Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 05:55, курсовая работа
Цель работы заключается в теоретическом обосновании, подробном изучении разных функций менеджмента, являющихся довольно важным элементом менеджмента. Актуальность и цель работы предопределили необходимость решения следующих задач:
• Проанализировать функции менеджмента;
• Исследовать генезис менеджмента;
• Предложить вариант развития менеджмента;
• Разработать реализацию какой-либо либо функции на определённом предприятии.
Введение……………………………………………………………3
1 Теоретические основы менеджмента…………………………...5
1.1 Сущность и понятие менеджмента………………………….5
1.2 Особенности российского менеджмента……………...........7
1.3 Виды менеджмента………………………………………......10
2 Генезис функций менеджмента……………………………........12
2.1 Общее понятие функций менеджмента………………..........12
2.2 Анализ функций менеджмента………………………............17
3 Особенности реализации функции мотивации на примере компании «Лиггет-Дукат»…………………………………………………………....19
Заключение………………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………………..26
Приложение…………………………………………………...........28
Задачи финансового менеджмента:
Таким образом, в целом, можно констатировать факт, что (а) разнообразие видов менеджмента связано, прежде всего, с разнообразием направлений использования и особенностей реализации процесса управления и что (б) дифференциация менеджмента имеет объективный характер.
2 Генезис функций менеджмента
2. 1 Общее понятие функций менеджмента
В настоящее время наиболее распространённым мнением о менеджменте является его представление в качестве процесса, направленного на достижение целей организации и включающего комплекс управленческих действий по решению конкретных производственных и социально-экономических задач организации. Данные действия принято именовать функциями менеджмента. Именно функции в своей последовательности и совокупности образуют технологию управления и являются конкретной реализацией управленческих принципов и методов. Таким образом, сущность, сложность и особенности труда менеджеров раскрываются в выполняемых ими функциях в рамках процесса управления организацией. Дифференциация управленческой деятельности по функциям позволяет выделить её задачи и виды, а также регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления.[ 18, 175 с.]
Проблема функций менеджмента является одной из центральных со времени его возникновения как самостоятельной науки. Как отмечает В. И. Рыкунов, «эффективная управленческая деятельность во многом зависит от правильного понимания функций управления, их места, состава, содержания. В этой связи проблема функций справедливо считается одной из наиболее важных и актуальных проблем науки управления».[23] К изучению данной проблемы, судя по публикациям, наряду с экономистами имеют непосредственное отношение и психологи, и социологи, и юристы, которые под разными ракурсами исследуют функции менеджмента. Вместе с тем до настоящего времени ещё не сложилась полная и целостная картина в отношении управленческих функций, их особенностей, содержания и состава.
Выделение управления в самостоятельный вид трудовой деятельности и последующее разделение управленческого труда на функции с современных позиций представляется объективным и необходимым процессом обособления отдельных его видов в самостоятельные сферы трудовой деятельности управленческих работников. Таким образом, объективной основой процесса функциообразования в менеджменте можно считать необходимость специализации деятельности по управлению организацией. Такая специализация должна быть направлена на достижение целей организации и предполагать наиболее целесообразный и выверенный практикой управления механизм его осуществления.
Как известно, А. Файоль, анализируя деятельность предприятий, впервые разделил весь комплекс работ по руководству промышленной компанией на 6 основных групп и определил в числе группы административных операций 5 наиболее важных функций. Исходная концепция А. Файоля (1916 г.) выдержала длительную проверку временем и до настоящего времени в силу своей фундаментальности занимает доминирующие позиции в учебной и научной литературе. Вместе с тем она многократно подвергалась попыткам существенного изменения и совершенствования, что обычно приводило к росту числа предлагаемых функций, и реже – к замене одних функций на другие либо к их сокращению с целью упрощения и обобщения. Так, например, последователи А. Файоля по административной школе управления Л. Гьюлик и Л. Урвик предложили концепцию (1937) из 7 функций (планирование, организация, управление кадрами, руководство, координация, учёт и бюджетирование), а разработанная В. Хилем концепция (1968) содержала всего 4 функции более укрупнённого формата, включая формирование политики и цели, планирование, организацию и управление кадрами.
Наряду с этим Ч. Барнард в работе «Функции администратора» (1938) минимизирует состав функций до трёх: определение целей организации с учётом изменяющихся требований внешней и внутренней среды и формирование позволяющих решить поставленные задачи ценностей организации и её внутренней культуры; создание системы коммуникаций, то есть иерархической и подотчётной структуры, а также систем для передачи информации – как в вертикальном направлении, так и между всеми индивидами и подразделениями; разработка соответствующего набора стимулов для привлечения и удержания персонала, а также для обеспечения его приверженности общей цели. [24]
Однако в последние
Таким образом, несмотря на свою важность, актуальность и востребованность функциональной картины современного управления базируется на устаревших представлениях и при этом изучается крайне недостаточно, что обуславливает необходимость дальнейшего развития и совершенствования концепций функционального менеджмента. Неопределённость в отношении функций менеджмента характерна сегодня не только для их трактовки, понимания и смыслового содержания – в не меньшей мере она присуща и составу данных функций. Анализ многочисленных изданий позволяет судить о наличии разнообразных авторских мнений по поводу качественного и количественного состава, наименования и классификации функций управления, что, в свою очередь, требует более подробного их исследования.
