Основные черты культуры менеджмента. Роль этики менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является понять условия развития культуры и этики менеджмента, и исследовать особенности российской модели менеджмента.
В рамках поставленной цели в работе должны быть решены следующие задачи:
– изучить роль культуры в менеджменте;
– определить основные составляющие культуры менеджмента;
– выявить роль этики менеджмента.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основные черты культуры менеджмента 4
1.1. Роль культуры в менеджменте 4
1.2. Основные составляющие культуры менеджмента 8
Глава 2. Роль этики менеджмента 14
2.1. Этика и культура менеджмента 14
2.2. Этика менеджмента 18
Заключение 23
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Основные черты культуры менеджмента.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

План беседы может состоять из пунктов (вопросов) – основных, второстепенных, уточняющих и наводящих. Умение четко задавать вопрос, с их помощью выяснять позиции, требования, приближаться к цели – важный элемент проведения беседы. Следует учитывать сильные и слабые стороны собеседника – знание темы, профессиональную подготовку, отношение к предмету беседы (заинтересованное, натянутое, навязанное, равнодушное, резко отрицательное), умение вести полемику, а также характер, настроение, воспитанность.

Во время беседы нередко бывают ситуации, когда выйти из трудного положения помогают афоризмы, оригинальное высказывание, пословица, универсальный пример, яркий образ. Умелое их использование не только облегчает общение, а и свидетельствует об эрудиции руководителя. Для успеха деловых контактов руководитель должен создать в коллективе благоприятную социально–психологическую атмосферу. Этому оказывают содействие единство в понимании цели, поставленной руководителем и принятой коллективом, общая, коллективная работа и творчество, доброжелательность, товарищеские отношения между людьми. В условиях действительно коллективной, общей работы возрастают самостоятельность и ответственность каждого работника.

Этикет – совокупность правил поведения, которые регулируют внешнее проявление человеческих взаимоотношений (поведение с окружающими, формы обращения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Он является составной частью внешней культуры человека и общества. В целом этикет совпадает с общими требованиями вежливости и тактичности. Во взаимоотношениях с окружающими – подчиненными, коллегами – руководитель руководствуется принципами человечности, гуманизма, уважения к личности [2, c. 273].

Неотъемлемые черты современного стиля руководства – вежливость, тактичность, доверие и уважение к собеседнику. Внутренне человек всегда протестует против грубости, наглости, несдержанности, вызывающего поведения. Этикет руководителя базируется на общих правилах этикета, тем не менее имеет некоторые особенности. Поэтому есть все основания говорить о профессиональной этике руководителя.

 

 

2.2. Этика менеджмента

 

Этические проблемы стоят не только перед руководителями, но и перед каждым менеджером. Проблемы могут возникнуть неожиданно, и менеджер должен быть всегда готов к их решению.

Современная экономическая реальность в России вызвала к жизни две противоречивые этические концепции, из которых одна административно–планового, а другая – рыночного характера. Обе концепции имеют в нравственном плане положительные и отрицательные стороны. Алиев В.Г. определяет первую концепцию формулой: эффективность есть нравственность. Т.е., считает ориентацию на рыночную экономику однозначно нравственно предпочтительнее, и она может быть использована в качестве общественного критерия нравственности [2, c. 275]. В этом есть свой смысл. Личность в современном мире может во многом обнаружить свою нравственную позицию через профессионализм, результаты труда, карьеру, высокую компетентность и другие социально значимые качества, составляющие общественную ценность.

Многие из общественных ценностей могут быть проявлены через рыночные, товарно–денежные отношения. Следуя первой концепции, может быть понято как безнравственность любое неэффективное действие, поведение, создание ненужных или социально незначимых вещей. Утверждаемые личностью нравственные ценности остаются таковыми даже при том, что сама личность далеко не добродетельна. Талантливый менеджер, великий ученый, известный харизмат, прекрасный специалист или руководитель может быть малоприятным человеком, завистливым, злобным, кровожадный, низким, подлым и т.д. Алиев В.Г. утверждает, что в пределах своей профессии такой специалист является вполне нравственным [2, c. 276].

Очевидны и недостатки, этическая ограниченность этой концепции. Ориентация на рыночную экономику граничит близко с превращением рыночных отношений в образ жизни, что сопряжено с массой негативных следствий: развитие индивидуалистических тенденций, рост отчуждения между людьми, поляризация людей по уровню доходов, социальная дифференциация, усиление криминала, культ денег. Истории известны некоторые защитные механизмы против этих проявлений –социальные гарантии и помощь, благотворительность, меценатство, спонсорство. Но они, с одной стороны, не могут действовать с самого начала, регулярно и систематически, а лишь от случая к случаю, как изволит хозяин средств; с другой стороны, эти механизмы не столь бескорыстны и чисты нравственно, они угнетают человеческое достоинство отдельных людей или их объединений.

