Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 18:34, курсовая работа
Следовательно, менеджер должен правильно планировать и организовывать свою работу.
Очень важно в работе менеджера придерживаться этических (моральных) принципов, соблюдать профессиональную этику и этикет.
Этика [ греч.ethike от ethos – нрав, обычай]
1) наука о сущности, происхождении и развитии морали;
2) совокупность принципов и норм поведения какой-либо группы, профессии.
Введение ……………………………………………………………………… 3
1. История возникновения и развития этики менеджера………………………. 5
1.1 Факторы формирования этики менеджера в России…………………….. 6
2. Основные принципы этики менеджера………………………………………. 8
2.1 Внешний вид менеджера…………………………………………………… 10
2.2 Приветствие, представление, обращение…………………………………….. 13
2.3 Этикет телефонного общения………………………………………………… 16
2.4 Отношения «Руководитель – подчиненный»……………………………… 20
2.5 Смена работы. Правила увольнения……………………………………….. 23
Заключение………………………………………………………………………….. 25
Список литературы …………………………………
Содержание
Введение ………………………………………………………
1. История возникновения
и развития этики менеджера…………
1.1 Факторы формирования этики менеджера в России…………………….. 6
2. Основные принципы этики
менеджера……………………………………….
2.1 Внешний вид менеджера……………………………………………………
2.2 Приветствие, представление, обращение…………………………………….. 13
2.3 Этикет телефонного общения………………………………………………… 16
2.4 Отношения «Руководитель – подчиненный»……………………………… 20
2.5 Смена работы. Правила
увольнения………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы …………………………………………………………………. 26
Введение
На протяжении всей истории человечества общество делилось на тех, кто управляет и тех, кем управляют. Но до начала ХХ века люди мало задумывались о самом понятии «о управлении, используя интуицию, как на которую опирались руководя людьми (подчиненными).
Только с начала ХХ века управление начинает отделяться и развиваться как отдельная наука, название которой - менеджмент. Внимание, главным образом, уделяется тому, как менеджер (руководитель) должен управлять своими подчиненными, что бы предприятие было успешным и работало эффективно, т.к. современное общество показывает, что предприятие будет наиболее успешно при умелом и грамотном руководстве. Также надо помнить, что организация должна представлять собой единое целое, и если работа менеджера не будет организована правильно, то он не сможет работать эффективно, а это, естественно, скажется на работе организации в целом.
Следовательно, менеджер должен
правильно планировать и
Очень важно в работе менеджера придерживаться этических (моральных) принципов, соблюдать профессиональную этику и этикет.
Этика [ греч.ethike от ethos – нрав, обычай]
1) наука о сущности, происхождении и развитии морали;
2) совокупность принципов и норм поведения какой-либо группы, профессии.
Менеджер – это человек, который занимается управленческой деятельностью профессионально, он повседневно управляет функциями и ресурсами фирмы так, что бы сохранить ее основный пропорции; обладает полномочиями принимать управленческие решения и выполнять их.
Из этого можно сделать вывод, что этика менеджмента– это некоторая система идеалов, на которые должен опираться менеджер (предприниматель, руководитель, любой другой деловой человек), чтобы достичь поставленной цели. Основывается на нравственных принципах, определенных правилах поведения как на предприятии, так и вне его. Также базируется на правовых критериях, устанавливающихся законодательными актами государства, и на международных правилах и принципах.
Для того, чтобы добиться успеха, необходимо обладать хотя бы азами профессиональной этики менеджера, основами этикета.
Другими словами можно сказать, что этика менеджмента – это наука, рассматривающая поступки, поведение человека, действующего в сфере управления. Наиболее важна там, где действия менеджера соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями.
1. История возникновения и развития этики менеджмента
Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества.
Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практике поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.
1.1 Факторы формирования этики менеджмента в России
Когда Россия перешла к рыночной экономике, появилась проблема формирования соответствующего этой экономике менеджмента. Т.к. не существует общего, исторически сложившегося аналога перехода от административно-командной системы управления, то возникает вопрос о том, что должна быть сформирована модель современного российского менеджмента. Такая ситуация возникла из-за того, что Россия всегда шла по собственному пути развития, а так же из-за нарушений преемственности в развитии нашей страны.
На протяжении ХХ века эти нарушения происходили, как минимум, дважды: в результате Октябрьской революции 1917 года, а так же в 1991 году после распада СССР и из-за кризиса административной командной системы управления страны.
В России определились 3 основные концепции преобразований:
1) концепция, согласно
корой Россия должна была
Преимущества модели:
- высокая степень
- большой опыт применения;
- высокая эффективность рыночной экономики на западе
- также учитывалось и
то, что именно западу (точнее
США) СССР проиграл
- кроме того, считалось,
что данная модель будет
2) Концепция адаптации западной модели менеджмента к российским условиям.
