Основные положения старой парадигмы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 14:27, реферат

Описание работы

Управление как социальный феномен известен с древних времен и является предметом изучения целого ряда наук, в том числе менеджмента, социологии, политологии философии, кибернетики, психологии, экономики. Управление – всеобщая человеческая деятельность, являющаяся неотъемлемым элементом большинства видов труда, даже если в отношении них данный термин не употребляется, а менеджмент его специфическая область, включающая деятельность профессионалов, специалистов по обеспечению деятельности организации.

Содержание работы

Введение 3
1. Научный менеджмент (Ф. Тейлор, Г. Ганнт, Ф. и Л. Гилберт, Г. Эмерсон) 4
2. Административная концепция (А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни, М. П. Фоллет) 6
3. Концепция человеческих отношений (Г. Мюнстерберг, Э. Мэйо, М. П. Фоллетт, О. Шелдон) 10
4. Концепция организационного поведения (А. Маслоу) 12
Заключение 15
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Реферат.Менеджмент.Савосин.docx

— 50.94 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Кузбасский Государственный  Технический Университет

имени Т. Ф. Горбачева

 

 

 

Кафедра «Отраслевой экономики»

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Теория менеджмента»

На тему: Основные положения старой парадигмы управления

 

 

 

 

 

Выполнила: Нагорная Мария                                                             гр. ЭСб-112

Проверил: Савосин Игорь Владиславович

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Кемерово 2013

Оглавление

Введение 3

1. Научный менеджмент (Ф. Тейлор, Г. Ганнт, Ф. и Л. Гилберт, Г. Эмерсон) 4

2. Административная  концепция (А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни, М. П. Фоллет) 6

3. Концепция  человеческих отношений (Г. Мюнстерберг, Э. Мэйо, М. П. Фоллетт, О. Шелдон) 10

4. Концепция  организационного поведения (А.  Маслоу) 12

Заключение 15

Список  литературы 17

 

 

Введение

Управление как социальный феномен известен с древних времен и является предметом изучения целого ряда наук, в том числе менеджмента, социологии, политологии философии, кибернетики, психологии, экономики. Управление – всеобщая человеческая деятельность, являющаяся неотъемлемым элементом большинства видов труда, даже если в отношении них данный термин не употребляется, а менеджмент его специфическая область, включающая деятельность профессионалов, специалистов по обеспечению деятельности организации. Именно отделение управленческой работы от производственной привело в возникновению самостоятельного вида деятельности – менеджмента.

Парадигма (в управленческих и экономических науках) - система  взглядов, вытекающих из основополагающих идей и научных результатов крупных  ученых, определяющих стержень мышления основной массы исследователей, практиков-управленцев  и экономистов. С течением времени  и под влиянием различных факторов (промышленные, научно-технические  и технологические революции, мировые  войны и т. п.) система взглядов менялась. Поэтому выделяют старую и новую парадигмы. 

Старая парадигма управления связана с такими именами, как  Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мейо, А. Маслоу и др.

 

1. Научный менеджмент (Ф. Тейлор, Г. Ганнт, Ф. и Л. Гилберт, Г. Эмерсон)

Первый крупный шаг  к рассмотрению менеджмента как  науки был сделан Ф. Тейлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления. Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. В своих работах "Управление фабрикой" (1903) и "Принципы научного менеджмента" (1911) Ф. Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда.

Его основополагающие принципы управления:

- создание научного фундамента, заменяющие собой старые, грубо-практические методы работы;

- научное исследование  каждого отдельного вида трудового  действия;

- отбор рабочих и менеджеров, их тренировка и обучение на  основе научных критериев.

Они состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда я смогу получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой.

Главная заслуга Ф.Тейлора состоит в том, что он как основатель школы "научного управления" разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.

Теоретически работы Ф. Тейлора  были обоснованы инженером-социологом Максом Вебером. Им были выдвинуты предпосылки, что жесткий порядок, подкрепленный соответствующими правилами, – наиболее эффективный метод работы. Всю организацию, считал Вебер, можно разложить на составные части, пронормировать работу каждой из них, в том числе можно регламентировать и функции, и количество управленцев. Такое разделение труда специализирует персонал и строит организацию по линейному признаку, т.е. каждый отвечает за свои действия лишь перед вышестоящим начальником. В этом смысл бюрократической системы М. Вебера. На верхних ступенях управления рекомендовался принцип сочетания власти и ответственности, когда руководителю давались жестко ограниченные полномочия и заранее оговоренная ответственность, нарушать которые управленцам не разрешалось.

Величайший вклад Ф. Тейлора  состоит в том, что он начал  революцию в области менеджмента.

Идеи Ф. Тейлора были развиты  его последователями. Так, американский инженер Генри Лоуренс Ганнт (1861-1919) стал первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятий; разработал целую систему планов-графиков ("графики Ганнта"); усовершенствовал систему заработной платы; стал одним из инициаторов "производственной демократии".

Фрэнк и Лилиан Гилбреты в 20-е г.г. продолжали изучать и внедрять научные методы организации труда с целью оптимизации движений рабочего в процессе труда. Ф. Гилбретадаже стали называть "отцом изучения движений". Благодаря его нововведениям, каменщики, например, стали укладывать в час не 120, а 350 кирпичей. Ф. Гилбрет первым применил фотоаппарат и кинокамеру для изучения движений работников, чтобы наглядно показывать ошибки в движениях. Это позволило ему создать т.н. самокарты, т.е. карты цикла одновременно выполняемых движений. Лилиан Гилбрет занималась вопросами научного подбора и расстановки кадров, мотивации их поведения. В 1915 г. она стала первой женщиной в США, получившей степень доктора психологии.

