Основные этапы развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 13:47, контрольная работа

Описание работы

Туризм, каким мы его представляем сегодня, — сравнительно молодой феномен, имеющий, однако, корни, уходящие в древние времена. Если обратиться к древней истории, то следует начать с первого «вынужденного» путешествия, когда Бог изгнал Адама и Еву из рая. В соответствии с принятым определением туризма здесь уже присутствуют некоторые его признаки: смена места проживания; нахождение в другом регионе; временность. Такую историческую интерпретацию туризма можно было бы распространить и на древние странствия народов, паломничество, кругосветные экспедиции, различные туристские походы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Первый (древний) период………………………………………….………..4
Индустриальный период развития менеджмента (1800—1917гг.)…….….6
Период систематизации менеджмента в туризме (развитие и подъем туризма в 1918 — 1990 гг.)………………………….....................................10
Период распада централизованной системы управления туризмом
(с 1990 г. по настоящее время)……………………………………………...12
Основные школы и концепции менеджмента…………………. …………13
Развитие менеджмента в России…………………………………………....21
Заключение………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………….....25

Файлы: 1 файл

Менеджмент в СКСТ.docx

— 59.45 Кб (Скачать файл)

Итак, именно все возрастающие человеческие потребности и возможности  обусловили появление агентов-менеджеров по путешествиям. Это же предопределило и возникновение туристских организаторов. Большая часть населения, предъявляющая  спрос на путешествия, теперь предпочитала доверить составление программы  своего путешествия туристскому  организатору, т.е. менеджеру.

Эта новая практика позволяла  расширять свою долю рынка и транспортным компаниям. Появились менеджеры  транспортных компаний. С высоты сегодняшнего дня такой вид деятельности уже  можно назвать туроперейтингом, а компании, занимающиеся этой деятельностью, — туроператорами. Так, туроператоры покупают большую часть услуг транспортных предприятий по низким ценам (оптом) и продают в розницу потребителям по ценам ниже тех, которые им могут предложить в каком-либо другом месте. Томас Кук начинал как туроператор и только позже стал розничным турагентом. Значение опыта Т. Кука состоит и в том, что его деятельность положила начало происхождению экскурсий как формы цивилизованного отдыха или даже праздника и оформлению этого отдыха в первый «турпакет». Этот подход к туризму идеально способствовал как развитию железнодорожного транспорта, так и процветанию пассажирского пароходства. Самое же главное в том, что деятельность первого туроператора-менеджера позволяла самой многочисленной и небогатой части общества на Западе в прошлом веке предъявить спрос на путешествия. Таким образом, основными факторами, повлиявшими на развитие туризма в XIX столетии, были рост благосостояния, увеличение свободного времени, появление транспортных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРИОД СИСТЕМАТИЗАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА  В ТУРИЗМЕ

(РАЗВИТИЕ И ПОДЪЕМ ТУРИЗМА 1918 — 1990 гг.)

 

Отличительной чертой данного  периода развития менеджмента является формирование новой организационной  структуры управления туризмом в  СССР. Появилась организационно-административная структура туризма социалистического  типа.

В первые послереволюционные годы интерес к туризму и экскурсиям очень возрос. Организационно-методическое руководство туристско-экскурсионной  работой было возложено на Главный  политико-просветительный комитет  Наркомпроса. Встал вопрос о подготовке в специальных центрах организаторов туризма, и так называемые экскурсионные станции начали готовить экскурсоводов.

Началось структурное  расширение сети туризма и экскурсий. В 20-е годы стали создаваться отделы ближних и дальних экскурсий  при Наркомпросе. Изучением методов и принципов управления туризмом занимались Московский институт методов внешкольной работы, кафедра экскурсионного дела МГУ, экскурсионные секции Главполитпросвета и др. В этот период уже вырисовались органы государственного управления туризмом — профсоюз, ВЛКСМ и Наркомпрос.

Необходимость развития иностранного туризма в СССР поставила задачу создания специального органа. Такой  орган решением Совета Труда и  Обороны был создан в 1929 г. — всесоюзное общество «Интурист».

В 1937—1940 гг. была проведена  комплексная реорганизация структур управления туризмом. В ее основу было положено жесткое централизованное планирование и управление туризмом в СССР, которое сохранялось до 1990 г.

