Основные тенденции современного этапа развития теории управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 13:54, реферат

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать современные концепции менеджмента, выделить их особенности, проблемы и пути решения.
Актуальность данной работы – проследить развитие управленческой мысли, выяснить недостатки и достоинства теорий для осуществления грамотной управленческой деятельности.
Объект данной работы – изучение и анализ современных концепций менеджмента.

Содержание работы

Введение
1.Теоретические основы менеджмента.
1.1.Понятие и сущность менеджмента
1.2. Этапы развития менеджмента
1.3 Функции менеджмента
2.Модели менеджмента
2.1. Зарубежные модели менеджмета
2.2. Модели управления в России.
2.3.Сравнительный анализ моделей менеджмента
3. Основные тенденции современного этапа развития теории управления
4.Заключение
5.Список литературы

Файлы: 1 файл

теория менеджмента.docx

— 131.69 Кб (Скачать файл)
  • умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер;

  • этика бизнеса — золотое правило менеджмента;

  • честность и доверие к людям;

  • опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал;

  • качество личной работы и её постоянное совершенствование.

Основные школы управления

Школа научного управления

(рационалистическая  школа) (1885—1920 гг.) связана с работами Фредерика Тейлора, Фрэнка и Лилиан Гилбрет, Генри Ганта, Г. Эмерсона, Г. Форда.

Методология школы:

  1. создатели школы считали, что используя наблюдение, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда;

  1. первой фазой методологии были анализ содержания работы и определение её основных компонентов. Так, Гилбреты изучали операции используя кинокамеру в сочетании с микрохронометражом, фиксирующим интервалы до 1/200 секунды, чтобы определить время, необходимое на конкретное движение при выполнении работы.

Отношение к человеческому фактору:

  1. Систематическое стимулирование работников с целью их заинтересованности в росте производительности труда и объёмов производства;

  1. Введение перерывов в производстве, в том числе для отдыха;

  1. Установление выполнимых производственных норм, и дополнительные платежи тем, кто превосходил их;

  1. Признавалась важность отбора людей физически и интеллектуально соответствовавших выполняемой работе, обучение работников.

Отделение функций менеджмента от производственных:

  1. Выступали за отделение управленческих функций анализа и планирования от фактического выполнения работы;

  1. Определили деятельность по управлению как определённую специальность, которая необходима для успеха организации;

  1. Управление стало признаваться как отдельная область профессиональной деятельности, хотя представители школы занимались проблемами повышения эффективности труда на уровне ниже управленческого.

Административная (классическая)

(1920—1950 гг.) связана с работами Анри Файоля (руководитель французской компании по добыче угля), Линдала Урвика (консультант по вопросам управления в Англии), Джеймса Муни (вице-президент компании Дженерал Моторз), А. Рейли, Л. Гьюлика, У. Ньюмана, Л. Аллена, М. Вебера.

Цель школы — создание универсальных принципов управления, следование которым приведёт организацию к успеху.

Разработали две категории принципов управления:

  1. Связанные с разработкой рациональной системы управления организацией. Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. Определяя основные функции бизнеса, как финансы, производство и маркетинг были уверены, что могут определить лучший способ разделения организации на группы и подгруппы.

  1. Связанные с построением структуры организации и управления работниками. Рациональная бюрократия Макса Вебера.

Особенности школы:

  1. Представители школы имели непосредственный опыт руководителей высшего звена в большом бизнесе;

  1. Исследования были направлены на повышение эффективности работы всей организации;

  1. Представители школы старались оценить деятельность организации с точки зрения широкой перспективы, определить общие характеристики и закономерности организаций.

Анри Файоль сформулировал 14 принципов управления (см. статью Анри Файоль)

Школа человеческих отношений

(1930—1950 гг.) и поведенческие науки (1950 г. — настоящее время).

Представители школы человеческих отношений: Мэри Паркер Фоллет, Элтон Мэйо, Абрахам Маслоу. Представители более позднего (поведенческого) направления школы: К. Аджирис, Р. Лайкерт, Д. МакГрегор, Ф. Герцбер, Ч. Бернард и др.