Таких этических проблем в жизни менеджеров всех видов и уровней предостаточно. Скажем, как оценить соотношение эффективности и нравственности в приказе командира, посылающего человека в разведку. С одной стороны, посылать человека рисковать жизнью аморально но, если он принесет сведения о противнике, которые спасут многие жизни, – это эффективно. С другой стороны, безнравственно вести подразделение в атаку, не имея сведений о противнике, зато разведчик останутся целы.

Любое преобразование, любая инновация не могут быть признаны этически безупречными, даже если они не наполнены историческим содержанием. И даже в этом случае речь может идти об обозначении выбора, более достойного в наличных условиях и обозримом будущем.

В деятельности менеджера этика играет противоречивую роль. Она не может быть служанкой необходимости достижения какого–либо результата, поскольку должна давать оценку деятельности менеджера. Не может быть этика и высшим арбитром. Арбитражная роль морали не имеет жестких границ с морализаторством, которое может подменить реальное решение организационно–управленческих задач приемами и процедурами индивидуально–психологического плана (моральным негодованием, восторгом, неприятием).

В своем экономико–организационном поведении менеджерам часто приходится делать практический выбор, принимать экономические, управленческие и иные решения, которые не могут выдержать критики с точки зрения общегуманистических представлений. Этика менеджмента призвана дать такую теоретическую парадигму, которая породила принципиальное различие между:

– практической целесообразностью и нравственной оправданностью;

–   практическим благоразумием и моральной мотивацией;

–   действиями надлежащими и собственно добродетельными (по примеру скептиков);

–   ценностями витальными и этическими (по примеру стоиков);

–   сферой легального и морального (по примеру И.Канта);

–   необходимым и допустимым от нравственно достойного и желательного.

Этика менеджмента должна реализовывать главную идею философии гуманизма – мысль о самоценности человеческой личности: мораль как дополнительная степень свободы личности, ее человеческое и социальное откровение. Последние годы в нашей стране этика обновилась современными установками. Эти установки далеко не однородны, складываются из:

–   оставшихся в наследство от последних 15 советских лет со свойственной им нормативной ценностной этикой;

–   западных установок с нейтральностью, увлеченностью абстрактным анализом этических терминов, намеренным уходом от обыденной моральной повседневности, равнодушием к человеку и его трудным нравственным поискам, с традициями протестантской этики;

–   теоретических установок, отличающих нравственный посыл от идеологического. Они понятны даже в тезисной афористической форме и легко могут быть усвоены любым менеджером.

Нравственность всегда лична, существует только в общении «личность – личность». В этом ее всеобщность. Нравственность осуществима только в единстве внешнего поступка и внутренней рефлексии, свободного выбора и решения, в мучении совести. Это сфера внутренней свободы. В нравственности человек не может быть средством. Он всегда цель.

Нравственность перипетийна, это – средоточие сомнений и тайная свобода нравственного выбора. Нравственность всегда – в этом поступке, в этом мгновении – рождается и укореняется заново как нечто извечное.

Руководство – поиск этических проявлений вначале в самом себе, потом в окружающих. Можно пожертвовать некоторыми друзьями и доходами, если это отвечает высшим моральным ценностями. Этика протестует против моментальных необдуманных решений относительно людей, окружающих нас.

Вместе с тем менеджер работает в условиях разнообразных и порой противоречивых интересов людей, каждый из которых выражается в идеологической форме. Сквозная идеологизация нашего социального и духовного мира, с одной стороны, противоречит морали; с другой – ведет к суетливым, случайно заимствованным из другого образа жизни моральным предписаниям (морализированию). Дополнительная за счет морали степень личной свободы ограничивает свободу других индивидов. Некритическое восприятие отечественными менеджерами западной и американской культуры как готовой, внешней, вне–культурной и есть глубоко безнравственное морализирование [2, c. 281].

Идеологизация и морализирование, действующие совокупно, создают серьезные затруднения в деятельности менеджера. Даже в теоретическом плане трудно между ними найти «золотую середину». Тем более практически, в условиях современных установок на прикладные отрасли этики и в их числе: управленческую, командирскую, административную, менеджерскую. Прикладные отрасли этики значительно расширили круг этических проблем. В частности, наряду с привычными для менеджерской этики проблемами взаимоотношений «руководитель–подчиненный», «менеджер–коллега», моральным кодексом экономико–организованного поведения менеджера внутри организации и с внешней социальной средой (уважение потребителя, рекламирование фирмы, людей и товаров, обязательства перед заказчиком или поставщиками и т.п.) сегодня возникает масса новых моральных проблем:

    вопросы экологии;

    моральная ответственность за здоровье и безопасность человека в мире;

    появление новой концепции конкуренции, сближающей ее на более высоком моральном уровне с соревнованием;

    доверие и делегирование полномочий; переход на демократические формы руководства и т.д.