В 1930 г. произошло слияние  АО «Советский турист» с Обществом  пролетарского туризма. Было создано  Всероссийское добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Деятельность ОПТЭ была поставлена на государственную основу. Это общество создало организационно-управленческую структуру туризма по территориальному принципу. В 1936 г. ОПТЭ было ликвидировано и его материально-техническая база была передана ВЦСПС. В том же году при ВЦСПС было создано Туристско-экскурсионное управление (ТЭУ ВЦСПС).

В первые послевоенные годы в Европе отмечалась высокая миграция населения, что стимулировало спрос  на международные путешествия. Вместе с восстановлением разрушенного народного хозяйства восстанавливалась  и налаживалась система управления туризмом.

В 1962 г. создается система  Советов по туризму, руководство  которой осуществлял Центральный  Совет ВЦСПС по туризму. Для решения  вопросов международного молодежного  обмена в июне 1958 г. было создано  Бюро международного молодежного туризма  «Спутник», которое занималось не только приемом групп зарубежной молодежи и организацией советского туризма  за рубеж, но и внутрисоюзными путешествиями  юношей и девушек, организацией их отдыха в молодежных лагерях.

В международном масштабе туристскую деятельность координирует ВТО (Всемирная туристская организация), созданная в 1968 г. Основными задачами ВТО являются оказание помощи международному туризму с целью развития туристской отрасли, укрепление дружеских и  культурных связей, борьба против любых  препятствий свободному международному передвижению людей, сбор и последующее  распространение технической информации по всем видам туризма, научно-исследовательская  работа в области туризма, координация  туристской деятельности в региональном и межрегиональном масштабе, сотрудничество с ООН и другими международными организациями, заинтересованными в развитии туризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРИОД РАСПАДА ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ СИСТЕМЫ

УПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМОМ (С 1990 г. ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ)

 

Перестройка в СССР привела  к распаду единой туристско-экскурсионной  системы. На ее базе начали создаваться  туристские организации различных  форм собственности. В преобладающем  большинстве это частные туристские фирмы, занимающиеся в основном выездным туризмом. По существу, речь идет об открытой системе туризма, которая постоянно  взаимодействует с внешней средой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И КОНЦЕПЦИИ  МЕНЕДЖМЕНТА

 

 Школа научного управления

 

Первых менеджеров в основном волновал вопрос эффективности производства (технический подход). Свою деятельность они сосредотачивали на адаптации  рабочих. В этих целях разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты  времени на различные операции и  т.п.

Большинство исследователей того времени полагали, что менеджмент — это искусство. Такое понимание менеджмента связано с тем, что не все работники по своим параметрам подходят для руководящей должности. Существуют определенные черты характера и навыки, которые характерны для всех преуспевающих менеджеров. В связи с этим многие исследователи предложили изучать личность исходя из ее характера. Утверждалось, что если установить черты характера, свойственные менеджеру, то можно найти людей, обладающих такими качествами.

Результаты исследований показали, что определить параметры  менеджмента таким образом невозможно, ведь даже такая категория, как ум, в некоторых случаях может  не иметь в нем первостепенного  значения. В итоге было установлено, что концепция черт характера  просто не срабатывает. В связи с  этим и возник вопрос: наука ли менеджмент?

Первый крупный шаг  к рассмотрению менеджмента как  науки был сделан Ф. Тейлором (1856 — 1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления.

Благодаря разработке концепции  научного управления менеджмент был  признан самостоятельной областью научных исследований. В своих  работах «Управление циклом» (1903) и «Принципы научного менеджмента» (1911) Ф. Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда.

По Тейлору, основополагающие принципы управления состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, на этой же основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы  и соединить воедино работу и  человека, тогда я смогу получить совокупную производительность, превышающую  вклад, сделанный индивидуальной рабочей  силой. Главная заслуга Ф. Тейлора состоит в том, что он как основатель школы научного управления разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки кадров и стимулирования труда рабочих. Величайший вклад Ф. Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента. Он предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которой являются математический способ исчисления себестоимости, дифференцированная система оплаты труда, метод изучения времени и движений и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм научного менеджмента. Учение Тейлора нашло дальнейшее развитие в трудах Г.Л. Ганнта, супругов Ф. и Л. Гилберт, Г. Эмерсона, Г. Форда и др., разработавших свои оригинальные концепции менеджмента.

