Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 20:18, контрольная работа
Феномен лидерства занимает особое место в политической психологии в силу своей яркости и занимательности. Если для политической науки главной проблемой является власть, то для политической психологии -конкретное выражение этой власти в «человеческом факторе» политики. Это конкретное выражение имеет две ипостаси. С одной стороны, власть в политико-психологическом измерении - это способность властвующего субъекта («верхов») заставить себе подчиняться, то есть некоторая потенция лидера, политического института или режима. С другой стороны, власть - это готовность «низов» подчиняться «верхам». Так возникают две стороны одной медали: способность «верхов» и готовность «низов». Каков «удельный вес» каждого из этих компонентов, зависит от многих обстоятельств в каждом конкретном случае.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
1.Основные теории лидерства……………………………………………………4
2.Теории среды……………………………………………………………………6
3.Личностно-ситуационные теории……………………………………………...7
4.«Гуманистические» теории лидерства………………………………………...9
5. Мотивационные теории лидерства…………………………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..13
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….15
Данная группа теорий, будучи суперрационалистичной, отражает, безусловно, лишь одну из сторон феномена лидерства. Однако ее влияние на современную политическую психологию значительно. Обобщенно говоря, вся история изучения феномена лидерства привела к тому, что воцарились два суперподхода: рационалистический и гуманистический.
5. Мотивационные теории лидерства
Согласно В. Стоуну, мотив – это своеобразная выученная «навязчивая идея», основанная на внутренней потребности компетентно обращаться с окружающей средой. Независимо от первоначальной потребности (власть, престиж, самовыражение), мотивация зависит от осознаваемых человеком возможностей. Естественно, слишком сильная мотивация может исказить восприятие. Например, слишком сильно мотивированный кандидат, объективно имеющий мало шансов на успех, может слепо верить в свою победу на выборах. Однако, чаще всего, индивид выставляет свою кандидатуру, когда он осознает, что у него есть вероятность победить, достаточно навыков и серьезная поддержка. Как заметил Д. Шлезингер, «амбиции часто развиваются в специфической ситуации как ответная реакция на возможности, открывающиеся политику». «Теория амбиций» предполагает рациональную оценку ситуации. Дж. Штерн предложил следующую формулу мотивации:
мотивация = f (мотив х ожидание х стимул).
Это означает, что амбиции кандидата представляют собой функцию от трех переменных. Во-первых, от его личных мотивов (власть, успех, уважение). Во-вторых, от его ожиданий относительно занятия должности. В-третьих, от «ценности приза». Ожидания индивида определяются его отношением к политической системе, будущими возможностями как политика, оценкой собственных способностей и вероятной поддержкой. Другими словами, три вещи - будущий престиж, власть и зарплата - определяют амбиции политика.
Мотивация, по Дж. Аткинсону, подразделяется на два типа: мотивация успеха (МУ) – и мотивация избежания неудачи (МН). На языке формул можно записать:
МУ = f (МухОУхСУ),
МН = f (МнхОНхСН).
