Основные источники комплектования фирмы кадрами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – составить классификацию источников комплектования фирмы кадрами, связанных с наймом и отбором персонала. Определить их преимущества и недостатки. Для достижения нашей цели нам нужно будет выполнить ряд задач:
- дать определение понятию найма и охарактеризовать основные его источники;
- рассмотреть внешние и внутренние источники найма и проанализировать их слабые и сильные стороны;
- исследовать факторы выбора источника и технологии найма;
- выявить современные, альтернативные подходы к найму персонала.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..стр. 1
1. Обзор источников для найма персонала………………………………стр. 4
а)Собственные сотрудники компании
в)Другие отрасли и безработные
г)Конкуренты
д)Образовательные учреждения
2. Анализ внешних и внутренних источников найма персонала для комплектования фирмы кадрами:……………………………………..стр. 11
а) Методы набора персонала из внутреннего источника:
- ротация;
- совмещение должностей;
- внутренний конкурс.
б) Внешние источники для набора персонала :
- центры занятости;
- кадровые агентства;
- самостоятельный поиск через СМИ
в) Альтернативы найму:
- сверхурочная работа,
- временный наём;
- структурная реорганизация или использование новых схем производства;
г) Хедхантинг и рекрутинг
3. Выбор источника и технологии комплектования фирмы кадрами. Нестандартные подходы найма персонала……………………………..стр. 22
а) аутсорсинг персонала (human resources outsourcing)
б) гредуэйт рекрутмент (Graduate Recrutment)
4. Заключение……………………………………………………………… стр.27
5. Список литературы……………………………………………………..стр. 29

Файлы: 1 файл

Основные источники комплектования фирмы кадрами 1.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Все большее  распространение получает в России хедхантинг как способ привлечения  квалифицированного перспективного специалиста  в компанию. Хедхантинг - «охота за головами» (англ. head - голова и hunt - охотиться, ловить) представляет собой одно из направлений деятельности службы управления персоналом или рекрутинговой компании, предполагающее целенаправленный поиск и подбор управленческого персонала и квалифицированных специалистов высокого уровня. По сути это технология подбора профессиональных кадров, основанная на целенаправленном поиске, который не исключает в случае необходимости и переманивание «голов» из одной фирмы в другую. За тех, кто ему действительно важен для развития бизнеса, работодатель готов заплатить большие деньги, а зарплата рядового хедхантера в среднем агентстве - от 1 тысячи до 5-7 тысяч долларов в месяц.

Поэтому в нашей  стране компании в равной степени  интенсивно обращаются в специализированные агентства для поиска талантливого специалиста и содержат в штате собственного «охотника за головами». При этом нельзя путать хедхантинг с рекрутингом. Хедхантинговые агентства специализируются на прямом поиске высокопрофессиональных специалистов, руководителей высших звеньев, которые в данный момент не помышляют о смене места работы. Рекрутинг же предполагает подбор специалистов, в большей степени соответствующих параметрам запросов потенциальных работодателей. Действия самих хедхантеров также нельзя подвести ни под «промышленный шпионаж», ни под Закон «О неразглашении коммерческой информации».

Ряд исследований, проведенных отечественными учеными-экономистами, показал, что часто сотрудники, с  таким трудом переманенные от конкурентов, на новом месте из «звезд» превращаются в «кометы» и начинают «светить» не так ярко, производительность самого нового работника снижается, эффективность всей группы, в которой работает новоприобретенный сотрудник, рыночная стоимость компании тоже начинает снижаться. Поэтому данная деятельность, не смотря на очевидные преимущества, имеет ряд вышеуказанных недостатков, из анализа которых следует, что параллельно с практикой переманивания выдающихся специалистов из других компаний руководству следует сосредоточиться на воспитании собственных «звезд».

По данным ряда исследователей, можно говорить о различиях в экономической эффективности используемых сегодня методов поиска и подбора персонала. В качестве оснований для сравнения этих методов можно остановиться на общих затратах организации, соотнесенных с числом принятых работников.

 

Таблица 3 - Сравнение  эффективности различных методов  поиска и подбора персонала

Методы поиска и подбора персонала.

Результат от общей  суммы всех видов (%).

Коэффициент принятия разосланных

Предложений.

Коэффициент принятия предложений на работу.

Лица, письменно  обратившиеся в поисках работы;

35

6

58

Публикация  объявлений;

32

1

40

Различные агентства;

14

2

32

Прямое распределение  в колледжах;

8

2

13

Набор внутри компании;

7

10

65

Лица, случайно зашедшие в организацию в поисках  работы;

2

6

57

Справочники-списки ищущих работу.

