Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 14:27, реферат
Управление как социальный феномен известен с древних времен и является предметом изучения целого ряда наук, в том числе менеджмента, социологии, политологии философии, кибернетики, психологии, экономики. Управление – всеобщая человеческая деятельность, являющаяся неотъемлемым элементом большинства видов труда, даже если в отношении них данный термин не употребляется, а менеджмент его специфическая область, включающая деятельность профессионалов, специалистов по обеспечению деятельности организации.
Введение 3
1. Научный менеджмент (Ф. Тейлор, Г. Ганнт, Ф. и Л. Гилберт, Г. Эмерсон) 4
2. Административная концепция (А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни, М. П. Фоллет) 6
3. Концепция человеческих отношений (Г. Мюнстерберг, Э. Мэйо, М. П. Фоллетт, О. Шелдон) 10
4. Концепция организационного поведения (А. Маслоу) 12
Заключение 15
Список литературы 17
Министерство образования и науки РФ
Кузбасский Государственный Технический Университет
имени Т. Ф. Горбачева
Кафедра «Отраслевой экономики»
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Теория менеджмента»
На тему: Основные положения старой парадигмы управления
Выполнила: Нагорная Мария
Проверил: Савосин Игорь Владиславович
Введение 3
1. Научный менеджмент (Ф. Тейлор, Г. Ганнт, Ф. и Л. Гилберт, Г. Эмерсон) 4
2. Административная концепция (А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни, М. П. Фоллет) 6
3. Концепция
человеческих отношений (Г.
4. Концепция
организационного поведения (А.
Заключение 15
Список литературы 17
Управление как социальный феномен известен с древних времен и является предметом изучения целого ряда наук, в том числе менеджмента, социологии, политологии философии, кибернетики, психологии, экономики. Управление – всеобщая человеческая деятельность, являющаяся неотъемлемым элементом большинства видов труда, даже если в отношении них данный термин не употребляется, а менеджмент его специфическая область, включающая деятельность профессионалов, специалистов по обеспечению деятельности организации. Именно отделение управленческой работы от производственной привело в возникновению самостоятельного вида деятельности – менеджмента.
Парадигма (в управленческих и экономических науках) - система взглядов, вытекающих из основополагающих идей и научных результатов крупных ученых, определяющих стержень мышления основной массы исследователей, практиков-управленцев и экономистов. С течением времени и под влиянием различных факторов (промышленные, научно-технические и технологические революции, мировые войны и т. п.) система взглядов менялась. Поэтому выделяют старую и новую парадигмы.
Старая парадигма управления связана с такими именами, как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мейо, А. Маслоу и др.
Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф. Тейлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления. Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. В своих работах "Управление фабрикой" (1903) и "Принципы научного менеджмента" (1911) Ф. Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда.
Его основополагающие принципы управления:
- создание научного фундамента, заменяющие собой старые, грубо-практические методы работы;
- научное исследование
каждого отдельного вида
- отбор рабочих и менеджеров, их тренировка и обучение на основе научных критериев.
Они состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда я смогу получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой.
Главная заслуга Ф.Тейлора состоит в том, что он как основатель школы "научного управления" разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.
Теоретически работы Ф. Тейлора были обоснованы инженером-социологом Максом Вебером. Им были выдвинуты предпосылки, что жесткий порядок, подкрепленный соответствующими правилами, – наиболее эффективный метод работы. Всю организацию, считал Вебер, можно разложить на составные части, пронормировать работу каждой из них, в том числе можно регламентировать и функции, и количество управленцев. Такое разделение труда специализирует персонал и строит организацию по линейному признаку, т.е. каждый отвечает за свои действия лишь перед вышестоящим начальником. В этом смысл бюрократической системы М. Вебера. На верхних ступенях управления рекомендовался принцип сочетания власти и ответственности, когда руководителю давались жестко ограниченные полномочия и заранее оговоренная ответственность, нарушать которые управленцам не разрешалось.
Величайший вклад Ф. Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента.
