Основные качества руководителя и ступени влияния руководителя на людей. Методы психологической защиты руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

Современный уровень развития производства и масштабные изменения в экономической и социальной сферах общества предъявляют повышенные требования к человеку в его профессиональной деятельности, возрастает значимость социальных последствий человеческих решений. Изменение социально-экономической обстановки потребовало существенной перестройки стратегии, тактики и психологии управления. Расширился спектр управленческих проблем, в котором особую актуальность и значимость приобретают социально-психологические аспекты руководства трудовыми коллективами.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
1. Личностные характеристики руководителя......................................................5
2. Власть и влияние руководителя.......................................................................11
2.1 Понятие власти и влияния..........................................................................11
2.2 Формы власти и влияния............................................................................13
3. Стресс в работе руководителя..........................................................................18
3.1 Понятие и сущность стресса у руководителя...........................................18
3.2 Методы борьбы со стрессом у руководителя...........................................21
Заключение............................................................................................................26
Практическая часть...............................................................................................27
Библиографический список.................................................................................31

Файлы: 1 файл

yf cfqn.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

Итак, на возникновение  стрессов оказывают влияние следующие  факторы:

-фактор информационной нагрузки. Одной из наиболее характерных особенностей управленческой деятельности является то, что руководителю приходится иметь дело с огромным массивом информации. По содержанию эта информация, как правило, очень разнородна, изменчива, противоречива, обладает разной степенью достоверности. Вся она, однако, должна быть адекватно воспринята, осмыслена и реализована в деятельности. Объем информации, требования к ее переработке входят в противоречия с психическими возможностями субъекта. В связи с этим высокая когнитивная нагрузка, обусловленная большим объемом информации, выступает как мощный негативный фактор, приводящий к повышенной напряженности, к стрессу.

-фактор информационной неопределенности. Информационная нагрузка – ее избыточность постоянно сочетается в деятельности руководителя с хронической неопределенностью. С одной стороны, информации чрезмерно много, но с другой – нужной и наиболее важной для данной конкретной ситуации информации часто недостает. В результате руководитель ставится в положение, когда он либо вынужден добирать, искать недостающую информацию (что само по себе порождает напряженность), либо действовать в условиях неопределенности, т.е. риска. Последнее является сильным стрессогенным фактором.

-фактор ответственности – решающий и основной для деятельности; сила проявления всех иных факторов зависит от него. Для управленческой деятельности мера ответственности наиболее высока, а ее содержание также специфично. Это не только «ответственность за результат и не только «ответственность за себя», но и «ответственность за других. Поэтому общий феномен ответственности не только максимально выражен в управленческой деятельности, но и становится многомерным, включает в себя ряд довольно различных компонентов. В соответствии с принципом «личной ответственности» руководитель в конечном итоге аккумулирует в своей деятельности всю меру ответственности за результаты функционирования организации.

-фактор дефицита времени. Хроническая нехватка времени – один из наиболее типичных признаков управленческой деятельности. Он обусловлен как обилием задач и функций, которые необходимо решать и выполнять, так и жесткими временными рамками, в которые обычно поставлен руководитель. В психологических исследованиях установлено, что дефицит времени может выступать даже более сильным фактором напряженности деятельности, чем сложность решаемых в ее ходе задач.

-факторы внутриличностных (ролевых) конфликтов. Показано, что одним из источников стресса является необходимость выполнения одним и тем же человеком двух и более функциональных ролей одновременно. Несовпадение требований, предъявляемых различными ролями, ведет к развитию состояния, которое обозначается понятием ролевого конфликта. Ролевой конфликт конкретизируется по отношению к деятельности руководителя, прежде всего, в маргинальном ролевом конфликте.

Так, субъект выступает в роли руководителя в отношении управляемой  им группы (организации), что налагает на него одну систему обязанностей, одну стратегию поведения. Но он одновременно является подчиненным по отношению к вышестоящим инстанциям и должен выполнять предписываемые ими роли. «Требования сверху» и «интересы снизу» сталкиваются в поведении руководителя, а их частый антагонизм является постоянным и мощным стрессором управленческой деятельности.

-фактор полифокусности управленческой деятельности. Столь же типичной особенностью управленческой деятельности является необходимость одновременного решения многих задач, выполнения многих функций и обязанностей. Руководитель самой своей позицией ставится в условия, когда он должен «удерживать в поле зрения» множество проблем, «разрываться между делами». В результате этого возникает известный в психологии феномен интерференции (наложения и отрицательного влияния) задач и функций друг на друга, также являющийся одним из сильных источников высокой напряженности деятельности.

