Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 23:26, реферат
Цель. Рассмотреть и проанализировать японскую модель управления, сравнить её с другой моделью управления (американской).
Введение………………………………………………………………. 2
Глава I Основные черты японского управления…………………... 5
Глава II Управление трудовыми ресурсами в Японии……………. 9
2.1 Управление персоналом…………………………………………. 9
2.2 Управленческие решения, стиль и концепция управления…....11
Глава III Средства мотивации………………………………………..16
Глава IV Система управления качеством………………………….. 19
Заключение……………………………………………………………. 25
Список используемой литературы………………………………….. 27
Занятость в Японии имеет особое
значение. Это не только вопрос контракта
между работодателем и
2.2 Управленческие решения, стиль и концепция управления
Одно из центральных мест в деятельности
руководителей занимает процесс
принятия решений. Руководство любой
целенаправленной, сознательной и организованной
деятельностью, в конечном счете, сводится
к подготовке, выработке и реализации
решений. В частном случае принятые
решения реализуются как
В основе традиционной японской методологии принятия решений лежит система «ринги». Буквально перевести этот термин можно как «получение согласия на решение путем опроса (без созыва совещания или заседания)».
В японской организации можно выделить три основных уровня управления:
A) «Кэйэй» (руководство) - высший стратегический уровень управления. К нему относятся должности председателя и членов совета директоров, президента, вице-президентов и руководителей центральных служб. На этом уровне определяются стратегические цели и политика компании.
Б) «Канри» (администрация) - средний тактический уровень. К нему относятся должности руководителей отделений фирмы и начальников отделов.
B) «Иппан» (рядовой состав) - оперативный уровень управления. К этому уровню относятся должности линейных управляющих: руководители групп, начальники смен, участков, а также мастера и бригадиры.
Необходимо отметить, что «кэйэй», «канри», «иппан» трудно назвать уровнем управления в общепринятом смысле, т. е. когда каждый из них характеризуется определенной властью и ответственностью. Отличительной особенностью японской организации является то, что в ней, как правило, не существует достаточно четкого разграничения уровней власти и ответственности.
Наиболее ярко особенность проявляется
в традиционной форме процедуры
принятия решений. При этом должна быть
соблюдена определенная формальная
процедура. Управляющий, от которого исходит
инициатива о принятии решения, составляет
специальный документ, известный
под названием "рингисе". В этом
документе всесторонне
Существенной чертой в системе "ринги" является то, что она предполагает сознательное использование косвенных методов управления.
Выяснение мнения большого числа людей
- участников процесса принятия решений
расширяет понимание проблемы в
целом и позволяет определить
её значение и влияние на деятельность
фирмы. Решение поэтому является
в значительной степени выражением
коллективного мнения, разработанного
внутри группы, а не привнесенного
извне, и это обстоятельство приобретает
большое положительное значение
на этапе реализации. Групповой метод
принятия решений при этом становится
в известной степени
Ещё одной особенностью японского управления является то, что это в высшей степени идеологизированное управление. Механизм идеологизации является сердцевиной японского управления, так как, с одной стороны, именно он, прежде всего, служит той силой, которая поддерживает и воспроизводит японский тип управления, и, с другой стороны, именно он придает японскому управлению ту жизненность и ту силу, которые делают японское управление весьма эффективным. Главная цель идеологического воздействия на работника - выработка у него отношения к организации, в которой он трудится, как в единой семье. Также направлением идеологической работы является воспитание у работников японской фирмы чувства патриотизма по отношению к своей организации, чувства гордости за неё.
Глава III Средства мотивации
Средства мотивации призваны "включать" в действие мотивы и стимулы. Среди этих средств в Японии особое место занимает система "пожизненного найма" работников. Следует сразу же заметить, что "пожизненный наем" характерен только для крупных фирм. В мелких фирмах эта система, естественно, не доминирует. По оценкам японских экономистов, данной системой найма охватывается от 22 до 30% наемного персонала.
Механизм этой системы функционирует следующим образом. Каждый год фирма в начале апреля, т. е. по окончании учебного года, нанимает выпускников школ и университетов, которые заполняют вакансии постоянного штата. Зачисленные проходят определенный период адаптации и обучения и только после этого допускаются к исполнению обязанностей на рабочем месте. Некоторые фирмы практикуют испытательные сроки.
"Пожизненный наем" дает предпринимателям
активных и преданных
Нужно сказать, что японские рабочие принимают "пожизненный наем" как должное, более того, они активно стремятся попасть в сферу его действия.
