Основные теоретические аспекты инновационного потенциала личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать особенности реализации инновационного потенциала личности.
Задачами являются:
проанализировать научную литературу по теме исследования;
определить понятие «инновационный потенциал личности»;
провести эмпирическое исследование инновационного потенциала личности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Основные теоретические аспекты инновационного потенциала личности………………………………………………………………………..3
Инновационный потенциал личности как социально-психологический феномен……………………………………………………………………..3
Особенности инновационного потенциала личности…………………...9
Глава 2. Исследование инновационного потенциала личности в организации ТЦ «Европейский»…………………………………………12
2.1 Краткая характеристика ТЦ «Европейский»…………………………..12
2.2 Методологическая база и инструментарий исследования…………….13
Глава 3. Анализ полученных данных……………………………………21
Заключение…………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!.docx

— 58.91 Кб (Скачать файл)

 Инновационный тип  развития потенциала личности  представляет собой результат  интенсификации процессов его  воспроизводства, которое строится  на инновациях как важнейшем  ресурсе развития, создании условий  творческого инновационного труда как в потребительной, так и в производительной системе общества.

 Инновационное развитие  человеческого потенциала является  тройственным процессом. С одной  стороны, оно осуществляется на  основе применения эффективных  средств образовательного производства  и эффективных форм организации  труда, накопления новых технологий, создания новых знаний и их внедрения в образовательных процессах. С другой стороны, оно осуществляется в результате саморазвития населения,  совершенствования потребностей к труду, управлению, творческой инновационной деятельности), а также стимулирования факторов мотивационно-культурного совершенствования и трудовой адаптации работников к экономическим изменениям в обществе. Творческая, научная, образовательная, инновационная деятельность определяется как среда потребительного саморазвития человеческого потенциала, где качественно обновляются инновационные потребности и способности населения. С третьей стороны, данный тип развития предусматривает создание экономически востребованных инноваций в процессе целевого производства интеллектуально-образовательного человеческого потенциала, внедрение их в экономике и через последнее создание условий последующего экономического роста.

 Важнейшие черты инновационного  развития человеческого потенциала:

1) развитие способностей  человека к  труду направлено  на обеспечение долгосрочного  экономического роста (последний  представляет цель и средство  стратегического инновационного  развития человеческого потенциала);

2) инновации представляют  важнейший ресурс, определяют факторную  задачу обеспечения перехода  к данному типу развития, осуществление  развития преимущественно на  основе целевых инновационных  факторов, а также стимулирования  факторов саморазвития и адаптации  работников к экономическим изменениям  в обществе;

3) творческая, научная, образовательная, инновационная деятельность определяется  как среда потребительного саморазвития  человеческого потенциала, где качественно обновляются инновационные потребности и способности населения;

4) двойственность конечной  стратегической цели развития: формирование  способностей индивидов к сбору, анализу, обработке информации, производству  экономически востребованного нового  знания, внедрения его в качестве  экономических инноваций; формирование  способности индивидов к интеллектуально-образовательному саморазвитию;

    5) характеризуется постоянством и стабильностью совершенствования количественных и качественных показателей человеческого потенциала (направлено на достижение предсказуемости положительных изменений количественных и качественных параметров развития человека труда);

6) управляемость инновационных  изменений, формирование постоянства  прогрессивной модернизации развития  человеческого потенциала относительно  потребностей рынка труда;

7) создание стратегической  перспективы последующего развития  человеческого потенциала, его целевого  образовательного развития без  экономических кризисов, угрожающих  существованию человека в будущих стратегических периодах.

 Таким образом, в рамках  концепции инновационного развития  человеческого потенциала создание  инноваций, их экономическое накопление  представляют цель и средство  стратегического развития человека  как субъекта труда. Инновационное  развитие в новых условиях  направлено на расширенное воспроизводство  работника новатора, широкого профессионала, способного и осуществляющего  постоянное совершенствование самого  себя, трудовых процессов, технологий.

