Особенность положения руководителя в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:52, доклад

Описание работы

Система "Руководитель-подчиненный". Функции руководителей. Качества руководителя. Основные типы руководителей. Классификация стилей руководства.

Файлы: 1 файл

16_tema.docx

— 81.63 Кб (Скачать файл)

Власть должности возникает не из самой должности, а делегирует ее обладателю теми, кому он подотчетен. Основными формами проявления власти в этом случае будет выступать принуждение, вознаграждение, власть над ресурсами, власть связей.

Личная власть — это степень уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных, основанная на близости их целей. Основными формами личной власти могут быть экспертная власть, власть примера, право на власть.

Формальная и  реальная власть

Понятие "власть" и "влияние" взаимосвязаны, но это одно и тоже. Руководитель может иметь власть, но не имеет влияния. И, напротив, сотрудник может не обладать властью, но иметь большое влияние. Власть бывает формальной и реальной.

Формальная власть — это власть должности, обусловленная официальным местом лица, ее занимающего, в структуре управления организацией, и измеряется либо числом подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться его распоряжениям, либо объемам материальных ресурсов, которыми данное лицо может распоряжаться без согласования с другими. В этом случае власть и руководство, представленные в виде служебной иерархии, пронизывают всю систему управления любой организации.

Реальная власть — это власть, как должности, так и влияние и авторитета. Она обусловлена местом человека не только в официальной, но и в неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данному лицу подчиняться, либо степенью зависимости его от окружающих.

Понимание власти и влияния  тесно связано с лидерством.

В основе лидерства лежит  отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе  межличностных отношений в группе. Лидерство является одним из важных механизмов реализации власти в группе и наиболее эффективным.

Лидеры используют власть как средство для ускорения этого  достижения. Сама власть может строиться  на личностных качествах или на занимаемой позиции в организации. Власть —  это двусторонние отношения между  лидером и подчиненными и между  лидером и его начальником.

Существует  несколько подходов к проблеме лидерства:

  • Поведенческий подход — стиль руководства как манера поведения. Автократичное и демократичное руководство. Первое не имеет успеха у зрелых подчиненных, второе по сути означает децентрализацию.
  • Ситуационный подход — наличие ситуационных факторов обусловливает различное поведение в различных ситуациях. Возможно переформировывать группы для психологической совместимости.
  • Адаптивное руководство. Менять стиль руководства на протяжении карьеры. К. Арджирис: «Лучший стиль руководства адаптивный, т. е. ориентированный на реальность».

Способы реализации власти


Убеждение и участие

Последнее время наблюдается  снижение разрыва в образовании  между руководителем и подчиненными. Убеждение — эффективная передача своей точки зрения. К исполнителю переходит часть власти руководителя. Но убеждение медленно воздействует на объект. Участие — привлечение к управлению. Исполнители вдохновляются потребностями более высокого уровня.

Распорядительство

Распорядительство можно  представить как прямое руководство. Под распоряжением понимается сообщение, передаваемое руководителем подчиненному, касающееся содержания и результатов его деятельности. В него входят постановка обязательной для выполнения задачи, перечень ограничений, инструкции о порядке выполнения заданий.

Распоряжение по своей  сути должны соответствовать стратегии  организации; быть обоснованными и  четко сформулированными, обеспеченными  необходимыми материальными, организационными ресурсами; позволять проверять  и оценивать результаты действий.

По способу отдачи распоряжения могут быть устными, письменными и смешанными.

По форме распоряжения могут быть приказами, указаниями, поручениями, советами.

Распоряжения могут усиливаться  рядом мер воздействия на исполнителя: убеждением, апелляцией к логике, пожеланием или просьбой, обещанием вознаграждения, угрозами.

Неправильное пользование  способами реализации власти может  порождать конфликтные ситуации.

 

8. Содержание понятия лидерства в управлении организацией

Основой лидерства является специфический тип отношений  управления, или лидерский тип. Это  отношения «лидер — последователи». Исторически лидерский тип отношений  возник намного раньше отношений  «начальник — подчиненный», появившихся  и оформившихся в период первой промышленной революции.

Начиная с детских лет, следование за лидером воспринимается всеми достаточно естественно. Это  и родители в семье, это и учителя  в школе, это и герои, с кем  молодые люди хотят себя ассоциировать. Присутствие в индивидуальном микрокосме людей имиджа лидера настолько же старо, как и сам человек. Большинством признается факт, что лидерство отождествляется  с наличием связанных с психикой человека отношений между лидером  и его последователями.

Ранняя стадия лидерских  отношений управления характеризуется  тем, что кто-то один занимает в сообществе центральную позицию, а все остальные располагаются как бы на периферии. Управление осуществляется через централизованную власть, которая преобладает над всем сообществом.

При данном типе руководства  последователь тратит свои силы во благо группы / организации, возглавляемой  лидером, не имея фактически никаких  личных прав. Этот вариант лидерских  отношений получил название отношений «мастер — раб».Власть лидера в этом случае абсолютна и может распространяться на решения о жизни и смерти членов ведомого сообщества. Обычно изменение выбранного лидером курса действий уже не во власти последователей.

