Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 11:50, курсовая работа
Цель работы: исследовать основные формы объединения предприятий
Исходя из цели сформированы задачи работы:
Рассмотреть современные формы объединений предприятий
Изучить формы объединения предприятий в международном бизнесе
Показать специфику объединения предприятий в финансово-промышленные группы в России
Охарактеризовать финансово-промышленную группу как одна из форм многонациональных компаний
Проанализировать основные показатели финансово-промышленных групп зарубежных стран
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 7
1.1. Современные формы объединений предприятий 7
1.2. Формы объединения предприятий в международном бизнесе 9
1.3. Специфика объединения предприятий в финансово-промышленные группы в России 12
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП 16
2.1. Финансово-промышленная группа как одна из форм многонациональных компаний 16
2.2. Основные показатели финансово-промышленных групп зарубежных стран 19
2.2.1. Финансово-промышленные группы США 19
2.2.2. Финансово-промышленные группы Германии 21
2.2.3. Финансово-промышленные группы Японии 23
2.2.4. Финансово-промышленные группы Южной Кореи 24
Основные формы объединения предприятий
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность темы курсовой работы определена глобализацией как одной из основных тенденций, характеризующих мировую экономику на современном этапе развития. При этом, во-первых, возрастает межгосударственная и межфирменная конкурентная борьба за экономические ресурсы и рынки сбыта, во-вторых происходит поэтапное развитие межгосударственных союзов сопряженных стран, создаваемых с целью достижения глобальных преимуществ перед общими конкурентами на мировом рынке (ЕС, НАФТЛ, АСЕАН и др.). Интеграционные процессы на региональном, межгосударственном уровнях постепенно приводят к ослаблению значимости отдельных национальных экономик. С другой стороны, глобализация вызвала новые стратегические подходы во многих отраслях.
Одновременно мощный импульс развития получает интеграционная хозяйственная деятельность на уровне компаний: все возрастающий уровень международной конкуренции вынуждает компании искать пути объединения потенциалов и сотрудничества в борьбе за выживание, либо за рыночное лидерство. Установление деловых партнерских отношении между компаниями различных стран и создание корпоративных структур различной степени интегрированности — одна из самых распространенных организационных стратегий в последние десятилетия.
Сотрудничая между собой, фирмы все чаще образуют стратегические альянсы. С середины 1999 г. их число в мире ежегодно возрастало более, чем на 25%; 6% всех доходов, получаемых 1000 крупнейших корпораций США, приходится на альянсы, что в четыре раза превысило показатель.1
Стремление к более глубокой интеграции проявилось в последнее десятилетие, в частности, в мощном всплеске сделок по слиянию фирм и банков в США, Европе и Азии, причем с точки зрения как количества слияний, так и их объема. К числу наиболее известных примеров можно отнести недавние объединения банковских групп Citibank и Travellers, телекоммуникационных компаний WorldCom и А/С/, автогигантов Daimler и Chrysler, нефтяных компаний British Petroleum и Amoco. Важной особенностью таких сделок и соглашений, в особенности — крупномасштабных, является их международный, межнациональный характер, в результате чего возникает транснациональная кооперация.
В данной работе будет поставлен акцент на основных формах организации международного бизнеса — интегрированным корпоративным структурам, реализующим стратегические цели бизнеса.
Основные формы объединения предприятий всегда стояли в центре внимания многих ученых: X. Анн, В.Ф. Анурин, Г.Л. Багиев, Р.Д. Блэкуэлл, Б. Гантер, Е.В. Евтушенко, Ф. Котлер, Д.В. Кревенс, М.Дж. Крофт, Ж.Ж. Ламбен, М. Макдоналд, Т.Д. Маслова, П.У. Миниард, И.И. Муромкина, А.А. Паршин, Е.В. Попов, А.Н. Романов, Б.А. Резниченко, В.М. Тарасевич, В.М. Терещенко, А. Фернхам, В.Е. Хруцкий, Д.Ф. Энджел и др.
Цель работы: исследовать основные формы объединения предприятий
Исходя из цели сформированы задачи работы:
По структуре проект состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, библиографического списка (21 источник).
Ассоциативные формы организации предпринимательской деятельности представляют собой объединение предприятий или фирм в совокупные структуры.
К ассоциативным формам относятся следующие типы ассоциативных структур:
1. Корпорация — это акционерное общество, которое объединяет в себе несколько фирм, имеющих общие цели предпринимательской деятельности. Корпорация является юридическим лицом, которое несет ответственность за все предприятия, входящие в его состав. Среди корпораций существуют как крупномасштабные, так и мелко масштабные государственные корпорации.
2. Хозяйственные ассоциации — это объединение организаций и предприятий, которое создается на основе договора с целью координации общей деятельности и выполнения аналогичных функций. Члены хозяйственных ассоциаций имеют право входить в состав других ассоциаций.
Существуют структурные специфические формы организации предпринимательской деятельности, которые пока не получили широкого распространения в российской экономике, но активно используются в практике развитых капиталистических стран. К ним относятся: оффшорные компании, траст-компании, франчайзеры.
В российской практике получило распространение создание филиалов и дочерних компаний крупных фирм и предприятий. Эти предприятия являются юридически самостоятельными, но; находятся в тесной финансовой, производственной и технологической связи с основным предприятием.