С целью анализа и обобщения различных точек зрения относительно функционального состава в рамках проведенного исследования путём изучения широкого круга литературных источников было определено около 30 категорий, рассматриваемых различными авторами в качестве управленческих функций. Матричный анализ, результаты которого представлены фрагментарно в виде Приложения А, позволил выявить обобщённое мнение более 40 авторов относительно наиболее употребимых в менеджменте функций, а также их количественного состава.
Как показали результаты, отсутствие единства мнений характерно как для отечественных, так и для зарубежных авторов, причём каких-либо принципиальных различий в подходах отечественных авторов по отношению к зарубежным выявить не удалось.
В частности, со временем значительно снизилось упоминание таких функций, как руководство и управление персоналом, и появились новые функции маркетинга, коммуникаций, управленческих решений и другое. Эти изменения обусловлены усилившимся влиянием внешней среды на деятельность организации, а также эволюцией самой управленческой деятельности. С нынешних позиций, например, функция «управления персоналом» в силу своей значимости намного переросла границы традиционной функции и является важнейшей системной областью («мегафункцией») менеджмента, содержащей собственные методы, принципы и функции. При этом изменения затронули и внутреннее качественное содержание, в силу чего многие авторы говорят сегодня уже не об «управлении персоналом», а об «управлении человеческими ресурсами». Значительная трансформация произошла и с функцией «руководство», которая, по мнению зарубежных специалистов, «вытеснена» более новым и ёмким понятием «лидерство», хотя единства мнений по поводу отнесения лидерства к разряду управленческих функций в литературе нет. Вместе с тем «вне конкуренции» и практически без какой-либо смысловой корректировки остаются 4 функции с максимальным рейтингом: планирование, организация, мотивация, контроль.
Результаты анализа
количественного состава
Наличие комплексов из 7 функций объясняется попытками авторов усовершенствовать базовые концепции (включая и исходную концепцию А. Файоля) за счёт добавления к «классическому» составу из 4-5 функций несколько «своих» с учётом современных требований. Авторы таких версий, по-видимому, стремятся совместить классические представления с современными условиями и найти определённый количественно-содержательный компромисс. Так, прогнозирование и учёт, руководство, анализ, нормирование включаются в состав функций чаще, чем целеполагание, маркетинг, инновации, активация, коммуникация, постановка задачи и бюджетирование.
Таким образом, вместе с классическим представлением о 4 основных функций, авторы предлагают новые функции.
2. 2 Анализ функций менеджмента
Анализ результатов выполненного анализа позволяет сделать следующие выводы:
3 Особенности реализации функции мотивации на примере компании «Лиггет-Дукат»
В нашей повседневной реалии система управления персоналом немыслима без такой важной составляющей менеджмента, как действенное по результатам мотивирование сотрудников российских компаний и фирм, без активной мобилизации резервов человеческого фактора. Именно люди, их трудовая деятельность и стремление к достижению целей, их знания и система ценностей, творческие способности позволяют обеспечить эффективную деятельность любой внешнеторговой организации. Не случайно каждая компания, серьезно относящаяся к проблемам управления персоналом, планирующая свое позиционирование в сфере бизнеса, старается разработать собственную систему мотивирования труда работников.
Мотивирование — один из основных ресурсов власти, имеющихся в распоряжении менеджеров, который позволяет добиться изменения поведения и действий сотрудников в нужном для организации направлении. Важность данной проблемы определяется, прежде всего, тем, что эффективная система мотивирования играет исключительную роль в приключении квалифицированных кадров и сохранении в организации необходимой рабочей силы, в поддержании необходимой производительности труда. И, напротив, как показывает практика, несовершенная системе мотивирования, содержащая в себе потенциальные конфликтогены может привести к тому, что поставленные перед организацией задачи не будут выполнены. К примеру, исследования отечественных ученых свидетельствуют о том, что по-прежнему в системе оплаты труда имеют место сравнительные тенденции (на это указали около 4098 опрошенных), на размеры заработной платы больше влияет конечный результат, а не трудовой вклад работников.
Если проанализировать причины конфликтов на предприятиях и организациях разных сфер хозяйства, — отмечает известный специалист в области менеджмента Э.А. Уткин,— то можно убедиться, что в большинстве из них существует неудовлетворенность работников системой оплаты труда или его оценкой. Это более чем актуально для современной России. Практика доказывает, что первостепенное значение в менеджменте имеет налаживание и строжайшее обеспечение современной системы мотивации труда.
Довольно высоких результатов
достигают те внешнеторговые организации,
которые в своей
Существующая система стимулирования труда требует серьезных изменений. Одна из причин ее несовершенства заключается в том, что в основе стимулирования пo-прежнему, как и до перехода на новые, рыночные условия хозяйствования, лежит тезис о выгодности дешевого труда.
Информация о работе Основные функции менеджмента и их генезис