Основные принципы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Основные принципы определяют философию и стратегию менеджмента на предприятии. На основании выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятия, уточняются приоритеты, формулируются его политика, разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов и политики предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих методик, инструкций, положений и нормативов. Принципы менеджмента относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей менеджмента.

Содержание работы

Введение 3
1. Основные принципы менеджмента
1.1. Принципы управления 5
1.2. Общие принципы менеджмента 9
1.3. Частные принципы управления 11
2. Реализация принципов в современном менеджменте на
примере компании ООО «И-Турс» 16
Заключение 23
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Принцип применимости – менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников.

Принцип системности – менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры и системы в целом.

Принцип комплексности – важно видеть наиболее значимый комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, входящих в организацию, например, как в Японии: «подсистема пожизненного найма», «подсистема подготовки на рабочем месте», «подсистема ротации кадров», «подсистема репутаций», «подсистема оплаты труда», которые взаимодополняют друг друга и обеспечивают рост производительности труда, жизненного уровня и мотивированности персонала, экономический рост всей страны.

Принцип многофункциональности – менеджмент охватывает различные аспекты деятельности:: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели).

Принцип интеграции – внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений, формироваться определенные взгляды сотрудников, как на само предприятие, так и на мир в целом.

Принцип ориентации на ценности – менеджмент включен в общественный окружающий мир с определёнными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство. Честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т. п. Всё это необходимо не только учитывать, но и строить свою деятельность, неукоснительно соблюдая названные общие принципы.

В отечественной теории управления частные принципы управления народным хозяйством были сформулированы ещё В.И. Лениным и многие из них  не потеряли значения и в наши дни, а рыночной экономике значимость их неизмеримо возросла.

 

1.3. Частные принципы управления

 

К основным частным принципам  менеджмента можно отнести следующие  принципы:

  • принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении;
  • принцип коллегиальности;
  • принцип научной обоснованности управления;
  • принципа плановости;
  • принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности;
  • принцип баланса власти;
  • оптимального сочетания отраслевых и территориальных интересов;
  • принцип приоритетности;
  • принцип оптимального сочетания положительной синергичности в деятельности организации и здоровой состязательности между ее членами;
  • принцип частной автономии и свободы;
  • принцип иерархичности и обратной связи;
  • принципа мотивации;
  • демократизация управления;
  • принципу государственной закономерности; 
  • принцип органической целостности объекта управления;
  • принцип устойчивости и мобильности системы управления.

Основным частным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений. Принцип демократического централизма означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении, соотношение прав и ответственности между руководством и коллективом, нарушение данного баланса ведет либо к автократии в управлении, либо к охлократии (власти толпы).

Принципы сочетания  централизации и децентрализации предполагают необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Сущность единоначалия состоит в том, что руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. По сути, это предоставление менеджеру организации широких полномочий, необходимых ему для выполнения возложенных на него функций управления, реализации персональной ответственности.

Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений. принцип единоначалия и коллегиальности в выработке решений (за реализацию коллегиально принятого решения персональную ответственность несет руководитель организации).

Соблюдение правильного соотношения между единоначальником и коллегиальностью составляет одну из важнейших задач управления, от правильности решения которой во многом зависит его эффективность и действенность.

Принцип научности – важно понимать причины несовпадения целей и результатов, видеть противоречия между теорией и практикой, знать свойства больших систем и методы работы в них.

Принцип научной обоснованности управления предполагает научное предвидение, планируемые во времени социально-экономические преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов.

Научная обоснованность управления означает не только использование науки при выработке и реализации управленческих решений, но и глубокое изучение практического опыта, всестороннее изучение имеющихся резервов. Цель состоит в превращении науки в высокопроизводительную силу.

Суть принципа плановости заключается в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. Планированием пронизаны (в виде текущих и перспективных планов) все звенья организации. План рассматривается как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем.

Принцип сочетания  прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчинённый должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами, несёт ответственность за их выполнение возложенных на него задач.

Принцип баланса власти предусматривает соблюдение основного закона – уровень влияния руководителя на подчиненных равен степени зависимости подчиненных от руководителя, т.е. чем больше руководитель влияет на процесс работы подчиненных, тем более они зависят от него и не могут принимать самостоятельно решения.

Принцип оптимального сочетания отраслевых и территориальных интересов. Это принцип предполагает оптимальное соотношение соблюдения интереса компании и экологии, занятости населения, социальные, культурно-этнические и экономические проблемы регионов.

Принцип приоритетности (очередности) действий с учетом значимости этапов работ – что наиболее важно на данный момент для организации, за эту работу и следует браться.

Принцип оптимального сочетания положительной синергичности в деятельности организации и здоровой состязательности между ее членами – все сотрудники должны быть заинтересованы в положительных результатах своего труда, но вместе с этим между ними должна быть здоровая конкуренция.

Принцип частной автономии и свободы предполагает, что все инициативы исходят от свободно действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства. Свобода хозяйственной деятельности представляется как профессиональная свобода, свобода конкуренции, свобода договоров и т. п.

Принцип иерархичности  и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой первичные (нижней уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Соответственно цели перед низшими звеньями ставятся органами более высокого по иерархии органа управления.