2. Исследование  инновационного потенциала сотрудников  ТЦ «Европейский»

2.1 Краткая характеристика  ТЦ «Европейский»

«Европейский» удобно расположен между Дорогомиловской улицей и площадью Киевского Вокзала (рядом со станцией метро «Киевская»). Необычное треугольное здание центра, площадью 180 000 м², построено по проекту известного архитектора Ю.П. Платонова по принципу русских торговых рядов. Внутренние широкие торговые «улицы» расходятся лучами от центрального атриума «Москва» к атриумам «Париж», «Рим», «Лондон» и «Берлин», дизайн которых выполнен в соответствии с архитектурными стилями знаменитых столиц Европы. Здание имеет 8 уровней (2 подземных и 6 наземных), парковку на 1200 автомобилей с удобным заездом по широкому пандусу, несколько входов, один из которых непосредственно из метро. 
2.2. Методологическая база и инструментарий исследования

 

При изучении инновационного потенциала личности использовались две методики  - опросник на выявление роли в инновационном процессе П. Мерилла и методика «Личностная готовность к переменам» (PCRS) Ролника, Хезера, Голда и Хала в адаптации Н. Бажановой и Г. Л. Бардиер.

 В исследовании приняли  участие 15 респондентов. Состав выборки  представляется как однородный, состоящий из женщин возраста  от 20 до 35 лет, исполняющих обязанности  продавцов-консультантов.

Объект исследования – личность  сотрудников ТЦ «Европейский».

Предмет исследования – инновационный потенциал личности.

Цели данного исследования – исследовать особенности реализации инновационного потенциала личности у работников ТЦ «Европейский».

Назначение методики «Личностной готовности к переменам» (PCRS) заключается в определении готовности к переменам как личностной характеристики. Методика разработана канадскими учёными Ролником, Хезером, Голдом и Халом. С её помощью могут быть измерены семь показателей, в число которых входит шкала толерантности к двусмысленности. В настоящее время существуют варианты методики.

Перевод и первичная апробация данного варианта методики были проведены Н. Бажановой и Г. Л. Бардиер, причём подбор наиболее удачных формулировок перевода утверждений осуществлён с привлечением двуязычных экспертов, в том числе специалистов в области психологии.

В опроснике на выявление роли в инновационном процессе П. Мерилла рассматривается роль новаторского типа как условие эффективности инновационного процесса. П. Мерилла считает, что в группе новаторов должно быть распределение ролей, у новатора же одиночки эти роли должны гармонично сочетаться, но и по ходу инновационного процесса сменять друг друга. Он выделяет: творцов (создающих возможности), следопытов (реализующих путь от возможности к решению), доработчиков (применяющих решения на практике), делателей (внедряющих решения). Данные роли, ключевые для инновационного процесса и совпадают с этапами данного процесса. Им предложен опросник для выявления доминирующей роли.

Автор теста считает, что инновационная деятельность  - это командное взаимодействие, и только сотрудничество единомышленников, каждый из которых выполняет роль, наиболее подходящую ему в инновационном процессе, поможет принести наибольшую пользу в многогранном мире инноваций.

Опросник на выявление роли в инновационном процессе П. Мерилла

Инструкция. Вам предоставлены четыре ряда фраз личностных характеристик, соответствующих ролям новаторского типа. Проранжируйте степень соответствия каждой фразы в ряду как собственной личностной характеристики от 1 балла (менее точно соответствует) до 4 баллов (наиболее соответствует). Подсчитайте по каждому столбцу итог.

1-я роль

Балл

2-я роль

Балл

3-я роль

Балл

4-я роль

Балл

Мне нравится находить ответы

 

Мне нравится доводить дело до конца

 

Мне нравится исследовать

 

Мне нравится, когда все работают

 

Мне нужно понимать суть проблемы

 

Я заставляю всех работать

 

Я вижу обе стороны проблемы

 

Должен быть правильный ответ

 

Не указывайте, что мне делать

 

Дайте мне факты, а не теории

 

Я создаю варианты выбора

 

Мне нравится анализировать данные

 

Я открытый человек

 

Я убеждаю людей

 

У меня много идей

 

Я вижу слабости

 

Я вижу общую картину

 

