Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 15:00, курсовая работа
Предприятие — не только кибернетическая, организацион¬ная, техническая, информационная, но и экономическая и соци¬альная система, в которой важнейшим элементом является чело¬век — живой, творчески активный, со своими достоинствами и недостатками.
Личностный потенциал человека, его деловые качества служат источником и исходными принципами развития организации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ………………………………………………..4
2. ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ ОАО ТД «НЕМАН»……………………………………………12
3. ОСНОВНЫЕ НАППРАВЛЕНИЯ И ПУТИ УСТРАНЕНИЯ
ПРОТИВОРЕЧИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………24
Ответы на эти принципиальные вопросы являются элементами концепции управления персоналом конкретной организации, включающей всех участников управления персоналом, прежде всего сотрудников, подразделения по работе с персоналом, управленческие кадры, совет акционеров или совет трудового коллектива и, разумеется, руководителей высшего звена управления организацией. При таком значительном числе участников управления персоналом возникает вопрос: кто несет ответственность за менеджмент персонала? Ответ на этот вопрос надо искать в принципе разделения задач между руководителями подразделений и кадровой службой (рис. 1.1).
Рис.1.1. Разделение компетентности [6, c.16]
2. ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
Одной из особенностей
труда в торговле является высокий
удельный вес ручного труда и,
следовательно, большая потребность
в работниках. Вследствие этого, торговля
является по трудовым ресурсам одной
из самых ресурсоемких отраслей хозяйства.
В связи с этим именно в торговле
должно уделяться достаточно много
внимания и ресурсов не только подбору
персонала, но и постоянному повышению
уровня квалификации сотрудников. Другой
особенностью труда работников торговли
является его высокое нервно-
Для директора ОАО «Торговый дом «Неман» очень важно своевременно определить причины конфликта. Знание причин возникновения той или иной конфликтной ситуации фактически до момента ее развития и вовлечения в конфликт все новых и новых сотрудников дает возможность руководителю блокировать данные причины и в последствии устранить их.
Труд работника
магазина связан с постоянным общением
с покупателями, поставщиками, коллегами
по работе. Не редко во время труда
работника магазина возникают конфликтные
и стрессовые ситуации. Очевидно, что
причины возникновения
Часто основа для роста конфликтов как между персоналом и администрацией ОАО «Торговый дом «Неман», так и между самими работниками, лежит опять же в социальной плоскости. Низкие доходы, наедающие большинству населения чувствовать себя достойно, дифференциация доходов, постоянная боязнь потерять работу и «остаться на улице» – все это приводит к нервному напряжению и срывам.
Директор ОАО «Торговый дом «Неман» несомненно, заинтересован в наибольшей эффективности его функционирования. Для этого ему необходимо постоянно влиять на протекающие в его психологической сфере процессы. Однако, как показывает практика, достичь этого нелегко. Руководитель не сможет эффективно управлять своими подчиненными, если не будет иметь достаточно полной и точной информации о содержании каждого из элементов коллективной психологии, особенностях взаимоотношений между торговыми работниками.
Современная отечественная
психология предлагает менеджерам персонала
достаточно большой арсенал
1. Всеобщий метод (диалектический), реализуемый для изучения всех явлений объективной и субъективной действительности, в том числе и внутри коллективных, но предоставляющий руководителю лишь ориентировочную информацию.
2. Общие методы включают в себя те из методов, которые позволяют получать уже более точную информацию о содержании изучаемого явления. В интересах изучения психологии коллектива большинство психологов к ним относят методы наблюдения, изучения документов (контент-анализа), анализа результатов деятельности, независимых характеристик и эксперимента.
3. Специальные методы позволяют получать достаточно полную и точную информацию об изучаемых социально-психологических явлениях. В их числе наибольшее распространение в последние годы получил метод опроса, предполагающий изучение социально-психологических явлений коллектива на основе анализа ответов опрашиваемых (респондентов) на определенный перечень вопросов. Этот метод реализуется в различных методиках. [13, с.72]
Так, группа показателей,
характеризующих
По ходу получения диагностических показателей, в то же время это показатели контроля и учета, выявлялись причины, вызвавшие отклонения от норм (к примеру, санитарно-гигиенические условия труда, степень удовлетворенности коллективом и др.), которые учитывались руководителем ОАО «Торговый дом «Неман» и структурных подразделений при разработке предложений по соответствующей корректировке отдельных направлений деятельности предприятия.
Диаграмма. 2.1. Мера удовлетворения персонала заработной платой
Диаграмма.2.2. Характеристика организации трудовой деятельности
Данные диаграммы 2.2. свидетельствуют о растущем числе в 2007 году по сравнению с 2006 годом неудовлетворенных заработной платой с 56% до 63%, условиями труда на 3%, неутешительные результаты анализа ответов респондентов на вопрос о знании нормативных документов, действующих на предприятии (политика государства в области качества обслуживания, положение о структурных подразделениях, должностные инструкции, приказы администрации, коллективный договор) свидетельствуют о необходимости проведения работ в этих направлениях. Значимость премии, награждение ценными подарками, запись сведений о поощрении в трудовую книжку рекомендованы как виды приоритетных поощрений в перспективе (диаграмма 2.4).
