Организация внутришкольного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 03:50, реферат

Описание работы

Внутришкольный контроль является одной из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функциями анализа и целеполагания: данные без анализа мертвы, а при отсутствии цели нечего контролировать (Ю.А. Конаржевский).
Управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. А средством получения такой информации может служить диагностика как прием, при помощи которого определяются характер и сущность явления. Организация процесса управления на диагностической основе ведет к личностной ориентации, в соответствии с которой весь пед. процесс строится от личности педагога и ребенка, их опыта, знаний, умений, склонностей и интересов, «а не от образовательной системы, существующей как внеличностная структура» (М.В. Кларин).

Файлы: 1 файл

ВШК.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

 

Департамент образования Сахалинской области

Сахалинский областной институт переподготовки

и повышения квалификации кадров

Кафедра  развития образовательных систем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

 

МОНИТОРИНГОВЫЕ   ИССЛЕДОВАНИЯ –

ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Крахмалёва  Ольга Васильевна,

заместитель директора по учебно-воспитательной  работе

МОУ «СОШ села Соловьёвка»

Корсаковского округа.


 

 

 

 

 

 

Южно-Сахалинск, 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

стр.

 

  1. ВВЕДЕНИЕ.

 

3

  1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ  ДИАГНОСТИКИ.

4

  1. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ.

5

  1. ТИПЫ МОНИТОРИНГА.

7

  1. МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  МОНИТОРИНГА.

8

  1. РОЛЬ ДИАГНОСТИКИ  В ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ.

 

11

  1. НЕОБХОДИМЫЕ ФОРМЫ ОТЧЕТОВ И  ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ.

13

  1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДИАГНОСТИКИ.

14

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

15

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

16

       ПРИЛОЖЕНИЕ.

17


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-3-

1.  Введение.

 

     Внутришкольный контроль является одной из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функциями анализа и целеполагания:  данные без анализа мертвы, а при отсутствии цели нечего контролировать (Ю.А. Конаржевский).

    Управление современным  образовательным учреждением сегодня  невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи.  А средством получения такой информации может служить диагностика как прием, при помощи которого определяются характер и   сущность явления. Организация процесса управления на диагностической основе ведет к личностной ориентации, в соответствии с которой  весь пед. процесс строится  от личности педагога и ребенка, их опыта, знаний, умений, склонностей и интересов, «а не от образовательной системы, существующей как внеличностная структура» (М.В. Кларин).

   Понятие анализ, самоанализ, изучение личности – это и есть диагностика.

Педагогическая диагностика  - это определение сущности явлений в сфере педагогической деятельности, процессов на основе их всестороннего изучения, наглядное отражение комплексного действия педагогических факторов.

   Диагностика всегда представляет собой научно практическую деятельность, а постановка диагноза – практическое действие, основанное на использовании определенных научных знаний. Задача руководителя  как диагноста оказать конкретную  помощь, обеспечить надежное функционирование и развитие исследуемого объекта, увидеть в частном общее, типичное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-4-

2. Основные функции диагностики.

 

   Информационная  функция  -  это постоянная информация  всех участников педагогического учебно-воспитательного  процесса о позитивных результатах педагогической диагностики.

   Собственно-диагностическая функция – это психолого-педагогическое изучение обученности, воспитанности и развития ребенка, а также уровня профессиональной компетентности учителя.

   Оценочная функция – это качественная и количественная оценка деятельности администрации школы, каждого педагога и каждого ученика.

   Коррекционная  функция – это дидактическая коррекция учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогическая коррекция собственной активности учителя в сторону саморазвития.

     Ориентационная функция – это ориентация педагогического коллектива на решение целей и задач ОУ, на устранение тех «болевых точек», которые имеют место в жизни всего коллектива и отдельных педагогов.

    Аналитическая функция -  это психолого-педагогический анализ образовательного на всех уровнях его структурной организации как

педагогической системы. В отличие от контролирующей функции, направленной лишь на выявление недостатков,  аналитическая функция 

выявляет причинно-следственные связи в учебно-воспитательном процессе между условиями и результатами обучения (В.М. Лизинский).

   Принципы  педагогической деятельности:

1. Доверие педагогу.

2. Доброжелательность.

3. Опора на конечный результат как естественное завершение разноплановой деятельности учителей, воспитателей.

 

   Критерии диагностики:

1. Адекватность – однозначное  выражение определенного состояния объекта.

2. Достаточность имеющейся информации.

3. Объективность – отсутствие субъективных факторов  при сборе информации.

 

   Уровни педагогической диагностики:

1. Компонентная  диагностика  – изучение отдельных компонентов одного объекта.

2. Структурная диагностика –  комплексное изучение   нескольких компонентов одного объекта или одного компонента нескольких объектов.

3. Системная диагностика – комплексное изучение различных компонентов всех объектов (педагоги, дети, родители).

    Назначение педагогического  диагноза   -  дать педагогу  и руководителю  оперативную и надежную информацию о том, какие из них в этот момент достигают критических значений. Поэтому диагностировать надо различные  компоненты образовательно-воспитательного процесса, используя при этом целый  комплекс различных методик.

