Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:52, доклад
Система "Руководитель-подчиненный". Функции руководителей. Качества руководителя. Основные типы руководителей. Классификация стилей руководства.
1. Система "Руководитель-подчиненный"
Вы должны
четко усвоить, что правильный стиль
руководства, благоприятная обстановка
на работе оказывает решающее воздействие
на результаты деятельности коллектива.
Необходимо помнить, что в руководстве,
как и в воспитании, нет мелочей.
Каждое Ваше слово, взгляд, жест оказывают
влияние на подчиненных — все
это фиксируется в их сознании.
Предлагаем рекомендации по нормализации
взаимоотношений в системе "Руководитель
- подчиненный", которые Вы можете
использовать творчески, в зависимости
от создавшейся на производстве ситуации.
ПОМНИТЕ: подчиненные ждут от Вас руководства.
Люди ожидают, что к ним будут предъявляться
определенные требования. Они дают себе
отчет в том, что за плохую работу с них
будут взыскивать. Единственное, к чему
они не подготовлены - увидеть руководителя,
который не знает, чего хочет и не замечает
плохой работы подчиненных.
Принятие решений требует мужества и смелости.
Эти качества обязательны для каждого
руководителя. Нет ничего худшего для
производства, чем проявление нерешительности,
перестраховки, боязни ответственности.
Руководитель, уклоняющийся от решения
вопросов, проявляющий бездействие, фактически
устраняется от руководства, теряет авторитет,
наглядно показывает, что он не способен
управлять.
Плохой руководитель знает, как надо сделать,
хороший — покажет и научит.
Совещания должны быть жестко регламентированы
по времени и проводиться по заранее установленному
распорядку.
Вызывайте на совещания тех, кто может
принять активное участие в обсуждени
и вопросов и компетентен в них.
В выступлениях будьте кратки. Говорите
четко, лаконично, «телеграфным» языком
по существу дела, без комментариев. Не
упивайтесь кротким терпением подчиненных,
когда выходите из регламента. Вместо
ста слов, которые утомляют людей, скажите
десять, но таких, чтобы остались в памяти.
Неблагоприятное впечатление в коллективе
производит новый руководитель, огульно
критикующий все старые порядки и деятельность
бывших руководителей.
Передача части полномочий подчиненным
- способ усиления Вашей власти. Чем большее
число людей будет представлять Вас, чем
большее число лиц будет обладать правом
принимать решения от Вашего имени, тем
больший объем работы Вы сможете выполнить,
ибо один человек может выполнить работу
только одного.
Руководитель отвечает за порученное
дело и в то время, когда находится в командировке,
в отпуске и т. д. Поэтому необходимо подготовить
так своих подчиненных, чтобы один из них
всегда мог заменить Вас.
Если то, что делают подчиненные, не расходится
с Вашим мнением, дайте им максимальную
свободу действий.
Не спорьте по мелочам.
Консультирование подчиненных вовсе не
значит, что нужно думать за них. Побуждайте
их самих находить правильные решения
тех вопросов, с которыми они пришли к
Вам. Например, на вопрос подчиненного
"Как Вы хотите, чтобы это было сделано?"
можно ответить "Быстро, энергично,
хорошо. Как Вы думаете этого добиться?"
Но никогда не отвечайте вопросом па вопрос,
если сами не способны дать на него вразумительный
ответ
Собственные знания должны сочетаться
с умением мобилизовать знания тех, кем
управляешь.
Советуйтесь со своими подчиненными —
это не ущемляет ни принципа единоначалия,
ни Вашего авторитета. А пользу делу приносит.
Никогда не сидите без дела па виду у подчиненных—это
роняет Ваш авторитет.
Никогда не следует отказываться от своих
указаний. Обещания необходимо всегда
выполнять.
Если Вы не уверены, что сможете выполнить
какую-либо просьбу, не обещайте.
Обмануть можно один - два раза, а потерять
доверие — навсегда.
Не следует скрывать от подчиненных ни
хорошего, ни плохого. Надо, чтобы они имели
правильное представление о действительном
положении дел. Если подчиненные живут
в мире слухов, догадок, кривотолков, работа
спориться не будет.
Будьте внимательны к чужому мнению, даже
если оно неверно. Если подчиненный дает
совет, который не может быть принят, объясните.
Отвергнуть совет без объяснения — означает
дать повод подчиненному составить ложное
представление и о самом себе, и о Вас как
о руководителе.
Если Ваше распоряжение оказалось ошибочным,
признайте ошибку.
Имейте в виду, что ни одна ошибка не ускользнет
от внимания подчиненных.
