Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 13:06, научная работа
Цель работы – исследовать процесс внедрения концепции бенчмаркинга на предприятия и возможности его внедрения в Украине.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА»
ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА
Кафедра «Управление качеством»
Научно-исследовательская работа студента
На тему: «Особенности бенчмаркинга и возможности использования его на украинских предприятиях»
Выполнил: студентка гр. КССа – 12с
Хотякова Галина
Проверили: профессор Момот А.И.
Донецк – 2013
Донецький национальный технический университет
Кафедра «Управление качеством»
Специальность 7.000001 "Качество, стандартизация,сертификация"
Дисциплина «Менеджмент качества и системы менеджмента качества»
Утверждаю
Заведующий кафедры
________________ А.И.Момот
"____"_______________2012 р.
ЗАДАНИЕ
на научно-исследовательскую работу студентки
Хотяковой Галины Сергеевны
1. Тема работы: Особенности бенчмаркинга и возможности использования его на украинских предприятиях.
Утверждена «__» ____________2012г.
2. Срок сдачи студентом оконченной работы: «__» ____________ 2013г.
3. Выходные данные работы:
______________________________
4. Содержание пояснительной
записки (перечень вопросов, которые
нужно рассмотреть):___________
______________________________
Дата выдачи задания: «1» ноября 2012 г.
Руководитель __________________
(подпись)
Задание принял _________________
(подпись)
РЕФЕРАТ
Научно-исследовательская
Объект исследования – использование бенчмаркинга в различных организациях и перспективы использования бенчмаркинга в Украине.
Цель работы – исследовать процесс внедрения концепции бенчмаркинга на предприятия и возможности его внедрения в Украине.
Актуальность работы – в современных условиях, в эпоху глобализации бизнеса, компании осознают необходимость всестороннего и детального обмена бизнес-информацией с целью достижения успеха и улучшения работы организации. К тому же современные тенденции ведения бизнеса в Украине предопределяют повышенный интерес к новым теориям и направлениям развития менеджмента и маркетинга. Одним из эффективных способов достижения данной цели является проведение бенчмаркинга.
Бенчмаркинг или эталонное сопоставление это систематический,
БЕНЧМАРКИНГ, КОНКУРЕНЦИЯ, КАЧЕСТВО, БИЗНЕС-ПРОЦЕСС, ПРОЦЕСС, ВНЕШНИЙ БЕНЧМАРКИНГ, ОБЩИЙ БЕНЧМАРКИНГ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЕНЧМАРКИНГ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
3.1 Применение успешного бенчмаркинга не примере компаний
и государств……………………………………………………
3.2 Бенчмаркинг в Украине…………………………………………………26
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….31
Качество является задачей номер один в условиях рыночной экономики, где произошли подлинные революции в этой области. Именно с помощью современных методов менеджмента качества передовые зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках.
Украинские предприятия пока еще имеют отставания в области применения современных методов менеджмента качества. Между тем повышение качества несет поистине колоссальные возможности.
В тоже время произвести качественный продукт, повысить качество, завоевать рынок, превзойти конкурентов, создать лучший продукт и получить большую прибыль хотят все. Можно решать подобные задачи самостоятельно, но есть и другой путь – воспользоваться опытом успешных компаний. Для этого существует бенчмаркинг – технология изучения и внедрения лучших методов ведения бизнеса.
Бенчмаркинг (от англ. benchmark, «начало отсчета», «зарубка») – это механизм сравнительного анализа эффективности работы одной компании с показателями других, более успешных, фирм. Бенчмаркинг находит применение во всех сферах деятельности предприятия – в логистике, маркетинге, управлении качеством, управлении персоналом, и т. д.
Цель работы: исследовать процесс внедрения концепции бенчмаркинга на предприятия и возможности его внедрения в Украине.
Задачи работы: определить понятие бенчмаркинга, определить его принципы и этапы планирования бенчмаркингового процесса, рассказать о практическом применении концепции бенчмаркинга на предприятиях различных стран, выдели основные проблемы развития и спользования бенчмаркинга в Украине.
В 90-х годах о бенчмаркинге (Benchmarking) заговорили повсеместно. Новое направление, появившееся на стыке менеджмента и маркетинга, внесло смятение в умы, как теоретиков, так и практиков бизнеса. Так что же представляет собой бенчмаркинг? Является ли он последней «причудой» менеджмента или современной модой? Отличается ли он от традиционно используемых технологий? Если отличается, то чем? [1]
Сегодня с определенной степенью точности можно утверждать лишь то, что существует огромное количество трактовок данного понятия. Одни считают бенчмаркинг продуктом эволюционного развития концепции конкурентоспособности, другие – программой по улучшению качества, большинство же причисляют его к экзотическим продуктам японской бизнес-практики [2]. В действительности, правда лежит посередине. Бенчмаркинг – продукт эволюционного развития концепции конкурентоспособности, предполагающий разработку программ улучшения качества продукции, впервые появившихся в Японии. В основе бенчмаркинга лежит сравнение продукта конкурента, или какой-либо его части, с продуктом компании, проводящей анализ, с целью повышения конкурентоспособности последнего.