Кроме указанных выше причин здесь
также действуют
Японский работник, нанятый фирмой "пожизненно", испытывает чувство глубокого удовлетворения. Поскольку отбор в постоянные кадры очень сложен и строг, счастливчик, прошедший все рогатки отбора, переживает как бы психологическое обновление. Он рассматривает факт найма как признание его достоинств, подготовленности и способностей. От этого вновь принятый проникается к нанявшей его фирме благодарностью и зачисляет себя в ее вечные должники. В сущности, "пожизненный наем" выступает для японских работников мощным возбудителем их мотивационных сил. Именно это, как нам представляется, обеспечивает ему будущее. Система "пожизненного найма" тесно переплетается с системой оплаты по старшинству, которая также выступает в качестве мотивационного средства. Ее сущность заключается в том, что размер заработной платы ставится в прямую зависимость от продолжительности непрерывного стажа: за каждый очередной год этого стажа полагается автоматическая прибавка к зарплате.
Подобная оценка труда работников
берет свое начало в традиционном
для японского общества уважении
к старшим. Общепризнано, что в
сфере производства, как и в
жизни, вообще, человек с возрастом
мудреет, способности его получают
все более разностороннее развитие.
"Старшего, -- гласит японская мудрость,
-- надо уважать". Неудивительно, что
принцип старшинства столь
Функционирование оплаты по старшинству
подводит к двум выводам. Во-первых,
практикуемая в Японии система оплаты
труда отличается весьма незначительной
дифференцированностью и
Оплата по старшинству теснейшим образом связана с системой должностного продвижения по старшинству, или, как ее еще именуют, "системой сеньоризма". Суть системы состоит в том, что при выборе кандидата на выдвижение определяющими критериями являются возраст и стаж. И хотя должное способностям людей отдается, хотя способности эти с течением времени все больше принимаются в расчет, ориентация на возраст и стаж крайне медленно уступает свои позиции. Что же дает японскому бизнесу "система сеньоризма"? Во-первых, она ослабляет конкуренцию между отдельными работниками за освобождающиеся вакансии. Во-вторых, она отвечает бытующим в стране представлениям об особой ценности работников, обогащённых производственным опытом, навыками, а таковыми в первую очередь считают старших по возрасту. В-третьих, она поддерживает господствующий в Японии принцип уравниловки: "каждый в свое время займет соответствующее положение"
Кроме возраста, стажа и способностей на систему выбора кандидатов на выдвижение оказывает влияние, конечно, и уровень образования. При прочих равных условиях кандидат с престижным вузом за плечами получит предпочтение. Но в целом преимущество пока в большинстве случаев сохраняется за возрастом и стажем.
Глава IV Система управления качеством
Историческими предпосылками управления
качеством явилось
1. добровольности. Кружки должны создаваться на добровольной основе, а не по команде сверху.
2. саморазвитие. Члены кружка должны проявлять желание учиться.
3. групповая деятельность
4. применение методов управления качеством
5. взаимосвязь с рабочим местом
6. деловая активность и непрерывность функционирования
7. взаимного развития. Члены кружка должны стремиться к расширению своего кругозора и сотрудничать с членами других кружков.
8. атмосфера новаторства и творческого поиска
9. всеобщего участия в конечном итоге. Конечной целью кружков качества должно стать полноценное участие всех рабочих в управлении качеством.
10. осознание важности повышения качества продукции и необходимости решения задач в этой области
Существуют также особенности японской системы управления качеством, отличающие ее от западной системы:
1. управление качеством на
2. подготовка кадров и обучение методам управления качеством.
3. деятельность кружков качества.
4. инспектирование деятельности
по управлению качеством (
5. использование статистических методов.
6. общенациональные программы по контролю качества.
Задачами кружков качества в рамках общей деятельности по управлению качеством на предприятии являются:
1. содействие совершенствованию и развитию предприятия
2. создание здоровой, творческой и доброжелательной атмосферы на рабочем участке
3. всестороннее развитие
Управлением качеством имеет многие преимущества: она дает истинную гарантию качества. Качество можно закладывать на каждом этапе, в каждом процессе и добиться полностью бездефектного производства. Это достигается путем управления технологическим процессом. Недостаточно просто обнаружить дефекты и устранять их.
Необходимо определить причины, которые вызывают эти дефекты.
Комплексное управление качеством может помочь рабочим выявить, а затем и устранить эти причины.
1. Комплексное управление