Диаграмма 2.3. Степень ознакомления персонала с Правилами внутреннего трудового распорядка
Диаграмма 2.4. Удовлетворение материальным поощрением персонала за трудовую деятельность
В рамках проводимого исследования целесообразно привести результаты исследований в области мотивации в ОАО «Торговый дом «Неман». В частности, у директора магазина бытует мнение, что абсолютное большинство людей приходит работать в торговлю из чисто меркантильных соображений: заработная плата, возможность получения дополнительного «приработка». Но опросы самих работников ОАО «Торговый дом «Неман» показывают, что очень важными, если не основными для них являются и социально-психологические факторы. Например, такие как «Хорошие шансы продвижения по службе», или, «Интересная работа, способствующая развитию знаний и навыков». Важны для работников и хорошее взаимоотношение с руководителем и трудовым коллективом. В таблице 2.1. приведены результаты проведенного опроса работников ОАО «Торговый дом «Неман».
Таблица 2.1
Результаты проведенного опроса по проблеме мотивации
№ |
Почему работники выбирают новое место работы |
Итого |
2. |
Хорошие шансы продвижения по службе |
4,8 |
1. |
Хороший заработок |
4,6 |
3. |
Интересная работа, способствующая развитию Ваших знаний и навыков |
4,6 |
4. |
Работа, позволяющая думать и принимать решения самостоятельно |
4,4 |
9. |
Хороший руководитель на новом месте работы (если знаете) |
4,4 |
8. |
Хороший коллектив на новом месте работы (если знаете) |
4,2 |
16. |
Стабильность компании и предлагаемой Вам работы |
4,2 |
12. |
Хорошие условия работы (нет шума, загрязнений и т.п.) |
3,8 |
14. |
Правильная на Ваш взгляд политика руководства предприятия (если знаете) |
3,6 |
13. |
Хороший имидж компании (если знаете) |
3,4 |
14. |
Гибкое рабочее время |
3,2 |
15. |
Работа без больших напряжений и стрессов |
2,6 |
16. |
Значительные дополнительные льготы |
2,4 |
17. |
Известность компании |
2,4 |
18. |
Престижность нового места работы |
2,4 |
19. |
Удобное расположение работы по отношению к месту вашего проживания |
2,0 |
В подтверждение результатов опроса – результаты мониторинга, приведенные на диаграмме 2.5.
Отношения в коллективе ОАО «Торговый дом «Неман» остаются ровными, хорошими. Подтверждение этому – не изменившийся процент положительных ответов респондентов (83% с товарищами по работе, 67% - с руководителями).
В целом же, проводя анализ систем трудовых отношений между руководителями предприятий и наемными работниками, можно выявить следующие тенденции:
3. ОСНОВНЫЕ НАППРАВЛЕНИЯ И ПУТИ УСТРАНЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
К основным направлениям по совершенствованию внутри коллективных отношений на предприятии можно отнести следующие:
Формирование и поддержание благоприятного климата отношений в малых группах и на предприятии в целом.
Предупреждение конфликтных ситуаций.
Обеспечение развитой трудовой координации, соответствия формальных и неформальных отношений.
В качестве примера для подражания по развитию коллективной целостности на предприятии можно рассмотреть опыт японских компаний.
Японские рабочие предпочитают коллективный труд и считают, что при такой организации труда они работают значительно производительнее и эффективнее. Любопытный пример большой важности коллективизма для японских рабочих приводит американский специалист по вопросам управления профессор У. Оути. Он рассказывает о случае из практики одной американской компании, попытавшейся создать на своем заводе в Японии систему индивидуальных вознаграждений в виде премий за полученную компанией экономию от внедрения рационализаторских предложений. Поскольку в установленный срок предложений сделано не было, американцы обратились за разъяснениями к своим японским работникам. От них они получили такой ответ: «Никто не может в одиночку разобраться в вопросах улучшения в работе. Мы работаем сообща, и любая идея, которая может появиться у одного из нас, фактически возникает из наблюдений за другими и в разговорах с ними. Если бы один из нас был бы признан ответственным за такую идею, то это бы всех нас привело бы в замешательство». После этого компания сочла необходимым внедрить систему коллективного премирования рационализаторских предложений. Внесшим их группам выплачивались бонусы, которые чаще всего сберегались их членами-рационализаторами до конца года для устройства вечера в ресторане или для совместного проведения отпуска. Внедрение новой системы привело к тому, что предложения хлынули, как из рога изобилия.
Как отмечает японский исследователь Томиномори Кэндзи, в Японии «основной функциональной единицей организации управления является не индивид, как в управлении западного типа, а самая малая группа». Такой малой группой являются, например, рабочие бригады на заводе, кружки контроля качества и т.д.
Важная роль в укреплении коллективистских принципов работы и ответственности за нее принадлежит также распространенной в японских компаниях системе принятия решений по общему согласию («ринги сейдо»). Эта система предусматривает предварительное обсуждение и согласование решения того или иного вопроса на различных иерархических уровнях вплоть до принятия окончательного решения на высших уровнях управления.
Информация о работе Основные проблемы и противоречия деятельности по управлению персоналом