Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 03:50, реферат
Внутришкольный контроль является одной из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функциями анализа и целеполагания: данные без анализа мертвы, а при отсутствии цели нечего контролировать (Ю.А. Конаржевский).
Управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. А средством получения такой информации может служить диагностика как прием, при помощи которого определяются характер и сущность явления. Организация процесса управления на диагностической основе ведет к личностной ориентации, в соответствии с которой весь пед. процесс строится от личности педагога и ребенка, их опыта, знаний, умений, склонностей и интересов, «а не от образовательной системы, существующей как внеличностная структура» (М.В. Кларин).
-7-
4. Типы мониторинга.
Мониторинговые процедуры можно разбить на два основных типа:
1. Статическая процедура позволяет одномоментно снять показатели по одному или нескольким направлениям деятельности ОУ, сравнить полученный результат с имеющимися нормативами и, определив отклонения, провести углубленный анализ, а затем, разработав веер возможных управленческих решений, принять к исполнению те из них, которые могут быть реализованы, исходя из имеющихся и реально возможных ресурсов.
Для осуществления мониторинговых процедур необходимо определить способы замера необходимой информации и критерии оценки.
2. Динамическая процедура. Мониторинговое отслеживание динамики изменений предполагает неоднократный замер одних и тех же характеристик в течение всего цикла деятельности. Сравнение реальных результатов с эталонами и нормами в образовательной деятельности является лишь одним из компонентов и этапов мониторинга, за которым следуют оценка и коррекция.
Для обеспечения эффективности мониторинга в образовательном учреждении важным становится ряд требований:
1) полнота,
2) релевантность (смысловое соответствие между информационным запросом и полученными данными),
3) адекватность,
4) объективность,
5) точность,
6) своевременность,
7) доступность,
8) непрерывность,
9) структурированность,
10) специфичность для каждого уровня мониторинга.
Все перечисленные требования
обычно рассматриваются как
Виды мониторинга ОУ
1. По масштабу целей образования – стратегический, тактический, оперативный.
2. По этапам обучения – входной или отборочный, учебный или промежуточный, выходной или итоговый.
3. По временной зависимости – ретроспективный, предупредительный или опережающий, текущий.
4. По частоте процедур - разовый, периодический,
система-
тический.
5. По охвату объекта наблюдения
- локальный, выборочный,
сплошной.
6. По организационным формам
- индивидуальный,
групповой,
фронтальный.
7. По формам объект-субъектных
отношений - внешний или
социальный, взаимоконтроль, самоанализ.
8. По используемому инструментарию
– стандартизирован-
ный, нестандартизованный, матричный
и др.
-8-
5. Методика педагогического мониторинга.
При разработке методики мониторинга следует исходить из того, что всякая оценка имеет три основания: 1) чувства; 2) норма; 3) оценка через третье лицо. Чувства оцениваются через психическое, эмоциональное состояние участников педагогического процесса. (Отношения с коллегами, детьми, родителями, руководителями школы.)
Именно оценка чувства позволит выявить социально-психологический климат в коллективе, а это - важнейшее условие успешного осуществления педагогического процесса. В качестве нормы оценивают такие конечные результаты, как; здоровье, обученность, готовность к продолжению образования, наличие показателей способности к обучению и приобретению знаний, воспитанность. Основой нормы для оценки обученности выступают уровень обязательной образовательной подготовки (образовательный стандарт), а также достижения каждым школьником его индивидуальных целей. Кроме этого, в качестве нормы рекомендуется использовать такой
комплексный показатель, как время, ибо увеличение или снижение перегрузки детей и педагогов, как барометр, показывает уровень успешности реализации программы. Оценка через третье лицо проводится путем оценивания одного и того же педагогического явления разными участниками педагогического процесса. Такой подход позволяет выявить позиции разных сторон, противоречия между ними и объективнее оценить ситуацию в ОУ. В качестве основного критерия успешности реализации образовательной программы принята реализация каждым учеником права на получение образования, соответствующего его склонностям, интересам, возможностям. Основным показателем реализации этого критерия выступает баланс интересов всех участников педагогического процесса, реализация каждым из них своих целей, целей ОУ, удовлетворенность их достижением. Исходя из общих положений, раскроем методику мониторинга каждого участника педагогического процесса.
1. Изменение комфортности школьной
жизни ребенка, удо-
влетворение его духовных запросов и ожиданий.
1.1 Изучение психического и
психологического состояния
школьника, его отношения к собственной
деятельности, настрое
ния, отношений с педагогами, товарищами,
родителями.
Методы: анкетирование, беседы, наблюдения, медико-психологическое обследование.
1.2 Увеличение или снижение перегрузки.
Методы: хронометрирование, анкетирование, беседы, наблюдения, изучение школьной документации, ученических работ.
1.3 Изменение в конечных результатах
обученности, воспитан-
ности, готовности к продолжению образования
на новых более
сложных учебных ступенях освоения программ
по различным
предметам.
Методы: беседы, контрольные срезы, тесты, наблюдения, анкетирование.
