предприимчивость (способность
добиваться конкретных экономических
и социальных целей благодаря нахождению
и реализации нестандартных решений);
новаторство, изобретательность;
напористость, смелость, целеустремленность.
Ему надо быть лидером в полном
смысле этого слова: уметь общаться, побуждать
работников к творческой деятельности;
отмечать и оценивать каждое достижение
подчиненного; находить выход из конфликтных
ситуаций; быть предельно объективным
независимо от своих симпатий; подбирать,
обучать и выдвигать работников; уметь
подчиняться и соблюдать субординацию;
искусно вести деловые переговоры.
Богатый практический опыт
менеджмента выработал некоторые рекомендации
начинающему менеджеру:
не делайте все самостоятельно;
не считайте себя лучше других;
не беритесь за все дела сразу;
не переносите на завтра то,
что можно сделать сегодня;
четко разграничивайте функции
работников, определяйте конкретные задания
и обязанности;
не перекладывайте собственные
упущения в работе на других.
Нельзя забывать о социальной
направленности менеджмента. Социальная
сторона деятельности менеджера предполагает,
с одной стороны, заботу о создании благоприятных
условий работы для своих подчиненных
(достойный уровень оплаты труда, комфортные
условия в производственных помещениях
и др.). Однако есть и другая сторона социальных
обязанностей менеджера, о которой, к сожалению,
многие менеджеры забывают. Речь идет
о необходимости честного отношения к
стране, народу, обществу, которые создали
объективные условия для плодотворной
деятельности менеджера и возглавляемой
им компании. Здесь возможности для участия
менеджера в решении социальных проблем
безграничны. Это не только своевременная
уплата налогов, но и различные формы благотворительной
деятельности.
Хороший пример для подражания
в этом отношении продемонстрировал в
свое время К. Мацусита — основатель японской
компании Matsushita Electric Industrial Co., Ltd. (торговые
марки Panasonic, Technics). Его считают одним из
гениев менеджмента. К. Мацусита так сформулировал
основные цели бизнеса: «Через производство
товаров высокого качества, удовлетворяющих
требованиям потребителей, служить прогрессу,
вносить вклад в общественное благосостояние
и в дальнейшее развитие культуры». Он
разработал семь основных положений менеджмента:
не хитри, будь честным;
будь хозяином на своем месте;
не живи вчерашним днем, постоянно
совершенствуй свои познания;
относись с уважением и вниманием
к окружающим;
все время помни о внешнем мире,
приспосабливайся к законам его развития;
с благодарностью относись
к тому, что имеешь и получаешь — мы все
берем у общества в долг;
не уставай вопрошать: на кого
ты работаешь? Ответ только один — на общество.
Менеджмент — не догма. Современный
менеджмент — это многообразие различных
вариантов действий в конкретных условиях.
За минувшие сто лет в мире накоплен богатый
опыт менеджмента.
Определены закономерности,
сформулированы принципиальные выводы
и рекомендации. Принято считать, что если
предприятие работает плохо, то это означает
отсутствие эффективного менеджмента.
Плохой менеджмент — основная причина
спада в деятельности предприятия.
Практический опыт работы всемирно
известных компаний и выдающихся менеджеров
подтверждает это правило. Так, Г. Форд-старший
говорил: «Если предприятие нуждается
в деньгах вследствие дурного руководства,
нужно убрать руководителей. Надо лечить
недуг изнутри, а не наклеивать пластырь
снаружи». Принцип фирмы IBM гласит: «Вы
можете свалять дурака в чем угодно и вам
дадут шанс исправиться. Но если вы хоть
немного схалтурите в том, что касается
управления людьми, то вам конец. Здесь
все просто: либо высший уровень работы,
либо нам придется расстаться». Эту же
точку зрения разделяют и в фирме General
Motors: «Руководитель не может позволить
себе роскошь учиться на ошибках». И еще:
«Успех нашего бизнеса тесно связан с
дарованием и преданностью наших менеджеров.
Прибыль течет туда, где есть мозги». Ведущий
специалист по менеджменту Питер Ф. Друкер
так формулирует основные правила эффективного
руководства:
1) Хорошо обдумайте цели и задачи,
которые вы ставите. При неясной цели требуются
двойные усилия.
2) Сосредоточьтесь на чем-нибудь
одном. Редкий человек может успешно справляться
с разными делами одновременно.
3) Считайтесь со своими возможностями
и возможностями ваших сотрудников. Как
отличить способного руководителя от
неспособного? Один из главных критериев
здесь такой: боится ли он больше всего,
что его сотрудники не справятся с задачей,
или он обращает в первую очередь внимание
на то, что они хорошо делают и соответственно
распределяет работу. Изучая условия рынка,
хороший менеджер ищет такие возможностей,
которые его фирма может использовать
с максимальным успехом.
Эффективность работы менеджеров
могут снижать характерные недостатки:
озабоченность тем, чем, собственно,
не следует заниматься;
недооценка своей роли;
непонимание того, что деятельность
менеджера как руководителя коллектива
приобретает все большее значение.
К недостаткам также можно отнести:
стремление к получению более высокой
заработной платы и других материальных
благ в ущерб интересам дела; стремление
к внешним атрибутам, символам власти
(дом, кабинет, автомобиль и др.); заботу
о собственной карьере в ущерб интересам
своих подчиненных, присвоение себе заслуг
других; самоизоляцию (потерю интереса
к подчиненным. их нуждам и заботам); сокрытие
своих мыслей, чувств, эмоций от сотрудников.