Современные этические установки для менеджеров во многом противоречивы. Рассмотрим для примера некоторые из них:

–  более нравственны качественные установки, поскольку количественные всегда неопределенны и неточны (финансовые цели, доходы, прибыли, затраты);

–  более нравственны ценности организаций, которые стремятся воодушевить работников, делают их жизнь интересней:

–  важнейшая обязанность менеджеров – определить более нравственное смещение противоречий между издержками и обслуживанием, стабильным функционированием и нововведениями, формальным и неформальным, ориентацией на «контроль» и на «людей» и т.п. в сторону веры в свое превосходство, веры в значимость человека и в способности членов организации, в готовность помочь, поддержать коллегу, подчиненного и т.п.

В структуре индивидуальных культурных ценностей в деятельности менеджера особо следует выделять как способность найти подход к людям, внимательность, чуткость, умение выбрать единственно верный способ отношений с работником.


Заключение
 

Современный менеджмент – это тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Подходы, разработанные одной фирмой и хорошо себя зарекомендовавшие, могут оказаться не только бесполезными, но даже вредными для другой. Много вариантность ходов менеджмента, гибкость и неординарность хозяйственных комбинаций, неповторимость тех или иных способов действия в конкретной ситуации составляют основу делового управления. Поэтому в деятельности менеджеров приходиться делать упор не на стандартные приема, а на способность быстро и правильно оценить реальную хозяйственную ситуацию и найти достаточно хороший выход.

Менеджмент в России пока далек от заданных глобализацией параметров на всех уровнях: от отдельной фирмы до общества в целом. Однако годы рыночных реформ заложили позитивные предпосылки формирования рыночных принципов управления и нового поколения менеджеров с новыми взглядами и установками. Как правило, это высокообразованный класс, где не редкость два высших образования, кандидатские и докторские степени. Многие из них прошли обучение в престижных зарубежных университетах и стажировку в преуспевающих компаниях. Государство обязано считаться с этим новым классом, а общество осмысливать это новое явление российской жизни. Их деловая философия, высокая профессиональная образованность и ярко выраженная интеллектуальная и волюнтаристическая одаренность, помноженная на патриотические помыслы и высокую ответственность за судьбу отечества, – залог высокой конкурентоспособности российского бизнеса и быстрой адаптации к условиям глобализации.

Российские менеджеры должны не только изучать науку и практику менеджмента, но и знать суть западной и восточной культуры и этики менеджмента. Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия для повышения конкурентоспособности предприятия.

Список литературы

 

1.        Алексеевский В.С. Введение в российский менеджмент. – М.: Перспектива, 2006. – 635 с.

2.        Алиев В.Г. Менеджмент организации. – СПб.: Питер, 2007. – 340 с.

3.        Вейл П. Искусство менеджмента. – М.: ТК Велби, 2009. – 229 с.

4.        Виханский О. С., Наумов А.И.  Менеджмент: Учебник. – 3–е изд. – М. Экономистъ, 2007. – 284 с.

5.        Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. – 4–е изд. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2009. – 584с.

6.        Корицкий Э.Б. Научный менеджмент. – М.: Дашков и К, 2008. – 270 с.

7.        Кохно П.А., Микрюков В.А., Коморов С.Е. Менеджмент. – М: ИНФРА–М, 2006. – 216 с.

8.        Лейни Т.А. Бренд–менеджмент.– М.: Гелиос АРВ, 2008. – 464с.

9.        Лукичева Л.И. Основы менеджмента. – М.: Омега–Л, 2008. – 438 с.

10.   Менеджмент: Учебник для вузов/ Под ред. М.М. Максимцова, проф. М.А. Комарова. – 2–е изд. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2008. – 504с.

11.   Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело и сервис, 2006. – 336 с.

12.   Основы менеджмента и маркетинга. /под ред.Седегова Р.С. – М.: Омега–Л, 2008. – 310с.

13.   Паркинсон, С. Нортког, Рустомжи М.К. Искусство управления. – СПб.: Питер, 2009. –325с.

14.   Тимофеев А.В. Оценка качества менеджмента компании // Менеджмент в России и за рубежом. — 2009. — № 4. – с. 50 – 53

Информация о работе Основные черты культуры менеджмента. Роль этики менеджмента