Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 14:32, контрольная работа
Цель контрольной работы – рассмотреть основы руководства и мотивации персонала.
Исходя из этого, задачами контрольной работы является рассмотрение:
- понятия и целей руководства персоналом;
- функций и методов управления персоналом;
- содержания понятия «мотивация», методов мотивирования персонала;
- видов материального и нематериального стимулирования.
Многие компании разрабатывают серьезные комплексные программы мотивации персонала. Однако эти программы не всегда работают эффективно, так как не учитывают особенности отдельных сотрудников.
Определив, какой тип работников преобладает в компании, можно выработать рекомендации по созданию оптимальных условий, при которых будет обеспечена максимальная отдача. (Для различных типов работников в разной степени важны власть, авторитет, деньги, стабильность, общественное признание, наличие утвержденных процедур, сохранение статус-кво и т.п.)
Если разработанная в организации система мотивации входит в противоречие с поведенческими характеристиками реальных сотрудников, надо либо корректировать систему, либо менять сотрудников. Попытки навязывания мотивов «сверху» без учета существующей организационной культуры малоэффективны.
Удовлетворенность работой - это результат соотношения мотивирующих и поддерживающих факторов.
Поддерживающие факторы: деньги; условия; инструменты для работы; безопасность; надежность.
Мотивирующие факторы: признание; рост; достижения; ответственность и полномочия.
Если обе группы факторов отсутствуют - работа становится невыносимой.
Если присутствуют только поддерживающие факторы - неудовлетворенность от работы минимальна.
Если присутствуют только мотивирующие факторы - сотрудник любит работу, но не может себе ее позволить.
Если обе группы факторов присутствуют - работа приносит максимальную удовлетворенность.
Когда речь идет о мотивации, мы должны честно признаться себе, что в компании, где зарплата (независимо от ее размеров) ниже среднерыночной для отдельных категорий специалистов, не соответствует прожиточному минимуму, где отсутствует организационная структура и порядок, где нагрузка на персонал превышает разумную, то есть в компании, где не созданы предпосылки нормальной работы, никакая система мотивации не даст долгосрочного эффекта. Скорее на повестку дня ставится вопрос об устранении основных демотивирующих факторов.
Таким образом, прежде чем выстраивать систему мотивации, имеет смысл сначала устранить демотивирующие факторы, возможно присутствующие в данной организации. Многие из них лежат на поверхности - крик и грубость начальства, хаос, отсутствие понимания ответственности и полномочий.
Несколько примеров (из признаний сотрудников благополучных организаций):
1. По своим поведенческим характеристикам сотрудник - перфекционист, логик, любит работу по правилам. Процедура отчетности в организации не была отлажена, доклады руководству носили скорее стихийный характер (что, кстати, устраивало большинство сотрудников). Введение еженедельной формы отчетности, по признанию сотрудника, стало для него мотивирующим фактором. (Устранен демотивирующий фактор - хаос.)
2. Сотрудник волевой, иногда упрямый, ориентированный на достижение конечного результата. Мелкие, не всегда справедливые замечания руководителя снижают его желание работать. Однако извинения руководителя и признание им своей неправоты снимают напряженность.
Основная ошибка линейных руководителей заключается в том, что они пытаются мотивировать подчиненных исходя из собственных представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо. Другие руководители любят давать подчиненным детальные инструкции на все случаи, опекать и контролировать. Кое-кто из подчиненных предпочитает, чтобы вместо инструкций им дали глоток свободы.
Любое действие по отношению к сотрудникам может быть как мотивирующим, так и демотивирующим фактором. Важно оценить данное действие по отношению к конкретным людям12.
стимулирования.
Стимулы – это побудительные причины, заинтересованность в совершении чего-нибудь. Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов. Выделяют следующие функции стимулирования:
• Нравственная. Стимулирование формирует у работника активную жизненную позицию, способствует формированию у него определенных нравственных качеств;
• Социальная. Стимулирование влияет на формирование социальной структуры общества через различный уровень доходов, что в значительной степени зависит от воздействия стимулов на различных людей, а также через удовлетворение потребностей;
• Социально-психологическая. Стимулирование влияет на формирование внутреннего мира работника: его потребностей, ценностных ориентаций, отношения к труду;
• Экономическая. Стимулирование способствует росту производительности труда, повышению качества продукции, решению других задач, стоящих в каждый конкретный период перед экономикой, в целом способствует повышению эффективности.
Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования. Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть отличия состоит в том, что стимулирование – это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование. При этом, чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. Это связано с тем, что воспитание и обучение, как методы мотивирования людей, приводят к тому, что члены организации сами проявляют заинтересованное участие в делах организации, осуществляя необходимые действия, не дожидаясь или же вообще не получая соответствующего стимулирующего воздействия13.
Различают материальное и нематериальное стимулирование персонала.
Материальное стимулирование – комплекс различного рода материальных благ, получаемых или присваиваемых персоналом за индивидуальный или групповой вклад в результаты деятельности организации посредством профессионального труда, творческой деятельности и требуемых правил поведения14.
Следовательно, в понятие
денежного стимулирования
Таблица 1. Материальные неденежные стимулы
Группы материальных неденежных стимулов |
Назначение |
Состав |
Дополняющие условия труда |
Предоставление средств труда, необходимых на рабочем месте/должности, не предусмотренных в нормативах оборудования рабочего места |
- полная или частичная оплата сотовой связи; - предоставление транспорта или оплата расходов на транспорт; - переносной персональный компьютер; - оплата представительских расходов |
Социальные |
Высвобождение времени сотрудника для повышения эффективности использования рабочего времени |
- доставка сотрудников (на работу/с работы) - негосударственное пенсионное обеспечение - компенсация стоимости отдыха детей - обязательная медицинская страховка - компенсация (полная или частичная) стоимости питания или организация питания; |
Имиджевые |
Повышение статуса сотрудника внутри компании и вне её |
- предоставление служебного - организация питания в отдельном зале для высшего руководства; - организация и оплата дорогостоящего отдыха |
Индивидуальные |
Привлечение/удержание ценных специалистов |
- предоставление - оплата обучения; - приобретение путевок на курорты и в дома отдыха; - обеспечение жильем/ |
В качестве потенциальных
Дополнительные виды нематериального стимулирования:
1. Приветствуйте сотрудников во время встречи и обращайтесь к ним по имени;
2. Оставьте отличившемуся сотруднику записку на его рабочем месте со словами благодарности;
3. Поощряйте работников лишним выходным днем, либо разрешайте уйти с работы пораньше;
4. Демонстрируйте сотрудникам динамику развития компании;
5. Найдите
умеющего жонглировать
6. Угощайте сотрудников еженедельно или ежемесячно чем-нибудь вкусным;
7. «Персонализируйте»
каждое рабочее место на
8. Удостоверьтесь
в том, что у Вас имеется
возможность выслушивать
9. Разработайте систему поощрения для сотрудников, чья работа, как правило, не заметна;
10. Еженедельно или ежемесячно встречайтесь с работниками, с которыми у Вас нет возможности общаться. Поинтересуйтесь их проблемами и ответьте на их вопросы;
11. Проинформируйте работников и какой-либо важной проблеме и предложите им подумать над способами ее решения16.
Заключение
В ходе контрольной работы были выполнены цель и задачи работы - рассмотрены основы руководства и мотивации персонала организации. Анализ проблемы стимулирования персонала на предприятиях показал, что незаметный для неопытного глаза процесс потери интереса работника к труду, его пассивность дает такие отрицательные результаты, как текучесть кадров, низкая производительность труда, повышенная конфликтность в коллективе и т.п.
В данной работе я выделила следующие важнейшие стимулы и мотивирующие критерии в профессиональной деятельности:
- любые стимулирующие действия
должны быть тщательно
- людям важно испытывать
- каждый на своем рабочем месте призван показать то, на что он способен;
- важно интересоваться
- каждому работнику следует
предоставить возможность
- в достижении цели, которую работник сам себе определил или в формулировании которой он принял участие, он проявит значительно больше энергии;
- хорошие работники имеют
- сотрудники должны иметь
- любые серьезные решения об
изменениях в работе
- самоконтроль: должен сопровождать любые действия работника;
- сотрудникам должна быть
- всегда следует поощрять
- каждый работник по
Грамотно спроектированная
работа должна создавать
Хорошо подобранный трудовой коллектив компании должен представлять команду единомышленников и партнеров, способных осознавать и реализовывать замыслы руководства.
Анализ также показал, что
каждое предприятие должно
Библиографический список
Информация о работе Основы руководства и мотивации персонала