Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 13:47, контрольная работа
Туризм, каким мы его представляем сегодня, — сравнительно молодой феномен, имеющий, однако, корни, уходящие в древние времена. Если обратиться к древней истории, то следует начать с первого «вынужденного» путешествия, когда Бог изгнал Адама и Еву из рая. В соответствии с принятым определением туризма здесь уже присутствуют некоторые его признаки: смена места проживания; нахождение в другом регионе; временность. Такую историческую интерпретацию туризма можно было бы распространить и на древние странствия народов, паломничество, кругосветные экспедиции, различные туристские походы.
Введение……………………………………………………………………….3
Первый (древний) период………………………………………….………..4
Индустриальный период развития менеджмента (1800—1917гг.)…….….6
Период систематизации менеджмента в туризме (развитие и подъем туризма в 1918 — 1990 гг.)………………………….....................................10
Период распада централизованной системы управления туризмом
(с 1990 г. по настоящее время)……………………………………………...12
Основные школы и концепции менеджмента…………………. …………13
Развитие менеджмента в России…………………………………………....21
Заключение………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………….....25
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Социально-культурный сервис и туризм»
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
По дисциплине: Менеджмент в СКСТ
На тему: Основные этапы развития менеджмента.
Вариант № 1
Выполнил:
Аймурзина Ю.О.
Студент 4 курса
6 семестр
г. Радужный, 2012
Содержание:
(с 1990 г. по настоящее время)……………………………………………...12
ВВЕДЕНИЕ
Туризм, каким
мы его представляем сегодня, — сравнительно
молодой феномен, имеющий, однако, корни,
уходящие в древние времена. Если обратиться
к древней истории, то следует начать с
первого «вынужденного» путешествия,
когда Бог изгнал Адама и Еву из рая. В
соответствии с принятым определением
туризма здесь уже присутствуют некоторые
его признаки: смена места проживания;
нахождение в другом регионе; временность.
Такую историческую интерпретацию туризма
можно было бы распространить и на древние
странствия народов, паломничество, кругосветные
экспедиции, различные туристские походы.
Однако современное учение
о туризме не признает первых путешественников
как туристов, так как у них
отсутствовала «настоящая»
Даже в древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность определенных групп. Сама жизнь заставляла первобытные народы быть прекрасными следопытами, путешественниками, обязывая их знать географию обитаемых земель и чутко прислушиваться к неумолимым законам суровой природы. В результате этого закладывались и развивались различные умения и навыки, совершенствование которых и приводило к необходимости совершать далекие походы и путешествия, открывая неведомые земли.
ПЕРВЫЙ (ДРЕВНИЙ) ПЕРИОД
В развитии менеджмента этот период был самым длительным — начиная с IX — VII тысячелетия до н.э. и примерно до XVIII века. Прежде чем управление выделилось в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт в этой сфере.
Первые (самые простые, зачаточные) формы упорядочения и организации совместного труда существовали уже на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли руководящее начало всех видов деятельности того периода.
Примерно около IX — VII тысячелетия до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охота, сбор плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов — их производству (производящей экономике). Этот период и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.
Применительно к туризму
самым древним путешествием следует
считать морскую экспедицию (1501 —
1484 г. до н.э.) в знаменитую страну благовоний
— Пунт. Его организовала царица древнего
Египта Хатшепсут1.
За 2000 лет
до н.э. египтянин Синухит предпринял путешествие
в страну Кедем, т.е. на Восток, описав его
на папирусе под названием «Приключения
Синухита».
В VI веке до н. э. египетский фараон Нехао организовал знаменитое трехлетнее путешествие вокруг Африки.
Древние греки путешествовали
еще в VIII веке до н.э. Они принимали
участие в античных олимпиадах в
качестве зрителей или участников.
Но даже в те времена данный мотив
путешествий являлся
Римляне построили широкую сеть дорог, которые служили первоначально в военных целях и облегчали передвижение людей, менявших место проживания или пребывания. Древние римляне, особенно те, кто мог себе это позволить, предпочитали проводить горячие летние месяцы не в перенаселенном Риме, а за пределами города, в загородных домах. Это явление популярно и в настоящее время: многие люди имеют и пользуются загородными домами, расположенными в живописной местности. Известно также, что для оздоровления римляне любили посещать курорты и теплые источники. Курорт Ст.Мо-ритц в Швейцарии пользовался у них особой популярностью.
В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным достоянием. В этот период (3000 — 2800 гг. до н.э.) сформировались достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и т.д.).
