Основные элементы системы управления государственной и муниципальной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 12:42, лекция

Описание работы

В современном мире государство и муниципалитеты являются крупнейшими собственниками различного рода имущества. От эффективности процесса управления данной формой общественной собственности во многом зависит уровень развития экономики, благосостояния общества, показатели деятельности отдельных хозяйствующих субъектов. В связи с этим представляется актуальным изучение процесса отношений собственности и управление государственной и муниципальной собственностью. Отношения собственности лежат в основе построения любого современного общества. Процессу потребления товарно-материальных ценностей всегда предшествует процесс их обособления и отчуждения. В историческом аспекте процесс отчуждения, присвоении и потребления во многом определялся возможностью индивида или группы людей физически воздействовать на остальных членов общества. В современном мире процесс организации общественных отношений в части потребления различных благ регламентируется законодательством и гарантируется государством.

Файлы: 1 файл

Тема 1 УГиМС.docx

— 76.55 Кб (Скачать файл)

- менее 25 % акций - не позволяет принимать единоличных управленческих решений.

По мимо представленных существуют и другие формы собственности. Их классификация зависит от специфики, выполняемых функций, экономической системы, политического строя и ряда других факторов.

 

1.4 Полномочия  права собственности

 

Историки права выделяют две основные традиции в понимании права собственности - континентальную и англосаксонскую.

Континентальная правовая традиция считала необходимой концентрацию всех прав собственности на объект в руках одного владельца (собственника), рассматривая случаи рассредоточения правомочий среди нескольких лиц как феодальное прошлое. Ее классическим воплощением стал Кодекс Наполеона, где частная собственность провозглашалась не только «священной и неприкосновенной», но и «неограниченной и неделимой».

В противоположность этому англосаксонская правовая традиция удержала многие институты феодального права, допуская, в частности, возможность раздробления собственности на какие-либо объекты (на правомочия нескольких лиц).

Если континентальная традиция представляла право собственности как нечто единое и неделимое, то англосаксонская - как совокупность частичных правомочий.

Несомненно, вторая традиция отличается большей гибкостью и реализмом. В результате, англосаксонская традиция является в настоящее время преобладающей и берется за основу при кодификации права на международном уровне. Специалисты отмечают, что свойственные ей гибкость и пластичность в большее степени отвечают сложным экономическим, социальным и политическим процессам и отношениям.

Чистый режим частной собственности предполагает, что собственник наделен полным и исчерпывающим пучком правомочий и что они надежно защищены от чьего бы то ни было вмешательства. «Полное» либеральное определение права частной собственности было предложено английским юристом А. Оноре. Оно включает 11 элементов:

1) право владения (исключительный  физический контроль над вещью);

2) право пользования;

3) право управления;

4) право на доход (иными  словами - право на присвоения  результата использования собственности);

5) право на «капитальную  ценность» вещи, предполагающее  право на отчуждение, потребление, промотание, изменение или уничтожение вещи;

6) право на безопасность (защита собственности);

7) право на передачу  вещи по наследству или по  завещанию;

8) бессрочность;

9) обязанность воздерживаться  от использования вещи вредным для других способом;

10) ответственность в виде  взыскания (возможность принудительного  отчуждения объекта собственности в уплату долга);

11) остаточный характер, т. е. ожидание «естественного» возврата  переданных кому-либо правомочий по истечении срока передачи или в случае утраты ею силы по любой иной причине.

В соответствии с российским законодательством право собственности включает в себя триаду полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом (рисунок 1.5).

 

Рисунок 1.5 - Полномочия права собственности в Российской Федерации

 

Владение отражает факт реального обладания каким-либо имуществом. Это - номинальное право или практическая возможность использовать имущество, статичная характеристика отношений собственности.

Сущность пользования состоит в извлечении полезных свойств из обладания имуществом, его применение в соответствии с назначением по желанию собственника.

Распоряжение есть возможность реализации имущества любым способом, вплоть до его уничтожения.

Представленная триада полномочий не есть общепринятая мировая практика. Во многих странах мира представленные правовые полномочия разбиваются на составные части.

Право собственности в ряде случаев может быть ограничено. При этом ограничения права собственности, как и других гражданских прав, могут вводиться только федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Ограничения права собственности, содержащиеся в иных правовых актах, незаконны и исполнению не подлежат.

В ряде случаев ограничения права собственности имеют специальный характер, обусловленный особым правовым режимом имущества, находящегося в собственности (земля, недра, оружие и др. могут быть полностью или частично изъяты из оборота).

Пределы осуществления самого права собственности следует отличать от ограничения круга действий, которые может совершать собственник. В частности, ряд запретов на действия собственника вытекают из противопожарных, санитарных и прочих правил. При оценке законности ограничений на действия, а также действий собственника необходимо руководствоваться вторым обязательным критерием, предусмотренным ст. 209 ГК РФ, - были ли (могут ли быть) нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц.

Основания прекращения права собственности также определяются ГК РФ. При этом ГК РФ содержит исчерпывающий перечень случаев принудительного изъятия имущества у собственника. Это важно знать, в том числе и для понимания обязанностей и пределов полномочий, действующих от имени муниципального образования органов местного самоуправления при разграничении и перераспределении объектов муниципальной собственности между уровнями публичной власти.

Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества иным лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. По решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц (приватизация).

Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся (в отношении муниципальных образований):

- обращение взыскания  на имущество по обязательствам;

- отчуждение (возмездное) имущества, которое в силу закона не  может принадлежать данному лицу;

- отчуждение (возмездное) недвижимого  имущества в связи с изъятием участка;

- выкуп бесхозяйственно  содержащихся культурных ценностей;

- выплата стоимости доли  в праве долевой собственности  при невозможности выдела доли в натуре.

Для частных собственников установлены и иные случаи принудительного изъятия имущества.

 

1.5 Понятие государственной собственности: объект и субъект управления, состав

Государство со времен своего зарождения представляет публичный институт, создаваемый с целью выполнения определенных функций и задач.

Выступая гарантом общественных процессов, государство не может выполнять свои полномочия без имущественного обеспечения. Одновременно, государство есть форма территориальной организации населения, что делает его уникальным собственником на определенные виды имущества, в отношении которых невозможно установить иные права собственности в процессе общественных отношений.

Государственная собственность представляет одну из форм общественной собственности. В соответствии с российским законодательством под государственной собственностью можно понимать имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации и субъектам Российской Федерации. Таким образом, в России, как и в других федеративных государствах, государственная собственность делится на два уровня.

С социально-экономической точки зрения государственная собственность есть выражение отношений между людьми по поводу присвоения благ в целях реализации государственных и публичных интересов.

Отдельно следует выделить имущество, чье разделение не возможно между федерацией и ее субъектами. Вопросы разграничения государственной собственности относятся, в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 72), к предметам совместного владения Российской Федерации и субъектов Федерации.

В государственной собственности Российской Федерации находятся имущество органов власти и управления Российской Федерации, ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, культурные и исторические ценности общего государственного значения, средства государственного бюджета, государственного банка, золотой запас, алмазный и валютный фонды, страховые, резервные и иные фонды.

Согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» независимо от ведомственной подчиненности предприятий и от того, на чьем балансе они находятся, исключительно к федеральной собственности отнесены:

1. Объекты, составляющие основу национального богатства страны:

- ресурсы континентального  шельфа, территориальных вод и  морской экономической зоны РФ;

- охраняемые природные  объекты историко-природного и  культурного наследия;

- художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения.

2. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления, решения общероссийских задач:

- государственная казна;

- имущество Вооруженных  Сил, органов и учреждений, финансируемых государством;

- объекты РАН, Министерства  и ведомства России;

- предприятия и объекты  геологической, гидрометеорологической, геодезической, экологической служб, стандартизации и метрологии;

- полигоны;

- государственные запасы, мобрезервы и т.п.

3. Объекты оборонно-промышленного комплекса.

4. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства Российской Федерации в целом и развитие других отраслей (инфраструктура добывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса, электроэнергетики, транспорта и др.).

5. Прочие объекты, например предприятия фармацевтической промышленности, медико-биологических препаратов, спиртовой и ликероводочной продукции.

6. Бесхозные объекты (в случае невозможности установить собственника имущества в качестве такового признается Российская Федерация, в дальнейшем в зависимости от вида имущество может быть передано в собственность субъекта федерации или муниципального образования).

Таким образом, среди всех возможных субъектов отношений собственности только Российская Федерация не имеет ограничений на возможные объекты собственности. В целом объекты федеральной собственности можно структурировать по следующим группам функционального использования.

В государственной собственности Российской Федерации и субъектов Федерации находятся средства производства, предприятия транспорта, связи, информации, топливно-энергетического комплекса, иные предприятия и имущество, необходимое для выполнения задач Российской Федерации, включая государственную казну и казну субъектов Федерации.

В собственности субъектов федерации может находиться все остальное имущество, не отнесенное к исключительному ведению Российской Федерации.

Основу государственной собственности на уровне субъектов РФ составляют имущество: необходимое для выполнения основных функций и задач данного уровня государственной власти (объекты сферы культуры, здравоохранения, детские дома, имущество государственных учреждений и т.д.); средства бюджета субъекта федерации; транспортная и иная инфраструктура, имеющая общее региональное значение; земельные ресурсы под объектами государственной собственности субъекта РФ и т.д.

Субъектом государственной собственности в соответствии с российским законодательством признается Российская Федерация как государство. Процесс управления объектами государственной собственности возложен на органы государственной власти. На уровне Российской Федерации полномочия по управлению государственной собственностью осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в структуре Министерства экономического развития и торговли. Субъекты Российской Федерации вправе сами создавать структурные единицы по управлению своим имуществом.

В том и ином случае любое управленческое решение принимается путем издания нормативно-правового акта законодательным органом власти, его утверждением главой Российской Федерации или субъекта РФ. Органы исполнительной власти осуществляют процесс управления на местах, реализуя комплекс мероприятий в рамках установленных законом полномочий.

Информация о работе Основные элементы системы управления государственной и муниципальной собственностью