Приведем краткое содержание
Кодекса нести менеджера, который является
совокупностью убеждений и правил поведения.
Менеджмент — это не только
профессия, но и образ мышления, деятельности,
жизни.
1.2. Этапы развития
менеджмента.
Сегодня вряд ли
кто скажет, как и когда зародилось искусство
и наука управления. Менеджмент существовал
всегда там где работали люди, и как правило
в трёх сферах человеческого общества:
политической — необходимость установления
и поддержания порядка в группах;
экономической — необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;
оборонительной — защита от врагов и диких
зверей.
Даже в самых древних
обществах требовались личности, которые
координировали и направляли деятельность
групп (сбор пищи, строительство жилья
и т. д.). Рассматривая развитие теории и
практики менеджмента, выделяют несколько
исторических периодов:
I период — древний период (9-7 тыс.лет
до н. э. до 18 в н. э.). Прежде чем выделиться
в самостоятельную область знаний, человечество
тысячелетиями по крупицам накапливало
опыт управления. Самые простые, зачаточные
формы упорядочения и организации совместного
труда существовали на стадии первобытнообщинного
строя. Старейшины, вожди родов и племён
олицетворяли собой руководящее начало
всех видов деятельности. Примерно в 9-7
тысячелетии произошёл переход от присваивающего
хозяйства к производящему, что стало
точкой отсчёта в зарождении менеджмента.
В Др. Египте был накоплен богатый опыт
управления государственным хозяйством.
В 3000-2800 гг. до н. э. сформировался достаточно
развитый для того времени государственный
управленческий аппарат и его обслуживающая
прослойка (писцы, чиновники и др.). Одним
из первых, кто дал характеристику управлению,
был Сократ (470—399 гг. до н. э.). Он проанализировал
различные формы управления, на основе
чего провозгласил принцип универсальности
управления.
Платон (428—348 гг. до н. э.) дал классификацию
форм государственного управления, сделал
попытки разграничить функции органов
управления.
Александр Македонский (356—323 гг.
до н. э.) развил теорию и практику управления
войсками (определил понятие стратегии и тактики). Естественно,
что приведённые примеры не охватывают
все события, а лишь обращают внимание
на основные вопросы интересовавшие общество
на ранних стадиях развития менеджмента.
II период — индустриальный период
(1776—1890 гг.) Наибольшая заслуги в развитии
представлений о государственном управлении
в этот период принадлежит А. Смиту. Он является не только
представителем классической политэкономии,
но и специалистом в области управления,
так как провёл анализ различных формразделения труда, дал характеристику
обязанностей государя и государства.
Р. Оуэну принадлежат идеи гуманизации
управления, признания необходимости
обучения, улучшения условий труда и быта
рабочих (что актуально и сейчас).
Переворот в теории
и практике управления связан с именем Ч. Бэббиджа (1833 г.), который разработал
проект «аналитической машины» — прообраза
современной цифровой вычислительной
техники, с помощью которой уже тогда управленческие
решения принимались более оперативно.
III период — период систематизации
(1856—1960 гг.). Наука об управлении находится
в постоянном движении, формируются новые
направления, школы, течения, изменяется
и совершенствуется научный аппарат, меняются
исследователи и их взгляды. То, что мы
сегодня называем менеджментом зародилось
во времена промышленной революции в 19
в. Возникновение фабрики, как первичного
типа производства и необходимость обеспечения
работой больших групп людей, означали,
что индивидуальные владельцы больше
не могли наблюдать самостоятельно за
деятельностью всех работников. Для этих
целей обучали лучших работников, обучали
для того, чтобы они могли представлять
интересы владельцев на местах, это и были
первые менеджеры.
IV период — информационный (1960 г. —
настоящее время). В настоящее время для
принятия любого управленческого решения
требуется огромное количество информации,
которую обрабатывают с помощью математических
приёмов и вычислительной техники. Управление
рассматривается как логический процесс,
который может быть выражен математически.
Появились системный, ситуационный и процессные
подходы.
Современная система
взглядов на управление за рубежом (основные
положения были сформулированы в 70-80-е
гг. ХХ века). Основные положения:
предприятие это открытая
система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды;
ориентация не на объёмы выпуска,
а на качество продукции и услуг, на удовлетворение
потребителей;
ситуационный подход к управлению,
признание важности быстроты и адекватности
реакции;
главный источник прибыли — люди, обладающие знаниями,
и условия для реализации их потенциала;
система управления, ориентированная
на повышение роли организационной
культуры и нововведений, мотивацию работников и стиль руководства.
Причины возникновения:
НТР, концентрация научного и производственного потенциала;
в послевоенный период в мировой
экономике заметную роль стали играть
отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности людей, а также отрасли, основанные
на прогрессивных технологиях;
производство всё больше ориентируется
на специализированные запросы потребителей,
то есть на большие по ёмкости рынки, что
привело к образованию большого числа
малых и средних предприятий, к усложнению
системы связей между организациями, к
высокой значимости таких критериев бизнеса,
как гибкость, динамичность и адаптивность
к требованиям внешней среды.
Принципы управления
в новой парадигме:
ответственность как обязательное
условие успешного менеджмента;
коммуникации, пронизывающие
форму по горизонтали и по вертикали;
атмосфера в фирме, помогающая
раскрытию способностей работающих;
установление долевого участия
каждого работающего в общих результатах;
своевременная реакция на изменения
в окружающей среде;
методы работы с людьми, обеспечивающие
их удовлетворённость работой;
непосредственное участи менеджеров
в работе групп на всех этапах как условие
согласованной работы;