Выдаваемые задания могут быть напряженными,
но обязательно реальными. Прежде, чем
дать задание, необходимо хорошо подумать,
можно ли его выполнить.
Каждый работник должен непосредственно
подчиняться одному начальнику, от которого
получает распоряжения и перед которым
отчитывается.
Никогда не следует налагать взыскание
в возбужденном состоянии. Это может привести
к ошибкам, которые очень трудно исправить
в дальнейшем.
Частое применение наказаний — свидетельство
недостаточной способности подбирать
кадры, воспитывать их, создавать условия
для внедрения сознательной дисциплины.
Не делайте замечаний подчиненному в присутствии
третьего лица. "Распекание" в присутствии
других может вызвать ненависть к Вам,
стать причиной сплетен, доносов, анонимок.
Первый выговор, во всех без исключения
случаях, делается наедине. При малой провинности
подчиненных будьте великодушны.
Если в стремлении сделать полезное дело
подчиненный допустил ошибку, не наказывайте
его, так как это может лишить его инициативы
в дальнейшем.
Всегда благодарите подчиненного за хорошую
работу. При этом желательно подчеркнуть
важность задания, выполненного работником.
О достижениях отдельных работников целесообразно
оповещать весь коллектив, чтобы побудить
других работать лучше.
Нельзя прерывать жалобщика. Необходимо
дать ему возможность выговориться, разрядить
свою психологическую напряженность.
После этого часть жалобы разрешится сама
собой.
Знайте и постоянно изучайте подчиненных.
Проявляйте заботу о них. Имейте терпимость
к человеческим слабостям, не мешающим
работе (люди ведь имеют право отличаться
друг от друга).
Никогда не следует удерживать работника
на такой работе, к которой у него нет нет
способностей или которая его не удовлетворяет.
От этого, как правило, страдает и производство,
и сам работник. Надо стремиться дать каждому
работу по его способностям и склонностям.
Это позволит повысить производительность
труда и качество работы.
Примсняя наказание, необходимо считаться
не только с обстоятельствами, при которых
был совершен проступок, но и с индивидуальными
особенностями виновного.
Молчащий работник - всегда загадка и трудный
объект для управления. Надо уметь вызвать
подчиненного на разговор.
Не имейте "любимчиков": это раздражает
и угнетает других, создает нездоровую
обстановку.
Воздействовать на неформальные группы
необходимо через их лидеров и таким образом
организовывать деятельность коллектива
в целом;
Быть руководителем - значит всегда держать
себя с людьми ровно, не терять самообладания
при любых обстоятельствах.
Будьте вежливы.
Никогда не раздражайтесь.
Имейте бесконечное терпение.
Помните о волшебной силе слов: "Благодарю",
"Спасибо", "Пожалуйста".
Учеными доказано, что хорошее настроение
положительно влияет на здоровье человека
и повышает производительность труда.
Сделайте для себя правилом без исключения:
доброжелательность к людям, понимание
их человеческих интересов, умение тактично
и с симпатией относиться к их нуждам,
проблемам. Это устанавливает между Вами
и подчиненными атмосферу дружбы и заботливости.
Уважение вызывает ответное уважение.
Если Вы не уважаете своих подчиненных,
они не смогут уважать Вас. Значит Ваша
власть будет носить лишь формальный характер.
Относиться к подчиненным надо так, как
Вы сами хотели бы, чтобы к Вам относились
Ваши начальники. Проверяйте себя, как
это правило выполняется.
Не ожидайте, чтобы подчиненный первым
проявил дружелюбие и приветливость, а
начинайте сами с этого. Даже если подчиненный
сразу не будет реагировать , все равно,
в конце концов, приветливость одержит
верх.
Если Вы допустили бестактность по отношению
к подчиненному, извинитесь. Это не Снизит,
а повысит Ваш авторитет.
Никогда не пользуйтесь внеслужебными
встречами для обсуждения служебных проблем.
Постарайтесь убедить подчиненного, что
Вы являетесь его начальником только на
службе. Всем своим поведением покажите,
что и руководитель может быть человеком.
Замечать подчиненного везде и во всем
— должно быть Вашим правилом. Вовремя
назовите его по имени, поздоровайтесь
за руку, поздравьте со знаменательной
датой, днем рождения, поинтересуйтесь
домашними делами, здоровьем детей, родных
- все это важно для повышения настроения
подчиненных.
Никогда не используйте своей власти до
тех пор, пока остальные средства не использованы.
Распоряжения подчиненным рекомендуется
давать не только в виде приказа, но и в
форме поручений и заданий. Они должны
быть ясными, четкими, исчерпывающими,
убедительно сформулированными.