-фактор полифокусности управленческой деятельности. Столь же типичной особенностью управленческой деятельности является необходимость одновременного решения многих задач, выполнения многих функций и обязанностей.В целом следует подчеркнуть, что система стрессовых факторов столь разнообразна и многочисленна, сколь многообразна вся внешняя среда организации. Любой ее компонент при определенных условиях может становиться стресс-фактором. [7]

 

3.2 Методы борьбы со  стрессом у руководителя

 

Стресс руководителя — это одна из форм неизбежной расплаты за движение вверх по карьерной лестнице, ведущей  к власти и богатству. Чем выше поднимается по ней человек, тем больший груз ответственности давит ему на плечи, тем большим количеством подчиненных ему приходится управлять, тем больше фактов и явлений он должен держать под контролем.

Существует ряд способов снять  стрессовое напряжение.

Вытеснение психологических проблем  на уровень физиологии относится  к пассивным способам защиты. Есть и активные способы. В частности, сублимация — перенос энергии  из менее успешной сферы жизни  в более успешную. Или "моторное реагирование" — спорт, движение.

Сменить обстановку. Многие руководители отдыхают в кругу тех же людей, с которыми ежедневно сталкиваются на работе. Такой отдых становится практически продолжением бизнеса. Поэтому помимо смены обстановки желательно сменить и круг общения.

Осознать проблему. Самое главное это понять суть проблемы. И отнестись к этому максимально серьезно: проанализировать причины появления неприятных, а подчас опасных симптомов, разобраться, на что ваш организм реагирует столь болезненно, какую информацию он стремится до вас донести. [10]

Также существует ряд принципов  или правил разумного отношения  к жизни. К таким принципам  можно отнести следующие:

  1. Постоянно ставить соразмерные собственным возможностям жизненные цели и добиваться их. Речь не идет об отказе от своих притязаний, в том числе связанных с известной долей риска. Необходимо задуматься о реальности притязаний и выбирать цели, которые чуть выше реальных возможностей. Как писал Г. Селье: «Стремись к самой высшей из доступных тебе целей и не вступай в борьбу из-за безделиц».
  2. Уметь отличать главное от второстепенного. Этот принцип ориентирует человека на выявление основной, доминирующей линии жизни, предостерегает от погони за сиюминутными, случайными целями.
  3. Знать меру воздействия на события, то есть быть реалистичным в оценке как собственных возможностей, так и ситуации, в которой находишься.
  4. Уметь подходить к проблеме с разных сторон. Речь идет о многоплановости видения возникающих проблем, способности взглянуть на них с различных сторон и позиций, о необходимости гибкого подхода в оценке людей и событий.
  5. Готовиться к любым неожиданным событиям заранее. Настраивая себя на возможные, да и на непредвиденные повороты событий, человек тем самым проявляет известную гибкость, реалистичность в подходе к действительности, избавляется от ненужных иллюзий, а порой готовится таким образом к малоприятным новостям.
  6. Воспринимать действительность такой, какова она в реальности, а не в воображении. Речь идет опять-таки о реализме в оценке происходящего, позволяющем разумно воспринимать и решать возникающие проблемы, не уклоняясь от них и не забиваясь в скорлупу иллюзий.
  7. Стараться понимать окружающих. Адекватное понимание других, в частности мотивов их поведения, проникновение в их внутренний мир позволяет избрать более гибкие линии поведения, избежать ненужных столкновений и в конечном счете обеспечить себе некоторый уровень психологического комфорта.
  8. Уметь извлекать положительный опыт, уроки из всего происходящего. Любой приобретенный опыт, при условии серьезного его осмысления и соответствующих выводов, способен значительно расширить возможности в оценке людей и ситуаций, способствуя тем самым и лучшей жизненной адаптации. 

Необходимо прогнозировать стрессогенные  факторы индивидуальной жизни и  заблаговременно подготавливаться к стрессам, то есть формировать стрессоустойчивость. К основным мероприятиям этого направления можно отнести следующие:  
- использование разнообразных тестовых методик, самонаблюдения для познания себя и раннего обнаружения надвигающегося стресса;  
- ознакомление с опытом других, специальной литературой по стрессу;  
- динамичное формирование адекватного образа жизни (если нужны изменения, то они вносятся и соблюдаются);  
- физические упражнения;  
- наличие эффективной среды естественной поддержки (семья, социальное окружение, друзья, родственники). [4]

Активное противодействие стрессу  может включать ряд мер, подходов и стратегий поведения, которые  в своей совокупности образуют систему, призванную если не снять полностью  негативные последствия стресса, то в максимальной степени их ослабить. Рассмотрим некоторые из них.