2

8

82


 

Данные, представленные в таблице, показывают, что использование  внутренних источников для привлечения  кандидатов на замещение вакантных  должностей повышает мотивацию труда  персонала, предоставляет им возможности для продвижения по службе, улучшает морально-психологический климат в коллективе, но полностью не удовлетворяет потребности в кадрах и не способствует интенсивности производства. В свою очередь, внешние источники полностью удовлетворяют потребность в персонале, дают новые импульсы для развития организации, но не способствуют социальной сплоченности членов коллектива

Кроме количественных показателей эффективности работы службы персонала по поиску и подбору  новых сотрудников можно использовать и качественный показатель, который рассчитывается по следующей формуле:

 

КН = (РК + Пр + Ор): Ч,

 

где КН - качество набранных работников, %;

РК - усреднённый  суммарный рейтинг качества выполненной  работы набранными работниками;

Пр - процент  новых работников, продвинувшихся по службе в течение одного года;

Ор - процент  новых работников, оставшихся работать по прошествии одного года;

Ч - общее число  показателей, учтённых при расчёте.

 

3. Выбор источника и технологии комплектования фирмы кадрами. Нестандартные подходы найма.

 

Очевидно, что  набор персонала из тех или  иных источников в первую очередь  должен определяться целями и задачами, стоящими перед организацией.

Также установлено, что приход внешних специалистов на руководящие должности вызывает ненужную нервозность и ощущение несправедливости в сложившемся коллективе. Поэтому даже те фирмы, что проходили через эксперименты с приглашенными управленцами, в итоге от этой затеи отказывались. Атмосфера партнерства и семейности важнее всего для качественного роста частной фирмы. И именно эта атмосфера и присутствует в большинстве российских фирм и предприятий. Проблема в том, что человек со стороны не всегда способен понять внутренние убеждения и цели владельца. Отсюда конфликты и тот факт, что наемные менеджеры в частных компаниях, пусть и выросших до крупных размеров, не приживаются. Если мы посмотрим на большинство крупных компаний, что выросли из малых фирм, то увидим, что на ключевых управленческих и оперативных позициях стоят те, что появились либо с первых дней, либо в начале большого роста. А на маркетинге и финансах, напротив, встретим специалистов извне.

А вот выполнять  отдельные и даже весьма ответственные  задачи они могут. Поэтому высококлассных специалистов иногда нанимают на временной  основе по контракту. Именно по такой схеме все чаще привлекают к сотрудничеству пиарщиков, рекламщиков, финансистов, промоутеров, тренеров, консультантов. Здесь нужно владение объективными навыками и определенный опыт, который не очень зависит от специфики бизнеса. А вот основные кадры - продавцов, менеджеров продаж и профильных специалистов российские компании предпочитают выращивать внутри фирмы. Между тем, многие направления бизнеса только начинают формироваться на нашем национальном рыночном пространстве, поэтому некоторых высококвалифицированных специалистов еще нет, например, мерчендайзеров. В таком случае компании предпочитают растить собственные кадры.

Существует  ряд закономерностей в отношении  эффективности источников подбора  кандидатур на вакантные должности, например: объявления в газетах одинаково эффективны для приглашения работников как с профессионально-технической, так и с управленческой ориентацией, найма работников для выполнения срочной работы и постоянного замещения должностей. Частные агентства по найму эффективны для набора работников управленческой, профессионально-технической и торговой сфер, специалистов рабочих специальностей.

При этом по последним  данным периодической литературы по вопросам управления персоналом сегодня  у компаний все чаще возникает  потребность в пользовании услугами рекрутинговых агентств, иные пути поиска и привлечения профессионалов отходят на второй план. Преимущество же рекрутингового агентства заключается еще и в том, что оно имеет большой доступ к обширному кругу кандидатов, ему легче обеспечить поток нужных специалистов, к тому же консультанты имеют больше информации об уровне зарплат, что помогает мотивировать сильных кандидатов. Агентство обладает большим спектром методов поиска и отбора кандидатов, возможностью задействовать нескольких специалистов на разных этапах выполнения заказа, возможностью привлечения региональных партнеров и прочих. Однако если раньше многие компании обращались в агентства, так как не имели возможности вести собственные базы данных, то теперь степень прозрачности информации о соискателях сильно возросла. Многие фирмы поняли, что они могут содержать внутреннего рекрутера, который, располагая базами данных, может закрывать вакансии ничуть не хуже, а себестоимость такого проекта в разы ниже. Поэтому в настоящее время наблюдается уход с национального рынка низкоуровневых кадровых агентств.

