Основные этапы развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 13:47, контрольная работа

Описание работы

Туризм, каким мы его представляем сегодня, — сравнительно молодой феномен, имеющий, однако, корни, уходящие в древние времена. Если обратиться к древней истории, то следует начать с первого «вынужденного» путешествия, когда Бог изгнал Адама и Еву из рая. В соответствии с принятым определением туризма здесь уже присутствуют некоторые его признаки: смена места проживания; нахождение в другом регионе; временность. Такую историческую интерпретацию туризма можно было бы распространить и на древние странствия народов, паломничество, кругосветные экспедиции, различные туристские походы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Первый (древний) период………………………………………….………..4
Индустриальный период развития менеджмента (1800—1917гг.)…….….6
Период систематизации менеджмента в туризме (развитие и подъем туризма в 1918 — 1990 гг.)………………………….....................................10
Период распада централизованной системы управления туризмом
(с 1990 г. по настоящее время)……………………………………………...12
Основные школы и концепции менеджмента…………………. …………13
Развитие менеджмента в России…………………………………………....21
Заключение………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………….....25

Файлы: 1 файл

Менеджмент в СКСТ.docx

— 59.45 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Социально-культурный сервис и туризм»

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я    Р А Б О Т А

 

По дисциплине: Менеджмент в СКСТ

На тему: Основные этапы развития менеджмента.

Вариант № 1

 

 

 

 

Выполнил:

Аймурзина Ю.О.

Студент 4 курса

6 семестр

 

 

 

 

г. Радужный, 2012

Содержание:

 

  1. Введение……………………………………………………………………….3
  2. Первый (древний) период………………………………………….………..4
  3. Индустриальный период развития менеджмента (1800—1917гг.)…….….6
  4. Период систематизации менеджмента в туризме (развитие и подъем туризма в 1918 — 1990 гг.)………………………….....................................10
  5. Период распада централизованной системы управления туризмом

(с 1990 г. по настоящее  время)……………………………………………...12

  1. Основные школы и концепции менеджмента…………………. …………13
  2. Развитие менеджмента в России…………………………………………....21
  3. Заключение………………………………………………………………….24
  4. Список использованной литературы…………………………………….....25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
         Туризм, каким мы его представляем сегодня, — сравнительно молодой феномен, имеющий, однако, корни, уходящие в древние времена. Если обратиться к древней истории, то следует начать с первого «вынужденного» путешествия, когда Бог изгнал Адама и Еву из рая. В соответствии с принятым определением туризма здесь уже присутствуют некоторые его признаки: смена места проживания; нахождение в другом регионе; временность. Такую историческую интерпретацию туризма можно было бы распространить и на древние странствия народов, паломничество, кругосветные экспедиции, различные туристские походы.

Однако современное учение о туризме не признает первых путешественников как туристов, так как у них  отсутствовала «настоящая» мотивация: путешествие не было удовольствием, оно совершалось не по собственной  воле и не являлось самоцелью. Напротив, путешествие чаще всего было тяжелым (в физическом и моральном смысле слова), очень сложным в технологическом  аспекте и, наконец, было всего лишь средством достижения цели. Главными мотивами были торговля и коммерция, открытие новых земель, завоевания, религиозные миссии и т.п. Таким  образом, сегодня вряд ли кто скажет, когда и как зародились искусство  и наука управления. Менеджмент в  той или иной форме существовал  там, где люди работали группами, и, как правило, в трех сферах человеческого  общества: политической, когда возникала  необходимость в установлении и  поддержании порядка в обществе; экономической — при изыскании, производстве и распределении ресурсов; оборонительной — при защите от врагов и диких зверей.

Даже в древних обществах  требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность определенных групп. Сама жизнь заставляла первобытные народы быть прекрасными  следопытами, путешественниками, обязывая их знать географию обитаемых  земель и чутко прислушиваться к  неумолимым законам суровой природы. В результате этого закладывались  и развивались различные умения и навыки, совершенствование которых  и приводило к необходимости  совершать далекие походы и путешествия, открывая неведомые земли.

 

 

 

 

 

ПЕРВЫЙ (ДРЕВНИЙ) ПЕРИОД

 

В развитии менеджмента этот период был самым длительным —  начиная с IX — VII тысячелетия до н.э. и примерно до XVIII века. Прежде чем  управление выделилось в самостоятельную  область знаний, человечество тысячелетиями  по крупицам накапливало опыт в этой сфере.

Первые (самые простые, зачаточные) формы упорядочения и организации  совместного труда существовали уже на стадии первобытнообщинного  строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами  рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Примерно около IX — VII тысячелетия  до н.э. в ряде мест Ближнего Востока  произошел переход от присваивающего хозяйства (охота, сбор плодов и т.п.) к принципиально новой форме  получения продуктов — их производству (производящей экономике). Этот период и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области  управления.