Раздражительность и нервозность противопоказаны
руководителю. Боритесь с этим проявлением
у себя, иначе руководство станет для Вас
мукой, для подчиненных — пыткой. Если
Вы раздражаетесь всякий раз и проявляете
нервозность и неуверенность — оставьте
работу руководителя.
Когда к Вам приходит новый работник, непосредственно
подчиненный Вам, проведите с ним основательную
беседу:
поздравьте с началом работы на новом месте;
познакомьте с обстановкой на участке (объекте);
подробно изложите требования, предъявляемые к нему как исполнителю данной работы;
познакомьте
с трудностями, с которыми ему
придется столкнуться в процессе
работы.
Никогда при любых обстоятельствах не
теряйте бодрости духа, наоборот, при столкновении
с трудностями, проявляйте больше энергии
и добейтесь победы.
2. Функции руководителей
Разница между хорошей и отличной организацией состоит в управлении ею, которое
осуществляет руководитель, т. е. лицо, направляющее, координирующее и
контролирующее деятельность исполнителей. Последние должны в обязательном
порядке ему подчиняться и в рамках, определенных полномочиями, выполнять все
его требования.
Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя лишь для того,
чтобы глубже разобраться в специфике работы и принимать более обоснованные
решения (считается, что на это он может тратить не более 5 процентов своего
времени).
Результатом его усилий является определенным образом сгруппированная, направленная
и скоординированная работа других людей. Этот результат вещественно
закрепляется в документах
и к последующей текущей
не имеет.
Руководитель является персонифицированным воплощением организации,
и к ее целям и проблемам он (как, впрочем, и исполнители) должен относиться
как к своим собственным.
Современная научно-техническая революция коренным образом изменила условия
и характер производственных, хозяйственных и социальных процессов. Они
стали настолько сложными, что руководитель уже не в состоянии единолично
управлять всем.
Поэтому он сегодня становится организатором самостоятельной работы исполнителей,
часто объединенных в команды. Такая работа является особым видом
творческой деятельности, причем по мере роста сложности объекта управления
и уровня занимаемой должности требования к творчеству увеличиваются.
Особенность положения руководителя в организации, по мнению западных
специалистов, состоит в следующем.
В работе руководителя много привлекательного. Она приносит человеку авторитет
и уважение окружающих, престижна, предоставляет широкие возможности
для развития личности, наконец, просто захватывающа и увлекательна.
Руководителю, особенно крупной организации, приходится осуществлять в течение
рабочего дня до двухсот различных видов деятельности, часто бывать в других
городах и странах, общаться с самыми разными людьми — подчиненными, коллегами,
партнерами, политиками, общественными деятелями, акционерами, к каждому
из которых необходимо подобрать свой ключик. Стремление выделиться часто
приводит к тому, что руководители работают по 10-12 часов в день.
В соответствии с современными представлениями суть работы руководителя
сводится к выполнению ряда функций, среди которых вьщеляют следующие.
Стратегическую, заключающуюся в постановке целей организации, разработке
стратегии и планировании. В обычных условиях она считается главной.
Инновационную, тесно связанную с предыдущей. В процессе ее реализации руководитель
создает условия для организационных преобразований, направляет процесс
разработки и внедрения новых видов продукции и услуг, консультирует подчиненных.
Административную, объединяющую целый ряд подфункций:
• контрольную (оценка результатов деятельности, проведение ее необходимой
корректировки);
• организационную (распределение полномочий, задач, ресурсов и проч.);
• направляющую (постановка задач, координация работы исполнителей);
• кадровую (подбор, расстановка, развитие персонала);
• стимулирующую (убеждение и вдохновение работников, их поощрение
и наказание).
Коммуникационную, сводящуюся к налаживанию внутренних и внешних связей,
проведению совещаний, переговоров, приему посетителей, ответам на письма и телефонные
звонки, разрешению конфликтов, представительству.
Социальную, выполняя которую руководитель поддерживает в организации
благоприятный морально-психологический климат, формирует нормы поведения,
помогает подчиненным в трудную минуту. Появление этой функции обусловлено
растущей ролью человеческого фактора в жизни организации.
Короче говоря, руководителя сегодня можно рассматривать в трех ипостасях:
• профессионал — автор решений, стратегии, планов;
• организатор — создатель условий деятельности исполнителей, осуществляющих
их на практике;
• начальник, предписывающий
подчиненным необходимые
те обязаны выполнять.
В различных ситуациях и на разных уровнях управления требуются разные руководители.
Так, в период создания или перестройки организации прежде всего нужны
руководители-предприниматели, формирующие концепцию развития, смело берущие
на себя ответственные решения и риск последствий, и руководители-лидеры,
увлекающие людей новыми перспективами, раскрывающие и направляющие на
выполнение стоящих задач их способности.
