Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 05:55, курсовая работа
Цель работы заключается в теоретическом обосновании, подробном изучении разных функций менеджмента, являющихся довольно важным элементом менеджмента. Актуальность и цель работы предопределили необходимость решения следующих задач:
• Проанализировать функции менеджмента;
• Исследовать генезис менеджмента;
• Предложить вариант развития менеджмента;
• Разработать реализацию какой-либо либо функции на определённом предприятии.
Введение……………………………………………………………3
1 Теоретические основы менеджмента…………………………...5
1.1 Сущность и понятие менеджмента………………………….5
1.2 Особенности российского менеджмента……………...........7
1.3 Виды менеджмента………………………………………......10
2 Генезис функций менеджмента……………………………........12
2.1 Общее понятие функций менеджмента………………..........12
2.2 Анализ функций менеджмента………………………............17
3 Особенности реализации функции мотивации на примере компании «Лиггет-Дукат»…………………………………………………………....19
Заключение………………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………………..26
Приложение…………………………………………………...........28
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЛЖСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
(ФИЛИАЛ)
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный университет»
Экономический факультет
Кафедра «Экономическая теория и управление»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Основы менеджмента»
на тему: Основные функции менеджмента и их генезис.
Выполнил:
студент 2 курса
группы ЭФ-091
Будникова Е. В.
Научный руководитель:
к.э.н., доцент
Абрамова К. А.
Волжский 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………..26
Приложение………………………………………………….
Введение
Тема «Основные функции менеджмента и их генезис», на мой взгляд, является актуальной на данный момент, т. к. именно функции в своей последовательности и совокупности образуют технологию управления и являются конкретной реализацией управленческих принципов и методов, также данная тема изучена не в полной мере.
Цель работы заключается в теоретическом обосновании, подробном изучении разных функций менеджмента, являющихся довольно важным элементом менеджмента. Актуальность и цель работы предопределили необходимость решения следующих задач:
Объектом исследования явилась компания «Лиггет-Дукат», внешнеторговая организация, занимающаяся табачной промышленностью.
Предметом исследования являются основные функции менеджмента, их генезис.
Теоретическая база исследования представлена классическими и современными научными разработками и концепциями отечественных и зарубежных специалистов, исследовавших данную проблему.
Эмпирическая база исследования представлена информационными ресурсами Internet, данными по теме исследования.
Курсовая работа изложена на 29 страницах печатного текста, состоит из введения, трёх глав, заключения, содержит 2 приложений и список использованных источников, включающий 25 наименований. Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели, задачи исследования. В первой главе рассмотрены основные понятия менеджмента. Во второй главе определены виды менеджмента. В третье главе описана реализация функции мотивации на примере внешнеторгового предприятия «Лиггет-Дукат», занимающегося табачной промышленностью.
1 Теоретические основы менеджмента
1.1 Сущность и понятие менеджмента
Развитие менеджмента организаций бизнеса в последние два десятилетия отличается высокой динамичностью и инновационностью как объектов, так и субъектов управления..
Менеджмент – это эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, руководства и контроля организационных ресурсов.
Выполнение основных функций управления предполагает использование менеджерами различных навыков и умений. Менеджмент осуществляется в экономическом, социально-психологическом, правовом и организационно-техническом направлениях. Содержанием экономического направления является управление производственным процессом. Деятельность менеджера сосредотачивается на координации материальных и трудовых ресурсов для достижения поставленных целей при наименьших затратах.
Менеджмент – это обязательное управление хозяйственной деятельностью, которое выступает как самостоятельный вид профессиональной деятельности.
В качестве объекта менеджмента выступает хозяйственная деятельность, предприятие в целом или её конкретная сфера. Менеджмент охватывает деятельность предприятий, которые выступают в рыночном механизме в качестве самостоятельных экономических субъектов.
Самой главной задачей менеджмента является обеспечение существования предприятия на рынке. Это возможно, если любое принимаемое решение в длительной перспективе свидетельствует об экономической пользе предприятия. Ещё одной конкретной задачей является обеспечение инноваций. В конкурентных условиях фирма не выживет, если не будет разрабатывать новые товары и услуги, более высокого качества, на более приемлемых для клиентов условиях, чем конкурент. Нельзя забывать, что важнейшим элементом производственного процесса на предприятии являются люди. И задача менеджмента – организовать работу коллектива, что означает сформировать кадры, установить систему отношений между людьми, содействовать развитию персонала и его росту; повышать эффективность труда служащих. Если эта задача решается слабо, сотрудники не удовлетворены работой и эффективность труда низкая, положение предприятия на рынке неизбежно ухудшается.
Менеджмент как практика управления охватывает весь процесс производства и обмена и включает : управление производством, управление маркетингом, управление финансовой деятельностью, управление кадрами, учёт, контроль и анализ хозяйственной деятельности.
Предмет менеджмента как науки управления охватывает исследования законов и закономерностей жизнедеятельности организаций и отношений между работниками в процессе управления.
