Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 23:26, реферат
Цель. Рассмотреть и проанализировать японскую модель управления, сравнить её с другой моделью управления (американской).
Введение………………………………………………………………. 2
Глава I Основные черты японского управления…………………... 5
Глава II Управление трудовыми ресурсами в Японии……………. 9
2.1 Управление персоналом…………………………………………. 9
2.2 Управленческие решения, стиль и концепция управления…....11
Глава III Средства мотивации………………………………………..16
Глава IV Система управления качеством………………………….. 19
Заключение……………………………………………………………. 25
Список используемой литературы………………………………….. 27
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I Основные черты японского управления…………………... 5
Глава II Управление трудовыми ресурсами в Японии……………. 9
2.1 Управление персоналом………………………
2.2 Управленческие решения, стиль и концепция управления…....11
Глава III Средства мотивации………………………………………..16
Глава IV Система управления качеством………………………….. 19
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………….. 27
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие в нашей стране
преобразования нацелены на повышение
эффективности общественного
Актуальность. Особую важность в этом плане представляет ознакомление с японскими методами управления, повышенный интерес к которым проявляется практически во всем мире.
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Анализ японского управления персоналом представляет особый интерес по следующим причинам. Во-первых, это та область менеджмента, где наиболее разительно проявляются отличия японского стиля от достаточно изученного и широко распространенного в развитых капиталистических странах западного (американского) стиля. Исходные предпосылки кадровой политики, как и конкретные методы ее проведения на японских предприятиях, значительно отличаются от американских. Во-вторых, результаты, полученные на японских предприятиях (например, темпы роста производительности труда), свидетельствуют о том, что используемые там методы управления персоналом достаточно эффективны. Именно эффективность привлекает все большее внимание зарубежных исследователей, которые, изучая японские методы управления персоналом, рассматривают возможность их использования в своих странах.
Исследователи японской экономики, в
том числе и один из известных
за рубежом специалистов по японскому
менеджменту Уильям Оучи, считают, что
успехи японской экономики главным
образом стали следствием оформления
и функционирования специфической
японской системы управления. При
внимательном и тщательном изучении
японского менеджмента
Японский менеджмент сравнительно недавно привлёк к себе внимание отечественных исследователей. Причина, возможно, заключается в том, что его эффективность, столь очевидная для японцев, отнюдь не сразу стала очевидной в других странах. Считалось, что система управления производством и персоналом, господствующая в Японии, архаична. Зарубежные специалисты в области управления, занимавшиеся японским менеджментом до Второй Мировой войны, выражали уверенность в том, что по мере развития традиционные методы исчезнут, однако этого не произошло, и в периодической печати и монографиях 60-70-х годов стал появляться термин «нихотеки кэйэй» - «управление по-японски» или «японский стиль управления».
Вся активная деятельность по изучению японского управления отражает общую встревоженность делового мира и научных кругов США и Западной Европы по поводу их отставания от Японии в такой решающей области, как управление.
Как пишет президент Американской ассоциации управления Т. Хортон, «Мировому превосходству Запада в области менеджмента брошен вызов, и Запад должен выиграть управленческую битву».
Проблема. Насколько японская модель управления сама по себе уникальна и стоит ли её использовать в других странах.
Цель. Рассмотреть и проанализировать японскую модель управления, сравнить её с другой моделью управления (американской).
Глава I Основные черты японского управления
Японскую систему управления можно
рассматривать как синтез импортированных
идей и культурных традиций. В используемых
в Японии методах организации
управленческой деятельности в условиях
научно технического прогресса тесно
переплетаются традиционные, национальные
и современные формы
В этой связи, многие авторы, в том
числе один из крупнейших исследователей
в области японского
Предпочтение групповых
Для японского общества на протяжении
столетий характерен своего рода культ
труда, превращение работы и службы,
не рассчитанных на рекламу и похвалу,
в религиозный идеал. И разве
не находка для менеджера тот
комплекс приемов, с помощью которых
воспитывается способность
В 1945 году японская экономика находилась в упадке и разорении. К 80- м годам по уровню производства Япония прочно заняла второе место в капиталистическом мире. Япония продолжает сохранять довольно высокие темпы экономического развития, по многим показателям бросая вызов Соединённым Штатам Америки. Американские промышленники с нескрываемым страхом наблюдают за устойчивой экономической поступью японцев. Япония развила свою экономику в значительной степени благодаря уникальной системе управления. Ориентировка на отдалённые цели вылилась в устойчивый принцип управления.