1.4 Изучение состояния здоровья школьников.
Методы: медицинское обследование, наблюдения, самооценка детей, опрос родителей.
2. Изменение комфортности
в деятельности педагога, удов-
летворение его духовных запросов и достижение
успеха.
-9-
2.1 Изучение психического и
Методы: анкетирование, беседы, наблюдения, медико-психологическое обследование.
2.2 Увеличение или снижение
перегрузки, бюджета рабочего и
свободного времени педагога.
Методы: самохронометрирование рабочей недели, анкетирование, беседы, наблюдения.
2.3 Оценка педагогом результатов своего
труда, роли реализуе-
мой образовательной программы,
удовлетворенность этими результатами,
своими успехами, комфортностью условий
в ОУ,
уровнем своего профессионализма.
Методы: анкетирование, беседы, посещение учебных занятий, изучение результатов творческой деятельности педагога.
3. Изменение отношений
родителей ОУ, их оценка удовле-
творенности своих детей образовательными
возможностями
ОУ, настроением, состояния
здоровья и др.
Методы: анкетирование, собеседование.
4. Изменение управленческой
деятельности руководителей,
удовлетворенность их своим
трудом.
Предлагаемая методика мониторинга носит комплексный характер и поэтому дает возможность в целом оценить влияние всех изменений, которые происходят в образовательном учреждении.
Для того чтобы мониторинг стал реальным фактором управления, он, представляя собой определенную систему деятельности, должен быть организован. Организация мониторинга связана с определением и выбором оптимального сочетания разнообразных форм, видов и способов мониторинга с учетом особенностей конкретной педагогической ситуации.
Несмотря на рассмотрение мониторинга в качестве относительно самостоятельной функции управления, в реальном педагогическом процессе он теснейшим образом связан со всеми функциями и стадиями управления.
Органическая связь мониторинга с другими функциями управления проявляется в том, что каждая функция управления выступает как основная точка мониторинга, т. е. мониторинг затрагивает цели, информацию, прогнозы,
-10-
решения, организацию и исполнение педагогической деятельности, коммуникацию и коррекцию.
-11-
6. Роль диагностики в информационно-
аналитическом обеспечении управления
В условиях обновления системы управления у руководителей образовательных учреждений возрастает потребность в информации с целью повышения эффективности своей управленческой деятельности.
Под управленческой информацией имеются в виду данные, обладающие элементами новизны для их получателя и требующие с его стороны принятия решения. Вся информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя информация включает в себя директивные и нормативные документы в системе управления ОУ, учебные планы и программы, научно-педагогическую информацию.
Внутренняя информация - это совокупность сведений о состоянии и результатах деятельности образовательного учреждения: о результатах обучения, воспитания и развития детей; сведения о педагогах и их деятельности, данные о ресурсном обеспечении.
Методы сбора такой информации - все перечисленные выше методы диагностики: наблюдение, опросы, анкетирование, тестирование, изучение различной документации и др.
Нередко руководители используются и комплексные методы сбора информации, в процессе чего сразу же осуществляют ее анализ:
Как же сделать сбор информации оптимальным? Прежде всего, разберемся, сколько информации нужно управленцу, чтобы ее можно было считать оптимальной? По мнению М. М. Поташника, следует оценить такие ее качества, как необходимость и достаточность для грамотного руководства. Определяются они экспертным путем самими управленцами. Очевидно: вредны обе крайности - как недостаток информации, так и се избыток. В первом случае изначально нет оснований для принятия решений, во втором - информацию невозможно обработать и переработать, а потому тоже нет оснований для принятия обоснованного решения. Опыт подтверждает: чем больше объем запрашиваемой информации, тем труднее отыскать в ней сведения, необходимые для решения определенных задач. Конечно, руководителям полезна любая информация о состоянии и результатах педагогического процесса в образовательном учреждении, но управленческое мастерство включает, прежде всего, умение отделять любую информацию от собственно управленческой и при необходимости уметь превращать разные данные, сведения в управленческую информацию, т. е. в такую, которая реально может быть использована в процессе управления. Эта информация всегда связана либо с функциями управления, либо с
компонентами управленческой деятельности, либо с субъектами управляющей системы.
Рассматривая процесс управления ОУ с позиций содержания, можно представить его как целенаправленную деятельность управляющей и управляемой подсистем по регулированию педагогического процесса в целях перевода его на более высокий уровень. По форме этот процесс управления будет являться процессом анализа информации. Технология его, как
-12-
информационного процесса, состоит из 3 этапов: сбор информации о состоянии (диагностика) управляемого объекта, ее анализ и выдача воздействующей информации. Отсутствие прямой или обратной связи делает целостную систему управления разорванной, что мешает оперативному цикличному функциональному регулированию.
Необходимость организации прямой и обратной связи между структурами ОУ (оптимизация сбора информации) требует:
Сегодня, в условиях массовой аттестации образовательных учреждений, когда управленческая деятельность руководителей выступает как главный объект государственно-общественной экспертизы (или самоконтроля), диагностика, мониторинг занимают особое место.