умение слушать всех, с кем сталкивается
в своей работе менеджер;
этика бизнеса — золотое правило менеджмента;
честность и доверие к людям;
опора на фундаментальные основы
менеджмента: качество, затраты, сервис,
нововведения, контроль ресурсов, персонал;
качество личной работы и её
постоянное совершенствование.
Основные
школы управления
Школа
научного управления
(рационалистическая
школа) (1885—1920 гг.) связана с работами Фредерика Тейлора, Фрэнка и Лилиан Гилбрет, Генри Ганта, Г. Эмерсона, Г. Форда.
Методология школы:
создатели школы считали, что
используя наблюдение, замеры, логику
и анализ, можно усовершенствовать многие
операции ручного труда;
первой фазой методологии были
анализ содержания работы и определение
её основных компонентов. Так, Гилбреты
изучали операции используя кинокамеру
в сочетании с микрохронометражом, фиксирующим
интервалы до 1/200 секунды, чтобы определить время, необходимое
на конкретное движение при выполнении
работы.
Отношение к человеческому
фактору:
Систематическое стимулирование
работников с целью их заинтересованности
в росте производительности труда и объёмов
производства;
Введение перерывов в производстве,
в том числе для отдыха;
Установление выполнимых производственных
норм, и дополнительные платежи тем, кто
превосходил их;
Признавалась важность отбора
людей физически и интеллектуально соответствовавших
выполняемой работе, обучение работников.
Отделение функций
менеджмента от производственных:
Выступали за отделение управленческих
функций анализа и планирования от фактического
выполнения работы;
Определили деятельность по
управлению как определённую специальность,
которая необходима для успеха организации;
Управление стало признаваться
как отдельная область профессиональной
деятельности, хотя представители школы
занимались проблемами повышения эффективности
труда на уровне ниже управленческого.
Административная
(классическая)
(1920—1950 гг.) связана
с работами Анри Файоля (руководитель французской
компании по добыче угля), Линдала Урвика
(консультант по вопросам управления в
Англии), Джеймса Муни (вице-президент
компании Дженерал Моторз), А. Рейли, Л.
Гьюлика, У. Ньюмана, Л. Аллена, М. Вебера.
Цель школы — создание
универсальных принципов управления,
следование которым приведёт организацию
к успеху.
Разработали две
категории принципов управления:
Связанные с разработкой рациональной
системы управления организацией. Файоль
рассматривал управление как универсальный
процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных
функций. Определяя основные функции бизнеса,
как финансы, производство и маркетинг
были уверены, что могут определить лучший
способ разделения организации на группы
и подгруппы.
Связанные с построением структуры
организации и управления работниками.
Рациональная бюрократия Макса Вебера.
Особенности школы:
Представители школы имели
непосредственный опыт руководителей
высшего звена в большом бизнесе;
Исследования были направлены
на повышение эффективности работы всей
организации;
Представители школы старались
оценить деятельность организации с точки
зрения широкой перспективы, определить
общие характеристики и закономерности
организаций.
Анри Файоль сформулировал
14 принципов управления (см. статью Анри Файоль)
Школа
человеческих отношений
(1930—1950 гг.) и поведенческие
науки (1950 г. — настоящее время).
Представители
школы человеческих отношений: Мэри Паркер Фоллет, Элтон Мэйо, Абрахам Маслоу. Представители
более позднего (поведенческого) направления
школы: К. Аджирис, Р. Лайкерт, Д. МакГрегор,
Ф. Герцбер, Ч. Бернард и др.
Особенности школы
человеческих отношений:
Осознание человеческого фактора
как основного элемента эффективной организации
(в отличие от предыдущих школ);
Эксперименты Э. Мэйо (хоторнские)
открыли новое направление в теории управления.
Четко разработанные рабочие операции
и хорошее вознаграждение не всегда ведут
к росту производительности труда, в отличие
от сил возникающие в ходе взаимодействия
между людьми;
Более поздние исследования
(А. Маслоу и др. психологов) позволили
понять причины этого явления. Мотивами
поступков людей являются не экономические
силы, а различные потребности, которые
могут быть лишь частично удовлетворены
с помощью денег (общение, уважение, самовыражение).
Особенности развития
взглядов на управление в поведенческих
науках:
Представители этого направления
изучали различные аспекты социального
взаимодействия, мотивации, характера
власти, авторитета, лидерства, организационной
структуры, коммуникаций, изменения содержания
работы и КТЖ;
Помощь работнику в осознании
собственных возможностей на основе применения
концепций поведенческих наук к построению
и управлению организациями;
Основная цель школы — повышение эффективности
организации за счет повышения эффективности
использования ее человеческих ресурсов;
Главное — правильное применение науки
о поведении всегда будет способствовать
повышению эффективности и работника,
и организации.
