Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 16:02, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными, и дать рекомендации для повышения результативности труда предприятия в целом.
Введение
Глава: ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА
Понятия и содержание лидерства
Типология лидерства
Глава: ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА
Теория черт
Концепции харизматического лидерства
Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства
Теория конституентов и интерактивный анализ
Психологические теории лидерства
Заключение.
Список используемой литературы.
лидеров и их конституентов, конкретных ситуаций и многих других факторов
Рассмотренные теории лидерства в той или иной степени объясняют, почему лишь
определенные люди становятся лидерами. Однако они не пытаются ответить на
вопросы, почему одни люди стремятся к лидерству, а другие нет, и в какой мере
можно управлять процессом формирования лидерства.
5. Психологические теории лидерства
На становление, характер и направленность лидерства непосредственно влияют внутренние побуждения человека к занятию руководящих позиций. Прояснить субъективные механизмы лидерства помогают психологические теории, в частности психоаналитическое объяснение лидерства. Как считал основоположник психа-анализа 3. Фрейд, в основе лидерства лежит подавленное либидо преимущественно бессознательное влечение сексуального характера.
Последователи Фрейда трактуют либидо более широко — как психическую энергию вообще. В процессе сублимации (накопления и перехода в более высокие
состояния) оно проявляется в стремлении к творчеству, лидерству и т.п.
У многих людей обладание руководящими позициями выполняет субъективно-
компенсаторные функции,
позволяет подавлять или
комплексы, чувство неполноценности и т.п. Определенные психологические
потребности отражает и подчинение лидеру. Субъективное принятие лидерства
закладывается еще в детстве, когда ребенок нуждается в покровительстве и
авторитете родителей. И в этом смысле авторитет руководителя организации
подобен авторитету главы семейства.
Заметный вклад в развитие психоаналитического объяснения феномена лидерства внесли ученые Франкфуртской школы Э. Фромм, Т. Адорно и др. Они выявили тип личности, предрасположенный к авторитаризму и стремящийся к власти. Такая личность формируется в нездоровых общественных условиях, порождающие массовые фрустрации и неврозы, состояния подавленности, гнетущего напряжения, тревожности, безысходности и отчаяния. У человека появляется стремление убежать от всего этого в сферу господства и подчинения Для авторитарной личности власть является психологической потребностью, позволяющей избавиться от собственных комплексов путем навязывания своей воли другим людям. Такой тип поведения в психологическом смысле служит про не силы, а слабости. Авторитарная личность, не имея подлинной внутренней силы, пытается убедить себя в обладании ею с помощью господства над другими. Эта личность иррациональна, склонна к мистике, руководствуется в первую очередь эмоциями и не терпит равенства и демократии. Она воспринимает других людей и мир в целом сквозь призму отношений силы — слабости, садомазохизма.
Будучи руководителями, авторитарные личности не приемлют демократический стиль руководства, имеют склонность к распространению своей власти на личные отношения с подчиненными и нарушению их прав, заботятся не столько об интересах дела, сколько о сохранении или увеличении своей власти. За такого рода лидерами необходим жесткий контроль.
Психоаналитическое объяснение стремления к лидерству, конечно же, никак не исчерпывает все типы таких мотиваций. Большинство людей не испытывает
психологического удовольствия от обладания властью и даже явно не стремится к
неформальному лидерству. Сама по себе власть не является для них ценностью.
Многие вообще предпочли бы уклониться от руководящих должностей и связанной с ними ответственности, если бы власть не открывала широкие возможности для
получения разного рода благ: высокого дохода, престижа, выгодных связей,
привилегий и т.д. Для них стремление к власти имеет инструментальный
характер, т.е. служит средством достижения других целей.
Инструментальная мотивация лидерства наиболее распространена в организациях. Она не сводится к стремлению обладать. Лишь материальными благами и славой, а может иметь и духовно-нравственное содержание. Многие лидеры, особенно неформальные, в своих действиях обычно руководствуются высокими целями, мотивами нравственной ответственности за общее дело, показания помощи товарищам по работе, налаживания дружеских отношений в коллективе и т.п.