Эффективность организации, основанной на этом раннем типе лидерских  отношений, проявляется в ее способности  быстро, в короткие сроки выполнять  достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях. Это достигается  путем сплочения всех вокруг одного лидера. Однако это одновременно является и слабостью данного типа отношений. Во-первых, это обусловлено тем, что проведение каких-либо организационных изменений зависит от наличия у лидера соответствующих желаний. Во-вторых, достигнув цели, лидер часто пытается удерживать свою власть искусственным усложнением ситуации, что не всегда бывает в интересах остальных членов организации. В-третьих, уход или устранение лидера расстраивает организационную ситуацию на неопределенное время, что, в свою очередь, приводит к соответствующему снижению эффективности.

Данный тип лидерских  отношений до сих пор существует в бизнесе и является там наиболее распространенным. Наибольшее соответствие этого типа лидерства внешней  среде наблюдается в семейном, торговом и фермерском бизнесе. Что  касается деловых организаций в  других сферах, то им более соответствуют  типы лидерских отношений, которые  будут рассмотрены ниже

Высокая (все ясно, что и как делать)

Начальник

Лидер

 
 

Подчиненный

Последователь

 
 

или

или

 
 

«Собственно управление»

«Эффективное лидерство»

 

Структурированность работы

     
       
 

Мастер

Участник

 

Низкая

(не ясно, что

делать)

Раб(отник)

Участник

 
 

или

или

 
 

«Неэффективное  лидерство»

«Самоуправление»

 
       
 

Неразвитые (зависимость и воздействие)

Рабочие отношения

Развитие

(взаимозависимость

и взаимодействие)

 
           

 

В целом лидерские отношения  отличает то, что последователи признают лидерство составной частью группы / организации только тогда, когда  оно доказало свою компетентность и  ценность. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку они  признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции  лидер должен предоставлять им возможность  удовлетворять свои потребности, которые  не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют  лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также  оказывают ему необходимую поддержку  в достижении организационных целей.

Неудачи постигают лидеров  по различным причинам, но успех  к лидерам приходит во многом при  наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений. Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует, что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские (рис. 12.4).

Рис. 12.4. Черты эффективного лидерства

Лидер становится привлекательным  для последователей благодаря умению видеть то, что в конечном счете будет достигнуто в результате его и последователей усилий. Однако это не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят (неэффективное лидерство) или могут (эффективное лидерство) иметь. Кроме того, видение становится привлекательным, если оно больше или лучше, чем существующая реальность, т.е. в определенной мере допускается идеализация будущего состояния. Образ видения захватывает воображение последователей и побуждает их посвятить себя претворению его в жизнь в той мере, в какой они разделяют лидерское видение. Видение, которое вселяет силы в последователей, заставляет их верить в успех дела.

В передаче последователям видения  в такой форме, чтобы оно вселяло  в них энтузиазм и обязательства, лидеру может помочь использование  эффективной коммуникации. В современных  условиях людей может побудить к  действиям факт их непосредственного  осознанного участия (через собственность  или процесс) в решениях и их творческой реализации, что предполагает наделение  их соответствующими правами и полномочиями. Это означает, что лидер должен обладать способностью и умением делить свою власть с последователями, делать их частью общего дела, а не слепыми исполнителями. В современных условиях эффективное лидерство — это не железная или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.

 

9.       Менеджер и лидер. 

 

Например, во Франции считается что важнейшим качеством руководителей больших фирм является развитый интеллект что отражено в объявлениях о приёме на работу, где почти никогда не упоминается о мотивации и энергичности как о необходимых для занятия должности менеджера качествах. Интеллект для них важнее, чем способность к действиям. Они не придают большого значения навыкам межличностных контактов и коммуникаций, рассматриваемым в других странах как необходимые признаки организатора деятельности компании. 

Некоторые специалисты считают, что внимание к факторам эффективности  деятельности менеджеров преувеличено и что лидеры не могут сильно влиять на результаты деятельности организации  по следующим причинам.

Во-первых, организации сами оказывают воздействие, ограничивающее число типов поведения и снижающее  влияние личностных особенностей людей  при осуществлении ими организаторских  и лидерских функций. Во-вторых, другие члены организации ограничивают поведение лидеров через нормы и ожидания, которые являются мощными ограничителями для любого действия. Наконец, ключевое влияние на успех или неудачу организации оказывает внешняя среда. 

В качестве контраргумента приводится мнение о том, что внимание к роли лидеров основано на потребности  усилить связь отдельных работников с успехами организации и её неудачами. Опыт и здравый смысл показывают, что, лидеры имеют сильное влияние на результаты деятельности организации. Например, смена руководителей может серьёзно повлиять на оценку фирмы акционерами. Одно из исследований этой проблемы показало, что объявление о замене менеджеров высшего звена увеличивало краткосрочную стоимость акций небольших фирм, если новый менеджер нанимался на стороне. Однако более важным являлся тот факт, что менеджеры высшего звена могут иметь значительное влияние на выполнение задач фирмы. И будь то прежний руководитель или новый, необходимо, чтобы он был лидером, а не статистом.

Природа лидерства определяется не только личностными характеристиками руководителя, но и средой, в которой  осуществляется деятельность компании. Необходимо разделить менеджеров и лидеров, так как их влияние на деятельность организации и коллектива далеко не однозначна.

10.


Информация о работе Особенность положения руководителя в организации