Итак, основная задача менеджмента – сделать информацию, знания, опыт, нововведения производительной силой, что и обеспечит существование и успех фирмы на рынке.
Таким образом, менеджмент – это управление, заведование и организация производства; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
1.2 Особенности российского менеджмента
Менеджмент – это тип управления. Но так же, как и любой тип, он имеет общие и специфические черты. Общие черты отражают этап развития цивилизации, модель экономики, социально-экономические потребности управления, уровень научно-технического прогресса и пр.; специфические – национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономического развития в конкретной стране, культуру.
Реальный менеджмент всегда содержит общее и особенное в определённом соотношении и сочетании. В мире существует понимание не только менеджмента вообще как концепции, философии, типа управления, но и понимание различных моделей менеджмента – японского, немецкого и т. д. Очевидно, по аналогии с этим можно говорить о российском менеджменте.
Понимание российского менеджмента имеет большое значение для современной практики развития управления в нашей стране. Увлечение концепцией менеджмента не должно приводить к прямому переносу американского опыта в Россию. Это были бы малоэффективные усилия. Знать, понимать и учитывать специфику России при использовании опыта и концепций зарубежного управления – это значит полнее реализовывать идеи менеджмента.
Наиболее актуальными проблемами управления сегодня в России становятся проблемы управления конверсионными процессами, антикризисное управление, управление занятостью, информационные технологии управления, поддержка предпринимательства и малого бизнеса, мотивирование экономической активности в сфере производства, банковский менеджмент. Это далеко не полный перечень приоритетов в проблематике российского менеджмента.
Также существует два подхода в понимании российского менеджмента.
Первый подход – полное отрицание возможности и необходимости менеджмента в России. У нас свой путь, мы не приемлем западные модели, у нас такое управление не приживётся, слишком много затруднений исторического и национально-культурного характера. Второй подход – довольно разговоров о российской специфике, не следует преувеличивать её значение, процессы научно-технического прогресса одинаковы, они сближают модели управления, надо брать модель менеджмента в готовом виде и использовать её в управлении экономикой, факторов, благоприятствующих этому, больше, чем препятствующих, если они вообще есть.
На мой взгляд, более приемлем первый подход, т. к., действительно, мы во многом отличаемся от остальных стран, начиная различиями в менталитете, заканчивая процессами, происходящими в научно-техническом прогрессе. Возможно, мы можем перенять какие-либо отдельные характеристики западных моделей, но не всё полностью.
В современной России существует также определенный слой предпринимателей, которые ориентируются на западный менеджмент и добиваются определенных успехов.
Использование современных идей в области менеджмента и последних технологий менеджмента происходит в условиях действия как своеобразного отечественного менталитета, так и существующих трудностей формирования предпринимательской среды в современной России. [14]
Рассмотрим возможности применения некоторых современных технологий менеджмента в российских условиях.
В результате исследования «Приоритетные задачи российских менеджеров», проведенного Ассоциацией менеджеров России и компанией удалось выяснить, что руководители российских предприятий своей первоочередной задачей считают «увеличение доли компании на рынке», а повышению качества обслуживания отдали только четвертое место после «привлечения и удержания квалифицированных специалистов» и «контроля и сокращения затрат». Это означает, что даже в условиях рыночной экономики российские менеджеры альтернативу «качество — количество» решают в пользу «количества» — увеличения производства и доли на рынке.
1.3 Виды менеджмента
Виды менеджмента - это специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.
Сложность и разнообразие управленческой деятельности позволяет, по подсчетам специалистов, выделить до 284 разновидностей управления. Рассмотрим характерные особенности наиболее важных и значимых видов менеджмента.
Отдельные виды менеджмента были объединены в один в связи с их
довольно близкой и однозначной связью. [10] Таковыми оказались 29 позиций, в число которых входят, например, антикризисное управление (антикризисный менеджмент; кризисное управление), государственное управление (государственный менеджмент; управление страной, управление государством), инвестиционный менеджмент (управление капиталовложениями; Investment Management; Money Management) и др.
Как видно из Рисунка 1 в приложении Б, абсолютное большинство выявленных видов менеджмента (76%) имеют оригинальные названия, 14% видов менеджмента известны под различными синонимичными названиями, оставшиеся 10% видов менеджмента имеют близкие по содержанию иные виды менеджмента.
На Рисунке 2 в приложении Б представлено процентное соотношение видов менеджмента, не связанных с экономикой, и видов менеджмента, используемых в экономике. Абсолютное большинство видов менеджмента (84%) используется в экономике. Очевидно, что с течением времени удельный вес последних будет возрастать, так как в экономику вовлекается все большее количество сфер знания (например, сейчас никого не удивляет, что в деятельности как коммерческих, так и не коммерческих предприятий используется знание психологии и социологии, которые стали практическими инструментами менеджмента).
Теперь необходимо рассмотреть краткую характеристику некоторых видов менеджмента:
Информация о работе Основные функции менеджмента и их генезис