Г. Ганнт (1861 — 1919), один из учеников Тейлора, рассматривал производство как замкнутый цикл. Он считал, что усовершенствовать механизм функционирования предприятий можно путем обновления системы формирования задач и распределения поощрений и премий. Г. Ганнт является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятий. Изобретенная им система заработной платы находит свое проявление в нынешней повременной и сдельной формах оплаты труда.

Становление науки об управлении связывается также с именами  Ф. и Л. Гилбертов. Они провели  исследования в области трудовых отношений, усовершенствовали хронометражные методики, а также разработали  научные принципы организации рабочего места. Ф. Гилберт первым применил фотоаппарат и кинокамеру для исследования движений работников, что позволило ему разработать так называемые самокарты. Это оказало большое влияние на развитие школы научного управления. Лилиан Гилберт первой начала заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и подготовкой.

Талантливым последователем Ф. Тейлора был Т. Эмерсон (1853—1931). В 1900 г. вышла его книга «Производительность как основание для управления и оплаты труда», а в 1912 г. — «Двенадцать принципов производительности труда»1, главный его труд. В этой книге сформулированы двенадцать правил управления, обеспечивающих рост производительности труда. Они актуальны и сегодня.

Генри Форд (1863—1947) — основатель американского автомобилестроения, разработал теорию, получившую название «фордизм». Суть ее в том, чтобы высоко оплачивать труд каждого рабочего, обеспечивать хорошее состояние  техники, приучать людей уважать  окружающих и себя, широко использовать научные знания в организации  производства и управления.

Таким образом, к 1920 г. сформировалось целое направление в исследованиях  — первая научная школа, получившая название школы научного менеджмента, В основе учения этой школы лежат  следующие принципы: использование  научного анализа для определения  оптимальных способов выполнения задач; отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач, и их обучение; обеспечение работников необходимыми ресурсами; систематическое  и правильное использование материального  стимулирования для повышения производительности труда; выделение планирования в функцию управления; становление менеджмента как самостоятельной науки; формирование функций менеджмента.

Следовательно, школа научного управления обосновала необходимость  управления процессами труда в целях  повышения его производительности, сформулировала принципы и методы его  научной организации и фактически поставила во главу угла задачу мотивации, признав ее наиболее важной.

 

Административная (классическая) школа менеджмента

 

Разновидностью классической школы управления является административная школа. Она занималась изучением  роли и функций менеджера. Считалось, что, как только определилась суть работы управляющего, легко можно выявить  наиболее эффективные методы руководства.

Одним из родоначальников  этой идеи был А. Файоль (1841—1925). Он разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор применяем в управлении организацией: планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. На базе учения А. Файоля в 20-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы, элементы которой представляют систему взаимосвязей, серию непрерывных взаимосвязанных действий — функций управления.

Разработанные А. Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления, администрирования (отсюда и название — «административная школа»). Не случайно американцы называют француза А. Файоля отцом менеджмента. Суть разработанных им принципов управления сводится к следующему: разделение труда; авторитет и ответственность власти; дисциплина; единство руководства; единство распорядительства; подчинение частного интереса общему; вознаграждение за труд; баланс между централизацией и децентрализацией; координация менеджеров одного уровня; порядок; справедливость; доброта и порядочность; устойчивость персонала; инициатива.

Из других представителей административной школы можно выделить

М. Блюмфилда, разработавшего концепцию менеджмента персонала, или управления рабочей силой (1917), и М. Вебера, предложившего концепцию рациональной бюрократии (1921). Он дал характеристику идеальных типов господства и выдвинул положение, согласно которому бюрократия — это порядок, который устанавливается правилами и является самой эффективной формой человеческой организации.

Основная черта классической школы заключается в том, что  существует только один способ достижения эффективности производства. В связи  с этим цель «классических» менеджеров состояла в том, чтобы обнаружить этот совершенный и единственно  приемлемый метод управления. Классическая школа — один из первых камней в  фундаменте мировой управленческой науки.

Таким образом, классическая школа сформулировала принципы управления организацией и обосновала необходимость  бюрократической модели управления. Признавая значение человеческого  фактора, классическая школа, тем не менее, не ставила своей целью  решение задачи эффективной мотивации  труда. Этот пробел в определенной мере был учтен последователями школы  человеческих отношений.

Информация о работе Основные этапы развития менеджмента