Основные принципы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Основные принципы определяют философию и стратегию менеджмента на предприятии. На основании выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятия, уточняются приоритеты, формулируются его политика, разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов и политики предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих методик, инструкций, положений и нормативов. Принципы менеджмента относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей менеджмента.

Содержание работы

Введение 3
1. Основные принципы менеджмента
1.1. Принципы управления 5
1.2. Общие принципы менеджмента 9
1.3. Частные принципы управления 11
2. Реализация принципов в современном менеджменте на
примере компании ООО «И-Турс» 16
Заключение 23
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  КОЛЛЕДЖ

ЭЛЕКТРОМЕХАНИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

Курсовой проект

КП.080501.00.08.ПЗ

 

 

 

 

 

 

 

Разработал Е.И. Сафонова

Руководитель И.И. Макова

 

 

 

 

2009 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение            3

1. Основные принципы менеджмента

1.1. Принципы управления    5

1.2. Общие принципы  менеджмента    9

1.3. Частные принципы  управления    11

2. Реализация принципов в современном менеджменте на

примере компании ООО  «И-Турс»    16

Заключение    23

Список литературы    25


 

Введение

 

Менеджмент как современная  система управления фирмой, предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Речь идет о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая наиболее оптимальна в рыночных отношениях хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах; регулированием межфирменных отношений.

Этим обусловлено постоянное совершенствование  менеджмента в компаниях в соответствии с объективными требованиями производства и реализации продукции, усложнением хозяйственных связей и обострением проблемы сбыта, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и других параметров продукции, ускоряющимся научно-техническим прогрессом.

Проведение радикальной экономической реформы, предусматривающей изменение форм собственности, право предприятий на хозяйственную самостоятельность и распоряжение результатами труда, в частности, в определении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, распределении прибыли (доходов) предприятий, выхода на внешние рынки, создает объективные экономические условия и вызывает необходимость применения менеджмента на российских предприятиях.

Современный менеджмент опирается  на выработанные и обоснованные методы и принципы. Что такое принципы менеджмента и можно ли в современном производстве обойтись без них? Этот вопрос остается актуальным на каждом этапе развития менеджмента, как науки. В данной работе автор постарается раскрыть суть основных принципов менеджмента, на сколько они актуальны и состоятельны в современных условиях.

Основные принципы определяют философию  и стратегию менеджмента на предприятии. На основании выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятия, уточняются приоритеты, формулируются его политика, разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов и политики предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих методик, инструкций, положений и нормативов.

Принципы менеджмента относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей менеджмента.

Таким образом, принципы менеджмента отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов — это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.

На примере конкретного предприятия будут рассмотрены основные принципы менеджмента. Автор постарается проанализировать, на сколько необходимо применять данные принципы в настоящее время. Новизна работы заключается в том, что рассмотрены принципы во время глобального экономического кризиса. Действуют ли они в данных условиях или нет? На этот вопрос автор также постарается дать ответ.

 

  1. Основные принципы менеджмента

1.1. Принципы управления

 

В литературе нет единого  подхода к классификации принципов менеджмента, нет единства мнений по поводу содержания основных принципов. Некоторые из провозглашаемых принципов, по существу, являются правилами поведения руководителей, некоторые вытекают из основных принципов, то есть являются производными.

Принципы менеджмента весьма разнообразны. Классификация принципов должна основываться на отражении каждым из выделенных принципов различных сторон отношений менеджмента. Принципы должны соответствовать как частичным, так и общим целям повышения эффективности производства, социально-экономического развития. Это общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития.

Принципы менеджмента реализуются  через сознание, интеллект, волю (напористость) и целеустремленность человека. Важно  обеспечить такие условия труда, чтобы в максимальной степени использовать эти человеческие качества.

Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре  и организации процесса управления. То есть управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют «линию» поведения менеджера.

Впервые принципы рационального  управления были сформированы в 1912 г. американским менеджером Г. Эмерсоном в книге «Двенадцать принципов производства». Однако втором первых принципов управления был А.Файоль, создатель «теории администрирования». Содержание этих принципов представлены в таблице.