Японское общество можно назвать обществом футурологов: индивиды считают себя удовлетворёнными только после того, как будет удовлетворена группа, к которой они себя причисляют. Фирмы обычно не хотят довольствоваться временными всплесками доходов, а смотрят за то, как бы посолидней укрепиться на рынках сбыта. Президент сталелитейной компании "Ниппон", обращаясь к своим менеджерам, как-то говорил: "Вы должны всегда стремиться к тому, чтобы обеспечить ваших сотрудников устойчивым заработком. Но главное, о чём вы должны помнить в первую очередь, это обеспечить их надеждой на будущее".
Японская администрация широко
использует эти средства для реализации
своей долгосрочной экономической
стратегии. В целом же эта стратегия
базируется на четырех основаниях:
сбережение и консервирование
Социально-экономические
Руководство фирмы - совет директоров
- представляет собой высший уровень
правления. Обычно сюда входят председатели
Совета, президент, вице-президент, директора-исполнители.
Все избранные в Совет
На фирме они обычно выдвигаются
из состава управляющих среднего
звена после того, как те набираются
опыта оперативного руководства
и достигают определённого
Организационная структура управления в японских корпорациях построена, как правило, по линейно-функциональному принципу: горизонтальной и вертикальной связи. Большинство японских компаний даже не имеет разработанной структурной схемы организации; никто не знает, как организована "Хонда", за исключением того, что она использует множество проектных групп и обладает очень большой гибкостью. Нововведения обычно происходят в пограничных областях, требующих участия множества дисциплин.
Таким образом, гибкая японская организация в современных условиях стала особенно ценным достоянием.
Глава II Управление трудовыми ресурсами в Японии
Основа японского менеджмента - это управление людьми, человеческими ресурсами. В противоположность широко распространенному термину «управление кадрами» японские руководители и специалисты по управлению предпочитают термин «управление людьми», подчеркивая этим необходимость всей гаммы воздействия на персонал фирмы, включая основанные на глубоком понимании человеческой психологии эффективные социально-психологические методы.
В основном система управления трудовыми
ресурсами в Японии сходна с американской.
Японские корпорации управляют своими
служащими таким образом, чтобы
последние работали максимально
эффективно. Для достижения этой цели
японские корпорации используют американскую
технику управления кадрами, в том
числе эффективные системы
Но существует и большая разница
между американским и японским управлением.
Японские корпорации больше используют
преданность своих служащих компаниям.
Сильное отождествление служащих с
корпорацией создает крепкую
мораль и ведет к высокой
2.1 Управление персоналом
Обычно управление включает четыре основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Ключевым аспектом японского менеджмента является управление персоналом. В Японии, как говорят сами японцы, есть лишь одно богатство - люди. Именно эффективное управление человеческими ресурсами, которые, по мнению японских специалистов, остаются единственными неисчерпаемыми ресурсами, обеспечивают достижение высокого качества продукции и конкурентоспособности японской продукции и технологий на международном рынке. То ключевое значение, которое придается этому направлению японского менеджмента, является признанием и осознанием факта, что именно оно является фундаментом успехов фирмы во всех остальных аспектах и направлениях управления.
Более того, основной чертой и особенностью японского менеджмента является то, что управление фирмами строится в зависимости от возможностей человека, а не машины или производственных функций. Эта особенность японского управления стала основополагающей.
Японский служащий очень тесно отожествляет себя с нанявшей его корпорацией. Как высшие должностные лица, так и рядовые исполнители считают себя представителями корпорации. В Японии каждый работающий убежден, что он важное и необходимое лицо для своей компании - это одно из проявлений отожествления себя с фирмой. Другим проявлением является то, что японский работник в ответ на вопрос о его занятии называет компанию, где он работает. Многие служащие редко берут дни отдыха, и часто не полностью используют свой оплачиваемый отпуск, так как убеждены, что их долг работать, когда компания в этом нуждается, тем самым, проявляя свою преданность компании. Теоретически, чем дольше человек работает в организации, тем сильнее должно быть его самоотождествление с ней. Японские корпорации гарантируют своим служащим работу и используют систему вознаграждений, основанную на трудовом стаже, для того, чтобы предотвратить уход работника в другую фирму. Перешедший в другую компанию лишается трудового стажа и начинает все сначала. Вся система пожизненного найма основана на гарантии занятости работника и на гарантии его продвижения. В свою очередь, каждый служащий или рядовой работник получает удовлетворение от собственной эффективности в работе, зная, что его действия когда-нибудь будут обязательно оценены.