Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2015 в 20:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование внешней среды и методов ее изучения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основные определения, особенности и значение внешней среды;
исследовать типы организаций по взаимодействию с внешней средой;
показать взаимодействие организации с внешней средой;
изучить методы исследования внешней среды организации;
провести анализ внешней среды и ее влияние на подготовку и реализацию управленческих решений, в частности проанализировать влияние внешней среды рекламного агентства «Лира-М».
Важность и необходимость взаимодействия с организациями рыночной инфраструктуры обусловлены тем, что в настоящее время быстрыми темпами развиваются банки, страховые общества, консультационные фирмы и др. От того, насколько умело организация будет пользоваться их услугами, в значительной мере будет зависеть и эффективность её деятельности. При неправильных отношениях организация может попасть в зависимость от некоторых организаций рыночной инфраструктуры, например, от банков, от арбитражных судов и др.
Очень полезным может быть правильно налаженное взаимодействие с организациями, которые помогут подобрать необходимые кадры менеджеров, работников аппаратов управления, работников производственных, торговых и других подразделений, окажут необходимую консультационную помощь в области управления, финансов, маркетинга и др.
В процессе работы каждая организация имеет связи и взаимодействует с системой федеральных органов власти, органами субъекта федерации и муниципальными органами.
Государство ожидает от организации, что она будет способствовать росту благосостояния, более полной занятости населения и укреплению социально-политической стабильности, увеличению налоговых поступлений в бюджет страны и местные бюджеты.
Организация ожидает от государства создания условий для высокой эффективности инвестиций, максимизации результатов деятельности организации, минимизации рисков, защиты собственности и личности, рациональной налоговой политики, правового обеспечения деятельности и т.п.
Деятельность любых организаций регламентируется соответствующими документами, принятыми государством или органами местного самоуправления. Эти документы сопровождают всю деятельность организации от учреждения до ликвидации. К ним относят, например, документы о регистрации организации, о регистрации товарного знака и многие другие, заканчивая документами о ликвидации организации.
Деятельность государства и местных органов также находится под значительным влиянием руководителей организаций. Этот процесс влияния называют лоббированием (лоббизмом).
Лоббирование представляет собой способ оказания воздействия на законодательные органы и органы исполнительной власти в пользу решений, которые выгодны определённым организациям, группам, отдельным предпринимателям.
Субъектами
лоббирования становятся депутаты всех
уровней государственной власти
и местного самоуправления,
которые отстаивают интересы
своих административно-
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Любая организация функционирует в окружающей её внешней среде, с которой она находится в определённых связях и взаимодействиях.
Современные организации получают из внешней среды энергию, информацию, материальные и другие ресурсы для обеспечения своей деятельности и сами отдают ей продукты своей деятельности (товары, услуги и др.). Разрыв связей с внешней средой чаще всего означает для организации окончание её жизненного цикла (гибель).
Непосредственное деловое окружение (деловая среда) оказывает прямое воздействие на организацию. Это окружение создают потребители продукции и услуг, поставщики, деловые партнёры, конкуренты, инфраструктура.
Взаимодействие организации с внешней средой заключается в обмене энергией, информацией, товарами, услугами и т.п., который является обязательным условием жизнедеятельности любой организации. Взаимодействие организации с внешней средой - процесс двусторонний и определяется как характеристиками внутренней среды организации, так и параметрами внешней среды. Среди них есть факторы, способствующие и факторы, препятствующие эффективному взаимодействию с внешней средой.
Главным условием существования и выживания любой организации в условиях рынка является способность находить потребителя своих товаров и услуг. Большое значение для правильных взаимодействий с внешней средой имеют взаимоотношения с поставщиками, конкурентами, инфраструктурой, государственными и муниципальными организациями.
Глава 4 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА ПОДГОТОВКУ И РЕАЛИЗАЦИЮ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Внешняя среда рассматривается как набор реально существующих явлений и процессов (далее — элементов), прямо или косвенно влияющих на деятельность компании, в том числе на уровень неопределенностей и рисков при подготовке и реализации управленческих решений.
Внешняя среда для компаний имеет два кольца окружения: ближнее и дальнее. К ближнему относятся те элементы, отношения с которыми регламентируются двухсторонними договорами, соглашениями или обязательствами по законодательству: клиенты, контролирующие организации, партнеры по бизнесу, финансово-кредитные учреждения, заинтересованные внешние физические и юридические лица, конкуренты, законодательная база в соответствующей области деятельности. К дальнему окружению компании относятся те элементы, которые находятся вне сферы ее непосредственного влияния:
Каждый из перечисленных элементов должен быть понятен руководству компании для принятия адекватных мер. Рассмотрим элемент внешней среды «социальное и политическое развитие населения». Информация о состоянии и функционировании этого элемента может быть представлена в упрощенном или очень подробном виде. В структуре этой информации какие-то важные сведения могут быть не учтены, а какие-то незначительные — могут быть даны очень обширно. Поэтому важно определить структуру сведений о состоянии и функционировании элементов внешней среды. В литературе обобщенно рассматриваются семь факторов, используемых при анализе элементов внешней среды для конкретной компании. К этим факторам относятся: конкурентные, международные, политические, рыночные, социальные, технологические и экономические. Таким образом, основным требованием к описанию элемента внешней среды должно быть наличие информации по конкретному фактору. Схематично структура описания любого элемента внешней среды должна иметь следующий вид:
Таблица 2
Конкурентная |
Международная |
Политическая |
Рыночная |
Социальная |
Технологическая |
Экономическая |
Прочие части |
Конкурентная часть включает информацию о конкурентах и клиентах: бизнес-планы, сильные и слабые стороны, источники сырья и информации.
