
Собственно-диагностическая функция – это психолого-педагогическое изучение обученности, воспитанности и развития ребенка, а также уровня профессиональной компетентности учителя.
Оценочная функция – это качественная и количественная оценка деятельности администрации школы, каждого педагога и каждого ученика.
Коррекционная функция – это дидактическая коррекция учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогическая коррекция собственной активности учителя в сторону саморазвития.
Ориентационная функция – это ориентация педагогического коллектива на решение целей и задач ОУ, на устранение тех «болевых точек», которые имеют место в жизни всего коллектива и отдельных педагогов.
Аналитическая функция - это психолого-педагогический анализ образовательного на всех уровнях его структурной организации как
педагогической системы. В отличие от контролирующей функции, направленной лишь на выявление недостатков, аналитическая функция
выявляет причинно-следственные связи в учебно-воспитательном процессе между условиями и результатами обучения (В.М. Лизинский).
Принципы педагогической деятельности:
1. Доверие педагогу.
2. Доброжелательность.
3. Опора на конечный результат как естественное завершение разноплановой деятельности учителей, воспитателей.
Критерии диагностики:
1. Адекватность – однозначное выражение определенного состояния объекта.
2. Достаточность имеющейся информации.
3. Объективность – отсутствие субъективных факторов при сборе информации.
Уровни педагогической диагностики:
1. Компонентная диагностика – изучение отдельных компонентов одного объекта.
2. Структурная диагностика – комплексное изучение нескольких компонентов одного объекта или одного компонента нескольких объектов.
3. Системная диагностика – комплексное изучение различных компонентов всех объектов (педагоги, дети, родители).
Назначение педагогического диагноза - дать педагогу и руководителю оперативную и надежную информацию о том, какие из них в этот момент достигают критических значений. Поэтому диагностировать надо различные компоненты образовательно-воспитательного процесса, используя при этом целый комплекс различных методик.
-5-
3. Методы диагностики.
По степени «вмешательства» в поведение педагога:
Пассивные:
1. Наблюдение.
2. Анкетирование.
3. Тестирование.
4. Интервьюирование.
5. Сбор косвенных
данных о педагоге.
6. Анализ документации.
По степени участия педагога в процессе диагностики:
1. Субъективные, или прямые (сообщение педагога о самом себе.
2. Объективные, или косвенные
(уровень обученности и
По виду деятельности материала, на котором «протекает» диагностика:
1. Специфические (выполнение специальных заданий в системе методической работы).
2. Неспецифические (воспитательная, организаторская и др. виды деят-ти).
По признаку
долговременности диагноза:
1. Оперативные (анализ отдельных поступков, устных и письменных ответов).
2. Долговременные (наблюдение за поведением).
Следует отметить, что, используя один из перечисленных методов диагностики, по результатам анкетирования, тестирования или какого-либо другого, ни в коем случае нельзя делать категорических выводов, предпринимать решительные управленческие меры. Лучше подумать, где и в чем управленческие упущения, как с наименьшими последствиями воспользоваться полученной информацией, как изменить ситуацию, достаточно ли корректно подобраны место, время и другие условия опроса.
Для повышения объективности и изучения динамики развития объекта в процессе организации диагностики важно соблюдать этапность, периодичность. Поскольку необходимо изучить не только исходное состояние объекта, но и промежуточные, и конечные результаты, то следует проводить:
- первичный срез - входной контроль (стартовую диагностику),
- вторичный контроль – текущий контроль (сравнительную диагностику),
- выходной контроль ( итоговая диагностика).
Программа диагностики и анализа собственной деятельности того, что делает каждый педагог – все это позволяет школе на основе рефлексии достижений и имеющихся проблем знать и видеть, на каком этапе они находятся, как сочетаются традиции и инновации, удалось ли создать обстановку глубокой заинтересованности большинства членов педагогического коллектива в опытно-экспериментальной, поисковой, научно-методической и исследовательской деятельности.
Следует помнить, что
диагностика только
-6-
должен помочь определить перспективы, пути и способы профессионального развития учителя.
Прежде чем приступить к диагностике, нужно:
1. Подобрать и обучить
2. Добиваться согласованно-
3. В ходе диагностики вырабатыват
4. Ведущей задачей диагностики считать поиск интересного, нового. Оригинального опыта. Достижений личности и коллектива, достоинств, и успехов и только на фоне этого оттенять недостатки.
Показатели состояния и результативности диагностики.
1. Диагностика педагогических
2. Диагностика носит системный характер, осуществляется периодично, выявляет наличие или отсутствие динамики конечных результатов деятельности ОУ или отдельных ее звеньев.
3. Намерения, получаемые в ходе
диагностики на основе оценки
данных ВШК, обеспечивают четкую
и оперативную постановку
4. Педагогические диагнозы
Предлагая группы
диагностических процедур, важно
обратить внимание на
Мониторинг качества управления - это систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным управленческим аспектам на различных уровнях, основными элементами которой является установление критериев, по которым можно судить о достижении целей; сбор данных и оценка конечных результатов, и результатов принятых мер.
Таким образом, мониторинг – это не только системная диагностика, но и выявление и оценивание проведенных педагогических действий, обеспечивающих обратную связь, осведомляющую о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям.