Содержание
Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Основные теоретические
аспекты инновационного потенциала личности………………………………………………………………………..3
- Инновационный потенциал личности
как социально-психологический феномен……………………………………………………………………..3
- Особенности инновационного
потенциала личности…………………...9
Глава 2. Исследование инновационного
потенциала личности в организации ТЦ
«Европейский»…………………………………………12
2.1 Краткая характеристика
ТЦ «Европейский»…………………………..12
2.2 Методологическая база и
инструментарий исследования…………….13
Глава 3. Анализ полученных данных……………………………………21
Заключение…………………………………………………………………26
Список литературы…………………………………………………………...27
Введение
В жизни каждого человека повсеместно
звучит слово инновация. Инновация (англ.
innovation) - это внедрённое новшество, обеспечивающее
качественный рост эффективности процессов
или продукции, востребованное рынком.
В данной курсовой работе мы рассмотрим
особенности реализации индивидуальных
инновационных стратегий как фактор профессионального
самоопределения человека.
Инновационный потенциал личности
- совокупность различных видов ресурсов,
включая материальные, финансовые, интеллектуальные,
информационные, научно-технические и
иные ресурсы, необходимые для осуществления
инновационной деятельности. Профессиональное
самоопределение - процесс формирования
личностью своего отношения к профессионально-трудовой
среде и способ ее самореализации. Это
длительный процесс согласования внутриличностных
и социально-профессиональных потребностей,
который происходит на протяжении всего
жизненного и трудового пути.
Объект исследования – личность
сотрудника.
Предмет исследования – инновационный
потенциал личности.
Цель данной работы –
исследовать особенности реализации инновационного
потенциала личности.
Задачами являются:
- проанализировать научную литературу
по теме исследования;
- определить понятие «инновационный
потенциал личности»;
- провести эмпирическое исследование
инновационного потенциала личности.
1. Основные теоретические
аспекты инновационного потенциала
личности
Инновационный потенциал личности
как социальной - психологический феномен
В последнее время исследователи
все чаще обращаются к такому критерию
успешности инновационной деятельности,
как инновационный потенциал.
Понятие инновационный потенциал
личности не имеет устоявшегося определения.
К настоящему времени существует лишь
несколько исследований, в которых в той
или иной степени определяется инновационный
потенциал личности. В публикации Б.Ф.Сазонова
инновационный потенциал личности определяется
как "способность по-новому ставить
проблемы и давать нетривиальные решения"
(1983).
Общая структура инновационного
потенциала личности рассматривается
с учетом закономерностей функционирования
мотивационной (прежде всего мотивации
достижений), эмоционально-волевой сфер,
познавательных процессов (дивергентность
мышления, степень ригидности мыслительных
процессов и т.д.), индивидуальных особенностей
(способность к творчеству, интернальность
при принятии решений) субъекта деятельности.
М.В.Чигринова выявила, что инновационный
потенциал является высоким, если в индивидуальной
концепции личности фиксируются следующие
содержания: видение личностью своей роли
во взаимодействии с миром как активное,
инициативное участие в инновационной
деятельности; всесторонние представления
о творческом подходе к профессиональной
деятельности; коммуникативная компетентность;
представление о творческом, активном
отношении к действительности как значимой
ценности в деятельности (Чигринова М.В.,
1989).
Один из современных исследователей
инновационных процессов - В.Б.Яковенко
вводит понятие "оперативного инновационного
энергопотенциала личности", связывая
его с эффектом интенсивности инновационного
восприятия личности, который, в свою очередь,
во многом зависит от возраста [17, с. 96].
Представления о структуре
и этапах инновационных процессов (обнаружение
(открытие), оценка новизны, применение
новшеств) определяют необходимость психологической
интерпретации различных аспектов инновационного
взаимодействия человека с миром (гносеологического,
аксиологического и праксеологического).