Международная часть заполняется информацией о реакциях общественности, политических деятелей и бизнеса на состояние соответствующего элемента внешней среды.
Политическая часть состоит из сведений о внутренней стратегии государства и ее отношении к соответствующему элементу внешней среды.
Рыночная часть представляет информацию о положении соответствующего элемента внешней среды на кривой жизненного цикла, интерес к данному элементу со стороны покупателей
Социальная часть включает информацию о степени реализации социальных потребностей и интересов общества или общественных групп по данному элементу внешней среды.
Технологическая часть описывает достигнутые уровни техники и технологии, технической и экологической безопасности к рассматриваемом элементе внешней среды.
Экономическая часть состоит из информации о затратах, прибыли, прогнозах экономического характера функционирования рассматриваемого элемента внешней среды.
В прочей части указываются другие сведения, представляющие интерес для заказчика описания элемента внешней среды.
В результате каждая компания поданным частям описания внешней среды сможет составить для себя объективную картину положительных и отрицательных сторон ее влияния. Состояние каждого элемента может по-разному оцениваться для каждой компании — на одних этот элемент вообще не окажет влияния, а на других его влияние будет существенным. Влияние внешней среды на процесс принятия управленческих решений может быть оценено и поэлементно, и в целом.
4.2 Особенности элементов внешней среды ближнего окружения предприятия
Элементы ближнего окружения предприятия включают следующее (см. рис. 1):
Клиенты — это лица, пользующиеся услугами компании или покупающие у нее какую-либо ее продукцию. Для потенциальных клиентов компании обычно формируют рекламные материалы.
Контролирующие организации — это налоговые, административные, санитарные и другие надзирающие инспекции; пенсионные, медицинские, социальные и другие фонды, различные комиссии.
Заинтересованные внешние физические и юридические лица — это лица, заинтересованные в процветании компании исходя из своих личных или корпоративных интересов. К ним относятся члены семей работников компании, держатели ее ценных бумаг, пенсионеры, о которых дополнительно заботится компания; организации, чей бизнес существенно зависит от процветания компании (например, торговые, обслуживающие); вышестоящие материнские и другие компании.
Общественность (общественное мнение) формирует в сознании населения отношение к компании и ее продукции.
Законодательная база в соответствующей области деятельности.
Конкуренты (конкуренция) — обязательный элемент рыночной экономики.
Рисунок 1. Ближайшее окружение компании внешней средой
Партнеры по бизнесу — это участники какой-либо совместной с компанией деятельности, которая может реализовываться в форме аренды, партнерства, подряда, договора, финансовых и компенсационных сделок.
Финансово-кредитные учреждении — это организации, непосредственно участвующие в финансовом цикле компании. Они предназначены для выполнения расчетно-кассовых, ипотечных, кредитных и других операций.
Исходя из материалов данного подраздела, составим перечень необходимых частей описания элементов внешней среды ближнего окружения (табл. 3).
Таблица 3
Элементы |
Сокращенное обозначение частей описания элемента внешней среды | ||||||
К |
М |
П |
Р |
С |
Т |
Э | |
Клиенты Контролирующие организации Заинтересованные внешние лица Общественность Законодательная база Конкуренты Партнеры по бизнесу Финансовые учреждения |
+ + - - - + + + |
+ + + + + + + + |
- + + - + + + + |
+ - + - - + + + |
+ + + + + + + + |
+ - - - - + + - |
+ + + - - + + + |
К — конкурентная, М — международная, П — политическая, Р — рыночная, С — социальная, T —технологическая, Э —экономическая
Таким образом, руководитель вправе потребовать от исполнителей анализа элементов внешней среды ближнего окружения и предоставления материалов, указанных в таблице знаком «плюс». На поиск информации, отмеченной знаком «минус» не стоит терять времени и финансовых средств.
4.3 Особенности элементов внешней среды дальнего окружения компании
Рассмотрим более подробно описание и параметры наиболее существенных элементов внешней среды дальнею окружения.
Система ценностей и их приоритеты в обществе
К системе ценностей относятся материальные, общественно-политические и духовные ценности, в том числе представление о добре, справедливости, свободе, вере и т.д. Этот набор может формировать как положительную систему ценностей, так и отрицательную. Руководитель компании должен ориентироваться в существующем раскладе ценностей и формировать совместимую с общественными нормами систему ценностей своей компании, включающую нормы нравственности, прогресс, культурное наследие, социальную ответственность.
Социальное и политическое развитие населения
Данное развитие может рассматриваться как процесс приближения социальных и политических потребностей и интересов населения к желаемому уровню. К социальным относятся потребности в информации, знаниях, общении, семье, творческом труде, самовыражении, отдыхе, к политическим — потребность в вере, патриотизме, власти и управлении. Уровень социального и политическогоразвития оценивается отношением людей к труду, друг к другу, старикам, наркотикам, органам власти, экономической политике государства.
Обычаи местного и международного делового оборота
Обычаи формируются на базе общепринятых норм цивилизованных отношений между участниками каких-либо соглашений, которые не регулируются законодательными актами. Развитие обычаев осуществляется за счет прецедентов, стабильно вошедших в систему отношений. Прецедент — это случай, имевший" место ранее и служащий примером или оправданием для последующих подобного рода случаев. Прецедентное право имеется, например, в Великобритании. К основным параметрам данного элемента относят:
Политическая обстановка в стране и мире
Политическая обстановка в стране определяется деятельностью органов государственного управления, характеризующей общественный строй и экономическую структуру общества; партийных организаций, общественных классов и группировок.
Информация о работе Основные определения, особенности и значение внешней среды