В настоящее  время различные организации  все чаще используют инструмент аутсорсинга  для эффективного подбора персонала. Аутсорсинг персонала (human resources outsourcing) – это передача во внешнее управление всей или большей части кадровой работы: найма сотрудников, ведения трудовых книжек, издания приказов, ведения всей кадровой документации, расчета и выплаты заработной платы, премиальных и бонусов; разработки должностных инструкций; обучения персонала и т.д. Он применяется для оптимизации схем управления персоналом, но в отличие от обычных схем аутсорсинга при применении аутсорсинга персонала его субъектом становится специализированное кадровое агентство. Применяя аутсорсинг, компания не только передает определенные задачи в руки профессионалов, но еще и снимает с себя часть головной боли по организации процесса всей деятельности по подбору кадров. Кроме того, формируется свежий взгляд со стороны на сегодняшнее состояние дел в компании, профессиональное мнение о том, как дальше развиваться. Аутсорсинг в рекрутменте может принимать разные формы, например, заказ персонала, обладающего определенными характеристиками, тоже аутсорсинг. Чаще всего данная услуга используется при массовом подборе кандидатов невысокой квалификации. В этом случае организация использует обширные контакты с кандидатами, базу данных кадрового агентства, рекламные возможности, работу ресечеров и медиаресечеров, то есть специалистов, которые отслеживают данные в средствах массовой информации, Интернете переходы специалистов из компании в компанию, массовые сокращения и так далее.

Безусловно, передача функций набора работников внешней  организации будет стоить в несколько  раз выше, чем использование внутренних ресурсов, но сорванный проект, потерянный бюджет, упущенные сроки и бизнес - возможности сведут на нет такую экономию и принесут несоизмеримые убытки. А также кадровые агентства постоянно «мониторят» ситуацию на рынке, контактируют с топ-менеджерами различных направлений бизнеса и индустрий, в курсе уровней заработной платы и социальных пакетов, кадровых потребностей в регионах.

В настоящее  время постепенно стандартный рекрутинг  менеджеров среднего звена уменьшается  по сравнению с поиском и набором  перспективных молодых специалистов, получившим название Graduate Rekrutment. Это отчасти связано и с тем, что у молодого специалиста, который вырос в самой компании, степень привязанности и приверженности к ней гораздо выше, кроме того, соответствие ее корпоративной культуре проверяется еще на начальном этапе подбора молодого сотрудника, дополнительной мотивацией является факт, что компания предусматривает механизм его профессионального и карьерного роста и развития.

Например, в  западных фирмах очень часто существуют планы продвижения и развития сотрудников через год, три года, пять лет, поэтому перспективы остаться в компании и занять привлекательную должность очевидны. Хотя набор в компанию молодых сотрудников связан с определенным риском, молодой специалист начнет приносить результаты только в будущем, мировая практика рекрутмента свидетельствует, что вложения в молодежь сейчас – это помноженный на два эффект в будущем, на котором не стоит экономить, ведь переманивать потом топ-менеджера из другой компании будет намного дороже. Однако данный вывод справедлив только в случае достижения планируемого результата в области подготовки и развития молодого сотрудника, его соответствия ожиданиям руководства компании. У большинства студентов и выпускников ВУЗов нет навыков и исключительного опыта работы, которые являются главным критерием при отборе и отличительным качеством высококвалифицированных специалистов. Поэтому главная задача компании–работодателя – разглядеть потенциальные возможности кандидатов, их будущие руководящие должности в компании, результаты работы.

Новые формы  найма рабочей силы, которые постепенно вытесняют пожизненный наем, можно  разделить на две группы: обычные, не имеющие ничего общего с пожизненным  наймом, и сравнительно новые формы, основанные на совершенно иных принципах. Обычный наем новой рабочей силы производится в случае расширения производства, улучшения экономической конъюнктуры. Другой гибкой формой является повторный или вторичный наем на новых условиях ранее уволенных работников, причем большинство нанимается на значительно худших чем ранее условиях, в том числе и касающихся заработной платы. Это позволяет не только экономить предприятию значительные суммы на оплате рабочей силы, но и заставляет таких работников трудиться с еще большей чем раньше энергией в знак благодарности за то, что их не забыли и снова приняли на работу, а также из боязни снова подвергнуться увольнению. К сравнительно новым формам найма относится также «система обязательного набора». Ее суть сводится к следующему: рабочая сила набирается не каждым отдельным предприятием, а администрацией компании одновременно для всех предприятий. Через каждые четыре-семь лет нанятым работникам фактически вменяется в обязанность перейти на другое предприятие данной компании. Наконец к числу сравнительно новых форм найма относится и так называемый «групповой пожизненный наем». Администрация нанимает на работу не каждого работника в отдельности, а сразу целую группу людей и поэтому не несет персональной ответственности перед каждым отдельным работником.

Информация о работе Основные источники комплектования фирмы кадрами