Характеристика инноваций с
точки зрения их потенциала (как преобразовательного
так и ресурсного) и принципа их эффективности,
определяет необходимость глубокой психологической
проработки представлений об инновационном
потенциале человека, выступающего как
объектом изменений, так и субъектом инновационной
активности, обуславливающего в этом качестве
эффективность изменений.
Детерминация инноваций (экзогенного
или эндогенного порядка) для психологического
исследования важна тем, что указывает
на причины изменений - лежат ли они во
внешнем мире и вынуждают человека к изменениям,
приспособлению к условиям среды (в этом
случае человек выступает как пассивный
объект изменения); или причины изменений
личностно детерминированы, относятся
к сфере личностной активности и преобразовательной
деятельности (тогда человек выступает
в качестве "подлинного автора" своей
жизни, ее субъекта).
Отсюда вытекает возможность
определить тип инновационного взаимодействия
человека с миром по степени активности
и пассивности (вынужденность), преобразующей
или приспособительной стратегии. И, следовательно,
выделить активно-преобразовательный
или пассивно-приспособительный способ
реализации инновационного потенциала
личности.
Субъективность новизны позволяет
говорить об особой эпистемологической,
информационной специализации инноваций
в сфере взаимодействия человека с миром,
а также о способах обнаружения и оценки
человеком нового в образе мира. Эта инновационная
характеристика обуславливает степень
осмысленности обнаружения новой информации
или формальности ее накопления; дифференциированности
или генерализации, позитивности или негативности
ее оценки. Что позволяет сделать предположение
о существовании осмысленно-интенсивного
или формально-накопительского, позитивно-дифференцированного
или негативно-генерализованного способов
реализации инновационного потенциала
личности.
Представления о процессуальности
инноваций также значимо для психологического
исследования инновационного взаимодействия
человека с миром. Они находят, в наиболее
общем виде, свое отражение в общей теории
психического как процесса. Процесс взаимодействия
человека с инновационной частью мира
имеет свою динамику, уровневую организацию
и внутреннюю логику (в связи, с чем уместно
вспомнить представления о логически
закономерных фазах инновационного процесса),
а соответственно требует различных планов
анализа в системе внешних (культурных,
социальных, средовых (природных)) и внутренних
(субъектно детерминированных, сугубо
личностных) условий, обстоятельств и
отношений, в которых реализуется инновационный
потенциал личности.
Инновационный потенциал характеризует
не только инновационные способности
(потенциал личности в целом является
более широким понятием, чем ее способности
(Б.Ф.Ломов)), но и возможности их реализации
вне зависимости от требований культуры
и социума. Изменяя инновационный потенциал
личности, мы воздействуем на широкую
область личностных свойств, и ограничить
производимый эффект лишь сферой инновационной
деятельности, по-видимому, невозможно.
В изучении инновационного
потенциала личности реализуется системный
подход. Системный подход, как отмечал
Б..Ф.Ломов, в психологии служит важным
методологическим принципом научных исследований.
Объект изучения раскрывается как иерархическая
система, включенная в системы высшего
ранга, и знания об объекте должны представлять
собой соответствующую систему. Системное
описание в психологии требует определенной
системы координат - "системного базиса"
(Ганзен В.А., 1984), который эксплицирует
необходимые и достаточные аспекты изображения
инновационного потенциала личности как
системного объекта.