Особенности школы человеческих отношений:

  1. Осознание человеческого фактора как основного элемента эффективной организации (в отличие от предыдущих школ);

  1. Эксперименты Э. Мэйо (хоторнские) открыли новое направление в теории управления. Четко разработанные рабочие операции и хорошее вознаграждение не всегда ведут к росту производительности труда, в отличие от сил возникающие в ходе взаимодействия между людьми;

  1. Более поздние исследования (А. Маслоу и др. психологов) позволили понять причины этого явления. Мотивами поступков людей являются не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично удовлетворены с помощью денег (общение, уважение, самовыражение).

Особенности развития взглядов на управление в поведенческих науках:

  1. Представители этого направления изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти, авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникаций, изменения содержания работы и КТЖ;

  1. Помощь работнику в осознании собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями;

  1. Основная цель школы — повышение эффективности организации за счет повышения эффективности использования ее человеческих ресурсов;

  1. Главное — правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности и работника, и организации.

Школа науки управления (количественных методов

(1950 г. — настоящее время). Представители: Р. Акофф, Л. Фон Берталанфи, С. Бир, Ф. Гольдбергер, Д. Форсрестер, Р. Люс, Л. Клейн.

Особенности школы:

  1. Формирование школы связано с возникновением кибернетики и исследований операций. Первоначально исследование операций сводилось к разработке способов количественного анализа задачи как целостного без выделения ее частей. По своей сути исследование операций — это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации;

  1. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию разрабатывает модель ситуации. Модель — форма представления реальности, упрощающая ее, облегчающая понимание ее сложностей (карта, глобус). После создания модели переменным задаются количественные характеристики (значения), что позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними;

  1. Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями.

Компьютер позволил исследователям операций конструировать модели возрастающей сложности. Это модели встречающиеся в менеджменте: распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития и др.

Теория принятия решений — дальнейшее развитие идей школы управления.

Основные направления:

  1. Разработка методов математического моделирования процессов выработки и принятия решений в организациях;

  1. Создание алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр и др.;

  1. Разработка количественных прикладных и абстрактных моделей экономических явлений, в том числе моделей воспроизводства, моделей баланса затрат и выпуска, моделей прогнозирования научно-технического и экономического развития.

 

В теории менеджмента принято выделять следующие научные школы (табл. 2.3)

 

 

 

 

1.3 Функции менеджмента 

Менеджмент — это виды управленческой деятельности, которые обеспечивают формирование способов влияния на деятельность организации..

Развитие идей Ф. Отметим, что тейлора было продолжено и французским инженером Анри Файолем. В ϲʙᴏей книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.) он разбил все операции на предприятии на группы:

  • технические (производство, обработка);

  • коммерческие (покупка, продажа, обмен);

  • финансовые (привлечение капитала и эффективное его использование);

  • страховые (охрана собственности и личности);

  • учетные (бухгалтерия, статистика, инвентаризация);

  • административные

Согласно Файолю, управлять – ϶ᴛᴏ вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы, обеспечив правильный ход шести операций, причем последнюю Файоль и отнес к управлению.

Файоль выделил функции менеджмента, кᴏᴛᴏᴩые и сегодня лежат в основе ϶ᴛᴏй науки 

Рисунок № 2.6. Функции менеджмента (по А. Файолю) 

Управленческие процессы на предприятии происходят на основе функционального распределения. Суть управленческой деятельности на всех уровнях управления обеспечивают функции менеджмента

На сегодняшний день к функциям менеджмента относится :

  • планирование,

  • организация,

  • мотивация,

  • контроль,

  • регулирование.

В Советском Союзе выделяли такие функции менеджмента:

  • планирование,

  • организация,

  • координация,

  • стимулирование,

  • регулирование,

  • контроль.

Американские ученые Майкл Мескон, Майкл Альберт и Франклин Хедоури[1] выделяют четыре функции менеджмента:

  • планирование,

  • организация,

  • мотивация,

  • контроль.

Эти функции управления связаны процессами принятия решений и коммуникацией.

Функция планирования является номером один в менеджменте. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование обеспечивает более четкую координацию усилий структурных подразделений и таким образом укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации. А это значит, что планирование — это непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не должны носить директивного характера, а меняться в соответствии с конкретной ситуацией.

Информация о работе Основные тенденции современного этапа развития теории управления