То есть уровень удовлетворения в случае успеха и степень унижения в случае поражения зависят от субъективных ожиданий индивида относительно возможных последствий как того, так и другого. В случае, если в мотивационной модели индивида МН превышает МУ, индивид выбирает либо ситуацию со стопроцентным успехом, либо очень рискованные предприятия (для легкого оправдания своего провала). Если МН равна МУ, то результативная мотивация равна нулю, она практически отсутствует. И наконец, чем больше МУ по сравнению с МН, тем выше субъективная вероятность успеха, так как относительная сила мотивации влияет на эту вероятность и смещает ее вверх. Беспокойство относительно провала тем сильнее, чем меньше возможность успеха приближается к границе 50/50.[5;67]
Итак, для лидерства важен мотив плюс возможность его реализации, так как мотив без такой возможности равен движению без направления. Известный сторонник гуманистической психологии А. Маслоу в своей теории иерархических потребностей утверждал, что корни лидерства возникают в процессе трансформации человеческих желаний (мотивы, исходящие из чувств) в потребности, социальные стремления, коллективные ожидания и политические требования, т. е. в мотивы, зависящие от среды. В иерархии потребностей на низшем уровне находятся физиологические потребности, на среднем - обеспечение безопасности, на высшем уровне - аффективные потребности. Фрустрация низших потребностей увеличивает мотивацию для их удовлетворения. Задача лидера - предотвращение фрустрации, апатии, неврозов и других форм «общественных расстройств» через трансформацию потребностей граждан в социально-продуктивном направлении. Лидеры как бы конвертируют надежды и стремления в санкционированные ожидания. Цепочка контролируемого лидером состояния ведомых такова:
желания и потребности=>надежды и
ожидания=>требования=>политиче
Что касается самого лидера, то А. Маслоу различал у него два типа властных потребностей:
1) потребность в силе, достижениях, автономности и свободе;
2) потребность в доминировании,
репутации, престиже, успехе, статусе
и т. д. Большинство исследователей
придерживаются мнения, что основным
властным мотивом является
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так выглядят семь основных подходов к проблеме лидерства, составивших первоначальный фундамент ее научного изучения. Только по мере формирования этой опоры возможным оказался следующий шаг: попытка создания типологий лидерства и выделения типов лидеров. Феномен лидерства коренится в биологической природе человека. Протолидерство обнаруживает себя в среде животных, ведущих стадный образ жизни (обезьяны, олени, волки). Здесь всегда есть вожак - наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь, руководящая стадом (стаей) в соответствии с генетическими законами. Стадо представляет собой сложно организованную систему с отчетливо выявленными потребностями. Основная - потребность самоорганизации, упорядочения поведения отдельных элементов системы в целях сохранения ее целостности и обеспечения развития. Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному и горизонтальному распределению функций и ролей. Формируется иерархическая пирамида, вершиной которой и выступает протолидер. Большие социальные группы представляют собой гораздо более сложные системы, самоорганизация и развитие которых не может основываться только на природных факторах. Четкость выделения позиции лидера здесь будет зависеть от степени взаимозависимости членов группы друг от друга и взаимоотношений группы в целом с окружающей средой. В системах с низкой групповой интеграцией и высокой степенью автономии членов функции лидера могут быть выражены весьма слабо или не выражены вообще (не проявляются черты лидерства в толпе пешеходов или среди пассажиров транспорта). По мере роста потребностей группы в совместных коллективных действиях необходимость в лидере возрастает.
ЛИТЕРАТУРА
1. Альфа-лидерство (Джулиан Рассел,
Энн Диринг, Роберт Дилтс). - М.: 2007. - 256 с.
2. Андреева О.И. Феномен лидерства. - К.:
Освита. - 2007. - 312 с.
3. Базаров Т. Организационный контекст
управления персоналом / Социальная психология.
Хрестоматия. М.: Аспект-Пресс, 2005.
4. Бойчук А.А. Лидер или руководитель?
- К.: Высшая школа. - 2005. - 282 с.
5. Возник Л.А. Теории лидерства. - М.: Феникс.
- 2007. - 264 с.
6. Евтихов О. Стратегии и приемы лидерства.
М.: Речь, 2007. - 238 с.
7. Канджеми Дж.П. Психология современного
лидерства: Американские исследования.
- М.: Когито-Центр. - 2006. - 288 с.
8. Кешаван Наир Высокий стандарт лидерства.
Уроки из жизни Галди. - М.: 2005. - 160 с.
9. Коллинз Д. От хорошего к великому. СпБ.:
Стокгольмская школа экономики, 2006. - 303с.
10. Лидер и команда (Р.Джей, С.Моррис). -
М.: Феникс. - 2008. - 296 с.
11. Майкл Миллер С чего начинается лидер.
- М.: Феникс. - 2005. - 232 с.
12. Пименова А.А. Психология лидера. - М.:
2007. - 318 с.
15. Пульсон К. Лидерство в вопросах и ответах.
Журнал Карьера 5 (90), май 2006.
16. Стаут Л. Лидерство: от загадок к практике.
М.: ООО "Добрая книга", 2006. - 320 с.
17. Столяренко Л.Д. Психология и этика
деловых отношений. - М.: Феникс. - 2007. - 512
с.