 

Принципы управления по А.Файолю

Принцип

Содержание принципа

1 Разделение труда

Специализация работ  для эффективного использования  труда работающего

2 Полномочия и ответственность

Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность  за выполнение работы

3 Дисциплина

Выполнение условий  соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины

4 Единоначалие

Получение распоряжений и отчет только перед одним  непосредственным начальником

5 Единство действий

Объединение действий с  одинаковой целью в группы и работа по единому плану

6 Подчиненность личных интересов

Преимущество интересов  организации перед индивидуальными  интересами

7 Вознаграждение

Получение работниками  справедливого вознаграждения за работу

8 Централизация

Достижение лучших результатов  при соотношении между централизацией и децентрализацией

9 Скалярная цепь

Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между  уровнями иерархии через непрерывную  цепь команд ("цепь начальников")

10 Порядок

Рабочее место для  каждого работника и каждый работник на своем месте

11 Справедливость

Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи

12 Стабильность персонала

Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу

13 Инициатива

Поощрение работающих к  выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ

14 Корпоративный дух

Гармония интересов  персонала и организации (в единении – сила")


 

Концепция менеджмента  по Э.М. Короткову основывается на следующих  принципах:

а) принцип органичности (эффект целостности) заключается в том, что свойства любой системы зависят от свойств ее элементов, но при этом не определяются полностью этими свойствами. Свойства системы в целом не сводятся к свойствам ее элементов или сумме этих свойств. Система обладает собственными свойствами, не присущими ни одной из ее элементов. Это свойство очень заметно проявляется в таких понятиях, как эффективность и качество управления;

б) принцип генетической определенности, который требует  при решении любой проблемы в  процессе управления подходить с  позиций ее происхождения, природы, анализировать ее истоки, и последствия. Менеджер чаще должен задавать себе вопросы "почему?" и "что же дальше?";

в) принцип пространственно-временного существования системы. Он не сводится к пониманию внешней среды  как нередко полагают. Все связи, и внутренние и внешние, все элементы существуют в определенных пространственно-временных отношениях, которые влияют на их существование, проявление и функционирование. Это протяженности связей и место элементов системы в этих протяженностях. Проанализируйте структуру системы управления транснациональными корпорациями, изучите динамику коммуникаций при росте и развитии фирмы - и вы получите практическое подтверждение важности этого принципа;

г) принцип историчности или этапности, можно сказать, цикличности существования и развития системы. Этот принцип требует учета тенденций развития системы, предвидение подъемов и спадов в этом развитии, готовности к кризисным ситуациям и рискованным решениям, определения особенностей современного этапа существования системы, и не как отделенного от общей тенденции варианта, а как связующего звена предыдущего и последующих этапов;

д) принцип условности границ системы. Любая система имеет  границу с внешней средой, но эта  граница имеет условный характер. При этом целостность системы не исчезает. Просто она включается в другую систему, более высокого порядка или больших масштабов. Этот принцип можно назвать "принципом матрешки". В управлении он проявляется в потребности управлять не только внутренними процессами функционирования системы, но, насколько это возможно, и внешними процессами. Именно в таком смысле говорят, что маркетинг -это управление процессами продвижения товаров на рынке. Конечно, внешнее и внутреннее управление различны по методам управления, и по функциям, и по целям. Видеть их различие и связь -очень важная проблема в методологии практического управления;

е) принцип разделения системообразующих и системоразрушающих, их флуктуации, т. е. взаимопереходов, взаимодействия. В функционировании и развитии любой системы объективно существуют и те, и другие факторы. Нельзя построить эффективное управление без соответствующей оценки и понимания этих факторов;

ж) принцип соотносительности. Его содержание заключается в  том, что для любой системы  необходимо определенное соотношение ее элементов и частей. Это соотношение может меняться, в определенных пределах оно нормативно задано. В управлении большое значение имеют оценки социально-структурных соотношений, соотношений технических средств, видов информации, затрат времени и пр.;

и) принцип коммуникативности  заключается в том, что объект управления- социально-экономическая  система существует благодаря связям социально-информационного характера. Коммуникации между людьми в процессах  их совместной деятельности определяет функционирование и развитие системы.

Принципы системного подхода должны занимать центральное  место в методологии управления, служить связующим звеном методологии  и организации управления.

 

1.2. Общие принципы менеджмента

 

Развитие менеджмента как научной дисциплины не представляло собою серию последовательных шагов вперед. Скорее, это было несколько подходов, которые часто совпадали. Объекты менеджмента – это и техника, и люди. Следовательно, успехи в теории менеджмента всегда зависели от успехов в других, связанных с ним областях, таких как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология. По мере того, как развивались эти области знания, исследователи в области менеджмента, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы.

В то же самое время  мир становился ареной быстрых перемен. Все более частыми и значимыми становились научно-технические нововведения и правительства начали все более решительно определяться в своем отношении к бизнесу. Эти и другие факторы заставили представителей управленческой мысли глубже осознать существование внешних по отношению к организации сил.

В связи с этим,  все  принципы менеджмента целесообразно  сгруппировать в две группы –  общие и частные.

К общим принципам  управления относятся:

  • принцип применимости;
  • принцип системности;
  • принцип комплексности;
  • принцип многофункциональности;
  • принцип интеграции;
  • принцип ориентации на ценности.

Информация о работе Основные принципы менеджмента