Школа
науки управления (количественных методов
(1950 г. — настоящее
время). Представители: Р. Акофф, Л. Фон
Берталанфи, С. Бир, Ф. Гольдбергер, Д. Форсрестер,
Р. Люс, Л. Клейн.
Особенности школы:
Формирование школы связано
с возникновением кибернетики и исследований
операций. Первоначально исследование
операций сводилось к разработке способов
количественного анализа задачи как целостного
без выделения ее частей. По своей сути
исследование операций — это применение методов научного
исследования к операционным проблемам
организации;
После постановки проблемы
группа специалистов по исследованию
разрабатывает модель ситуации. Модель — форма представления реальности,
упрощающая ее, облегчающая понимание
ее сложностей (карта, глобус). После создания
модели переменным задаются количественные
характеристики (значения), что позволяет
объективно сравнить и описать каждую
переменную и отношения между ними;
Ключевой характеристикой науки
управления является замена словесных
рассуждений моделями, символами и количественными
значениями.
Компьютер позволил
исследователям операций конструировать
модели возрастающей сложности. Это модели
встречающиеся в менеджменте: распределение
ресурсов, управление запасами, массовое
обслуживание, выбор стратегии развития
и др.
Теория принятия
решений — дальнейшее развитие идей школы
управления.
Основные направления:
Разработка методов математического
моделирования процессов выработки и
принятия решений в организациях;
Создание алгоритмов выработки
оптимальных решений с применением теории
статистических решений, теории игр и
др.;
Разработка количественных
прикладных и абстрактных моделей экономических
явлений, в том числе моделей воспроизводства,
моделей баланса затрат и выпуска, моделей
прогнозирования научно-технического
и экономического развития.
В теории менеджмента
принято выделять следующие научные школы
(табл. 2.3)
1.3 Функции менеджмента
Менеджмент — это виды управленческой деятельности,
которые обеспечивают формирование способов
влияния на деятельность организации..
Развитие идей Ф. Отметим, что
тейлора было продолжено и французским
инженером Анри Файолем. В
ϲʙᴏей книге «Общее и промышленное управление»
(1916 г.) он разбил все операции на предприятии
на группы:
технические (производство,
обработка);
коммерческие (покупка, продажа,
обмен);
финансовые (привлечение капитала
и эффективное его использование);
страховые (охрана собственности
и личности);
учетные (бухгалтерия, статистика,
инвентаризация);
Согласно Файолю, управлять
– ϶ᴛᴏ вести предприятие к цели, пытаясь
наилучшим образом использовать его ресурсы,
обеспечив правильный ход шести операций,
причем последнюю Файоль и отнес к управлению.
Файоль выделил функции менеджмента,
кᴏᴛᴏᴩые и сегодня лежат в основе ϶ᴛᴏй
науки
Рисунок № 2.6. Функции менеджмента
(по А. Файолю)
Управленческие процессы
на предприятии происходят на основе функционального
распределения. Суть управленческой деятельности
на всех уровнях управления обеспечивают
функции менеджмента
На сегодняшний день к функциям менеджмента
относится :
В Советском Союзе выделяли такие функции
менеджмента:
Американские ученые Майкл Мескон, Майкл
Альберт и Франклин Хедоури[1] выделяют четыре функции менеджмента:
Эти функции управления связаны процессами
принятия решений и коммуникацией.
Функция планирования является
номером один в менеджменте. Реализуя
ее, предприниматель или управляющий на
основе глубокого и всестороннего анализа
положения, в котором в данный момент находится
фирма, формулирует стоящие перед ней
цели и задачи, разрабатывает стратегию
действий, составляет необходимые планы
и программы. Сам процесс планирования
позволяет более четко формулировать
целевые установки организации и использовать
систему показателей деятельности, необходимую
для последующего контроля результатов.
Кроме того, планирование обеспечивает
более четкую координацию усилий структурных
подразделений и таким образом укрепляет
взаимодействие руководителей разных
служб организации. А это значит, что планирование —
это непрерывный процесс изучения новых
путей и методов совершенствования деятельности
организации за счет выявленных возможностей,
условий и факторов. Следовательно, планы
не должны носить директивного характера,
а меняться в соответствии с конкретной
ситуацией.