Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:14, курсовая работа
Озабоченный проблемой «лучшей жизни людей», Платон пытался решить ее с помощью создания модели государства, олицетворяющего разум. Он высоко оценивал заложенные в человеке силы и мечтал о создании механизма, позволяющего раскрывать этот богатый творческий потенциал. Платон проводил аналогию между справедливым человеком и справедливым государством. Идею о целесообразности объединения Платон высказывал, когда рассуждал о государстве и сословиях: «Государство возникает, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается»1. Таким образом, человек привлекает, то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности.
Введение 2
1. Понятие организации и закона 5
2. Основополагающие законы организации 11
3. Законы организации второго уровня 18
Заключение 22
Список используемой литературы 23
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1. Понятие организации и закона 5
2. Основополагающие законы организации 11
3. Законы организации второго уровня 18
Заключение 22
Список
используемой литературы
23
Введение
Началом научного становления организаторской мысли в обществе считается период, связанный с жизнью и творчеством древнегреческого философа Платона (427-347 гг. до н. э.). В классических трудах Платона «Государство», «Законы», «Политика» заложены основы не только философии, но и организации государства и права.
Озабоченный
проблемой «лучшей жизни людей»
Большое значение философ придавал единству, которое прочно скрепляет государство в монолитное целое. Отсутствие такого единства ведет к разрушению государства. Единство трояко: отсутствие разногласий среди правителей, господство закона над всеми гражданами, отсутствие поляризации общества на бедных и богатых. Стремление государства быть выше законов смертельно опасно для него – оно становится чрезвычайно не устойчивым, и любое событие может нарушить в нем спокойное течение жизни. В своем произведении «Законы» Платон называет справедливым закон, который существует от природы, в силу божественных предначертаний. Именно такой смысл вкладывает он в это понятие: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью. Там же где закон – владыка над правителями, а они его – рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Под законом здесь понимается не что иное, как совокупность религиозно-нравственных и правовых норм, установленных мудрейшими людьми государства в качестве ориентира для остальных граждан. Однако Платон предостерегал от абсолютизации роли закона, так как и закон имеет пределы, обусловленные ограниченностью ситуаций, которые он должен регулировать, и спецификой исторической эпохи, когда этот закон был целесообразен. Но, ни закон, ни какой бы то ни было распорядок не стоят выше знания. Поэтому нужно принять закон и порядок, которые охватывают своим взором многое, но не могут охватить всего.
В своих работах Платон затронул вехи организации государства, что, несмотря на утопичность его идей, дало свои плоды.
Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н. э.) продолжил поиск принципов и закономерностей упорядочения жизни людей в обществе. Но многих идей Платона Аристотель не разделял. Он подвергал обоснованной критике проект идеального государства Платона, прежде всего за его мифическое «монолитное» единство. По Аристотелю, единство недостижимо в принципе, поскольку лишь индивид есть «социальный атом» - неделимая частица, а государство есть некая множественность, составная сложность разнородных в своей основе элементов.
Следует отметить, что еще раньше Конфуций (551-479гг. до н. э.) стремился упорядочить общественные процессы, систематизировать знания о рациональной организации общества. Он разработал концепцию благородного человека не по происхождению, а благодаря воспитанию и самосовершенствованию. Для конфуцианства характерна защита идей строгой социальной дифференциации и иерархического разделения обязанностей между членами общества2.
Конфуций еще две с половиной тысячи лет назад высказал универсальные организационные идеи, которые применяются и по сей день. Некоторые из них лишь начинают применяться на практике, их актуальность люди только начинают осознавать.
Начало
новой науке об универсальных
типах и закономерностях
В
последние десятилетия изучение
организаций стало главной
В теории организации, отражающей основы построения и представления окружающей человека объективной реальности и субъективно создаваемых им объектов, исследования места, роли сущности законов приобретают всеобщее значение.
