Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2015 в 20:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование внешней среды и методов ее изучения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основные определения, особенности и значение внешней среды;
исследовать типы организаций по взаимодействию с внешней средой;
показать взаимодействие организации с внешней средой;
изучить методы исследования внешней среды организации;
провести анализ внешней среды и ее влияние на подготовку и реализацию управленческих решений, в частности проанализировать влияние внешней среды рекламного агентства «Лира-М».
Угрозы проявляются:
Анализ силы и слабости организации дает возможность установить связь между потенциалом и проблемами организации, с одной стороны, а с другой – между ее сильными и слабыми сторонами, что позволяет определить варианты успешного существования и перспектив развития организации.
Принципиально слабые стороны организации могут корениться в следующем:
В процессе проведения анализа эксперты прямо или косвенно (на уровне подсознания) рассматривают параметры внутренней среды, стараясь не забывать о воздействии факторов внешней среды, и наоборот.
Процедура оценки сильных и слабых сторон
П. Дженстер и Д. Хасси в своей книге «Анализ сильных и слабых сторон компании» утверждают, что информация о параметрах сильных и слабых сторон организации может поступать как из внутренней, так и из внешней среды, чем, на наш взгляд, допускают некоторое отступление от системности анализа параметров организации.
Дженстер и Хасси выделяют такие параметры внутренней среды организации, как гибкость, эффективность, ресурсы, потенциал работников организации и уязвимые места, а также динамику результативности бизнеса организации, виды ее деятельности, функциональные стратегии (политики), проекты и программы.
Под уязвимыми местами они понимают риски деятельности организации, а под гибкостью – способность организации быстро адаптироваться к изменениям. Несмотря на универсальность такого показателя деятельности организации как «эффективность», следует различать эффективность текущую и стратегическую, оценки каждой из которых могут содержать как сильные, так и слабые (проблемные) параметры.
Внутренние ресурсы, как правило, ограничивают возможности развития организации (их не хватает для реализации стратегически значимых решений), и к ним в первую очередь относятся финансы, люди, материалы и оборудование.
Способности, знания и квалификация, выделяемые специалистами в области анализа параметров организации, определяют оценку потенциала работников организации.
Помимо отмеченных параметров следует установить соответствие (или несоответствие) ожиданий потребителей той ценности, которую для них представляет продукция организации, а также оценить показатели рентабельности с позиций собственников организации и сравнить их с показателями конкурентов.
Трудно рассчитывать на то, что все элементы, приведенные выше, реально будут оцениваться, однако даже выборочное сравнение может принести немалую пользу в анализе параметров организации.
В качестве параметров внешней оценки предлагается рассматривать ситуацию на рынке товаров и услуг, выполнять анализ внешнего бизнес-окружения и анализ той отрасли, в которой функционирует организация. В ходе процесса оценки удается определить те отличительные компетенции организации, которые могут лечь в основу стратегии развития организации.
Результаты анализа сильных и слабых сторон организации позволяют использовать такой инструмент определения значи подх мых действий, который Хасси определяет как «равновесный подход». Суть ода заключается в том, что строится диаграмма, на которой изображается положение равновесия организации по какому-либо параметру, исходя из условия равновесия: совокупность положительных факторов и их сила уравновешиваются совокупностью отрицательных факторов (рис. 3).
Рисунок 3. Графическая модель «равновесного подхода» к анализу параметров организации
Диаграмма используется для попытки найти ответы на вопросы, касающиеся формулировки наиболее значимых мероприятий в области стратегического развития организации в целом.
Разработанный алгоритм проведения SWOT-анализа основан на том предположении, что вся реальная действительность словно делится на две части: организацию как таковую и все остальное (внешнюю среду), а содержание каждой из частей – на благоприятную и неблагоприятную составляющие.
Рисунок 4. Матрица анализа параметров организации
Матрица анализа параметров организации приведена на рис. 4. В месте пересечения столбцов и строк получаем следующие оценки состояния организации:
Как видим, внутренняя среда представлена анализом параметров трансформации всех видов ресурсов в готовую продукцию и анализом специфики управления организацией, а внешняя среда – дальним и ближним окружением.