Постоянный контроль за деятельностью всех звеньев организации  осуществляется на основе обратной связи. По сути, это сигналы, выражающие реакцию управляемого объекта на управляющее воздействие. По каналам обратной связи информация о работе управляемой системы непрерывно поступает в управляющую систему. Которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.

Суть принципа мотивации такова: чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, рассматривая её с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируя по элементам организации, тем эффективнее будет программа мотиваций.

Одним из важнейших принципов  современного менеджмента является демократизация управления – участие в управлении организацией всех сотрудников. Форма такого участия различны: долевая оплата труда, денежные средства, вложенные в акции, единое административное управление, коллегиальное принятие управленческих решений и т. п.

Согласно принципу государственной закономерности  системы менеджмента организационно-правовая форма фирмы должна отвечать требованиям государственного (федерального, национального) законодательства.

Принцип органической целостности объекта управления предполагает управление как процесс воздействия субъекта управления на  объект управления. Они должны составлять единую комплексную систему, имеющую выход, обратную связь и связь с внешней средой.

Принцип устойчивости и мобильности системы управления предполагает, что при изменении внешней и внутренней среды организации система менеджмента не должна претерпевать коренных изменений. Устойчивость определяется, прежде всего, качеством стратегических планов и оперативностью управления, приспосабливаемостью системы менеджмента, прежде всего к изменениям во внешней среде.

Одновременно  с устойчивостью  управленческий процесс должен быть мобильным, т.е. максимально полно  учитывать изменения и требования потребителей продукции и услуг., коньюктуру рынка, глобальные экономические изменения в мире.

 

2. Реализация принципов в современном менеджменте на примере компании ООО «И-Турс»

 

Время, в которое мы живем, - эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически  неизбежную и необходимую перестройку. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку, в жизни отдельного человека - превращение его из “винтика” в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности. Такие изменения в обществе, экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих. Чтобы справиться с этим беспрецедентным в жизни нынешних поколений вызовом, нам, кроме всего прочего, нужно овладевать новым знанием, научиться пользоваться им на практике. Важная часть этого знания, как показывает мировой опыт, - постижение науки и искусства менеджмента.

В упрощенном понимании, менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, использовать труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент – функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент – это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров – это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Значимость менеджмента была особенно ясно осознана в тридцатые годы. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний – в самостоятельную дисциплину, а социальный слой – в весьма влиятельную общественную силу.

В настоящий момент очень  распространена практика выхода западных компаний на российский рынок, который  до недавнего времени, до времен глобального  кризиса, был наиболее привлекательным для частных инвестиций. Такие компании несут с собой и западную практику управления, менеджмента, западные принципы корпоративного управления. Примером может стать туристический оператор компания ООО «И-Турс», которая является дочерней компанией одного из гигантов туристического бизнеса, холдинга REWE (туристическое подразделение – ITS). Это немецкий холдинг и оператор ведет себя, так мало ранее практиковалось в туризме -  открыто и честно.

У компании есть свой «Кодекс корпоративного управления». Такие кодексы уже стали действительностью российского рынка. Одними из первых были компания ЮКОС, «Сибнефть» (в июле 1998 года) и «Ленэнерго» (в 2000 году), РАО «ЕЭС России» (2001 год), «ЛУКойла» (2001 год) и другие. Но иметь кодекс, не значит иметь план выживания на российском рынке. Выживают только те компании, которые сумеют международные принципы ведения бизнеса воплотить в России.

В компании ООО «И-Турс»  есть генеральный директор, который  представляет управление в России, а в немецком холдинге – независимый совет директоров, что с точки зрения современных западных стандартов является одним из ключевых условий эффективного менеджмента.

В вышеназванной компании команда формируется не с учетом функциональных ролей, а по принципу компетентности в том или ином деле. Менеджеры выполняют большую часть работы самостоятельно, действуя по принципу разделения ответственности и часто конкурируя между собой. Так в компании существует отделы по работе с частными лицами, по работе с агентствами, отдел ценообразования. Совещания проходят следующим образом: каждый член команды предлагает свое решение и критикует предложения конкурирующих отделов, а руководитель всех выслушивает и самостоятельно принимает решение. При этом в команде есть только две роли: «продавцы идей» и «покупатель идей». Такая форма работы имеет свои плюсы: она облегчает руководителю принятие решений. Благодаря выслушиванию противоположных мнений он получает более объективную картину.

Однако эта форма  работы эффективна только в том случае, если предмет обсуждения ясен и конкретен. Существуют более сложные ситуации, когда сама задача определена нечетко. Например, выработка стратегии организации в связи с экономическим кризисом или появлением конкурентов. В этом случае необходимо более четкое распределение ролей в команде. Нужны творческие члены команды, чтобы вырабатывать новые идеи. Нужны люди, способные к логическому мышлению, чтобы эти идеи оттачивать. Скептики нужны, чтобы подстегивать других членов команды. Но главная роль в такой команде принадлежит лидеру, способному интегрировать результат этого коллективного творчества в единое целое. Эффективно использовать потенциал команды умеют очень немногие руководители.

Информация о работе Основные принципы менеджмента