Основы лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными, и дать рекомендации для повышения результативности труда предприятия в целом.

Содержание работы

Введение
Глава: ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА
Понятия и содержание лидерства
Типология лидерства

Глава: ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА
Теория черт
Концепции харизматического лидерства
Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства
Теория конституентов и интерактивный анализ
Психологические теории лидерства
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по теме ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

  1. Глава:  ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА
    1. Понятия и содержание лидерства
    2. Типология лидерства

 

  1. Глава: ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА
    1. Теория черт
    1. Концепции харизматического лидерства
    2. Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства
    3. Теория конституентов и интерактивный анализ
    4. Психологические теории лидерства

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. Назначение на руководящую должность  подразумевает, естественно, и передачу руководителю всей полноты власти. Кажется, что разумного применения статуса руководителя, имеющейся у него власти и влияния вполне достаточно для эффективного управления. Но в жизни все сложнее, ведь руководитель предприятия должен быть не только компетентным специалистом, но и опытным дипломатом, и воспитателем, и авторитетным судьей — словом, он должен быть лидером. В условиях современной России лидерство является обязательным качеством преуспевающего менеджера, хотя лидером нельзя стать по назначению вышестоящей организации. Часто лидерами становятся благодаря своим личным качествам, независимо от должности в служебной иерархии.

 

Интересно проследить путь руководителя к лидерству начиная  с момента его назначения на руководящую  должность, так как слияние роли руководителя и лидера в одном лице наиболее желательно и перспективно. Впервые после своего назначения дни новый руководитель попадает в весьма сложную, даже деликатную ситуацию: проявить осторожность и выжидать, изучая доставшееся ему наследство? Или начать с критики недостатков и предпринять активный штурм по их устранению? Часто бывший руководитель бывает передвинут на более высокую должность и теперь является прямым начальником новичка и коренное преобразование организации может быть воспринято как критика эффективности работы шефа. Ситуация действительно деликатная, и многие молодые руководители какое-то время мечутся в поисках оптимального решения, топчутся на одном месте, не рискуя наметить и реализовать разумный план действий, хотя очевидно, что принятия решения не избежать.

 

Теория управления рекомендует новому руководителю не терять зря времени и в процессе адаптации к своему новому положению в коллективе определить важнейшие проблемы, решение которых обеспечит наибольшую эффективность работы. Нужно, чтобы намеченные к реализации задачи были в рамках компетенции руководителя, не требовали дополнительных ресурсов, принесли ощутимые результаты в короткие сроки и выполнялись по четкому рабочему плану. Жесткий контроль выполнения плана может вызвать недовольство исполнителей, но если деятельность руководителя начнет приносить ощутимые результаты, а тем более и выплату премий, то коллектив поддержит эти инициативы. Стратегия проведения реформ на фоне конкретных дел позволит руководителю бесконфликтно установить деловые и доверительные отношения с коллективом, подтвердить свою квалификацию и сделать первый шаг на пути к истинному лидерству.

 

В повседневной, будничной  деятельности руководителю предстоит  постепенно, настойчиво завоевывать  авторитет, доказывать на деле свое владение принципами и искусством управления. Добиваясь желаемых изменений позиций других лиц, новый администратор должен в первое время чаще подкреплять свои предложения ссылками на авторитетный источник, широко привлекать к разработке программ, постановке задач возможно более широкий круг специалистов, поскольку общая позиция группы оказывает решающее влияние на формирование индивидуальных мнений ее членов. И, конечно, чаще привлекать внимание к своим нововведениям непосредственного начальника и равных по должности коллег. Необходимо выработать свой стиль работы и постоянно его совершенствовать. Таким образом, видно, что проблемы, которые стоят перед руководителем организации в плане соотношения лидерства и власти действительно сложны и неоднозначны, поэтому тема курсовой работы является весьма актуальной

 

Цель и задачи исследования. Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений  между руководителем и подчиненными, и дать рекомендации для повышения  результативности труда предприятия в целом.

 

Достижение цели подразумевало  решение следующих поставленных задач:

- определить сущность  и роль лидерства на предприятии,  а также выявить особенности  лидерских отношений;

- рассмотреть теории  лидерства;

Объект исследования. Рассмотрение управленческих взаимоотношений, их сущности и особенностей на основе рекламной компании «Старт Маркетинг».

 

Предмет исследования. Изучение ситуационных подходов к эффективному лидерству.

 

Теоретическая и методологическая основа исследования. Достижения отечественной и зарубежной науки в исследовании особенностей лидерства. В ходе работы проработана и изучена общая и специальная литература, статьи и материалы семинаров, а также международная практика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основы лидерства

    1. Понятие и содержание лидерства

Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и

пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для

определения целей и  задач, для организации, координации, обеспечения

межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных

путей решения тех  или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь всего этого гораздо быстрее, чем  организации без лидеров.

Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

Лидерство определяют как  процесс социального влияния, при  котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению

организационных целей (Шрисхайн); или как процесс оказания влияния  на групповую активность, которое направлено на достижение целей (Стогдилл).