В период стабильного развития на первое место вьщвигаются руководители-
плановики, разрабатывающие исходя из текущих реалий планы и программы развития
с «дозированным» риском, а также руководители-администраторы, осуществляющие
в соответствии с плановыми заданиями организаторскую, координирующую,
контролирующую деятельность.
Как должностное лицо руководитель обладает определенными правами и обязанностями.
Официальные обязанности бывают общими (определяются конституцией); специальными
(возложенными, например, собственником, высшим руководством
и др.); служебными (вытекающими из совокупности функций должности).
Помимо официальных прав и обязанностей, закрепленных документально, руководители
имеют и неофициальные, например такие:
• придерживаться заведенного в организации порядка;
• уважительно относиться к подчиненным и коллегам, их работе, не подчеркивать
недостатки, не высказывать в присутствии других сомнения в их способностях
и т. д.;
• не перекладывать на других свои обязанности, но и не выполнять чужие;
• не замалчивать достижения подчиненных и не приписывать себе их успехи;
• самокритично относиться к себе, интересоваться мнением других о своей работе
и поведении; время от времени задаваться вопросом, хотелось бы работать
у себя в подчинении;
• заботиться о личных интересах и проблемах подчиненных и коллег, их здоровье,
успехах; оказывать им при необходимости всестороннюю помощь;
• не отдавать без особой надобности распоряжения «через голову», даже если
это и требует дополнительного времени;
• не допускать фаворитизма.
Все это очень важно, поскольку не только подчиненные зависят от руководителя,
но и сам он во многом зависит от них, от их знаний, умения работать, готовности
исполнять его распоряжения и неофициальные просьбы.
Помимо подчиненных, руководитель зависит также от своих коллег, начальников,
деловых партнеров, без содействия которых он не в состоянии надлежащим
образом выполнять возложенные на него обязанности.
3. Качества руководителя
Некоторые исследователи называют более 200 необходимых руководителю качеств.
Эти качества большинство специалистов разделяет на три группы: профессиональные,
личностные и деловые.
К профессиональным относят те, которые характеризуют любого грамотного специалиста.
Обладание ими является лишь предпосылкой успешного выполнения
служебных обязанностей.
Такими качествами являются:
• высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности
в соответствующей сфере деятельности и смежных с ней;
• широта взглядов, эрудиция;
• стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию
и переосмыслению окружающей действительности;
• поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим в овладении ими,
их обучение;
• умение рационально использовать время, планировать свою работу.
Личностные качества руководителя также мало чем должны отличаться от качеств
других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались. Здесь
можно упомянуть:
• высокие моральные стандарты;
• физическое и психологическое здоровье;
• внутренняя и внешняя культура;
• честность;
• справедливость, отзывчивость, заботливость, доброжелательность к людям;
• оптимизм, уверенность в себе.
Но обладание ими — тоже всего лишь предпосылка успешного руководства, ибо
руководителем делают человека не профессиональные или личностные, а деловые
качества, к которым необходимо отнести:
• умение организовать деятельность подчиненных, обеспечить ее всем необходимым,
ставить и распределять задания, координировать и контролировать
их выполнение, требовательность;
• доминантность, честолюбие, высокий уровень притязаний, стремление к независимости,
власти, лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой,
смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность;
• контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить
в правильности своей точки зрения (специалисты полагают, что 80 процентов
знаний менеджера должны составлять знания о человеке);
• инициативность, оперативность в решении проблем, способность сконцентрироваться
на главном;
• умение управлять собой, своим поведением, отношениями с окружающими;
• стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск
и увлекать за собой подчиненных.
Требования к руководителям в отношении этих качеств на различных уровнях
управления неодинаковы.
Поскольку руководитель любого уровня не только организует и направляет работу
сотрудников, но и при
необходимости оказывает
и внеслужебное, он должен быть достаточно хорошо подготовлен педагогически.
Рахтичны требования к руководителям и в разных странах. Приведем данные,
полученные путем опросов ведущих менеджеров
Необходимо отдельно сказать о специфике проявления деловых качеств у женщин.
Они, как правило, хуже мужчин адаптируются на руководящих должностях.
Причины этому следующие.
Во-первых, женщины в целом менее психологически устойчивы, независимы,
смелы, чем мужчины, хуже контролируют себя.
Во-вторых, сочетают большую загруженность на службе с домашними, прежде
всего с материнскими, обязанностями.
Поэтому они чаще довольствуются средними постами или руководят небольшими
организациями (подразделениями) с простой структурой.
Информация о работе Особенность положения руководителя в организации