Международные предпринимательские компании занимаются такими бизнес-операциями, как импорт, экспорт и размещение капитала за рубежом. Компании, которые имеют зарубежные филиалы, регистрацию в нескольких странах и занимаются распространением своих акций на фондовых биржах мира, называются транснациональными.
В практике современного международного бизнеса выработаны разнообразные, в том числе достаточно гибкие формы международной кооперации, к числу которых относятся:
Финансово-промышленная группа (ФПГ) — это объединение, с одной стороны, организаций, имеющих свободные денежные средства (банков, финансовых и инвестиционных фондов и т.д.), а с другой — предприятий и организаций, испытывающих потребность в инвестициях и других заемных средствах.
В отличие от концерна во главе финансовой группы стоит один или несколько банков, которые распоряжаются денежным капиталом входящих в него компаний, а также координируют все сферы их деятельности. Каждая фирма самостоятельно выступает в торговых сделках.
Основная цель создания финансово-промышленных групп — повысить конкурентоспособность и эффективность производства, создать рациональные технические связи, привлечь инвестиции, расширить рынки сбыта, создать новые рабочие места. Структура финансово-промышленной группы представлена на рис. 1.4
Рис. 1 Структура финансово-промышленной группы
Образуются финансово-промышленные группы тремя путями:
Кроме того, они могут создаваться путем передачи пакета акций в доверительное управление одному из участников или приобретением одним из участников пакета акций других предприятий, становящихся участниками финансово-промышленной группы.
Таким образом, основные признаки финансово-промышленных групп (ФПГ): во главе ФПГ стоит финансовая компания; иногда ФПГ основана на структуре торгового дома; важную роль играет участие промышленной части, которую составляют предприятия различных отраслей; характерная единая политика ценообразования; имеет единое имущество; организационное единство и юридическая самостоятельность.
Формирование ФПГ в России началось в 1993-1994 гг. в условиях развития процессов приватизации и акционирования, изменения структуры инвестиций, увеличения доли предприятий негосударственных форм собственности; усиления финансовой мощи банков и их интеграции для мобилизации ресурсов.5
Одновременно усилилась ориентация отраслевых органов управления и наиболее мощных промышленных структур на создание банков и других финансовых учреждений, специализированных на обслуживании конкретных групп производственных предприятий и организаций.
Процесс формирования ФПГ идет в России по нескольким направлениям. Так, например, они создаются в добровольном порядке на основе договорного процесса и рыночных форм консолидации пакетов акций, а также директивным путем в случае объединения «казенных» предприятий. При этом, как правило, проводится предварительное тщательное проектирование всех взаимосвязей в таких группах, целей их деятельности, перспектив. Другие направления связаны с интеграцией финансового и промышленного капиталов, хозяйственных образований, зародившихся на практике. Финансово-промышленные группы создаются, например, в процессе приватизации, в котором активно участвует банковский капитал, развиваются на базе больших промышленных структур, а также новых структур, появившихся в ходе становления рыночных отношений.
Еще один путь связан с возможностью формирования ФПГ на основе крупных экономических структур, созданных в свое время по решению Президента или Правительства, таких, как «Газпром», «Лукойл».
Универсальной схемы формирования ФПГ нет, но можно отметить ряд общих закономерностей. К их числу относятся:
Правовой основой формирования ФПГ в России являются Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г., Указ Президента РФ «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» от 5 декабря 1993 г., постановление Правительства РФ «О порядке проведения экспертизы проектов создания ФПГ» от 23 мая 1994 г. и «О реестре ФПГ и требованиях к составу их проектов» от 9 июня 1994 г. Государственная поддержка формирования и развития ФПГ осуществляется в соответствии с Программой содействия формированию ФПГ различных министерств и ведомств, утвержденной Правительством РФ в январе 1995 г.6
Примерами созданных ФПГ в Российской Федерации могут служить ФПГ: «Уральские заводы», «Русхим», «Сокол», «Драгоценности Урала», «Сибирь» и др. Примером создания ФПГ в рамках СНГ может служить ФПГ «Нижегородский автомобиль», объединившая в своем составе 39 юридических лиц: предприятия, банки, научные организации и страховые компании. Поданным Минэкономики, в начале 2013 г. было зарегистрировано 75 ФПГ и 10 находились в стадии регистрации.
При формировании ФПГ следует руководствоваться рядом объективных критериев – в частности, принципами экономической целесообразности, единства технологической цепочки и т.п. В первую очередь необходимо создавать ФПГ на базе технологически связанных предприятий, которые выпускают сложную наукоемкую продукцию, конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынке, имеющую платежеспособный спрос, а также предприятий, поставляющих продукцию для государственных нужд. ФПГ могут стать действенным инструментом реализации приоритетов структурной политики, развития перспективных отраслей и производств, особенно экспортной ориентации, реализации достижений научно-технического прогресса, экологических программ- Концентрация в таких группах значительных финансовых ресурсов и промышленного потенциала позволяет осуществлять большие инвестиционные проекты по разработке и производству высокоэффективной и конкурентоспособной продукции. ФПГ позволяет выигрывать в конкурентной борьбе за счет того, что в ее структуре возможно создание финансовых схем, где достигается такая минимизация налогов и диверсификация рисков, которая не может быть достигнута иным путем.