 

 

 

-5-

3. Методы диагностики.

 

По степени «вмешательства» в поведение  педагога: 

Пассивные:                                                       Активные:

1. Наблюдение.                                        1. Диагностический эксперимент.

2. Анкетирование.                                  2. Создание ситуаций:

3. Тестирование.                                         а) «выбора приоритетов»;

4. Интервьюирование.                               б) «профессионального диалога»;

5. Сбор косвенных                                      в) «отказа от стереотипов»;     

 данных о педагоге.                               3. ЛКС (анализ конкретных ситуаций).

6. Анализ документации.                       ОДИ (организ.- деятельностные игры).

      По степени участия педагога в процессе диагностики:

1. Субъективные, или прямые (сообщение педагога о самом  себе.

2. Объективные, или косвенные (уровень обученности и воспитанности  детей).

       По виду деятельности материала, на котором «протекает» диагностика:

1. Специфические (выполнение специальных  заданий  в системе методической  работы).

2. Неспецифические   (воспитательная, организаторская и др. виды деят-ти). 

    По признаку  долговременности диагноза:            

1. Оперативные (анализ отдельных  поступков, устных и письменных ответов).

2. Долговременные (наблюдение  за поведением).

      Следует отметить, что, используя один из перечисленных методов диагностики, по результатам анкетирования, тестирования или какого-либо другого, ни в коем случае нельзя делать категорических выводов, предпринимать решительные управленческие меры. Лучше подумать, где и в чем управленческие упущения, как с наименьшими последствиями воспользоваться  полученной информацией, как изменить ситуацию, достаточно ли корректно подобраны место, время и другие  условия опроса.

   Для повышения объективности и изучения динамики развития объекта в процессе организации диагностики важно соблюдать этапность, периодичность. Поскольку необходимо изучить не только исходное состояние объекта, но и промежуточные, и конечные результаты,  то следует  проводить:

- первичный срез - входной контроль (стартовую диагностику),

- вторичный контроль – текущий контроль (сравнительную диагностику),

- выходной контроль ( итоговая диагностика).

     Программа диагностики и анализа собственной деятельности того, что делает каждый педагог – все это позволяет школе на основе рефлексии достижений и имеющихся проблем знать и видеть, на каком этапе они находятся, как сочетаются традиции и инновации, удалось ли создать обстановку глубокой заинтересованности большинства членов педагогического коллектива в опытно-экспериментальной, поисковой, научно-методической и исследовательской деятельности.

     Следует помнить, что  диагностика только констатирует  наличие или отсутствие тех или иных качеств, а руководитель, пользуясь ее результатами,

 

 

-6-

должен  помочь определить перспективы, пути и способы профессионального развития учителя.

    Прежде чем приступить  к диагностике, нужно:

1. Подобрать и обучить заинтересованную группу специалистов, способных решать строго определенные задачи.

2. Добиваться согласованно-единого  отношения к понятиям, критериям, ценностям; разработать или адаптировать  соответствующие методики для  проведения диагностики.

3. В ходе диагностики вырабатывать определенную культуру, нормы, правила  совместной деятельности.

4. Ведущей  задачей диагностики  считать поиск интересного, нового. Оригинального опыта. Достижений  личности и коллектива, достоинств,  и успехов и только на фоне  этого оттенять недостатки.

Показатели  состояния и результативности диагностики.

1. Диагностика педагогических процессов  в школе и управление ими  осуществляется с помощью научно  обоснованных параметров.

2.  Диагностика   носит  системный   характер,  осуществляется   периодично, выявляет наличие или отсутствие динамики конечных результатов деятельности ОУ или отдельных ее звеньев.

3. Намерения, получаемые в ходе  диагностики на основе оценки  данных ВШК, обеспечивают четкую  и оперативную постановку педагогического  диагноза о состоянии и результатах УВ процесс,  эффективности управления им.

4. Педагогические диагнозы устанавливаются  своевременно, в процессе получения информации в системе ВШК и обеспечивают оперативное ориентирование школьных менеджеров  в выборе содержания и методов управления.

     Предлагая группы  диагностических процедур, важно  обратить внимание на необходимость  реализации мониторингового подхода, позволяющего регистрировать изменения, происходящие в системе, как во  времени, так и по содержанию.  Мониторинг системы позволяет не просто регистрировать состояние ее на данный момент, но и дает материалы и основания для сравнения, для постоянного анализа и коррекции управленческих решений.

    Мониторинг качества управления - это систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным управленческим  аспектам на различных уровнях, основными элементами которой является установление критериев, по которым можно судить о достижении целей; сбор данных и оценка конечных результатов, и результатов принятых мер.

   Таким образом, мониторинг – это не только системная диагностика, но и выявление и оценивание проведенных  педагогических действий, обеспечивающих обратную связь, осведомляющую о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям. 

Информация о работе Организация внутришкольного контроля