Временем рождения бенчмаркинга можно считать конец 50-х годов. Именно в этот период японские специалисты посещали наиболее известные компании, в основном США и Западной Европы, с целью поглощения идей, которые незамедлительно реализовывались в японских компаниях. Вскоре использование лучших мировых технологий и ноу-хау как в области производства, так и менеджмента, которыми до недавнего времени владел только Запад, японцы стали считать своими конкурентными преимуществами. Они тщательно исследовали западные товары и услуги с тем, чтобы выявить их сильные и слабые стороны, а затем произвести более конкурентоспособные модификации, предложив их рынку по более низкой цене. При этом японцы успешно переносили технологии и ноу-хау из одной сферы бизнеса в другую. Период интенсивного заимствования западных технологий продолжался до конца 60-х годов. К этому времени японские компании догнали западные. Успех японцев в использовании западных технологий, как базы развития национальной промышленности, очевиден и не подлежит сомнению.
На западе бенчмаркинг,
в современной его трактовке,
впервые был использован
Конкуренты предложили потребителям аналогичные по качеству товары по более низким ценам. Решение проблемы было найдено немедленно: для определения причин создавшейся ситуации провели сравнительный анализ товаров конкурентов, выявили и оценили их технические характеристики и на этой основе разработали уникальное рыночное предложение.
Воодушевленные полученными результатами, сотрудники корпорации детально изучили опыт японской компании Fuji, адаптация и использование которого привели к успеху и процветанию корпорации Xerox. После чего концепция бенчмаркинга стала неотъемлемой частью бизнес-стратегии корпорации Xerox. В настоящее время Xerox по праву является признанным лидером в области использования технологий бенчмаркинга. Сегодня в США владение и эффективное использование технологий бенчмаркинга – неотъемлемое условие рыночного успеха компании [1].
Джексон Грейсон-младший, глава International Benchmarking Clearinghouse, так определил причины сегодняшней популярности бенчмаркетинга:
1. Глобальная конкуренция.
Сегодня, в эпоху глобализации бизнеса, компании осознают необходимость всестороннего и детального изучения и последующего использования лучших достижений конкурентов в целях собственного выживания.
2. Вознаграждение за качество.
В последние годы все
большее распространение
3. Необходимость повсеместной
адаптации и использования
Чтобы не остаться позади своих конкурентов, всем компаниям, независимо от размера и сферы деятельности, необходимо постоянно изучать и применять передовой опыт в области производственных и бизнес-технологий [1].
Без сомнения, основной причиной интереса к бенчмаркингу является естественное развитие Total Quality Management (TQM). Использование TQM помогает компаниям понять, что они «делают плохо и как можно сделать это лучше». Компании, исповедующие концепцию TQM, ставят перед собой цель непрерывного совершенствования, считая, что единственный путь, который может привести компанию к успеху, – постоянное отслеживание и непременное использование достижений, как основных конкурентов, так и мировой практики бизнеса.
Бенчмаркинг – это не только передовая технология конкурентного анализа. Бенчмаркинг, во-первых, концепция, предполагающая естественное развитие у компаний стремления к непрерывному совершенствованию, и, во-вторых, сам процесс совершенствования. Это непрерывный поиск новых идей, их адаптация и последующее использование на практике. Необходимо понять, что сравнительный анализ конкурентных преимуществ и осознание необходимости изменений – не заключительный этап процесса бенчмаркинга. Это лишь первый шаг, на котором необходимо дать ответы на вопросы: «Как?» и «Почему?». Важнейшим компонентом концепции бенчмаркинга являются внутрифирменные технологии ведения бизнеса, на основе которых и определяются критерии и степени сравнения.
Менеджмент компаний,
применяющих концепцию
Важно понять, что бенчмаркинг – это деятельность не одного человека, а целой команды, деятельность, которую необходимо стратегически встраивать в бизнес-план компании.
1.2 Виды бенчмаркинга
Выделяют четыре вида бенчмаркинга: внутренний бенчмаркинг, бенчмаркинг с конкурентом, функциональный, общий. У каждого из которых есть свои преимущества и недостатки [3].
Внутренний бенчмаркинг.
Внутренний бенчмаркинг предполагает проведение сравнений между различными подразделениями организации. В последние годы данный тип бенчмаркинга по причине простоты, во-первых, его организации и проведения и, во-вторых, сбора информации, необходимой для тщательного и детального сравнения, получил наибольшее распространение. Тем не менее, как показывает практика, внутренний бенчмаркинг в большинстве случаев не является оптимальным.
Бенчмаркинг с конкурентом.
Технология проведения данного типа бенчмаркинга намного сложнее. Основная проблема – конфиденциальность необходимой информации. Как правило, та информация, которая может быть получена и использована, не дает полного представления о протекающих процессах. В последние годы ситуация несколько изменилась и компании охотнее обмениваются информацией подобного рода, безусловно, в интересах повышения общего уровня производства.