Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 15:03, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть и проанализировать этапы истории развития теории и практики менеджмента, затем на примере моей летней производственной практики в ООО «ЛИГА» проанализировать возможное применение подходов для повышения работоспособности и продуктивности фирмы.
В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
1.Выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки классификации подходов и школ менеджмента. 2.Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления.
3.Изучить разнообразие моделей менеджмента. 4.Дать рекомендации по поводу применения подходов в ООО «ЛИГА».
Введение 3
Основная часть
1.1 Эволюция управленческой мысли 4
1.2. Возникновение, формирование и содержание различных
школ 8
1.3. Разнообразие моделей менеджмента 14
2.1 Характеристика фирмы ООО «ЛИГА» 19
2.2 Применение различных подходов в деятельности туристической фирмы на примере ООО «ЛИГА» 23
Заключение 28
Список используемой литературы 29
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Кузбасский государственный технический университет
имени Т. Ф. Горбачева»
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма
Курсовая работа
По дисциплине: «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме»
На тему: «Основные этапы исторического развития менеджмента»
Выполнил студент
группы Ст-102
А.И. Селин
Проверил старший
преподаватель
З. В. Боровикова
Кемерово 2012
Введение
1.2. Возникновение, формирование и содержание различных
школ
1.3. Разнообразие моделей менеджмента
2.1 Характеристика фирмы ООО
«ЛИГА»
2.2 Применение различных подходов
в деятельности туристической
фирмы на примере ООО «ЛИГА»
Заключение
Список используемой
литературы
Актуальность выбранной мной темы состоит в следующем:
Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.
Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно определить целевую ориентацию работы.
Цель курсовой работы - рассмотреть и проанализировать этапы истории развития теории и практики менеджмента, затем на примере моей летней производственной практики в ООО «ЛИГА» проанализировать возможное применение подходов для повышения работоспособности и продуктивности фирмы.
В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
1.Выявить основные
стадии развития науки
2.Рассмотреть возникновение,
формирование и содержание
3.Изучить разнообразие моделей менеджмента.
4.Дать рекомендации по поводу применения подходов в ООО «ЛИГА»
Эволюция управленческой мысли
Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления
На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.
Египетские пирамиды, построенные в 3000—2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования.
Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих.
У Сократа дается
понимание управления как
Линейная структура управления государством получила выражение в системе управления Римской империей. Ее основной проблемой был сбор налогов со всех ее частей, значительно удаленных друг от друга. Прямое правление из Рима осуществить было крайне трудно. Изменение структуры управления позволило укрепить могущество Римской империи.
В практике управления существуют примеры организаций, возникших в глубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее время благодаря созданию рациональной структуры управления. К их числу относится римская католическая церковь, имеющая наиболее простую структуру управления: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник.
К сожалению, эволюция управленческой мысли в России этого периода изучена недостаточно.
Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в.
С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих.
На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах.
Промышленная революция дала толчок развитию теоретических исследований и практики управления. Большой вклад в формирование науки управления внесли английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо.
Нельзя не отметить огромного вклада английского социалиста-утописта Роберта Оуэна в развитие управленческой мысли и практики управления. Ранее других он заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к необходимости учета которого другие исследователи пришли только через 100 лет. На формирование теории управления в социалистическом обществе большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Не занимаясь исследованиями природы и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов исследования. К. Маркс выводит необходимость разделения труда из развития кооперации: капиталист часто не в состоянии самостоятельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом нет необходимости, так как труд по надзору, совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предлагался в избытке. Поэтому сделалось необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом.Таким образом, результатом разделения труда явилось обособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда.
В этот же период времени Ф. Энгельс указал на то, что следует различать управление вещами и управление людьми. От этого тезиса в дальнейшем будут отталкиваться многие ученые в своих исследованиях.
Однако до эпохи империализма функция управления осуществлялась самим капиталистом и небольшой группой приближенных к нему лиц. Роль специально подготовленных управляющих особенно усиливается в эпоху развития монополистического капитализма. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляющие развивали систему знаний о том, как лучше использовать ресурсы.
Управление в
условиях рынка получило
Менеджмент
– это умение добиваться
Однако роль
менеджеров не ограничивается
их присутствием лишь в
Термин «менеджмент»
применим к любым типам
Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как управления особого рода являются:
Для систематизации
этапов развития науки
Американские ученые Г. Кунц и С. 0'Доннел разработали более подробную классификацию подходов. Однако эта работа не дала желаемых результатов
На протяжении всей истории развития менеджмента ученые и исследователи управленческих проблем предпринимали попытки разработать универсальную классификацию школ менеджмента. Предложенные ими классификации носят, в известной мере, условный характер. Это объясняется тем, что практически невозможно отразить все оттенки различных взглядов и позиций, трудно найти один универсальный принцип, который следует положить в основу классификации.
В американском учебнике по управлению описан современный взгляд на классификацию подходов и школ, а также оценен их реальный вклад в развитие управленческой мысли. В настоящее время известны четыре важнейших подхода, которые позволили выделить четыре школы управления, каждая из которых базируется на своих позициях и взглядах:
Подход с точки зрения научного Школа научного управления управления |
Административный подход |
Подход с точки зрения человече- Школа психологии и человеческих ских отношений и подход с точки отношений зрения науки о поведении |
Подход с точки зрения количест- Школа науки управления венных методов |
Потребность
разработки новых
Все вышеуказанные школы внесли значительный вклад в развитие науки об управлении.
Возникновение, формирование и содержание различных школ управления
ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Ф. У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Ганта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.
Этот метод исследования
впервые был применен к отдельно
взятому предприятию
Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г. Л. Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции.
Информация о работе Основные этапы исторического развития менеджмента