Применительно к туризму  самым древним путешествием следует  считать морскую экспедицию (1501 — 1484 г. до н.э.) в знаменитую страну благовоний — Пунт. Его организовала царица древнего Египта Хатшепсут1. 
          За 2000 лет до н.э. египтянин Синухит предпринял путешествие в страну Кедем, т.е. на Восток, описав его на папирусе под названием «Приключения Синухита».

В VI веке до н. э. египетский фараон Нехао организовал знаменитое трехлетнее путешествие вокруг Африки.

Древние греки путешествовали еще в VIII веке до н.э. Они принимали  участие в античных олимпиадах в  качестве зрителей или участников. Но даже в те времена данный мотив  путешествий являлся неединственным. Географ и историк Геродот  путешествовал в V веке до н.э. Он изучал обычаи и нравы своих современников.

Римляне построили широкую  сеть дорог, которые служили первоначально  в военных целях и облегчали  передвижение людей, менявших место  проживания или пребывания. Древние  римляне, особенно те, кто мог себе это позволить, предпочитали проводить  горячие летние месяцы не в перенаселенном Риме, а за пределами города, в  загородных домах. Это явление популярно  и в настоящее время: многие люди имеют и пользуются загородными  домами, расположенными в живописной местности. Известно также, что для  оздоровления римляне любили посещать курорты и теплые источники. Курорт Ст.Мо-ритц в Швейцарии пользовался у них особой популярностью.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным  достоянием. В этот период (3000 — 2800 гг. до н.э.) сформировались достаточно развитый для того времени государственный  управленческий аппарат и его  обслуживающая прослойка (чиновники-писцы  и т.д.).

В период расцвета греческих  городов-государств, в ходе развития политических, экономических и культурных связей начинали складываться определенные традиции, способствовавшие возникновению  некоего подобия центров туризма. Так, древние греки, съезжавшиеся в  Олимпию со всей Эллады в качестве зрителей или участников олимпийских  игр, пользовались неприкосновенностью  во время путешествия по территории соседних государств.

Когда сформировались определенные религиозные течения, появилась  еще одна многочисленная категория  путешественников — пилигримы. Постепенно складывался закон гостеприимства для путешественников при поездках в чужеземные страны. При перемещении  богатых путешественников за определенную плату им предоставлялись проводники, те или иные средства передвижения, охрана в пути, жилье и питание.

Падение Римской империи  привело к сокращению поездок  и путешествий. В средние века путешествия не только были затруднительны, но и опасны. Кроме государственных  служащих, купцов и студентов, совершающих  свои поездки в рабочих целях, в средневековье мало кто решался  пускаться в далекий путь, так  как велика была опасность физической расправы или ограбления.

Известный «Великий тур», который  совершали представители верхнего сословия, документально зафиксирован в XVII веке. В XVIII — XIX веках к таким  турам стали проявлять интерес  и гражданские слои населения. Среди  молодежи считалось модным отправляться в длительную поездку по Европе. Станциями «Великого тура» первоначально  считались культурные центры Европы, преимущественно города и достопримечательности  Испании, Франции, Италии и Греции.

Одним из первых, кто охарактеризовал  управление как особую сферу деятельности, был Сократ (470 — 399 гг. до н.э.). Он проанализировал  различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип его универсальности. Вслед за ним Платон (428 — 348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытку разграничить функции органов управления.

 

 

 

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

(1800 — 1917 гг.)

 

В этот период наибольшая заслуга  в развитии представлений о государственном  управлении принадлежит А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как  проанализировал различные формы  разделения труда и охарактеризовал  обязанности государя и государства.

В конце XVIII века все более  стал проявляться феномен, который  сейчас мы называем промышленной революцией. Этот процесс повлиял не только на экономику многих стран, но и лег  в основу современного туризма.

Основной характеристикой  этого периода стало увеличение численности населения Земли  почти вдвое, что могло произойти  только с индустриализацией экономики. Рост населения повлек за собой миграцию. Люди стали покидать свои места и  уезжать в новые индустриальные города по очень простой причине: только в этих городах была возможность  найти работу. Началось массовое строительство, и вместе с ним появился спрос  на рабочих-строителей, а также на рабочую силу в совершенно новых  областях, на которые никогда не было спроса в сельской местности. Эффект от этих процессов прежде всего проявился  в увеличении доли городского населения. Дети бывших мигрантов выросли в  городе, и их уровень жизни стал более высоким, чем он мог бы быть в деревнях, откуда были родом их родители.

