Основные определения, особенности и значение внешней среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2015 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование внешней среды и методов ее изучения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основные определения, особенности и значение внешней среды;
исследовать типы организаций по взаимодействию с внешней средой;
показать взаимодействие организации с внешней средой;
изучить методы исследования внешней среды организации;
провести анализ внешней среды и ее влияние на подготовку и реализацию управленческих решений, в частности проанализировать влияние внешней среды рекламного агентства «Лира-М».

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 381.00 Кб (Скачать файл)

3.4 Взаимодействие с организациями инфраструктуры

Важность  и  необходимость  взаимодействия  с  организациями  рыночной  инфраструктуры  обусловлены  тем,  что  в  настоящее  время  быстрыми темпами развиваются банки, страховые общества, консультационные фирмы и др. От того, насколько умело организация будет пользоваться их услугами,  в  значительной  мере  будет  зависеть  и  эффективность  её  деятельности. При неправильных отношениях организация может попасть в зависимость  от  некоторых  организаций  рыночной  инфраструктуры,  например, от банков, от арбитражных судов и др.

Очень полезным может быть правильно налаженное взаимодействие с организациями, которые помогут подобрать необходимые кадры менеджеров,  работников  аппаратов  управления,  работников  производственных, торговых  и  других  подразделений,  окажут  необходимую  консультационную помощь в области управления, финансов, маркетинга и др.

 

3.5 Взаимодействие с государственными и муниципальными органами

В процессе работы каждая организация имеет связи и взаимодействует  с  системой  федеральных  органов  власти,  органами субъекта федерации и муниципальными органами. 

Государство  ожидает  от  организации,  что  она  будет  способствовать росту  благосостояния,  более  полной  занятости  населения  и  укреплению социально-политической  стабильности,  увеличению  налоговых  поступлений в бюджет страны и местные бюджеты.

Организация  ожидает  от  государства  создания  условий  для  высокой эффективности  инвестиций,  максимизации  результатов  деятельности  организации,  минимизации  рисков,  защиты  собственности  и  личности,  рациональной налоговой политики, правового обеспечения деятельности и т.п.

Деятельность  любых  организаций регламентируется  соответствующими  документами,  принятыми  государством  или  органами  местного  самоуправления.  Эти  документы  сопровождают  всю  деятельность  организации от учреждения до ликвидации. К ним относят, например, документы о регистрации организации, о регистрации товарного знака и многие другие, заканчивая документами о ликвидации организации.

Деятельность  государства  и  местных  органов  также  находится  под значительным  влиянием  руководителей  организаций.  Этот  процесс  влияния называют лоббированием (лоббизмом). 

Лоббирование представляет собой способ оказания воздействия на законодательные органы и органы исполнительной власти в пользу решений, которые выгодны определённым организациям, группам, отдельным предпринимателям. 

Субъектами лоббирования становятся депутаты всех уровней государственной  власти  и  местного  самоуправления,  которые  отстаивают  интересы  своих  административно-территориальных  образований,  крупных  предприятий,  отраслей.  К  субъектам  лоббирования  относят  средства  массовой информации, профсоюзы, союзы, ассоциации, различные фонды и др.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Любая организация функционирует в окружающей её внешней среде,  с  которой  она  находится  в  определённых  связях  и  взаимодействиях.

Современные  организации  получают  из  внешней  среды  энергию,  информацию, материальные и другие ресурсы для обеспечения своей деятельности и сами отдают ей продукты своей деятельности (товары, услуги и др.). Разрыв  связей  с  внешней  средой  чаще  всего  означает  для  организации окончание её жизненного цикла (гибель).

Непосредственное  деловое  окружение (деловая  среда)  оказывает  прямое  воздействие  на  организацию.  Это  окружение  создают  потребители продукции  и  услуг,  поставщики,  деловые  партнёры,  конкуренты,  инфраструктура.

Взаимодействие  организации  с  внешней  средой  заключается  в  обмене энергией, информацией, товарами, услугами и т.п., который является обязательным  условием  жизнедеятельности  любой  организации.  Взаимодействие организации с внешней средой - процесс двусторонний и определяется  как  характеристиками  внутренней  среды  организации,  так  и  параметрами внешней среды. Среди них есть факторы, способствующие и факторы, препятствующие эффективному взаимодействию с внешней средой.

