Особенности бенчмаркинга и возможности использования его на украинских предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 13:06, научная работа

Описание работы

Цель работы – исследовать процесс внедрения концепции бенчмаркинга на предприятия и возможности его внедрения в Украине.

Файлы: 1 файл

НИРС МК.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ  И МЕНЕДЖМЕНТА»

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

Кафедра «Управление  качеством»

 

Научно-исследовательская  работа студента

На тему: «Особенности бенчмаркинга и возможности использования его на украинских предприятиях»

 

 

 

 

Выполнил:       студентка гр. КССа – 12с

Хотякова Галина

 

 

Проверили:       профессор Момот А.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецк – 2013

 

Донецький национальный технический  университет

Кафедра «Управление качеством»

Специальность 7.000001 "Качество, стандартизация,сертификация"

Дисциплина «Менеджмент  качества и системы менеджмента  качества»

Утверждаю

Заведующий кафедры

________________ А.И.Момот

"____"_______________2012 р.

ЗАДАНИЕ

на научно-исследовательскую работу студентки

Хотяковой Галины Сергеевны

1. Тема работы: Особенности бенчмаркинга и возможности использования его на украинских предприятиях.

Утверждена «__» ____________2012г.

2. Срок сдачи студентом  оконченной работы: «__» ____________ 2013г.

3. Выходные данные  работы:

____________________________________________________________________

4. Содержание пояснительной  записки (перечень вопросов, которые  нужно рассмотреть):_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Дата выдачи задания: «1» ноября 2012 г.

 

Руководитель  __________________

          (подпись)

Задание принял _________________

(подпись)

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Научно-исследовательская работа студентки содержит: 31 страницу, 11 ссылок.

Объект исследования – использование бенчмаркинга в различных организациях и перспективы использования бенчмаркинга в Украине.

Цель работы – исследовать процесс внедрения концепции бенчмаркинга на предприятия и возможности его внедрения в Украине.

Актуальность работы – в современных условиях, в эпоху глобализации бизнеса, компании осознают необходимость всестороннего и детального обмена бизнес-информацией с целью достижения успеха и улучшения работы организации. К тому же современные тенденции ведения бизнеса в Украине предопределяют повышенный интерес к новым теориям и направлениям развития менеджмента и маркетинга. Одним из эффективных способов достижения данной цели является проведение бенчмаркинга.

Бенчмаркинг или эталонное сопоставление  это систематический, исследовательско-аналитический вид деятельности, который направлен на нахождения, изучения и применения лучших методов ведения бизнеса. В процессе бенчмаркинга осуществляется поиск организаций-эталонов, которые показали наивысшую эффективность и достигли лучших результатов; выявление путей достижения этих результатов и внедрение аналогичных процедур в собственной практической деятельности. При этом возникает необходимость в адаптации результатов исследования к особенностям организации-клиента и к реальным условиям ведения бизнеса.

 

 

БЕНЧМАРКИНГ, КОНКУРЕНЦИЯ, КАЧЕСТВО, БИЗНЕС-ПРОЦЕСС, ПРОЦЕСС, ВНЕШНИЙ БЕНЧМАРКИНГ, ОБЩИЙ БЕНЧМАРКИНГ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЕНЧМАРКИНГ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………........5

  1. Понятие бенчмаркинга и его виды…………………………….....................6
    1. История возникновения бенчмаркинга……………………………........6
    2. Виды бенчмаркинга…………………………………………………........9
  2. Особенности и принципы бенчмаркинга…………………………………..15
  3. Возможности использования бенчмаркинга на украинских предприятиях…………………………………………………………...........22

3.1 Применение успешного бенчмаркинга не примере компаний

и государств…………………………………………………………….........22

3.2 Бенчмаркинг в Украине…………………………………………………26

Заключение……………………………………………………………….….30

Список использованной литературы……………………………………….31

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Качество является задачей  номер один в условиях рыночной экономики, где произошли подлинные революции в этой области. Именно с помощью современных методов менеджмента качества передовые зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках.

Украинские предприятия  пока еще имеют отставания в области применения современных методов менеджмента качества. Между тем повышение качества несет поистине колоссальные возможности.

