Особенности бенчмаркинга и возможности использования его на украинских предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 13:06, научная работа

Описание работы

Цель работы – исследовать процесс внедрения концепции бенчмаркинга на предприятия и возможности его внедрения в Украине.

Файлы: 1 файл

НИРС МК.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

Бенчмаркинг уже давно  завоевал к себе симпатию и успешно  реализуется в практике многих зарубежных компании. Он активно используется, начиная с 1970-х годов, и для большинства компаний не является новым. Однако, в Украине его применение по-прежнему весьма умеренно. Причин для этого много [10].

Во-первых, это закрытые способы ведения бизнеса, недоступность бизнес-информации и неразвитая информационная инфраструктура общества. К тому же, в настоящее время, значительно осложняет ситуацию мировой экономический кризис, так как в таких условиях информация о деятельности предприятий и общеэкономической ситуации становится еще более недостоверной и менее доступной.

Во-вторых, недоверие  со стороны руководства к обмену опытом со своими конкурентами. По мере усугубления общеэкономической  ситуации в стране обостряются отношения  конкурентов, все более закрытой становится технология ведения бизнеса.

В-третьих, низкий уровень  социальной ответственности, консерватизм и особенности украинского менталитета.

В-четвертых, несовершенство систем менеджмента малого бизнеса  и отсутствие реальной поддержки  со стороны государства, а также неразвитость теоретической базы и отсутствие методических инструментов по управлению предприятиями малого бизнеса в Украине.

В-пятых, отсутствие отраслевых исследований или же недоступность  для основной массы предприятий  результатов таких исследований. При этом неточность теоретического инструментария, неразвитость инфраструктуры бенчмаркинга в Украине и отсутствие на рынке труда специалистов в этой области ограничивают популярность данного метода на отечественных предприятиях.

Несмотря на массу  проблем и сложностей, украинский менеджмент все-таки проявляет зарождающийся  интерес к бенчмаркингу и делает первые шаги по его внедрению. Необходимо отметить, что, несмотря на начальную  стадию развития методики бенчмаркинга в Украине, многие менеджеры благодаря личным связям и неформальным отношения с партнерами, коллегами или конкурентами, часто используют лучшие достижения друг друга у себя в организациях. Такое общение способствует принятию эффективных бизнес-решений, формированию перспективных идей и созданию прибыльных проектов.

Для того чтобы руководители украинских компаний осознали значимость и эффективность бенчмаркинга, а  также стали его активно применять  в своей практической деятельности необходимо устранить барьеры, которые  препятствуют его внедрению. Таким образом, значительную роль в пропаганде бенчмаркинга в Украине играют СМИ, консалтинговые агентства, образовательные учреждения и тренинговые центры, которые должны способствовать распространение информации о данном методе, так как многие руководители и сотрудники компаний слабо осведомлены или же имеют ложное представление о методе эталонного сопоставления. Активному развитию методики бенчмаркинга должно способствовать содействие государственных институтов и использование систем налогообложения и финансового учета, которые отражают реальные данные о деятельности предприятий, так как бенчмаркинг основан на фактических данных и точном анализе. При этом необходимо помнить, что бенчмаркинг строится на открытом партнерстве и взаимной заинтересованности сторон. Кроме того, национальные компании должны быть ориентированы на мировые стандарты и активно сотрудничать с иностранными партнерами, но при этом учитывать интересы и особенности национального бизнеса.

Бенчмаркинг является выгодным как на уровне отдельных компаний, так и на уровне общества в целом. Активный обмен информацией, использование достижений других и открытое ведение бизнеса является более выгодными и весьма эффективными, а применение данного метода приводит к прибыльному предпринимательству, созданию полезной конкуренции и удовлетворению потребностей общества.

Грамотное использование  методики бенчмаркинга, наличие высококвалифицированных  штатных специалистов и внешних  консультантов по ее внедрению позволяют [11]:

- во-первых, объективно и комплексно оценить динамику развития своей организации на фоне развития рынка;

- во-вторых, способствуют определению перспектив развития организации, формированию стратегических ориентиров и созданию неоспоримых конкурентных преимуществ на рынке;

- в-третьих, содействует  достижению положительного результата  и повышению как коммерческого,  так и социального эффекта  для организации.