Главным условием существования и выживания любой организации в условиях рынка является способность находить потребителя своих товаров и услуг. Большое значение для правильных взаимодействий с внешней средой  имеют  взаимоотношения  с  поставщиками,  конкурентами,  инфраструктурой, государственными и муниципальными организациями.

 

Глава 4 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА ПОДГОТОВКУ И РЕАЛИЗАЦИЮ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

4.1 Элементы внешней среды предприятия

Внешняя среда рассматривается как набор реально существующих явлений и процессов (далее — элементов), прямо или косвенно влияющих на деятельность компании, в том числе на уровень неопределенностей и рисков при подготовке и реализации управленческих решений.

Внешняя среда для компаний имеет два кольца окружения: ближнее и дальнее. К ближнему относятся те элементы, отношения с которыми регламентируются двухсторонними договорами, соглашениями или обязательствами по законодательству: клиенты, контролирующие организации, партнеры по бизнесу, финансово-кредитные учреждения, заинтересованные внешние физические и юридические лица, конкуренты, законодательная база в соответствующей области деятельности. К дальнему окружению компании относятся те элементы, которые находятся вне сферы ее непосредственного влияния:

      • система ценностей и их приоритеты в обществе;
      • социальное и политическое развитие населения;
      • обычаи местного и международного делового оборота;
      • политическая обстановка в стране и мире;
      • налоговая система;
      • экономическая обстановка в отрасли, стране и мире;
      • социальная и экологическая ответственность;
      • институциональная структура;
      • природные катаклизмы;
      • народные волнения;
      • криминализация внешних связей.

Каждый из перечисленных элементов должен быть понятен руководству компании для принятия адекватных мер. Рассмотрим элемент внешней среды «социальное и политическое развитие населения». Информация о состоянии и функционировании этого элемента может быть представлена в упрощенном или очень подробном виде. В структуре этой информации какие-то важные сведения могут быть не учтены, а какие-то незначительные — могут быть даны очень обширно. Поэтому важно определить структуру сведений о состоянии и функционировании элементов внешней среды. В литературе обобщенно рассматриваются семь факторов, используемых при анализе элементов внешней среды для конкретной компании. К этим факторам относятся: конкурентные, международные, политические, рыночные, социальные, технологические и экономические. Таким образом, основным требованием к описанию элемента внешней среды должно быть наличие информации по конкретному фактору. Схематично структура описания любого элемента внешней среды должна иметь следующий вид:

Таблица 2

Конкурентная

Международная

Политическая

Рыночная

Социальная

Технологическая

Экономическая

Прочие части


 

Конкурентная часть включает информацию о конкурентах и клиентах: бизнес-планы, сильные и слабые стороны, источники сырья и информации.

Международная часть заполняется информацией о реакциях общественности, политических деятелей и бизнеса на состояние соответствующего элемента внешней среды.

Политическая часть состоит из сведений о внутренней стратегии государства и ее отношении к соответствующему элементу внешней среды.

Рыночная часть представляет информацию о положении соответствующего элемента внешней среды на кривой жизненного цикла, интерес к данному элементу со стороны покупателей

Социальная часть включает информацию о степени реализации социальных потребностей и интересов общества или общественных групп по данному элементу внешней среды.

Технологическая часть описывает достигнутые уровни техники и технологии, технической и экологической безопасности к рассматриваемом элементе внешней среды.

Экономическая часть состоит из информации о затратах, прибыли, прогнозах экономического характера функционирования рассматриваемого элемента внешней среды.

В прочей части указываются другие сведения, представляющие интерес для заказчика описания элемента внешней среды.

В результате каждая компания поданным частям описания внешней среды сможет составить для себя объективную картину положительных и отрицательных сторон ее влияния. Состояние каждого элемента может по-разному оцениваться для каждой компании — на одних этот элемент вообще не окажет влияния, а на других его влияние будет существенным. Влияние внешней среды на процесс принятия управленческих решений может быть оценено и поэлементно, и в целом.

4.2 Особенности элементов внешней среды ближнего окружения предприятия

Элементы ближнего окружения предприятия включают следующее (см. рис. 1):

Клиенты — это лица, пользующиеся услугами компании или покупающие у нее какую-либо ее продукцию. Для потенциальных клиентов компании обычно формируют рекламные материалы.