Идеи Ф. Тейлора были развиты
его последователями. Так, американский
инженер Генри Лоуренс Ганнт (
Фрэнк и Лилиан Гилбреты в
20-е г.г. продолжали изучать и внедрять
научные методы организации труда с целью
оптимизации движений рабочего в процессе
труда. Ф. Гилбретадаже стали называть
"отцом изучения движений". Благодаря
его нововведениям, каменщики, например,
стали укладывать в час не 120, а 350 кирпичей.
Ф. Гилбрет первым применил фотоаппарат
и кинокамеру для изучения движений работников,
чтобы наглядно показывать ошибки в движениях.
Это позволило ему создать т.н. самокарты,
т.е. карты цикла одновременно выполняемых
движений. Лилиан Гилбрет
Гаррингтон Эмерсон (1853-1931), также один из самых видных последователей Тейлора, в своих книгах "Производительность как основание для управления и оплаты труда" (1900г.) и "Двенадцать принципов производительности" (1912г.) сформулировал 12 принципов, обеспечивающих рост производительности труда:
К 1916 г. сформировалось целое направление в исследованиях: первая научная школа, получившая несколько названий, - "научного менеджмента", "классическая", "традиционная". Разновидностью классической школы управления является "административная школа". Она занималась изучением вопросов роли и функций менеджера. Считалось, что, как только определялась суть работы управляющего, легко можно было выявить наиболее эффективные методы руководства.
Одним из пионеров разработки этой идеи был А. Файоль (1841-1925).
В своей главной книге «Общая промышленная администрация» (1916) Файоль обобщил управленческий опыт и создал логически стройную систематическую теорию менеджмента. Файоль посвятил свое время популяризации теории администрирования: выступал на различных конференциях и симпозиумах, создал французский Центр административных исследований и пытался применить свои идеи в реорганизации государственного и общественного управления. Они освещены в другой его книге - «Административная теория государства» (1923).
Он разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией:
Анри Файоль изложил свои принципы управления в книге "Общее и промышленное управление" (1916г.). Не случайно американцы называют француза А. Файоля отцом менеджмента. Суть разработанных им принципов управления сводится к следующему:
1. Разделение труда.
2. Полномочия и ответственность
Полномочия есть право
3. Дисциплина. Дисциплина
предполагает послушание и
4. Единоначалие. Работник
должен получать приказы
5. Единство направления Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
6 Подчиненность личных
интересов общим. Интересы
7. Вознаграждение персонала. Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.
8. Централизация. Как и
разделение труда,
9. Скалярная цепь Скалярная
цепь — это ряд лиц, стоящих
на руководящих должностях, начиная
от лица, занимающего самое высокое
положение в этой цепочке, —
вниз, до руководителя низового
звена. Было бы ошибкой
10. Порядок. Место — для всего и все на своем месте.
11. Справедливость. Справедливость—это
сочетание доброты и
12. Стабильность рабочего
места для персонала. Высокая
текучесть кадров снижает
13. Инициатива. Инициатива
означает разработку плана и
обеспечение его успешной
14. Корпоративный дух.
Союз — это сила. А она является
результатом гармонии
Линдалл Урвик (1894-1983), директор Международного института менеджмента в Женеве (1928-1933), автор книги "Элементы администрирования" (1943г.), анализируя труды своих предшественников, пришел к выводу, что многие их положения совпадают, и что "принципы администрирования" логически связаны между собой.
Джеймс Муни (1884-1957), исполнительный директор "Дженерал Моторс" в 1931 г. в соавторстве издал книгу "Вперед, промышленность". Детально анализируя функцию организации работы, он сделал вывод, что самым важным принципом организации любого дела является координация, которая позволяет обеспечить единство действий различных групп в достижении общей цели.
Мэри Паркер Фоллетт (1868-
Из других представителей "административной школы" можно выделить М. Блюмфилда, разработавшего концепцию "менеджмент персонала", или управление рабочей силой (1917), и М. Вебера, предложившего концепцию "рациональной бюрократии" (1921). Он дал характеристику идеальных типов господства и выдвинул положение, согласно которому бюрократия - порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации.
Информация о работе Основные положения старой парадигмы управления