Однако названные субъективные причины стремления к лидерству не исчерпывают всех типов его мотивации. Существует, например, игровая мотивация. Она предполагает восприятие человеком процесса руководства, в том числе
неформального лидерства, как интересной, захватывающей игры. В этом случае
главным мотивом лидерства выступает само содержание управленческой деятельности, связанное с общением и принятием сложных и важных решений.
Заключение.
Современная теория менеджмента уделяет повышенное внимание вопросам лидерства в организации. Этой тематике посвящается немалое количество исследований и публикаций.
Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.
Лидер выполняет множество социальных ролей, каждая из которых требует наличия конкретных знаний, навыков. Среди проблем, находящихся в компетенции лидера, основными являются: утверждение и развитие определенного типа организационной культуры; построение эффективной коммуникации в организации; формирование рабочих групп и управление ими; управление конфликтами; построение коалиций и развитие партнерских отношений; своевременное реагирование на динамику внешней среды и управление изменениями.
Эффективность управления
непосредственно связана с
Но в нестабильных условиях, требующей от организации постоянной готовности к
изменениям в соответствии с новыми обстоятельствами и запросами,
эффективность организационной деятельности зависит от потенциала лидерства.
Список литературы.
1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. М. 2001.
2. Волков И. П. Руководителю о человеческом факторе. Л. 1989.
3. Кравченко А. И. История менеджмента. М. 2002.
4. Кричевский Р. Л. Если Вы руководитель. Элементы психологии
менеджмента в повседневной работе. М. 1993.
5. Прыгин Б.Д. Руководство и лидерство. Л. 1973.
6. Пугачев В. П. Руководство персоналом организации. М. 2002.
7. Руководитель, коллектив, личность. Ред. К. Ладензак. М. 1974.
8. Шорин В. Г., Попов Г. Х., Горячев Г. Д. Стиль работы
руководителя. М. 1976.
9. Яхонтова Е. С. Эффективность управленческого лидерства. М.
2002.
10. Дюжердиль Р. Управление человеческими ресурсами. Маркетинг. №3 1996.
11. Калашникова Л., Лайфуров С. Стиль и методы управления в
современном бизнесе. Служба кадров. №10 2002.
12.Кретов Б. И. Типология лидерства. Социально-гуманитарные знания.
№3 2000.
13. Леонова А.А. Управление персоналом: искусство или наука? Деньги и
кредит. №9 1998.
14. Смольков В. Г. Сущность и типология социального лидерства.
Социально-гуманитарные знания. №6 2001.
15. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л.. Управление персоналом. М. Изд. «Юнити» -2001г.
16. Блейк Р.Р, Мутон Дж.С., Научные методы управления, Киев, 1990.
17. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М.: Знание, 1994.
18. Веснин В. Основы менеджмента. М., 1996.
19. Вудкок М., Фрэнсис Д. "Раскрепощенный менеджер", 1998.
20. Грачев М.В. Суперкадры: управление персоналом в международной корпорации. – М.: Дело, 1993.
21. Герчикова И.Н. Менеджмент. М-1994. Издательское объединение "Юнити"
22. Гроув Э.С. Высокоэффективный менеджмент. М.1996.
23. Дункан У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте. М. 1996.
24. Егоршин А.П.. Управление персоналом. Нижний Новгород. 1999 г.
25. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Мн: БГЭУ, 1996
26. Карлоф Б. Вызов лидеров. М., 1996.
27.Ладанов И.Д. Практический Менеджмент. М.1995
28. Лобанов В. США: Модели компетентности руководителей государственных учреждений. Проблемы теории и практики управления. N1, 1996.
29. Лэнд П.Э. Менеджмент - искусство управлять. М., 1995.
1 Виханский О. С.
1 Р. Л. Кричевский
1 Кравченко А. И..
1 Прыгин Б.Д.
1 Волков И. П.
1 Яхонтова Е. С.
1 Б. Шамир, Р.Й. Хозе, М.Б. Артур
1 Дюжердиль Р
1 Р. Стогдилл
1 Ф. Стэнфорд