Лидерство определяют также  как конкретные действия лидера по координации и управлению деятельностью группы (Фридлер). Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих

коллективный, стадный  образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная,

достаточно умная, упорная  и решительная особь — вожак, руководящий стадом

(стаей) в соответствии  с его неписаными законами, которые  диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными.

Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных

систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации,

упорядочении поведения  отдельных элементов системы  в целях обеспечения ее

жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность  достигается

благодаря вертикальному (управление — подчинение) и горизонтальному

(коррелятивные одноуровневые  связи, например, разделение труда  и кооперация)

распределению функций  и ролей, и прежде всего выделению  управленческой

функции и осуществляющих ее структур, которые для своей  эффективности обычно

требуют иерархической, пирамидальной организации.1 Вершиной такой

управленческой пирамиды и выступает лидер. Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей систему, и ее взаимоотношений с окружающей средой. В системах, характеризующихся низкой групповой интеграцией и высокой степенью автономии и свободы различных элементов и уровней организации, функции лидера выражены слабо. По мере же усиления потребностей системы, самих людей в сложно организованных коллективных действиях и осознания этих потребностей в форме коллективных целей спецификация функций лидера и его структурное, институциональное обособление повышаются.

В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов,

институциализация лидирующих позиций может не происходить. Здесь на первый

план выдвигаются индивидуальные качества личности, ее способность  объединить

группу, повести ее за собой. В крупных же объединениях, эффективность

коллективных действий которых требует четкой функционально-ролевой

дифференциации и специализации, а также оперативности управления и жесткости

подчинения, институциализация  и формализация (официальное закрепление)

лидирующих позиций, наделение  их сравнительно большими властными  полномочиями обязательны.

Именно к такому типу объединений относится современное производство. В не преследуются определенные, достаточно стабильные цели, реализация которых

требует слаженности  действий многих людей, их координации  и регулирования на

основе разделения труда. В силу этого в трудовых организациях обязательна

институциализация лидерства, его конституирование в руководство, которое,

опираясь на властные позиции, выходит на передний план управления.

Анализ природы лидерства  показывает, что оно проистекает  из определенных

потребностей людей  и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры.

Быть менеджером и  быть лидером в организации –  это не одно и то же. Менеджер

в своем влиянии на работу подчиненных  и построении отношений с ними прежде

всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее

питающие. Лидерство как  специфический тип отношений  управления основывается

больше на процессе психологического воздействия. Этот процесс является

гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости  его

участников. В отличие  от собственно управления лидерство предполагает наличие

в организации последователей, а не подчиненных. Собственно отношения

«начальник – подчиненный», свойственные традиционному взгляду  на управление

заменяются отношениями  «лидер – последователь».

Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям.

  Таблица 1        

                                 Отличие менеджера от лидера

Менеджер

Лидер

Администратор

Инноватор

Поручает

Вдохновляет

Работает по целям  других

Работает по своим  целям

План – основа действий

Видение – основа действий

Полагается на систему

Полагается на людей

Использует только доводы

Использует как доводы, так и эмоции

Контролирует

Доверяет

Поддерживает движение

Дает импульс движению

Профессионален  

Энтузиаст

Уважаем

Обожаем

Делает дело правильно

Делает правильное дело


 

Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух

типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа

менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант

встречается в реальной жизни реже.

Лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Оно – суть

неформальное руководство. «Руководство - феномен, имеющий место в системе формальных (или, как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство – феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений.1 Причем роль руководителя заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет. Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический». Руководство – явление более стабильное, менее подверженное перепадам мнений иностранных членов группы, чем лидерство .По механизму своего выдвижения лидер может быть формальным или неформальным.

В первом случае его назначают  сверху или же выдвигают и избирают и он

приобретает, таким образом, официальный статус руководителя. Неформальный же

лидер может проявиться и получить признание в коллективе, организации в силу

своих ярко выраженных индивидуальных, социальных, политических, психологических и иных качеств. Своим авторитетом и влиянием неформальный лидер

воздействует на поведение  людей и может составить оппозицию  формальному

руководителю.

Сила и принуждение  при лидерстве часто заменяются побуждением и

воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие  основывается на

принятии людьми требований лидера без явного или прямого  проявления власти.

Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использовать власть и

авторитет, получаемые от его последователей.

В целом лидерские  отношения отличает то, что последователи  признают лидера составной частью организации только тогда, когда он доказал свою

компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей,

поскольку они признают его в качестве лидера. Для поддержания  своей позиции

лидер должен предоставлять  им возможность удовлетворять свои потребности,

которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они  удовлетворяют

лидерскую потребность  во властвовании и возвышении над  ними, а также

оказывают ему необходимую  поддержку в достижении организационных  целей.

Неудачи постигают лидеров  по разным причинам, но успех к лидерам  приходит во

многом при наличии  у них достаточно одинаковых способностей и умений.

Информация о работе Основы лидерства