Основные проблемы и противоречия деятельности по управлению персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Предприятие — не только кибернетическая, организацион¬ная, техническая, информационная, но и экономическая и соци¬альная система, в которой важнейшим элементом является чело¬век — живой, творчески активный, со своими достоинствами и недостатками.
Личностный потенциал человека, его деловые качества служат источником и исходными принципами развития организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ………………………………………………..4
2. ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ ОАО ТД «НЕМАН»……………………………………………12
3. ОСНОВНЫЕ НАППРАВЛЕНИЯ И ПУТИ УСТРАНЕНИЯ
ПРОТИВОРЕЧИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………24

Файлы: 1 файл

ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ.docx

— 126.64 Кб (Скачать файл)

Ответы на эти принципиальные вопросы являются элементами концепции управления персоналом конкретной организации, включающей всех участников управления персоналом, прежде всего сотрудников, подразделения по работе с персоналом, управленческие кадры, совет акционеров или совет трудового коллектива и, разумеется, руководителей высшего звена управления организацией. При таком значительном числе участников управления персоналом возникает вопрос: кто несет ответственность за менеджмент персонала? Ответ на этот вопрос надо искать в принципе разделения задач между руководителями подразделений и кадровой службой (рис. 1.1).

Рис.1.1. Разделение компетентности [6, c.16]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ ОАО ТД «НЕМАН»

 

Одной из особенностей труда в торговле является высокий  удельный вес ручного труда и, следовательно, большая потребность  в работниках. Вследствие этого, торговля является по трудовым ресурсам одной  из самых ресурсоемких отраслей хозяйства. В связи с этим именно в торговле должно уделяться достаточно много  внимания и ресурсов не только подбору  персонала, но и постоянному повышению  уровня квалификации сотрудников. Другой особенностью труда работников торговли является его высокое нервно-эмоциональное  напряжение. Действительно, работа торгового  персонала связана с постоянными  контактами с покупателями, часто  покупатель не доволен товарами, ценами, качеством товара. Работник магазина должен, с одной стороны, уметь  сглаживать противоречия участвуя в  постоянном общении с посетителями торгового предприятия, а с другой,  объяснить преимущества данного  товара и убедить посетителя совершить  покупку. «Нервозность» работы повышается еще и в связи с кризисными явлениями в экономической и  моральной областях. Все это требует  от работников не только высокой квалификации, но и хорошего физического здоровья, умения снять стрессовое напряжение [3, c.35]. Эффективность труда персонала торговых предприятий, занятого непосредственно обслуживанием покупателей, во многом зависит от интенсивности покупательских. Этот показатель имеет высокую степень аритмии на протяжении не только рабочего дня, но и в отдельные дни недели, что проявляется в неравномерной трудовой загрузке работников, наличие вынужденных перерывов в деятельности, создании чрезмерной загрузки, приводящей к стрессовым эффектам. Например, количество покупателей в предпраздничные дни превышают нормальные уровень в несколько раз.

Для директора  ОАО «Торговый дом «Неман» очень важно своевременно определить причины конфликта. Знание причин возникновения той или иной конфликтной ситуации фактически до момента ее развития и вовлечения в конфликт все новых и новых сотрудников дает возможность руководителю блокировать данные причины и в последствии устранить их. 

Труд работника  магазина связан с постоянным общением с покупателями, поставщиками, коллегами  по работе. Не редко во время труда  работника магазина возникают конфликтные  и стрессовые ситуации. Очевидно, что  причины возникновения конфликта  на предприятии торговли отличаются от причин конфликтов на промышленных предприятиях, где основное время  сотрудников посвящено работе не с людьми, а с предметами труда, оборудованием.

Часто основа для  роста конфликтов как между персоналом и администрацией ОАО «Торговый дом «Неман», так и между самими работниками, лежит опять же в социальной плоскости. Низкие доходы, наедающие большинству населения чувствовать себя достойно, дифференциация доходов, постоянная боязнь потерять работу и «остаться на улице» – все это приводит к нервному напряжению и срывам.

Директор ОАО «Торговый дом «Неман» несомненно, заинтересован в наибольшей эффективности его функционирования. Для этого ему необходимо постоянно влиять на протекающие в его психологической сфере процессы. Однако, как показывает практика, достичь этого нелегко. Руководитель не сможет эффективно управлять своими подчиненными, если не будет иметь достаточно полной и точной информации о содержании каждого из элементов коллективной психологии, особенностях взаимоотношений между торговыми работниками.