Реализация системного подхода
в описании инновационного потенциала
личности включает:
- Признание возможности целостного
описания инновационного потенциала личности
лишь в сочетании различных аспектов его
анализа, как качественно самостоятельной
целостности (системы), как элемента в
системе взаимодействия человека с миром
- с одноуровневыми объектами и в отношениях
с системами более высокого уровня;
- понимание многомерности этого
психологического образования и, соответственно,
описание его с помощью разнообразных
характеристик;
- рассмотрение уровневого строения
инновационного потенциала личности;
- признание инновационного потенциала
личности как системы разнопорядковых и неоднородных свойств, возникающих в силу множественности связей и отношений человека с окружающим миром;
- понимание системной детерминации
инновационного потенциала личности как
психологического явления, предполагающей
множественность воздействий на него,
многообразие источников и движущих сил
его развития, т.е. выделение не только
прямых причинно-следственных связей,
но и опосредующих звеньев, их общих и
специальных предпосылок, внешних и внутренних
факторов;
- предположение о существовании
возрастных особенностей реализации инновационного
потенциала личности;
- подчеркивание динамического
характера инновационного потенциала
личности, когда его целостность и дифференцированность возникают, формируются, разрушаются и воссоздаются в ходе индивидуального развития человека;
Таким образом, пространство
описания инновационного потенциала личности
во взаимодействии человека с миром включает
раскрытие морфологии и динамики инновационного
потенциала личности (его структуры, состава),
онтологического аспекта существования
нового (его познания и характеристик),
гносеологического, аксиологического
и праксеологического аспектов реализации
инновационного потенциала.
Инновационный потенциал личности
определяют как динамическую полифункциональную
сложную систему, характеризующую способности
личности к дифференцированной, осмысленной,
преобразовательной активности во взаимодействии
с миром на разных уровнях этого взаимодействия
- с природой как средой, с социумом, в рамках
культуры, и на высшем уровне - организации
человеком собственной жизни, на котором
«человек выходит за пределы актуальной
ситуации и охватывает в своей ориентировке
не просто момент, а некоторую сторону
функционирования всей системы человек-мир»
(Калин В.К., 1998).
Процесс реализации инновационного
потенциала личности можно представить
как единство трех актуализируемых в процессе
взаимодействия потенциальных возможностей
- к обнаружению новой информации, к адекватной
оценке нового явления, к продуктивной
инновационной деятельности. Типы реализации
этих возможностей различимы и ортогональны:
осмысленно-интенсивный - формально-накопительский;
позитивно-дифференцированный - негативно-генерализованный;
инициативно-преобразовательский - вынужденно-приспособительский.
Соотношения ведущих типов актуализации
инновационных возможностей могут стать
основанием для выделения типологии инновационого
взаимодействия человека с миром.
Целевой функцией инновационного
потенциала личности является реализация
инновационного ресурса человека. Где
под инновационным ресурсом мы понимаем
общую совокупность результатов инновационной
активности. Инновационный ресурс включает
в себя предметно-феноменологическую
и потенциальную сферы. Первая выражена
преимущественно в знаковой форме, порождаемой
опытом культуры и деятельности человека.
Вторую составляют устойчиво воспроизводимые
основания выделения инновационного пространства,
принципы, типы, механизмы, детерминирующие
способы и направления инновационной
активности. В инновационный ресурс, таким
образом, входят объективные и субъективные
результаты, которые являются условием
для дальнейшего расширения ресурса.
Таким образом, оценка качества
достижения целевого состояния инновационного
потенциала личности достигается путем
выявления предпочтительности (по принципу
эффективности) того или иного типа реализации
инновационного потенциала в конкретной
проблемной ситуации.
Особенности инновационного потенциала
личности
Развитие потенциала личности
в современных условиях осуществляется
в классической (мобилизационной, инерционной)
и инновационной (модернизационной, новаторской)
форме. Классический тип развития потенциала
представляет собой результат экстенсивного
его воспроизводства, осуществляемого
на основе чисто количественного роста
человеческого потенциала на неизменном
интеллектуально-образовательном и мотивационно-культурном
уровне, восстановлении и тиражировании
статичного комплекса знаний, умений,
навыков, традиционно используемых в системе
труда. Работник рассматривается как индивидуальный
(частичный) работник-собственник индивидуальной
рабочей силы, стоимость которой проявляется
в форме зарплаты (не обязательно обеспечивающей
дополнительный доход на человеческий
потенциал работника). Статичность функционирования
данной системы позволяет ориентировать
предпринимателя на неизменный уровень
привлекаемых совокупных способностей
работников, что создает условия относительной
неизменности накопленного человеческого
потенциала, заработной платы, относительной
независимости функционирования совокупных
человеческих потенциалов систем общественного
производства.