Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 12:42, лекция
В современном мире государство и муниципалитеты являются крупнейшими собственниками различного рода имущества. От эффективности процесса управления данной формой общественной собственности во многом зависит уровень развития экономики, благосостояния общества, показатели деятельности отдельных хозяйствующих субъектов. В связи с этим представляется актуальным изучение процесса отношений собственности и управление государственной и муниципальной собственностью. Отношения собственности лежат в основе построения любого современного общества. Процессу потребления товарно-материальных ценностей всегда предшествует процесс их обособления и отчуждения. В историческом аспекте процесс отчуждения, присвоении и потребления во многом определялся возможностью индивида или группы людей физически воздействовать на остальных членов общества. В современном мире процесс организации общественных отношений в части потребления различных благ регламентируется законодательством и гарантируется государством.
Все объекты государственной собственности, в зависимости от выполняемых задач, можно распределить на три группы, как представлено в таблице 1.1.
Первая группа. Объекты, предназначенные для выполнения общегосударственных задач. В эту группу должна быть включена большая часть природных ресурсов - недра, земля, лесной фонд, водные ресурсы, воздушное пространство.
На данную группу должно распространяться исключительное право государственной собственности, позволяющее прямо и оперативно применять все возможные методы управления, формулируемые исходя из меняющейся политической ситуации и оптимизируемые по критериям эффективности.
Вторая группа. Объекты, обеспечивающие поддержание и развитие экономического потенциала страны. Перечень объектов этой группы с течением времени может меняться. По мере развития рыночного хозяйства и улучшения общей экономической ситуации в стране число таких объектов в составе государственной собственности может сокращаться за счет их перехода в негосударственные формы, причем передача должна осуществляться только на основании критериев государственной эффективности.
Для объектов второй группы наряду с государственной допустимо существование совместной собственности. Однако в условиях переходной экономики государство должно обладать большим объемом функций по управлению подобными объектами, например, через закрепление за собой контрольных пакетов акций или специального права, предоставляемого блокирующим пакетом акций.
Таблица 1.1 – Группы объектов государственной собственности
Группа |
Функции |
Состав объектов |
Первая |
Выполнение общегосударственных задач |
- обеспечением обороны и безопасности; - защитой государственных границ, территориального моря и воздушного пространства; - проведением внешней
политики и поддержанием - управлением государственными экономическими службами, включая Центральный банк Российской Федерации; - функционированием органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной); - проведением фундаментальных научных исследований; - контролем за природопользованием и охраной окружающей среды; - охраной памятников истории и культуры; - хранением государственных запасов и резервов; - эксплуатацией и обслуживанием
крупных транспортных |
Вторая |
Поддержание и развитие экономического потенциала страны |
- базовых отраслей экономики (электроэнергетика, предприятия связи и почтовая служба, нефте- и газодобыча, транспортная инфраструктура); - по добыче и переработке драгоценных металлов и камней, радиоактивных и редкоземельных элементов; - предприятия наукоемкого (стратегического) машиностроения (авиакосмической техники, атомного машиностроения, военно-промышленных изделий). |
Третья |
Реализация экономической политики и социальная защита населения |
- учреждения и организации здравоохранения; - высшие учебные заведения; - учреждения культуры и искусства; - федеральные органы |
Третья группа. Объекты, через которые государство реализует экономическую политику и социальную защиту населения. На большинство объектов этой группы, как правило, должно распространяться полное право государственной собственности. Вместе с тем, цели и методы управления имуществом таких объектов должны учитывать некоммерческий характер их деятельности и ориентироваться на рационализацию расходования федеральных средств, направляемых на соответствующие цели. В рамках рассмотренных групп, целесообразно провести более детальную классификацию объектов федеральной собственности.
В современной России государство делегировало многие полномочия в социальной сфере на уровень субъектов РФ и местного самоуправления.
Процесс делегирования полномочий сопровождался передачей объектов собственности. В результате на федеральном уровне остался относительно небольшой круг имущественного комплекса, обеспечивающий функционирование социально-экономической, культурной сферы: ВУЗы, федеральные памятники культуры, архитектуры и музеи, и относительно узкий перечень других объектов.
1.6 Понятие муниципальной собственности: объект и субъект
управления, состав
Согласно ст. 215 ГК РФ под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Следуя данному определению можно утверждать, что первоначальным собственником муниципальной собственности является местное населения, которое в своей совокупности на определенной территории и образует муниципальное образование. Данные положения отражены и в Конституции Российской Федерации, где закреплены за населением все три составляющих права собственности - владение, пользование и распоряжение, а за органами местного самоуправления - право самостоятельного управления муниципальной собственностью.
Тем не менее, Гражданский Кодекс РФ субъектом муниципальной собственности признает органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти, которые единолично от своего имени наделены правом осуществлять процесс управления объектами муниципальной собственности. Единственным ограничением на их деятельность является принцип необходимости соблюдения интересов собственника (населения) в процессе управления. Одновременно, на территории муниципального образования наивысшим органом управления признается референдум (сход граждан) Таким образом, законодательно население имеет право непосредственно участвовать в процессе управления муниципальным имуществом. На практике, реализация данного способа управления в рамках относительно крупных муниципальных образований крайне затруднительна.
Объектом права муниципальной собственности может быть любое имущество, кроме того, что может находиться только в ведении Российской Федерации или субъекта федерации. Конституцией РФ установлены основы правового положения муниципальной собственности, а также владения, пользования и распоряжения ею. Статьями 7 -73 Конституции РФ определены предметы ведения, в том числе в области экономических отношений и регулирования вопросов собственности, РФ и субъектов РФ, а статьями 130 и 132 - вопросы, решаемые посредством местного самоуправления.
В муниципальной собственности в соответствии с законодательством могут входить (рисунок 1.7):
æ средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды;
æ имущество органов местного самоуправления;
Рисунок 1.7 – Состав муниципальной собственности
æ муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
æ муниципальные предприятия и организации;
æ муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;
æ муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, культуры и спорта;
æ другое движимое и недвижимое имущество.
Закон дает довольно широкий состав элементов муниципальной собственности. Реальное наличие такого перечня собственности создает все условия органам местного самоуправления для обретения настоящей власти.
С одной точки зрения законодателя (Конституция Российской Федерации и Гражданский Кодекс) объектом права муниципальной собственности может быть любое имущество, кроме того, что может находиться только в государственной собственности. С другой, - только то имущество, которое не отнесено к исключительному ведению Российской Федерации и необходимо для выполнения возложенных на органы местного самоуправления функций и задач (Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В современной практике Российской Федерации акцент делается на вторую точку зрения законодателя.
Общий подход к формированию состава объектов муниципальной собственности может основываться на принципе соответствия исполняемым на уровне местного самоуправления функциям, которые прямо связаны с предметами ведения местного самоуправления, определенными федеральным законодательством (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.6).
Например, наличие в муниципальной собственности учреждений образования связано с выполнением функций организации, содержания и развития муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования. Создание и обеспечение функционирования муниципальных предприятий, обслуживающих жилищное и коммунальное хозяйство, вызвано возложенными на местное самоуправление обязанностями по содержанию и использованию муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений, муниципальному дорожному строительству и озеленению территории муниципального образования, организации, содержанию и развитию муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации и т.д.