Современная отечественная  психология предлагает менеджерам персонала  достаточно большой арсенал соответствующих  методов изучения внутри коллективных взаимоотношений. Их можно условно  объединить в три относительно самостоятельные  группы [8, c.21]:

1. Всеобщий метод (диалектический), реализуемый для изучения всех явлений объективной и субъективной действительности, в том числе и внутри коллективных, но предоставляющий руководителю лишь ориентировочную информацию.

2. Общие методы включают в себя те из методов, которые позволяют получать уже более точную информацию о содержании изучаемого явления. В интересах изучения психологии коллектива большинство психологов к ним относят методы наблюдения, изучения документов (контент-анализа), анализа результатов деятельности, независимых характеристик и эксперимента.

3. Специальные методы позволяют получать достаточно полную и точную информацию об изучаемых социально-психологических явлениях. В их числе наибольшее распространение в последние годы получил метод опроса, предполагающий изучение социально-психологических явлений коллектива на основе анализа ответов опрашиваемых (респондентов) на определенный перечень вопросов. Этот метод реализуется в различных методиках. [13, с.72]

Так, группа показателей, характеризующих внутриорганизационный  климат  ОАО «Торговый дом «Неман», состоит из следующих блоков показателей [5, с.21]:

  • показатели, характеризующие уровень профессиональной подготовки персонала;
  • показатели, характеризующие уровень организации труда (характеристики рабочего места,  степень удовлетворенности нормированием труда, санитарно-гигиенические условия );
  • социально-психологические характеристики (оценка взаимоотно-шений в коллективе). 

По ходу получения  диагностических показателей, в  то же время это показатели контроля и учета, выявлялись причины, вызвавшие  отклонения от норм (к примеру, санитарно-гигиенические  условия труда, степень удовлетворенности  коллективом и др.), которые учитывались  руководителем ОАО «Торговый дом «Неман» и структурных подразделений при разработке предложений по соответствующей корректировке отдельных направлений деятельности предприятия.

Диаграмма. 2.1. Мера удовлетворения персонала заработной платой

Диаграмма.2.2. Характеристика организации трудовой деятельности

 

Данные диаграммы 2.2. свидетельствуют о растущем числе в 2007 году по сравнению с 2006 годом неудовлетворенных заработной платой с 56% до 63%, условиями труда на 3%, неутешительные результаты анализа ответов респондентов на вопрос о знании нормативных документов, действующих на предприятии (политика государства в области качества обслуживания, положение о структурных подразделениях, должностные инструкции, приказы администрации, коллективный договор) свидетельствуют о необходимости проведения работ в этих направлениях. Значимость премии, награждение ценными подарками, запись сведений о поощрении в трудовую книжку рекомендованы как виды приоритетных поощрений в перспективе (диаграмма 2.4).

Диаграмма 2.3. Степень ознакомления персонала с Правилами внутреннего трудового распорядка

 

Диаграмма 2.4. Удовлетворение материальным поощрением персонала за трудовую деятельность

 

В рамках проводимого  исследования целесообразно привести результаты исследований в области  мотивации в ОАО «Торговый дом «Неман». В частности, у директора магазина бытует мнение, что абсолютное большинство людей приходит работать в торговлю из чисто меркантильных соображений: заработная плата, возможность получения дополнительного «приработка». Но опросы самих работников ОАО «Торговый дом «Неман» показывают, что очень важными, если не основными для них являются и социально-психологические факторы. Например, такие как «Хорошие шансы продвижения по службе», или, «Интересная работа, способствующая развитию знаний и навыков». Важны для работников и хорошее взаимоотношение с руководителем и трудовым коллективом. В таблице 2.1. приведены результаты проведенного опроса работников ОАО «Торговый дом «Неман».

 

 

Таблица 2.1

Результаты проведенного опроса по проблеме мотивации 

Почему работники выбирают новое  место работы

Итого

2.

Хорошие шансы продвижения по службе

4,8

1.

Хороший заработок

4,6

3.

Интересная работа, способствующая развитию Ваших знаний и навыков

4,6

4.

Работа, позволяющая думать и принимать  решения самостоятельно

4,4

9.

Хороший руководитель на новом месте  работы (если знаете)

4,4

8.

Хороший коллектив на новом месте  работы (если знаете)

4,2

16.

Стабильность компании и предлагаемой Вам работы

4,2

12.

Хорошие условия работы (нет шума, загрязнений и т.п.)