Я делаю так, чтобы всё было выполнено

 

Мне нравятся возможности

 

Я спускаю идеи  с небес на землю

 

Концепция должна быть надёжной

 

Мне нравятся энергичные действия

 

Я не обращаю внимания на детали

 

Мне нравится точность

 

Мне не нравится путаница

 

Я стараюсь не связываться с теорией

 

Я стараюсь не принимать решения

 

Мне не нравятся неудачи

 

Я продумываю каждый шаг

 

Я иду на риск

 

Мне нравится, когда говорят о проблемах

 

Я сосредоточен

 

Мне нравятся решения

 

Мне нравятся конечные результаты

 

Мне нравятся удобные случаи

 

Мне нравятся упрощенные варианты

 

Я хочу быть главным

 

Я нахожу способ заставить всё работать

 

Мне нравится видеть общую картину

 

Я старателен

 

Мне нравится формулировать проблему

 

Мне нужно согласие

 

Я открываю новые факты

 

Я планирую

 

Мне нужны идеи

 

Я хочу пробовать  что-то новое

 

Мне нужна свобода действий

 

Мне нужна структура

 

Итог

 

Итог

 

Итог

 

Итог

 

 

 

Обработка результатов исследования

В результате, подсчитав количество баллов, можно определить ресурсы каждой роли и их процентное соотношение.

Первая колонка  –  «следопыт» (тот, кто проращивает семена идей и находит ответы, разработчики стратегических планов).

Вторая  -  «делатель» (менеджеры по проектам, производственники, практики, умеющие оценить экономическую целесообразность инновации, довести начатое до конца).

Третья – «творец» (инициаторы идей, основанных на анализе рынка).

Четвёртая – «доработчик» (тот, кто превращает абстрактные идеи в практические методы).

 

 

Приложение Б

 

Методика «Личностная готовность к переменам» (PCRS)

Инструкция. Обведите кружочком число (напротив каждого из утверждений), которое более всего соответствует описанию Вашей позиции.

Утверждение

Нет – скорее - Да

1

Я предпочитаю привычное неизвестному.

1 2 3 4 5 6

2

Я редко «отмеряю семь раз».

1 2 3 4 5 6

3

Я не их тех, кто меняет свои планы.

1 2 3 4 5 6

4

Не могу дождаться начала дня, когда смогу взяться за дело.

1 2 3 4 5 6

5

Я считаю, что никому не стоит давать слишком много нужд.

1 2 3 4 5 6

6

Если что-то не работает, я найду способ устранить неполадку.

1 2 3 4 5 6

7

Меня раздражает отсутствие ясных и чётких ответов.

1 2 3 4 5 6

8

Я склонен создавать привычное положение дел и придерживаться его.

1 2 3 4 5 6

9

Я могу сделать так, что любая ситуация будет работать на меня.

1 2 3 4 5 6

10

Мне нужно некоторое время, чтобы свыкнуться с тем, что что-то не получается.

1 2 3 4 5 6

11

Мне трудно расслабиться и ничего не делать.

1 2 3 4 5 6

12

Если есть вероятность, что что-то может не получиться, то оно и не получится.

1 2 3 4 5 6

13

Когда я «завяз», я предпочитаю импровизировать в поисках выхода из ситуации.

1 2 3 4 5 6

14

Я теряюсь, когда не улавливаю сути происходящего.

1 2 3 4 5 6

15

Я предпочитаю знакомую область деятельности, в которой чувствую себя комфортно.

1 2 3 4 5 6

16

Я справляюсь со всем, с чем приходиться сталкиваться.

1 2 3 4 5 6

17

Если я что-то твёрдо решил, поменять это решение мне будет нелегко.

1 2 3 4 5 6

18

Я предпочитаю выкладываться до конца.

1 2 3 4 5 6

19

Я обычно сосредоточиваюсь на том, что может не получиться.

1 2 3 4 5 6

20

Когда люди пытаются найти выход из ситуации, они приходят ко мне.

1 2 3 4 5 6

21

Если исход дела не ясен, я стремлюсь прояснить всё немедленно.