Контролирующие организации — это налоговые, административные, санитарные и другие надзирающие инспекции; пенсионные, медицинские, социальные и другие фонды, различные комиссии.

Заинтересованные внешние физические и юридические лица — это лица, заинтересованные в процветании компании исходя из своих личных или корпоративных интересов. К ним относятся члены семей работников компании, держатели ее ценных бумаг, пенсионеры, о которых дополнительно заботится компания; организации, чей бизнес существенно зависит от процветания компании (например, торговые, обслуживающие); вышестоящие материнские и другие компании.

Общественность (общественное мнение) формирует в сознании населения отношение к компании и ее продукции.

Законодательная база в соответствующей области деятельности.

Конкуренты (конкуренция) — обязательный элемент рыночной экономики.

 

Рисунок 1. Ближайшее окружение компании внешней средой

Партнеры по бизнесу — это участники какой-либо совместной с компанией деятельности, которая может реализовываться в форме аренды, партнерства, подряда, договора, финансовых и компенсационных сделок.

Финансово-кредитные учреждении — это организации, непосредственно участвующие в финансовом цикле компании. Они предназначены для выполнения расчетно-кассовых, ипотечных, кредитных и других операций.

Исходя из материалов данного подраздела, составим перечень необходимых частей описания элементов внешней среды ближнего окружения (табл. 3).

Таблица 3

Элементы

Сокращенное обозначение частей описания элемента внешней среды

К

М

П

Р

С

Т

Э

Клиенты

Контролирующие организации

Заинтересованные внешние лица

Общественность

Законодательная база

Конкуренты

Партнеры по бизнесу

Финансовые учреждения

+

+

-

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

-

+

+

+

+

+

-

+

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

-

-

+

+

-

+

+

+

-

-

+

+

+


К — конкурентная, М — международная, П — политическая, Р — рыночная, С — социальная, T —технологическая, Э —экономическая

Таким образом, руководитель вправе потребовать от исполнителей анализа элементов внешней среды ближнего окружения и предоставления материалов, указанных в таблице знаком «плюс». На поиск информации, отмеченной знаком «минус» не стоит терять времени и финансовых средств.

 

 

4.3 Особенности элементов внешней среды дальнего окружения компании

Рассмотрим более подробно описание и параметры наиболее существенных элементов внешней среды дальнею окружения.

Система ценностей и их приоритеты в обществе

К системе ценностей относятся материальные, общественно-политические и духовные ценности, в том числе представление о добре, справедливости, свободе, вере и т.д. Этот набор может формировать как положительную систему ценностей, так и отрицательную. Руководитель компании должен ориентироваться в существующем раскладе ценностей и формировать совместимую с общественными нормами систему ценностей своей компании, включающую нормы нравственности, прогресс, культурное наследие, социальную ответственность.

Социальное и политическое развитие населения

Данное развитие может рассматриваться как процесс приближения социальных и политических потребностей и интересов населения к желаемому уровню. К социальным относятся потребности в информации, знаниях, общении, семье, творческом труде, самовыражении, отдыхе, к политическим — потребность в вере, патриотизме, власти и управлении. Уровень социального и политическогоразвития оценивается отношением людей к труду, друг к другу, старикам, наркотикам, органам власти, экономической политике государства.

Обычаи местного и международного делового оборота

Обычаи формируются на базе общепринятых норм цивилизованных отношений между участниками каких-либо соглашений, которые не регулируются законодательными актами. Развитие обычаев осуществляется за счет прецедентов, стабильно вошедших в систему отношений. Прецедент — это случай, имевший" место ранее и служащий примером или оправданием для последующих подобного рода случаев. Прецедентное право имеется, например, в Великобритании. К основным параметрам данного элемента относят:

      • масштаб обычаев делового оборота;
      • значение, придаваемое в обществе обычаям делового оборота;
      • статистику соблюдения обычаев делового оборота в сфере деятельности компании;
      • ответственность за нарушение обычаев делового оборота.

Политическая обстановка в стране и мире

Политическая обстановка в стране определяется деятельностью органов государственного управления, характеризующей общественный строй и экономическую структуру общества; партийных организаций, общественных классов и группировок.

Информация о работе Основные определения, особенности и значение внешней среды