Гаррингтон Эмерсон (1853-1931), также один из самых видных последователей Тейлора, в своих книгах "Производительность как основание для управления и оплаты труда" (1900г.) и "Двенадцать принципов производительности" (1912г.) сформулировал 12 принципов, обеспечивающих рост производительности труда:

  1. Ясные цели.
  2. Здравый смысл.
  3. Совершенствование управления на основе рекомендаций профессионалов.
  4. Дисциплина, обеспеченная регламентацией деятельности.
  5. Справедливое отношение к персоналу.
  6. Точный и полный учет работы.
  7. Диспетчеризация работы.
  8. Нормы и расписания, способствующие поиску резервов.
  9. Совершенствование условий труда.
  10. Нормирование операций на основе их стандартизации и регламентирования по времени.
  11. Наличие стандартных письменных инструкций.
  12. Вознаграждение за производительность.

2. Административная концепция (А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни, М. П. Фоллет)

К 1916 г. сформировалось целое направление в исследованиях: первая научная школа, получившая несколько названий, - "научного менеджмента", "классическая", "традиционная". Разновидностью классической школы управления является "административная школа". Она занималась изучением вопросов роли и функций менеджера. Считалось, что, как только определялась суть работы управляющего, легко можно было выявить наиболее эффективные методы руководства.

Одним из пионеров разработки этой идеи был А. Файоль (1841-1925).

В своей главной книге  «Общая промышленная администрация» (1916) Файоль обобщил управленческий опыт и создал логически стройную систематическую теорию менеджмента. Файоль посвятил свое время популяризации теории администрирования: выступал на различных конференциях и симпозиумах, создал французский Центр административных исследований и пытался применить свои идеи в реорганизации государственного и общественного управления. Они освещены в другой его книге - «Административная теория государства» (1923).

Он разделил весь процесс  управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией:

  • планирование,
  • организация,
  • подбор и расстановка кадров,
  • руководство (мотивация)
  • контроль.

Анри Файоль  изложил свои принципы управления в книге "Общее и промышленное управление" (1916г.). Не случайно американцы называют француза А. Файоля отцом менеджмента. Суть разработанных им принципов управления сводится к следующему:

1. Разделение труда. Специализация  является естественным порядком  вещей. Целью разделения труда  является выполнение работы, большей  по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается  за счет сокращения числа целей,  на которые должны быть направлены  внимание и усилия.

2. Полномочия и ответственность  Полномочия есть право отдавать  приказ, а ответственность есть  ее составляющая противоположность.  Где даются полномочия — там  возникает ответственность.

3. Дисциплина. Дисциплина  предполагает послушание и уважение  к достигнутым соглашениям между  фирмой и ее работниками. Установление  этих соглашений, связывающих фирму  и работников, из которых возникают  дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкция.

4. Единоначалие. Работник  должен получать приказы только  от одного непосредственного  начальника.

5. Единство направления Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6 Подчиненность личных  интересов общим. Интересы одного  работника или группы работников  не должны превалировать над  интересами компании или организации  большего масштаба.

7. Вознаграждение персонала.  Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.

8. Централизация. Как и  разделение труда, централизация  является естественным порядком  вещей. Однако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорция между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.

9. Скалярная цепь Скалярная  цепь — это ряд лиц, стоящих  на руководящих должностях, начиная  от лица, занимающего самое высокое  положение в этой цепочке, —  вниз, до руководителя низового  звена. Было бы ошибкой отказываться  от иерархической системы без  определенной необходимости в  этом, ио было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

10. Порядок. Место —  для всего и все на своем  месте.

11. Справедливость. Справедливость—это  сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность рабочего  места для персонала. Высокая  текучесть кадров снижает эффективность  организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

13. Инициатива. Инициатива  означает разработку плана и  обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу  и энергию.

14. Корпоративный дух.  Союз — это сила. А она является  результатом гармонии персонала.

Линдалл Урвик (1894-1983), директор Международного института менеджмента в Женеве (1928-1933), автор книги "Элементы администрирования" (1943г.), анализируя труды своих предшественников, пришел к выводу, что многие их положения совпадают, и что "принципы администрирования" логически связаны между собой.

Джеймс Муни (1884-1957), исполнительный директор "Дженерал Моторс" в 1931 г. в соавторстве издал книгу "Вперед, промышленность". Детально анализируя функцию организации работы, он сделал вывод, что самым важным принципом организации любого дела является координация, которая позволяет обеспечить единство действий различных групп в достижении общей цели.

Мэри Паркер Фоллетт (1868-1933) разработала ряд идей, которые принесли ей известность. Она первая сформулировала т.н. "закон ситуации", согласно которому ситуация сама по себе не есть иерархическая цепочка, и поэтому главную роль в ее разрешении или выполнении какой-то работы должен играть человек, наиболее способный справиться с ней, а не высшее должностное лицо. Вторая идея, также связанная с ситуацией, состояла в том, что если люди будут внимательно изучать детали ситуации, то непременно выработают меры, наиболее пригодные для всех участников этой ситуации. Эта ее идея легла в основу решения конфликтов и была вторым важным вкладом в административный менеджмент. Третья идея - анализ функции координации и оценка ее важной роли. Только через координацию можно добиться единства, контроля и эффективности. И, наконец, она подчеркивала социальную роль и значимость администрирования и даже считала его "общественной службой (услугой)".

 Из других представителей "административной школы" можно выделить М. Блюмфилда, разработавшего концепцию "менеджмент персонала", или управление рабочей силой (1917), и М. Вебера, предложившего концепцию "рациональной бюрократии" (1921). Он дал характеристику идеальных типов господства и выдвинул положение, согласно которому бюрократия - порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации.

Информация о работе Основные положения старой парадигмы управления