Итак, индустриализация создала  два новых сектора в обществе: а) городское население, ставшее  основой рынка железнодорожных  пассажиров и вместе с этим рынка  популярных экскурсий; б) новые классы фондодержателей и финансистов — богатых людей, сформировавших рынок путешествий и туризма. 
          Одно из первых организованных туристских путешествий относят к 1841 г., когда английский предприниматель Томас Кук осуществил перевозку около 600 человек с целью прогулки по железной дороге. В 1845 г. им же было организовано путешествие в г. Ливерпуль с проведением там экскурсии. В

1847 г. Т. Кук организовал туристское общество, которое занималось тем, что продавало путевки для путешествий не только по Англии, но и за ее пределы. Считается, что Т. Кук был первым менеджером в области туризма. Лишь немногим молодым представителям дворянского сословия XVII и XVIII столетий присваивается статус туристов, так как наряду с мотивом получения образования начинает, наконец, играть важную роль и такой элемент, как удовольствие (знакомство с иноземными культурами).

Молодые представители верхних  сословий, получив образование, отправлялись в «великий тур», чтобы до вступления в профессиональную жизнь познакомиться  с чужими культурами. «Великий тур» длился два — три года. Для  англичан он начинался в Лондоне  и заканчивался в Риме с обязательным заездом в Париж.

Существует единая точка  зрения на время возникновения менеджмента  в туризме России. В 1777 г. в Москве появился «План предприемлего путешествия в чужие края» Вениамина Генша. Более ранних документальных подтверждений о специально организованных коллективных поездках за границу или по России нет, поэтому год появления «Плана ...» Генша принято считать точкой отсчета в истории российского туризма как организованного движения. По этому плану каждый из участников путешествия должен был вручить В. Геншу, организатору (менеджеру) намеченного туристского мероприятия, гонорар, установленный по контракту. Речь идет о том, что группа людей под началом опытного руководителя-менеджера должна была совершить коллективную поездку в страны Западной Европы.

Первыми представителями  самодеятельного туризма в России были очень состоятельные и влиятельные  люди, совершавшие путешествия по собственному почину по своей стране и за рубежом. Известно, что Петр I в Южной Германии в 1697 г. совершил восхождение на гору Броккен (1142 м  над уровнем моря) с туристскими  целями.

Упоминания об экскурсиях, проводимых на территории России, относятся  к XVIII веку. В 1770 г. описываются экскурсии, проводимые в Тифлисе.

Развитие туристско-экскурсионного дела в России тесно связано с  именами передовых педагогов-менеджеров (Н.И. Новикова, В.Ф. Зуева и др.), которые, по существу, занимались рекреационным детским туризмом.

Русское географическое общество, созданное в 1845 г., тоже в значительной степени способствовало развитию путешествий  и экскурсий. Однако этот процесс  был еще очень замедлен по сравнению со странами Западной Европы.

В 1895 г. на базе общества путешественников-велосипедистов создается образцовое Российское общество туристов (РОТ). В 1907 г. при РОТ образуются комиссия по организации образовательных экскурсий для школьников, а также экскурсионные комиссии при педагогическом и краеведческом обществе. В 1928 г. РОТ было упразднено и на его базе создано Общество пролетарского туризма РСФСР, председателем которого стал Н.В. Крыленко.

Путешествия и туризм в XIX веке совершались в основном по железной дороге и на пароходах. Но не только эта, чисто технологическая, причина  способствовала росту количества путешествий. Более важным условием этого стали  крупные проекты экономического развития в торговле и индустрии  новых услуг. Сами же эти проекты  становились реально осуществимыми  как раз в связи с развитием  транспорта.

Поступательное развитие железнодорожного транспорта способствовало дальнейшей урбанизации населения. Большие города разрастались, превращаясь  в индустриальные мегаполисы. В большинстве  крупных городов сформировавшийся средний класс был занят в  обслуживающих отраслях промышленности. Доходы этой многочисленной части населения  все возрастали, и они уже могли  себе позволить отдохнуть. Это было характерно для всего работающего  населения. Возрастающие потребности  и возможности проведения досуга (спрос) рождали предложение —  началось формирование индустрии отдыха и развлечений.

Пока путешествия не стали  очень распространены и составляющие их части еще не были объединены, туристских поездок было мало и путешественники  сами являлись организаторами своего отдыха (например, за переезд платили  непосредственно в офис железнодорожной  или мореплавательной компании). Но постепенно оформилась потребность  в некой организации, которая  взяла бы на себя заботу о создании «туристского комплекса». Поначалу такие  компании представлялись как агенты транспортных компаний. В то же время  эволюция путешествий и развитие индустрии и коммерции подтолкнули  туристских организаторов к осознанию  необходимости в обеспечении  размещения уже перевезенных путешественников в отелях.

Информация о работе Основные этапы развития менеджмента