В тоже время произвести качественный продукт, повысить качество, завоевать рынок, превзойти конкурентов, создать лучший продукт и получить большую прибыль хотят все. Можно решать подобные задачи самостоятельно, но есть и другой путь – воспользоваться опытом успешных компаний. Для этого существует бенчмаркинг – технология изучения и внедрения лучших методов ведения бизнеса.

Бенчмаркинг (от англ. benchmark, «начало отсчета», «зарубка») – это механизм сравнительного анализа эффективности работы одной компании с показателями других, более успешных, фирм. Бенчмаркинг находит применение во всех сферах деятельности предприятия – в логистике, маркетинге, управлении качеством, управлении персоналом, и т. д.

Цель работы: исследовать  процесс внедрения концепции бенчмаркинга на предприятия и возможности его внедрения в Украине.

Задачи работы: определить понятие бенчмаркинга, определить его принципы и этапы планирования бенчмаркингового процесса, рассказать о практическом применении концепции бенчмаркинга на предприятиях различных стран, выдели основные проблемы развития и спользования бенчмаркинга в Украине.

 

1 ПОНЯТИЯ БЕНЧМАРКИНГА И ЕГО ВИДЫ

1.1 История возникновения бенчмаркинга

 

В 90-х годах о бенчмаркинге (Benchmarking) заговорили повсеместно. Новое  направление, появившееся на стыке  менеджмента и маркетинга, внесло смятение в умы, как теоретиков, так  и практиков бизнеса. Так что  же представляет собой бенчмаркинг? Является ли он последней «причудой» менеджмента или современной модой? Отличается ли он от традиционно используемых технологий? Если отличается, то чем? [1]

Сегодня с определенной степенью точности можно утверждать лишь то, что существует огромное количество трактовок данного понятия. Одни считают бенчмаркинг продуктом эволюционного развития концепции конкурентоспособности, другие – программой по улучшению качества, большинство же причисляют его к экзотическим продуктам японской бизнес-практики [2]. В действительности, правда лежит посередине. Бенчмаркинг – продукт эволюционного развития концепции конкурентоспособности, предполагающий разработку программ улучшения качества продукции, впервые появившихся в Японии. В основе бенчмаркинга лежит сравнение продукта конкурента, или какой-либо его части, с продуктом компании, проводящей анализ, с целью повышения конкурентоспособности последнего.

Временем рождения бенчмаркинга можно считать конец 50-х годов. Именно в этот период японские специалисты посещали наиболее известные компании, в основном США и Западной Европы, с целью поглощения идей, которые незамедлительно реализовывались в японских компаниях. Вскоре использование лучших мировых технологий и ноу-хау как в области производства, так и менеджмента, которыми до недавнего времени владел только Запад, японцы стали считать своими конкурентными преимуществами. Они тщательно исследовали западные товары и услуги с тем, чтобы выявить их сильные и слабые стороны, а затем произвести более конкурентоспособные модификации, предложив их рынку по более низкой цене. При этом японцы успешно переносили технологии и ноу-хау из одной сферы бизнеса в другую. Период интенсивного заимствования западных технологий продолжался до конца 60-х годов. К этому времени японские компании догнали западные. Успех японцев в использовании западных технологий, как базы развития национальной промышленности, очевиден и не подлежит сомнению.

На западе бенчмаркинг, в современной его трактовке, впервые был использован корпорацией Xerox в 1979 году в целях преодоления рыночных проблем, обусловленных катастрофически быстро уменьшающейся долей рынка корпорации. У корпорации не было выбора.

Конкуренты предложили потребителям аналогичные по качеству товары по более низким ценам. Решение  проблемы было найдено немедленно: для определения причин создавшейся ситуации провели сравнительный анализ товаров конкурентов, выявили и оценили их технические характеристики и на этой основе разработали уникальное рыночное предложение.

Воодушевленные полученными результатами, сотрудники корпорации детально изучили опыт японской компании Fuji, адаптация и использование которого привели к успеху и процветанию корпорации Xerox. После чего концепция бенчмаркинга стала неотъемлемой частью бизнес-стратегии корпорации Xerox. В настоящее время Xerox по праву является признанным лидером в области использования технологий бенчмаркинга. Сегодня в США владение и эффективное использование технологий бенчмаркинга – неотъемлемое условие рыночного успеха компании [1].