1. Анализ индивидуальной картины стресса. Стресс — явление личностное и часто ситуативное. Анализ включает ряд обязательных действий:  
- составление перечня стрессоров - перечень делает ситуацию управляемой, а проблему - более реальной и осязаемой, или по крайней мере создает ощущение подконтрольности и прогнозируемости ситуации. Что само по себе тоже важно, так как ведет к повышению уверенности в своих силах;  
- ранжирование стрессоров (от самого сильного к самому слабому);  
- планирование реальных и конкретных действий по отношению к стрессорам. Можно выделить следующие три вида действий:  
       а) немедленное действие (стрессоры, по отношению к которым можно что-то сделать прямо сейчас, сегодня или в течение ближайших дней, например нечеткие служебные обязанности, неопределенность);

 б) перспективное действие (стрессоры, поддающиеся коррекции, но неясно, какой именно и когда, например большие нагрузки или слишком много совещаний);  
         в) игнорирование или адаптация (стрессоры, которые находятся вне пределов досягаемости, по крайней мере, в обозримом будущем; к ним следует просто приспособиться и принимать их такими, какие они есть, например, плохие условия работы).  
 
2. Мобилизация физиологических возможностей организма для противодействия стрессу при помощи:  
 
- увеличения приема жидкости (до восьми стаканов в день к тому количеству, которое мы выпиваем ежедневно);  
 
- питания;  
 
-  дыхания;  
 
- физических упражнений. [1] 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Личность руководителя многогранна  и успех его деятельности важен  не только для него, но и для всего  коллектива. Неотъемлемой частью руководящего положения становится стресс: приходится быстро реагировать, выбирать, принимать решения, выстраивать отношения, сталкиваться с авралами, поступаясь свободным временем и личными делами во имя компании. К основным стрессорам управленческой деятельности необходимо отнести факторы информационной нагрузки; информационной неопределенности; ответственности; фактор дефицита времени; межличностных конфликтов; факторы внутриличностных (ролевых) конфликтов; фактор полифокусности управленческой деятельности.

Важную роль для сохранения высоких показателей психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках играет стрессоустойчивость. Стрессоустойчивость - это сопротивляемость человека стрессовым воздействиям. Важной стороной стрессоустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности деятельности при стрессовом усложнении условий.

       Чтобы эффективно осуществлять управленческую деятельность, руководителю необходимо не только сочетать в себе такие немаловажные качества как  способность влиять на людей, уверенность в себе, эмоциональную уравновешенность, способность к творческому решению задач, целеустремленность и предприимчивость, но и быть устойчивым к стрессам – постоянно анализировать себя и свои действия, преодолевать психологическую напряженность, стараться быть реалистом и при этом уметь видеть положительные стороны в ворохе возникающих проблем.

 

 

 

 

Практическая часть

 

 Сегодня трудно  найти организацию, руководство  которой не было бы озабочено  необходимостью повышения квалификации  своих руководящих кадров. Однако, большинство российских компаний больше ориентируются на разовую учебу, не прописывая концепции обучения, которая была бы четко увязана со стратегией компании. Но в России уже есть компании, которые перешли на создание системы непрерывного образования для своих руководителей и резерва. К их числу относится ОАО «Московская городская телефонная сеть». Развитие управленческого персонала выступает для МГТС не как самоцель, а как важнейшее средство реализации намеченной стратегии развития компании.

МГТС имеет большой опыт обучения руководящего состава всех уровней и резерва на руководящие должности. За последние несколько лет в этом направлении сделан существенный шаг вперед. Требования к учебным программам стали более четко увязываться с задачами, которые приходится решать работникам компании. Для телекоммуникационной компании способности сотрудников к эффективному общению с клиентами особенно важны. Не случайно в работе Учебного центра такой большой объем занимают программы по деловому общению, ведению переговоров, разрешению конфликтов.

В Учебном центре МГТС последние  годы ведется напряженная работа, направленная на то, чтобы учебные  программы для руководителей  максимально работали на развитие ключевых компетенций, способствующих высокой  эффективности управленческой деятельности. Ответ на вопрос, чему и как учить действующих руководителей и людей, которые только готовятся к выполнению этой сложной миссии, может быть получен с учетом двух основных целей:

Информация о работе Основные качества руководителя и ступени влияния руководителя на людей. Методы психологической защиты руководителя