Предлагает не копирование, а приспособление модели запада к российским условиям и реалиям. К такой концепции экономической модели общество пришло после неудачных реформ 90-х годов.
Эта концепция имеет как сильные стороны:
- отказ от методов шоковой терапии
-нацеленность на сближение российской модели менеджмента с западной,
так и недостатки:
-остается открытым вопрос
о том, насколько будет
3)Концепция создания
Концепция исходит из самобытности и особого пути развития России. Основывается на самодержавии, православии, терпеливости, коллективизме, самопожертвовании, приоритете общественных интересов над своими. Но при всех внешних положительных качествах таит в себе ряд сложностей и опасностей. К главным опасностям концепции относятся угроза консервации, возврат к ранее сложившимся управленческим отношениям (без учета происходящих и в них изменений) и возможность изоляции страны от мирового опыта развития.
2. Основные принципы этики менеджмента
Принципами этики менеджмента, в обобщенном виде можно назвать выражение всех нравственных требований, которые были выработаны в сознании человека и общества в целом.
Эти требования указывают на нормы поведения человека, участвующего в деловых отношениях.
В основу современной этики менеджмента входят 3 основных положения, являющихся наиболее важными, с точки зрения ученых:
- Создание материальных ценностей рассматривается как важный процесс развития;
- Вся прибыль (а также другие доходы производства) – результата достижения поставленных целей, являющихся общественно значимыми;
- При разрешении проблем, которые возникают между людьми в деловом мире, на первом месте стоят межличностные отношения, и только потом производство продукции.
Критерии выбора модели поведения
Каждый для себя вырабатывает
свою схему общения с другими
людьми, воздействия на них. Существует
несколько основных критериев, благодаря
которым можно выбрать
Первый критерий: соответствие этой схемы закону и порядку.
Вторым критерием: нравственность ( честность, справедливость, совестливость. Соблюдение и осознание этих понятий является гарантом того, что схема выбрана правильно.
Третьим критерием: оценка ситуации, в которой личность действует или в которой оказалась из-за некоторых обстоятельств. Оценка ситуации (с помощью интуиции или умозрительная) это важнейшее условие оптимизации схемы поведения
Четвертым критерием: цель, которую ставит перед собой человек. Чем цель значительнее, тем больше человек ею увлечен, т.е. добивается ее с большим усердием и энтузиазмом.
Пятый критерий: самокритичная оценка возможностей для использования определенной модели поведения. Копирование чужого стиля в общении опасно.
Шестой критерий: выделение и конкретизация собственных возможностей.
Седьмой критерий: психолого-половые характеристики человека, т.е. его личностные и деловые качеств, которые партнеры ожидают от него.
Выбор той или иной схемы (модели) поведения зависит от самого человека, его личности, набора его психологических характеристик и моральных принципов, а так же от того, с каким именно человеком надо общаться.
2.1 Внешний вид менеджера
Для того, чтобы быть успешным в своей профессии, необходимо соответствовать образу успешного человека (хочешь достичь успеха - делай вид, что уже давно его добился).
Как должен выглядеть деловой мужчина.
В гардеробе любого уважающего себя делового мужчины должен быть следующий минимальный набор:
1.
костюм черного или темно-
2. пиджак
3. серые (черные) брюки;
4. черный кожаный ремень;
5.
несколько рубашек (белая,
6.
носки черного цвета (чем
7. тонкий свитер и классическим или V-образным вырезом;
8.
2 пары обуви (хотя бы одна
должна быть на шнурках). Лучше,
чтобы обувь была черного
9. пальто темного цвета. Длина - 10 см. ниже колена;
10. легкий плащ светлого цвета;
11. сумка или портфель;
12. зонт (черный)
13. несколько пар нижнего белья
Для того, что бы выглядеть «на 5 звездочек», необходимо все выше перечисленное умножить на 5 и содержать в идеальном порядке.
Часы - немаловажная часть внешнего вида. По ним можно судить о том, насколько успешен человек. Они обязательно должны быть на кожаном ремешке.
Хороший костюм, дорогие часы – это, можно сказать, что-то вроде униформы делового человека, которому сопутствует успех.
Для делового человека недопустимо:
- мятый, грязный или рваный костюм;
- грязная обувь;
- криво или неаккуратно завязанный галстук;
- несвежая сорочка;
- белые носки;
- цветовые экспромты на рабочем месте;
Как должна выглядеть деловая женщина.
Одежда деловой женщины должна быть элегантной, прическа аккуратной, макияж - тонким.
В гардеробе деловой женщины должны быть:
1.
3-4 костюма рекомендованных выше
цветов. Наличие костюмов