Кроме того, инструментарий бенчмаркинга позволяет повысить уровень  компетенции руководства и топ-менеджеров предприятия, а также способствует развитию украинского бизнеса и внедрению прогрессивного мирового опыта в практике национальных компаний, что так необходимо и значимо для нашей экономики сегодня.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Бенчмаркинг – это механизм сравнительного анализа эффективности работы одной компании с показателями других, более успешных, фирм. Бенчмаркинг находит применение во всех сферах деятельности предприятия – в логистике, маркетинге, управлении качеством, управлении персоналом, и т. д.

Основные цели бенчмаркинга: повышение доходности и эффективности; ускорение процесса изменений и управление им; постановка гибких целей; осуществление прорыва в области инноваций; создание духа постоянной боевой готовности компании; преодоление самодовольства организации; расширение ее кругозора; осознание достижений мирового класса; принятие более обоснованных решений.

Украинские экономисты не остались в стороне от инновационного явления, хотя возможность его применения оценивается далеко неоднозначно. 
Как считают специалисты, применение бенчмаркинга в Украине сдерживается рядом причин. Это непрозрачность среды обитания предприятий, недоступность открытой информации для сравнения и обмена опытом, неразвитость инфраструктуры бенчмаркинга, отсутствие «клубов» для поиска партнеров по бенчмаркингу, равнодушие государства к этому вопросу. 
В Японии, США и других странах программы бенчмаркинга развиваются при государственной поддержке. Считается, что благодаря такому обмену опытом выигрывает экономика страны в целом. Увы, в списке членов Глобальной сети бенчмаркинга, в котором помимо мировых лидеров есть и такие близкие к нам страны, как Венгрия, Румыния, Чехия, наша страна пока не значится.

Использование методики бенчмаркинга позволит: объективно и комплексно оценить динамику развития своей организации на фоне развития рынка; способствуют определению перспектив развития организации, формированию стратегических ориентиров и созданию неоспоримых конкурентных преимуществ на рынке;содействует достижению положительного результата и повышению как коммерческого, так и социального эффекта для организации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Михайлова Е.А. Основы бенчмаркинга // Менеджмент в России и за рубежом, 2001. – № 1 // http://www.dis.ru/manag/arhiv/2001/1/10.html
  2. Elitarium.ru Бенчмаркинг – менеджмент или шпионаж? http://www.elitarium.ru/print.php?id†&npage=1&PHPSESSID_16a6338c0c8c5ecbb21d00660c044b
  3. Менеджмент в России и за рубежом, 2007. Р.Рейдед., Бенчмаркинг как инструмент определения стратегии и повышения прибыли.
  4. Дмитренко Н.М.  Бенчмаркінг як інструмент максималізації результативностідіяльності малих підприємств /  Н.М. Дмитренко //  Науковий вісник БДФА.  Серія: Економічні науки : зб. наук. праць. – Чернівці : Технодрук, 2009. –Вип. 3. – С. 239-243
  5. Михайлова Е.А. Основы бенчмаркинга: основные принципы концепции и планирование бенчмаркингового проекта // Менеджмент в России и за рубежом,  2001. –  №3 http://www.dis.ru/manag/arhiv/2001/3/12.html
  6. Маркетинг в России и за рубежом, №4 (54)/ 2006. Стариков В.В., Бенчмаркинг - путь к совершенству;
  7. Ковальчук С.  Бенчмаркінг як універсальний інструмент оцінювання стратегічної діяльності підприємства / С. Ковальчук // Маркетинг в Україні. – 2010. – № 3. – С. 20-3
  8. Коваленко О.В. Сутність та особливості бенчмаркінгу в антикризовому управлінніпідприємством / О.В. Коваленко // Механізм регулювання економіки. – 2009. – №3. – С.140-145.
  9. Ашуев А.М. Бенчмаркінг та інформаційне забезпечення процесу нововведень//Зб. наук. праць Донецького державного університету. Сер.: Економіка. - 2004.-Т.5; Вип. 34: Економіка та маркетинг підприємства і території. - С. 140-146.
  10. Ціпан О.Я.  Основні аспекти і проблеми розвитку бенчмаркінгу в Україні / О.Я. Ціпан // Економіка. Фінанси. Право. – 2009. – №5. – С. 9-11.
  11. Козак Н. Бенчмаркінг як інструмент підвищення конкурентоспроможності компанії// Управление компанией . - 2000. - № 1-2. 

Информация о работе Особенности бенчмаркинга и возможности использования его на украинских предприятиях