В период расцвета греческих
городов-государств, в ходе развития
политических, экономических и культурных
связей начинали складываться определенные
традиции, способствовавшие возникновению
некоего подобия центров
Когда сформировались определенные
религиозные течения, появилась
еще одна многочисленная категория
путешественников — пилигримы. Постепенно
складывался закон
Падение Римской империи привело к сокращению поездок и путешествий. В средние века путешествия не только были затруднительны, но и опасны. Кроме государственных служащих, купцов и студентов, совершающих свои поездки в рабочих целях, в средневековье мало кто решался пускаться в далекий путь, так как велика была опасность физической расправы или ограбления.
Известный «Великий тур», который
совершали представители
Одним из первых, кто охарактеризовал управление как особую сферу деятельности, был Сократ (470 — 399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип его универсальности. Вслед за ним Платон (428 — 348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытку разграничить функции органов управления.
ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
(1800 — 1917 гг.)
В этот период наибольшая заслуга
в развитии представлений о
В конце XVIII века все более стал проявляться феномен, который сейчас мы называем промышленной революцией. Этот процесс повлиял не только на экономику многих стран, но и лег в основу современного туризма.
Основной характеристикой этого периода стало увеличение численности населения Земли почти вдвое, что могло произойти только с индустриализацией экономики. Рост населения повлек за собой миграцию. Люди стали покидать свои места и уезжать в новые индустриальные города по очень простой причине: только в этих городах была возможность найти работу. Началось массовое строительство, и вместе с ним появился спрос на рабочих-строителей, а также на рабочую силу в совершенно новых областях, на которые никогда не было спроса в сельской местности. Эффект от этих процессов прежде всего проявился в увеличении доли городского населения. Дети бывших мигрантов выросли в городе, и их уровень жизни стал более высоким, чем он мог бы быть в деревнях, откуда были родом их родители.
Итак, индустриализация создала
два новых сектора в обществе:
а) городское население, ставшее
основой рынка железнодорожных
пассажиров и вместе с этим рынка
популярных экскурсий; б) новые классы
фондодержателей и финансистов — богатых
людей, сформировавших рынок путешествий
и туризма.
Одно из
первых организованных туристских путешествий
относят к 1841 г., когда английский предприниматель
Томас Кук осуществил перевозку около
600 человек с целью прогулки по железной
дороге. В 1845 г. им же было организовано
путешествие в г. Ливерпуль с проведением
там экскурсии. В
1847 г. Т. Кук организовал туристское общество, которое занималось тем, что продавало путевки для путешествий не только по Англии, но и за ее пределы. Считается, что Т. Кук был первым менеджером в области туризма. Лишь немногим молодым представителям дворянского сословия XVII и XVIII столетий присваивается статус туристов, так как наряду с мотивом получения образования начинает, наконец, играть важную роль и такой элемент, как удовольствие (знакомство с иноземными культурами).
Молодые представители верхних сословий, получив образование, отправлялись в «великий тур», чтобы до вступления в профессиональную жизнь познакомиться с чужими культурами. «Великий тур» длился два — три года. Для англичан он начинался в Лондоне и заканчивался в Риме с обязательным заездом в Париж.
Существует единая точка
зрения на время возникновения
Первыми представителями
самодеятельного туризма в
Упоминания об экскурсиях, проводимых на территории России, относятся к XVIII веку. В 1770 г. описываются экскурсии, проводимые в Тифлисе.
Развитие туристско-
Русское географическое общество, созданное в 1845 г., тоже в значительной степени способствовало развитию путешествий и экскурсий. Однако этот процесс был еще очень замедлен по сравнению со странами Западной Европы.
В 1895 г. на базе общества путешественников-
Путешествия и туризм в XIX
веке совершались в основном по железной
дороге и на пароходах. Но не только
эта, чисто технологическая, причина
способствовала росту количества путешествий.
Более важным условием этого стали
крупные проекты экономического
развития в торговле и индустрии
новых услуг. Сами же эти проекты
становились реально
Поступательное развитие
железнодорожного транспорта способствовало
дальнейшей урбанизации населения.
Большие города разрастались, превращаясь
в индустриальные мегаполисы. В большинстве
крупных городов
Пока путешествия не стали
очень распространены и составляющие
их части еще не были объединены,
туристских поездок было мало и путешественники
сами являлись организаторами своего
отдыха (например, за переезд платили
непосредственно в офис железнодорожной
или мореплавательной компании). Но
постепенно оформилась потребность
в некой организации, которая
взяла бы на себя заботу о создании
«туристского комплекса». Поначалу такие
компании представлялись как агенты
транспортных компаний. В то же время
эволюция путешествий и развитие
индустрии и коммерции