3,8

14.

Правильная на Ваш взгляд политика руководства предприятия (если знаете)

3,6

13.

Хороший имидж компании (если знаете)

3,4

14.

Гибкое рабочее время

3,2

15.

Работа без больших напряжений и стрессов

2,6

16.

Значительные дополнительные льготы

2,4

17.

Известность компании

2,4

18.

Престижность нового места работы

2,4

19.

Удобное расположение работы по отношению  к месту вашего проживания

2,0


 

В подтверждение результатов  опроса – результаты мониторинга, приведенные  на диаграмме 2.5.

Диаграмма 2.5. Оценка взаимоотношений в коллективе

 

Отношения в коллективе ОАО «Торговый дом «Неман» остаются ровными, хорошими. Подтверждение этому – не изменившийся процент положительных ответов респондентов (83% с товарищами по работе, 67% - с руководителями).

В целом же, проводя анализ систем трудовых отношений между  руководителями предприятий и наемными работниками, можно выявить следующие  тенденции:

  • занятость представляет главную социальную проблему для работников и определяет их поведение в отношениях с предпринимателями, абсолютное большинство работников боится потери работы;
  • руководители используют страх работников потерять место как один из основных инструментов своего влияния на трудовые отношения;
  • угроза увольнения заставляет работников не протестовать в активной форме против систематического снижения реальной заработной платы, соглашаться с авторитарным стилем управления, искать дополнительные источники доходов;
  • центр социальной напряженности в трудовых отношениях постепенно перемещается на уровень предприятия. Все большее число работников считает виновниками своего тяжелого положения директоров. Данная тенденция усиливается благодаря формированию образа руководителя как «нового русского» – энергичного человека, заботящегося только о своих личных доходах, лишенного моральных принципов и снимающего с себя ответственность за своих работников;
  • недовольство на предприятиях принимает в основном скрытые формы из-за социальной незащищенности и низкой организованности работников, слабости или отсутствия профсоюзных организаций.

 

 

 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ НАППРАВЛЕНИЯ И ПУТИ УСТРАНЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ

 

К основным направлениям по совершенствованию  внутри коллективных отношений на предприятии  можно отнести следующие:

Формирование и поддержание  благоприятного климата отношений  в малых группах и на предприятии  в целом.

Предупреждение конфликтных  ситуаций.

Обеспечение развитой трудовой координации, соответствия формальных и неформальных отношений.

В качестве примера для подражания по развитию коллективной целостности  на предприятии можно рассмотреть  опыт японских компаний.

Японские рабочие предпочитают коллективный труд и считают, что при такой организации труда они работают значительно производительнее и эффективнее. Любопытный пример большой важности коллективизма для японских рабочих приводит американский специалист по вопросам управления профессор У. Оути. Он рассказывает о случае из практики одной американской компании, попытавшейся создать на своем заводе в Японии систему индивидуальных вознаграждений в виде премий за полученную компанией экономию от внедрения рационализаторских предложений. Поскольку в установленный срок предложений сделано не было, американцы обратились за разъяснениями к своим японским работникам. От них они получили такой ответ: «Никто не может в одиночку разобраться в вопросах улучшения в работе. Мы работаем сообща, и любая идея, которая может появиться у одного из нас, фактически возникает из наблюдений за другими и в разговорах с ними. Если бы один из нас был бы признан ответственным за такую идею, то это бы всех нас привело бы в замешательство». После этого компания сочла необходимым внедрить систему коллективного премирования рационализаторских предложений. Внесшим их группам выплачивались бонусы, которые чаще всего сберегались их членами-рационализаторами до конца года для устройства вечера в ресторане или для совместного проведения отпуска. Внедрение новой системы привело к тому, что предложения хлынули, как из рога изобилия.

Как отмечает японский исследователь  Томиномори Кэндзи, в Японии «основной  функциональной единицей организации  управления является не индивид, как в управлении западного типа, а самая малая группа». Такой малой группой являются, например, рабочие бригады на заводе, кружки контроля качества и т.д.

Важная роль в укреплении коллективистских принципов работы и ответственности за нее принадлежит  также распространенной в японских компаниях системе принятия решений  по общему согласию («ринги сейдо»). Эта система предусматривает предварительное обсуждение и согласование решения того или иного вопроса на различных иерархических уровнях вплоть до принятия окончательного решения на высших уровнях управления.

Информация о работе Основные проблемы и противоречия деятельности по управлению персоналом