Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 20:38, курсовая работа
Основные принципы определяют философию и стратегию менеджмента на предприятии. На основании выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятия, уточняются приоритеты, формулируются его политика, разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов и политики предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих методик, инструкций, положений и нормативов. Принципы менеджмента относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей менеджмента.
Введение 3
1. Основные принципы менеджмента
1.1. Принципы управления 5
1.2. Общие принципы менеджмента 9
1.3. Частные принципы управления 11
2. Реализация принципов в современном менеджменте на
примере компании ООО «И-Турс» 16
Заключение 23
Список литературы 25
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ
ЭЛЕКТРОМЕХАНИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Курсовой проект
КП.080501.00.08.ПЗ
Разработал Е.И. Сафонова
Руководитель И.И. Макова
2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Основные принципы менеджмента
1.1. Принципы управления 5
1.2. Общие принципы менеджмента 9
1.3. Частные принципы управления 11
2. Реализация принципов в современном менеджменте на
примере компании ООО «И-Турс» 16
Заключение 23
Список литературы 25
Введение
Менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Речь идет о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая наиболее оптимальна в рыночных отношениях хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах; регулированием межфирменных отношений.
Этим обусловлено постоянное совершенствование менеджмента в компаниях в соответствии с объективными требованиями производства и реализации продукции, усложнением хозяйственных связей и обострением проблемы сбыта, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и других параметров продукции, ускоряющимся научно-техническим прогрессом.
Проведение радикальной экономической реформы, предусматривающей изменение форм собственности, право предприятий на хозяйственную самостоятельность и распоряжение результатами труда, в частности, в определении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, распределении прибыли (доходов) предприятий, выхода на внешние рынки, создает объективные экономические условия и вызывает необходимость применения менеджмента на российских предприятиях.
Современный менеджмент опирается на выработанные и обоснованные методы и принципы. Что такое принципы менеджмента и можно ли в современном производстве обойтись без них? Этот вопрос остается актуальным на каждом этапе развития менеджмента, как науки. В данной работе автор постарается раскрыть суть основных принципов менеджмента, на сколько они актуальны и состоятельны в современных условиях.
Основные принципы определяют философию и стратегию менеджмента на предприятии. На основании выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятия, уточняются приоритеты, формулируются его политика, разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов и политики предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих методик, инструкций, положений и нормативов.
Принципы менеджмента относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей менеджмента.
Таким образом, принципы менеджмента отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов — это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.
На примере конкретного предприятия будут рассмотрены основные принципы менеджмента. Автор постарается проанализировать, на сколько необходимо применять данные принципы в настоящее время. Новизна работы заключается в том, что рассмотрены принципы во время глобального экономического кризиса. Действуют ли они в данных условиях или нет? На этот вопрос автор также постарается дать ответ.
1.1. Принципы управления
В литературе нет единого
подхода к классификации
Принципы менеджмента весьма разнообразны. Классификация принципов должна основываться на отражении каждым из выделенных принципов различных сторон отношений менеджмента. Принципы должны соответствовать как частичным, так и общим целям повышения эффективности производства, социально-экономического развития. Это общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития.
Принципы менеджмента
Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. То есть управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют «линию» поведения менеджера.
Впервые принципы рационального управления были сформированы в 1912 г. американским менеджером Г. Эмерсоном в книге «Двенадцать принципов производства». Однако втором первых принципов управления был А.Файоль, создатель «теории администрирования». Содержание этих принципов представлены в таблице.
Принципы управления по А.Файолю | |
Принцип |
Содержание принципа |
1 Разделение труда |
Специализация работ для эффективного использования труда работающего |
2 Полномочия и ответственность |
Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы |
3 Дисциплина |
Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины |
4 Единоначалие |
Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником |
5 Единство действий |
Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану |
6 Подчиненность личных интересов |
Преимущество интересов
организации перед |
7 Вознаграждение |
Получение работниками справедливого вознаграждения за работу |
8 Централизация |
Достижение лучших результатов
при соотношении между |
9 Скалярная цепь |
Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд ("цепь начальников") |
10 Порядок |
Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте |
11 Справедливость |
Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи |
12 Стабильность персонала |
Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу |
13 Инициатива |
Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ |
14 Корпоративный дух |
Гармония интересов персонала и организации (в единении – сила") |
Концепция менеджмента по Э.М. Короткову основывается на следующих принципах:
а) принцип органичности (эффект целостности) заключается в том, что свойства любой системы зависят от свойств ее элементов, но при этом не определяются полностью этими свойствами. Свойства системы в целом не сводятся к свойствам ее элементов или сумме этих свойств. Система обладает собственными свойствами, не присущими ни одной из ее элементов. Это свойство очень заметно проявляется в таких понятиях, как эффективность и качество управления;
б) принцип генетической определенности, который требует при решении любой проблемы в процессе управления подходить с позиций ее происхождения, природы, анализировать ее истоки, и последствия. Менеджер чаще должен задавать себе вопросы "почему?" и "что же дальше?";
в) принцип пространственно-
г) принцип историчности или этапности, можно сказать, цикличности существования и развития системы. Этот принцип требует учета тенденций развития системы, предвидение подъемов и спадов в этом развитии, готовности к кризисным ситуациям и рискованным решениям, определения особенностей современного этапа существования системы, и не как отделенного от общей тенденции варианта, а как связующего звена предыдущего и последующих этапов;
д) принцип условности границ системы. Любая система имеет границу с внешней средой, но эта граница имеет условный характер. При этом целостность системы не исчезает. Просто она включается в другую систему, более высокого порядка или больших масштабов. Этот принцип можно назвать "принципом матрешки". В управлении он проявляется в потребности управлять не только внутренними процессами функционирования системы, но, насколько это возможно, и внешними процессами. Именно в таком смысле говорят, что маркетинг -это управление процессами продвижения товаров на рынке. Конечно, внешнее и внутреннее управление различны по методам управления, и по функциям, и по целям. Видеть их различие и связь -очень важная проблема в методологии практического управления;
е) принцип разделения
системообразующих и
ж) принцип соотносительности. Его содержание заключается в том, что для любой системы необходимо определенное соотношение ее элементов и частей. Это соотношение может меняться, в определенных пределах оно нормативно задано. В управлении большое значение имеют оценки социально-структурных соотношений, соотношений технических средств, видов информации, затрат времени и пр.;
и) принцип коммуникативности
заключается в том, что объект
управления- социально-экономическая
система существует благодаря связям
социально-информационного
Принципы системного
подхода должны занимать центральное
место в методологии
1.2. Общие принципы менеджмента
Развитие менеджмента как научной дисциплины не представляло собою серию последовательных шагов вперед. Скорее, это было несколько подходов, которые часто совпадали. Объекты менеджмента – это и техника, и люди. Следовательно, успехи в теории менеджмента всегда зависели от успехов в других, связанных с ним областях, таких как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология. По мере того, как развивались эти области знания, исследователи в области менеджмента, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы.
В то же самое время мир становился ареной быстрых перемен. Все более частыми и значимыми становились научно-технические нововведения и правительства начали все более решительно определяться в своем отношении к бизнесу. Эти и другие факторы заставили представителей управленческой мысли глубже осознать существование внешних по отношению к организации сил.
В связи с этим, все принципы менеджмента целесообразно сгруппировать в две группы – общие и частные.
К общим принципам управления относятся: