Основные теоретические аспекты инновационного потенциала личности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 16:09, курсовая работа
Описание работы
Цель данной работы – исследовать особенности реализации инновационного потенциала личности. Задачами являются: проанализировать научную литературу по теме исследования; определить понятие «инновационный потенциал личности»; провести эмпирическое исследование инновационного потенциала личности.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………….2 Глава 1. Основные теоретические аспекты инновационного потенциала личности………………………………………………………………………..3 Инновационный потенциал личности как социально-психологический феномен……………………………………………………………………..3 Особенности инновационного потенциала личности…………………...9 Глава 2. Исследование инновационного потенциала личности в организации ТЦ «Европейский»…………………………………………12 2.1 Краткая характеристика ТЦ «Европейский»…………………………..12 2.2 Методологическая база и инструментарий исследования…………….13 Глава 3. Анализ полученных данных……………………………………21 Заключение…………………………………………………………………26 Список литературы………………………………………
Рисунок 2 – процентное соотношение
испытуемых по шкале «Находчивость»
Оптимизм – это большие надежды,
вера в успех, нежелание ориентироваться
на худшее развитие событий, стремление
фиксироваться не на проблемах, а на возможностях
их решения. У 62,5% испытуемых выявляется
высокий показатель по данной шкале. Низкий
уровень свидетельствует об излишней
направленности на трудности, а не на возможности
реализации своего потенциала, как способ
ликвидации сложностей, что было зарегистрировано
у 37,5% респондентов (см. рис.3).
Рисунок 3 – процентное соотношение
по шкале «Оптимизм»
Смелость, предприимчивость
трактуется как тяга к новому, неизвестному,
отказ от испытанного и надёжного. У всех
опрошенных отмечается низкий показатель
по данной шкале, что указывает на приоритет
выбора традиционных методов решения
проблем.
Адаптивность предполагает
умение менять свои планы и решения, перестраиваться
в новых ситуациях, не настаивать на своём,
если ситуация этого требует. Только у
12,5% опрошенных был выявлен высокий уровень
данного показателя. Низкий показатель
свидетельствует о неумении подстраиваться
под изменяющиеся обстоятельства, что
было отмечено у 87,5% испытуемых (рис.4)
Рисунок 4 – процентное соотношение
по шкале «Адаптивность»
Уверенность основана на вере
в себя, в свои достоинства и в свои силы,
в то, что всё возможно, стоит только захотеть.
Это было зафиксировано у 75% респондентов.
(см. рис. 5)
Рисунок 5 – процентное соотношение
по шкале «Уверенность»
Толерантность к двусмысленности
опирается на спокойной отношение к отсутствию
ясных ответов, на самообладание в ситуациях,
когда не ясна суть происходящего или
не ясен исход дела, когда не определены
цели и ожидания, когда начатое дело остается
незавершенным. Высокий показатель по
данной шкале был выявлен только у 13% испытуемых.
Низкие показатели были отмечены у 87% респондентов,
что свидетельствует о предпочтении конкретики
в решении поставленных задач( рис.6)
В итоге проведенной методики
у испытуемых были выявлены высокие показатели
по таким шкалам как оптимизм, уверенность
и страстность, что является индикатором
высокого уровня мотивации и веры в собственные
силы. Исследование инновационного потенциала
сотрудника ТЦ выявило существующие проблемы,
связанные с плохим уровнем приспособления
респондентов к изменениям, происходящим
в окружающей среде, нетерпимостью сотрудников
к двусмысленности. Тогда как именно такие
показатели как адаптивность, толерантность
к двусмысленности, находчивость указывают
на уровень инновационности личности
.
В результате проведения опроса
П. Мерилла, выяснилось, что 67% испытуемых
придерживаются роли «следопытов», тех,
кто проращивают семена идей и находят
ответы, разработчиков планов. Доля тех,
кто являются «доработчиками», тех, кто
проращивает абстрактные идеи в практические
методы, составила 33%. Наглядно это представлено
на рис. 7.
Рисунок 7- процентное соотношение
ролей
По итогам проведенных методик
выявилась следующая закономерность:
у респондентов, придерживающихся роли
следопытов (методика П. Мерилла) наблюдаются
высокие показатели по шкалам находчивость
и оптимизм (методика PCRS), тогда как у доработчиков
отмечается преобладание таких свойств
как страстность и уверенность.
Заключение
Мы выяснили, что инновационный
потенциал - один из важнейших элементов,
который будет определять будущее не только
отдельных личностей, но и всей страны
в целом, не говоря уже о функционировании
организаций. Инновации - это изменения,
повышающие эффективность управления
и определяющие развитие фирмы, укрепляющие
позиции фирмы. Инновации - это не стихийно
возникающие изменения, а запланированные
и разработанные, реализуемые и реализованные.
Инновации - это нововведения, улучшающие
деятельность и ее результаты.
Инновационный потенциал представляет
собой сложное, многофакторное, многовариантное
явление, которое требует внимательного
и тщательного изучения. Однако его оценка
изначально затрудняется тем, что нет
единого определения данного понятия,
до конца не разработана система показателей
инновационного потенциала.
Результаты проведённого исследования
показали, что уровень мотивации работников
ТЦ «Европейский» находится на оптимальном
уровне, чему способствует высокие показатели
оптимизма и уверенности в будущем. Однако,
было выявлено, что респонденты не готовы
к переменам, не терпят двусмысленность
и не желают находить необычных выходов
из решаемых проблем. Всё это свидетельствует
о низком инновационном потенциале личности.
Также благодаря методикам была выявлена
закономерность: у личностей, готовых
«проращивать семена идей» наблюдаются
высокие показатели по шкалам находчивость
и оптимизм, тогда как у тех, кто реализует
замыслы на практике преобладают такие
свойства как страстность и уверенность.
Список литературы
1.Власенко Ю. А. Психологический
анализ инновационного потенциала
личности. Симферополь, 2008
2.Головаха Е.И. Жизненные
перспективы и профессиональное
самоопределение молодежи. Киев: Наукова
думка, 2008. 424 с.
3.Климов Е.А. Психология
профессионального самоопределения.
Ростов-на-Дону, 2006. 512 с.
4.Климов Е.А., Носкова О.Г.
История психологии труда в России. Учебн.
Пособие. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2002. 124с.
5.Кондаков И.М., Сухарев
А.В. Методологические основания
зарубежных теорий профессионального
развития // Вопросы психологии. 2009.
№5. С. 158-164.
6.Леонтьев Д.А., Шелобанова
Е.В. Профессиональное самоопределение
как построение образов возможного будущего
// Вопросы психологии. 2001. №1. С. 57-66.
7.Михайлов И.В. Проблема
профессиональной зрелости в
трудах Д.Е. Сьюпера // Вопросы психологии
2005. №5.
8.Михайлова Н.Б. Опыт психологического
исследования ситуации безработицы
// Психологический журнал, 2008. № 6. Т.19.
С. 91-103.
9.Муздыбаев К. Психология
ответственности. Ленинград: Наука, 2003.
153с.
10.Пряжников Н.С. Профессиональное
самоопределение в культурно-исторической
перспективе // Вопросы психологии.
2006. №1. С.64.
11.Пряжников Н.С. Психологический
смысл труда. М.: Издательство «Институт
практической психологии»; Воронеж:
НПО «МОДЭК», 2007. 352 с.
12.Ростовский В.П. Социально-экономический
анализ безработицы // Экономика
и управление, 2006. №3.С. 64-68.
13.Ростовский В.П. Социально-психологический
анализ безработицы // Экономика
и управление, 2006. № 5. С. 54-63.
14.Чернявская А.П. Психологическое
консультирование по профессиональной
ориентации. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,
2001. 96 с.
15.Шляхтин Г.С. Возрастные
особенности временной перспективы
личности // Психология личности
и время. Тезисы докладов. Т.2. Черновцы,
2001. С. 13-16.