Рекламное агентство ЗАО «Лира-М» было создано в 2007 г. и занимается продвижением на рынок рекламно-сувенирной продукции из текстиля, стекла, керамики, драгоценных камней с нанесением фирменной символики клиента. Штат компании включает директора, трех менеджеров по продажам, менеджера по производству, главного бухгалтера, секретаря и курьера — итого 8 человек. Компания имеет один!магазин для розничной и оптовой продажи, а также отправляет продукцию в другие магазины Все годы вплоть до начала второго квартала 2009 г. компания получала хорошую прибыль. Однако в начале апреля 2009 г. заказы на стекло и керамику — основной источник доходов — стали катастрофически уменьшаться. Директор уволил менеджера по продажам этой продукции и переложил работу по продвижению стекла и керамики на двух других менеджеров. Однако положение не улучшилось. Увольнение работника и отвлечение оставшихся менеджеров от их основной работы внесли нервозность и добавили новые убытки по продажам указанной продукции. Экстренная рекламная кампания с раздачей бесплатных образцов не принесла компании успеха. Финансовое положение компании существенно ухудшилось.
Для исправления сложившейся ситуации необходимо сформулировать и найти ответы на следующие вопросы: какие элементы ближнего и дальнего окружения внешней среды учитывались директором в компании? Какие информационные части учтенных элементов внешней среды анализировались в компании?
Анализ ситуации основан на материале подразделов 4.1 – 4.4. главы 4.
Рассмотрим использование методики, изложенной в подразделе 4.1. (элементы внешней среды) в форме табл. 6.
В таблице знаком «плюс» обозначается наличие элемента, а знаком «минус» обозначается отсутствие элемента.
Из 19 элементов явно и неявно в компании анализировали всего 5.
Проанализируем 5 элементов в виде табл. 5.
В таблице буквой «ж» обозначено желаемое состояние составной части элемента (наличие или отсутствие), а буквой «р» — реальное положение дел.
В результате из 31 части, входящей в состав 5 элементов, используются для анализа только 11 частей.
Таблица 5
Использование элементов внешней среды в рассматриваемой ситуации
Элементы внешней среды ближнего окружения |
Исполь-зование |
Элементы внешней среды дальнего окружения |
Исполь-зование |
Клиенты Контролирующие организации Заинтересованные внешние лица Общественность Законодательная база Конкуренты Партнеры по бизнесу Финансовые учреждения |
+ -
- - + - -
+ |
Система ценностей и их приоритеты Социальное и политическое развитие Обычаи делового оборота Политическая обстановка Экономическая обстановка Социальная и экологическая ответственность Институциональная структура Налоговая система Катаклизмы Народные волнения Криминализация связей |
+
- - - -
- - + - - - |
Таблица 6
Анализ используемых элементов внешней среды в данной ситуации
Наименование элемента внешней среды, принимаемого во внимание в компании ЗАО «Лира-М» |
Сокращенное обозначение частей описания элемента внешней среды | ||||||||||||||
К |
М |
П |
Р |
С |
Т |
Э | |||||||||
ж |
р |
ж |
р |
ж |
р |
ж |
р |
ж |
р |
ж |
р |
ж |
р | ||
Клиенты Законодательная база Финансовые учреждения Система ценностей и их приоритеты Налоговая система |
+
-
+
+ - |
-
-
+
+ - |
+
+
+
+ + |
-
+
-
+ - |
-
+
+
+ + |
-
-
-
- - |
+
-
+
+ + |
+
-
+
+ + |
+
+
+
+ + |
-
-
-
- - |
+
-
-
- + |
-
-
-
- - |
+
-
+
+ + |
-
-
+
+ + |
Вывод: рассматриваемая ситуация в компании «Лира-М» несомненно приведет к большим потерям, так как из 19 элементов внешней среды анализируются только 5 элементов, а в этих 5 элементах анализируется только треть информационных частей.
Управленческое решение можно формировать на трех стадиях развития проблемы.
Общий подход к механизму формирования управленческого решения состоит в следующем.
Заключение
По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы. Фактор внешней среды стал предметом пристального внимания сравнительно недавно. В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появилось в конце 50-х годов.
Информация о работе Основные определения, особенности и значение внешней среды