Действительно, именно эти положения раскрывают и определяют фундаментальные основы и принципиальное содержание построения всех процессов и систем, реально наблюдаемых и абстрактно представляемых нами. В этой связи последовательное выделение, системное исследование и осмысление законов организации становится важнейшим этапом всеобщего процесса научного познания.
Знание законов организации, понимание механизмов взаимодействия способствует установлению устойчивых соотношений между управляющей и управляемой системами.
Все
это придает особое значение решению
задачи разработки и применения единой,
универсальной и комплексной
концепции организации
Целью
данной работы является изучение основополагающих
законов организации.
Термин «организация» (от лат. оrganizare – сообщать стройный вид, устраивать) интерпретируется в науке как достижение структурированности, внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия относительно самостоятельных частей в системном объекте.
Единого понимания организации до сих пор не выработано. Однако эта дифференциация взглядов не вносит неопределенности в процесс познания организации как явления, скорее наоборот, позволяет более полно ее изучить. Приведем некоторые определения организации.
Организацию
характеризует упорядоченность
частей, которые образуют единство
(целое), обратное воздействие таково,
что целое содействует
Семантически
понятие «организация»
Организация определяется и как внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная ее внутренним строением, это также совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязи между частями целого, или объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.
Приведенные определения дают основания рассматривать организацию и как процесс упорядочивания элементов, и как субъект общественной деятельности.
С научной точки зрения понятие «организация» имеет несколько смысловых значений:
Организация=Система;
Организация=Процесс;
Организация=Социум;
В любом случае организацию можно рассматривать как средство достижения целей. Такой подход к исследованию организации называют рациональным, или целевым. Каждый функциональный элемент организации должен быть интегрирован в нее, чтобы наиболее эффективно достигались общие цели. Вместе с тем организацию можно рассматривать и как естественную систему. При таком подходе внимание исследователя сосредоточено на тех свойствах процесса и механизмах организации, которые обеспечивают ее адаптацию к внешней среде и саморазвитие. Такая точка зрения в основном ориентирована на открытую модель, подразумевающую, что организация встречается с неопределенностью различной степени и должна развивать средства приспособления к изменяющейся среде.
Организация обладает функциями и структурой. Основной ее функцией (задачей), как следует из определения, является решение проблем и достижение целей.
Структуру организации, то есть упорядоченную совокупность ее взаимосвязанных элементов, можно рассматривать с нескольких точек зрения: технической, социотехнической, социальной.
Техническая структура представлена совокупностью материальных объектов и процессов (помещения, оборудование, планировка, условия труда, технологии), которые в единстве образуют базу остальных. Эти ее элементы относят к жестким.
В
производственной организации техническая
структура во многом определяет профессионально-
Социальная структура образуется совокупностью самих ее участников и связей между ними. Сюда включают формальные и неформальные группы, ценности, нормы, власть, влияние и пр. Первым стал рассматривать организацию как социальную систему уже упоминавшийся Элтон Мейо.
Социальная структура организации обладает определенным потенциалом, который складывается из нескольких элементов5:
1. Потенциала общего руководства (характеризуется уровнем его знаний и понимания ситуации; способностью выявлять и решать проблемы, в том числе в критических условиях; ориентацией на прошлое или будущее; готовностью к риску; умением использовать власть).
2. Психологического потенциала (характеризуется состоянием морально-психологического климата, стабильностью отношений и проч.).
3. Творческого потенциала (характеризуется умением реагировать на изменения, предлагать альтернативы; стремлением к поиску; способностью преодолевать инерцию мышления и привычек; предприимчивостью при принятии инновационных решений; готовностью к новшествам; использованием новых прогрессивных методов работы). Все элементы социальной структуры являются «мягкими».
Социотехническая структура — это система рабочих мест, объединяющая работников пространственно и в трудовой взаимосвязи. Она интегрирует в себе жесткую техническую и гибкую социальную структуры. Таким образом, организация не есть чисто материальное, или чисто духовное явление.
Все три структуры должны соответствовать друг другу.
В
любой организации имеются