1 2 3 4 5 6

22

Стоит придерживаться испытанного и надёжного.

1 2 3 4 5 6

23

Я сосредоточиваюсь на моих достоинствах, а не недостатках.

1 2 3 4 5 6

24

Мне тяжело сдаться, даже если что-то совсем не получается.

1 2 3 4 5 6

25

Я неутомим и полон энергии.

1 2 3 4 5 6

26

Редко получается так, как мне хотелось бы.

1 2 3 4 5 6

27

Сильная сторона моей личности – умение преодолевать трудности.

1 2 3 4 5 6

28

Терпеть не могу оставлять дело незавершённым.

1 2 3 4 5 6

29

Я предпочитаю идти по главной, а не по второстепенной дороге.

1 2 3 4 5 6

30

Моя вера в собственные силы непоколебима.

1 2 3 4 5 6

31

Со своим уставом в чужой монастырь не ходи!

1 2 3 4 5 6

32

Я страстный и решительный.

1 2 3 4 5 6

33

Я склонен видеть проблемы, а не возможности их решения.

1 2 3 4 5 6

34

Я обращаюсь к необычным источникам решения проблем.

1 2 3 4 5 6

35

Я действую не продуктивно, если и цели и ожидания не определены.

1 2 3 4 5 6


 

 

Обработка результатов исследования

Подсчитывается количество баллов по каждой их приведённых ниже семи шкал, а также общий балл по всем шкалам. Для шкал, в состав которых входят прямые утверждения, каждому ответу присваивается балл от 1 до 6 (1 балл – «нет», 6 баллов – «да»). Для шкал с обратными утверждениями баллы присваиваются в зеркальном порядке от 6 до 1 (6 баллов – «нет», 1 балл – «да»). Методика включает семь шкал, измеряющих личностную готовность к переменам.

Страстность понимается как энергичность, неутомимость, повышенный жизненный тонус.

Находчивость рассматривается как умение находить выходы из сложных ситуаций, обращаться к новым источникам для решения новых проблем.

Оптимизм – это большие надежды, вера в успех, нежелание ориентироваться на худшее развитие событий, стремление фиксироваться не на проблемах, а на возможностях.

Смелость, предприимчивость трактуется как тяга к новому, неизвестному, отказ от испытанного и надёжного.

Адаптивность предполагает умение менять свои планы и решения, перестраиваться в новых ситуациях, не настаивать на своём, если ситуация этого требует.

 Уверенность основана  на вере в себя, в свои достоинства  и в свои силы, в то, что всё возможно, стоит только захотеть.

Толерантность к двусмысленности опирается на спокойное отношение у отсутствию ясных ответов, на самообладание в ситуациях, когда не ясна суть происходящего или не ясен исход дела, когда не определены цели и ожидания.

Стандартизация методики показала, что сумма менее 21 балла по каждой шкале свидетельствует о низком уровне развития измеряемого свойства. Средний уровень развития свойства находится в диапазоне от 22 до 26 баллов. Свыше 27 баллов оценивается как высокий уровень развития измеряемого свойства.

 

 

 

 

Глава 3. Анализ полученных данных

 

Результаты экспериментального исследования по методике PCRS позволяют сделать выводы по семи показателям, измеряющим личностную готовность к переменам.

Страстность понимается как энергичность, неутомимость, повышенный жизненный тонус. Высокий уровень показателя по данной шкале говорит о мотивации работника к труду. Что и выявляется у 63% опрошенных по данной методике ( рис. 1)

 

Рисунок 1 – процентное соотношение испытуемых по шкале «Страстность»

Находчивость рассматривается как умение находить выходы из сложных ситуаций, обращаться к новым источникам для решения новых проблем. Всего у 50% респондентов был выявлен оптимальный уровень измеряемого показателя. Что говорит о креативности мышления данных испытуемых. У оставшихся 50% наблюдается низкий показатель по измеряемой шкале. Это свидетельствует о тривиальности суждений и возможных трудностях при рассмотрении проблем с разных аспектов. Наглядно шкала представлена на рис.2

Информация о работе Основные теоретические аспекты инновационного потенциала личности