Джексон Грейсон-младший, глава International Benchmarking Clearinghouse, так определил причины сегодняшней популярности бенчмаркетинга:

1. Глобальная конкуренция.

Сегодня, в эпоху глобализации бизнеса, компании осознают необходимость  всестороннего и детального изучения и последующего использования лучших достижений конкурентов в целях собственного выживания.

2. Вознаграждение за  качество.

В последние годы все  большее распространение получают проходящие на национальном уровне кампании по определению и вознаграждению фирм – лидеров качества. Условия участия в подобных программах предполагают, помимо демонстрации компаниями-участниками конкурентных преимуществ выпускаемых ими продуктов, обязательное применение концепции бенчмаркинга в практике управления компанией.

3. Необходимость повсеместной  адаптации и использования мировых  достижений в области производственных  и бизнес-технологий.

Чтобы не остаться позади своих конкурентов, всем компаниям, независимо от размера и сферы  деятельности, необходимо постоянно  изучать и применять передовой опыт в области производственных и бизнес-технологий [1].

Без сомнения, основной причиной интереса к бенчмаркингу является естественное развитие Total Quality Management (TQM). Использование TQM помогает компаниям понять, что  они «делают плохо и как можно сделать это лучше». Компании, исповедующие концепцию TQM, ставят перед собой цель непрерывного совершенствования, считая, что единственный путь, который может привести компанию к успеху, – постоянное отслеживание и непременное использование достижений, как основных конкурентов, так и мировой практики бизнеса.

Бенчмаркинг – это  не только передовая технология конкурентного  анализа. Бенчмаркинг, во-первых, концепция, предполагающая естественное развитие у компаний стремления к непрерывному совершенствованию, и, во-вторых, сам процесс совершенствования. Это непрерывный поиск новых идей, их адаптация и последующее использование на практике. Необходимо понять, что сравнительный анализ конкурентных преимуществ и осознание необходимости изменений – не заключительный этап процесса бенчмаркинга. Это лишь первый шаг, на котором необходимо дать ответы на вопросы: «Как?» и «Почему?». Важнейшим компонентом концепции бенчмаркинга являются внутрифирменные технологии ведения бизнеса, на основе которых и определяются критерии и степени сравнения.

Менеджмент компаний, применяющих концепцию бенчмаркинга, должен предусматривать постоянное слежение за тем, чтобы проводимая политика была понята и поддержана всеми сотрудниками компании. Ответственность за успешную реализацию концепции должна быть распределена между всем персоналом компании, выполняющим работу, оказывающую влияние на уровень качества выпускаемых товаров. В частности, за качество выпускаемой компанией продукции персональную ответственность должен нести представитель высшего звена управления [1].

Важно понять, что бенчмаркинг  – это деятельность не одного человека, а целой команды, деятельность, которую  необходимо стратегически встраивать в бизнес-план компании.

 

1.2 Виды бенчмаркинга

 

Выделяют четыре вида бенчмаркинга: внутренний бенчмаркинг, бенчмаркинг с конкурентом, функциональный, общий. У каждого из которых есть свои преимущества и недостатки [3].

Внутренний бенчмаркинг.

Внутренний бенчмаркинг  предполагает проведение сравнений  между различными подразделениями организации. В последние годы данный тип бенчмаркинга по причине простоты, во-первых, его организации и проведения и, во-вторых, сбора информации, необходимой для тщательного и детального сравнения, получил наибольшее распространение. Тем не менее, как показывает практика, внутренний бенчмаркинг в большинстве случаев не является оптимальным.

Бенчмаркинг с конкурентом.

Технология проведения данного типа бенчмаркинга намного  сложнее. Основная проблема – конфиденциальность необходимой информации. Как правило, та информация, которая может быть получена и использована, не дает полного представления о протекающих процессах. В последние годы ситуация несколько изменилась и компании охотнее обмениваются информацией подобного рода, безусловно, в интересах повышения общего уровня производства.

Информация о работе Особенности бенчмаркинга и возможности использования его на украинских предприятиях